Современный многополярный мир с регулярной частотой сотрясают различного рода кризисы, которые часто переводятся в плоскость военного противостояния. Локальные военные конфликты в нашем глобальном мире часто становятся интернациональными, и напротив местные конфликты часто имеют причиной международное противостояние. Экономические и политические кризисы с регулярной частотой переходят в горячую фазу в Европе, Азии и Африке. Глобальные и региональные лидеры ответственные за сохранения мира и поддержание правопорядка нередко сами становятся инициаторами боевых действий.
В череде многих событий есть и удачные примеры разрешения кризисных, и, казалось бы, патовых ситуаций при содействие внешних сил. Одним из таких удачных примеров является преодоление политического и экономического кризиса в Зимбабве, во многом благодаря участию ЮАР. Правительство ЮАР смогло в критические ситуации посадить стороны конфликта за стол переговоров для мирного нахождения консенсуса.
В настоящей статье будет проанализирован положительный опыт внешнего участия для регуляции конфликта и минимизации его последствий. По нашему мнению, подобный опыт является практической демонстрацией взятых на себя международных обязательств, о которых нередко забывают ведущие страны международной политики.
Исторически судьба Зимбабве и ЮАР сильно переплетались: схожее колониальное прошлое, особый тип колониализма, утвердившейся до Второй мировой войны, во многом одинаковые проблемы после прихода к власти демократического большинства.
Одной из основных проблем, стоявших перед Зимбабве и ЮАР, после обретения независимости был вопрос перераспределения экономических благ. Особый тип колониализма господствующий в Зимбабве (Родезии) и ЮАР, обусловил крайне неравное обладание экономическими благами. Доходы белых граждан превосходили доходы африканцев в десятки раз. Естественно, что основной задачей новых правительств в этих двух странах стало преодоление этой громадной экономической поляризации.
В 1980 г. после заключенных ланкастерхауских соглашений к власти в Зимбабве приходит черное большинство, во главе с бессменным лидером Робертом Мугабе (первые 7 лет он был премьер-министром, а затем президентом). Согласно заключенным соглашениям экономические блага (прежде всего, земли пригодные для сельского хозяйства) оставались в руках белого меньшинства. Перераспределение земель должно было идти постепенно, в первую очередь посредством выкупа земель у белых фермеров и передачи их африканцам. Финансирование перераспределение земель должны были осуществлять Великобритания и США посредством специально созданного фонда. Однако этот пункт не был формально закреплен в ланкастерхауском соглашении, что дало возможность США и Великобритании отказаться от принятых обязательств.
Поэтому даже спустя двадцать лет после прихода к власти лидеров африканских освободительных движений, экономическая власть во многом продолжала оставаться в руках немногочисленных белых фермеров. По статистике к концу 1999 г. 1,2 млн. африканских семей владели 15,5 млн. га пригодной для сельского хозяйства земли, в то время как менее 50 тыс. белых фермеров обладали около 12 млн. га. земли. Данная ситуация усугублялась еще тем, что в отличие от ЮАР Зимбабве преимущественно аграрная страна. Нерешенный земельный вопрос стал именно тем пусковым механизмом, который спровоцировал длительный экономический и политический кризис страны.
Падение популярности правящей партии ЗАНУ-ПФ (Zimbabwe African National Union – Patriotic Front – Африканский национальный союз Зимбабве – Патриотический Фронт), а также ухудшение экономической ситуации подталкивают Р. Мугабе к радикальным действиям.
В феврале 2000 г. африканцы захватывают сразу несколько белых ферм. После того, как суд признает эти действия незаконными и обязывает вернуть земли владельцам, президент Р. Мугабе выступает с речью, в которой призывает народ к исторической справедливости и обещает наделить землей 1 млн. безземельных африканцев. После этого призвания начинается массовое изгнание белых фермеров с их земель, а полиции дан указ не вмешиваться. К апрелю 2000 г. более 800 ферм было захвачено, при этом убиты несколько фермеров, большая часть урожая погибла или была расхищена. Эта кампания по отъему ферм у белого населения нашумела на весь мир и фактически стала причиной многих международных санкций.
Следом за этими событиями в июне 2000 г. происходят парламентские выборы, на которые не допускается большая часть иностранных наблюдателей. Несмотря на нарушения, которые зафиксировала оппозиция и многие из которых были признаны Верховным Судом, результаты выборов не аннулируются, а сами выборы объявляются успешно проведенными. Правящая партия ЗАНУ-ПФ с трудом набирает большинство в 62 голоса из 120, основной конкурент МДС (Т) – 57 мест.
Эти события происходят на фоне катастрофического экономического кризиса, затронувшего все основные сферы экономики страны. В 2000-2007 гг. объем сельскохозяйственной продукции в Зимбабве снизился на 51%, промышленное производство сократилось на 47%, а добывающая промышленность – на 35%. ВВП на душу населения сократился более чем на 40%. Галопирующие темпы роста инфляции побили все мировые рекорды, достигнув на пике своего значения, по некоторым данным, в 231% млн. за год.
Страна, некогда бывшая житницей Африки, остро сталкивается с проблемой нехватки продовольствия, только внешнее содействие позволяет избежать массового голода среди населения.
На фоне этих событий правящая партия ЗАНУ-ПФ теряет свою популярность. В том время как образованная в 1999 г. оппозиционная партия МДС (Movement for Democratic Change Движение за демократические перемены) во главе с Морганом Тсвангираи становится все более популярной. Фактически Зимбабве к тому времени разделилась на два лагеря: крупные города (Хараре, Булавайо), а также большинство округов Матабеленда поддерживали М. Тсвангираи, тогда как Р. Мугабе пользовался популярность среди преимущественно сельских жителей в остальных районах страны.
Политическая элита ЮАР в лице АНК (African National Congress – Африканский национальный конгресс), имея похожие проблемы у себя в стране, пристально следила за реформами Р. Мугабе в области перераспределения экономических благ (прежде всего, в области землепользования).
Экономический и политический кризис в Зимбабве стал испытанием на прочность внешнеполитической доктрины ЮАР, еѐ приверженности принципам африканской солидарности. Для правительства, возглавляемого президентом Табо Мбеки события в Зимбабве стали крупнейшим внешнеполитическим вызовом. Несмотря на критику «тихой» южноафриканской дипломатии, правительству ЮАР удалось, если не разрешить, то минимизировать последствия кризиса.
Стоит отметить, что ЮАР выступала инициатором разрешения кризиса не только по гуманитарным соображениям. Республика стремилась не допустить полного краха экономики Зимбабве, т. к. несла значительные финансовые потери от сокращения торговых связей. К примеру, значительные доходы ЮАР получала от транзита товаров из Зимбабве к портам ЮАР. Отрицательно на политическую стабильность ЮАР влиял и огромный поток нелегальных мигрантов, по некоторым оценкам достигшим 3 млн. человек. Столь обширная миграция ухудшала криминогенную ситуацию, в условиях высокой конкуренции за низко квалифицированную работу провоцировала конфликты на почве трудоустройства, что привело к всплеску насилия в крупных городах ЮАР в 2008 г., когда произошли массовые столкновения южноафриканцев с мигрантами из других африканских стран. Для их подавления впервые со времен крушения апартеида власти ЮАР вынуждены были ввести армию в города.
В этих условиях ЮАР вынуждена сохранять за собой главенствующую роль в преодоление зимбабвийского кризиса. Еще в 2002 г. ЮАР по решению Содружества вместе с Нигерией берет на себя роль посредника между правительством Зимбабве и оппозицией. Аналогичную роль президенту ЮАР поручает САДК (Southern African Development Community Сообщество развития Юга Африки). В дальнейшем роль ЮАР в качестве посредника во внутренних зимбабвийских противоречиях только возрастает. В годы экономического кризиса и нехватки продовольствия в Зимбабве ЮАР организовывала многочисленные продовольственные и гуманитарные поставки в Зимбабве.
В марте 2008 г. при активном содействии ЮАР в Зимбабве проводятся парламентские и президентские выборы. Итогом парламентских выборов стала победа оппозиционной партии МДС, к тому времени уже разделенной на две формации: МДС-Т (М. Тсвангираи) и МДС-М, возглавляемая профессором Артуром Мутамбарой. Президентские выборы были еще более неоднозначны. После первого тура голосования, где ни Р. Мугабе, ни М. Тсвангираи не получили более 50% голосов, назначается второй тур. По итогам первого тура, а также по опросам общественного мнения лидировал М. Тсвангираи, однако, за несколько недель до второго тура он снимает свою кандидатуру, ссылаясь на запугивание, угрозы и преследование его сторонников.
В таких обстоятельствах на втором этапе выборов на безальтернативной основе побеждает Р. Мугабе, набрав более 85% голосов. Эти неоднозначные выборы еще более усугубили политический кризис и противостояние сторон, что крайне негативно сказывалось и на без того неблагополучной экономической ситуации.
Выход был найден благодаря посредничеству ЮАР. В сентябре 2008 г. противоборствующие стороны конфликта в лице ЗАНУ-ПФ, МДС-Т и МДС-М подписывают «Глобальное политическое соглашение» (ГПА). Это соглашение стало первым шагом в преодоление экономического и политического кризиса. Соглашение предусматривало создание новой конституции, создание компромиссного кабинета министров, проведение новых президентских и парламентских выборов.
Стоит отметить, что ЮАР никогда не позволяла себе резких заявлений или осуждений какой-либо из сторон конфликта в Зимбабве. Внешнее содействие с ее стороны сводилось к тому, что ЮАР всегда стремилась усадить стороны конфликта за стол переговоров, не допуская эскалации взаимоотношений.
В то же самое время ЕС и США, резко критикующие режим Р. Мугабе, не раз осуждали «тихую дипломатию» ЮАР, ее излишне «мягкую» позицию по отношению к Зимбабве. Не однозначно отношение и внутри самой АНК к зимбабвийской проблематике. Так, один из дипломатов ЮАР крайне осторожно выразил свое несогласие с политикой Р. Мугабе: «Мы за перераспределение земли, но не согласны с процессом перераспределения». В то же самое время среди представителей АНК есть и сторонники «жесткой линии» президента Р. Мугабе, к примеру, экс-председатель молодежного крыла АНК – Джулиус Малема не раз выражал свою поддержку политическому режиму Р. Мугабе и одобрение его политики.
Сегодня, зимбабвийское направление внешней политике ЮАР курирует специальная группа, созданная президентом ЮАР Джейкобом Зумой. Возглавляет группу один из ветеранов АНК Мак Махарадж, помимо него в состав группы вошли советник по международным вопросам Линдиве Зулу и советник президента ЮАР по политическим вопросам Чарльз Нкакула.
Подводя итоги, можно отметить, что роль ЮАР в преодоление зимбабвийского кризиса чрезвычайно высока. Однако клубок противоречий в Зимбабве еще не распутан до конца. Зимбабвийской проблематика еще не один год будет внешнеполитическим вызовом для ЮАР и ее лидеров.
Список литературы
- Fast Track Land Reform in Zimbabwe // Human Rights Watch. Vol. 14, № 1 (A) . Р. 9.
- Аграрный сектор обеспечивает примерно 60% занятости населения Зимбабве, по данным Africa Development Indicators // World Bank. –
- Кудашкина Е. Мугабе уходит // Эксперт. 2008. №
- Архангельская А. А. Внешняя политика демократической ЮАР. М., – С. 221.
- Шубин Г. В. Кризис в Зимбабве (1997-2007) / Сб. статей «Проблемы развития ЮАР и Зимбабве». М., 2007. -С 57-58.
- Архангельская А. А. Внешняя политика демократической ЮАР… С. 229 6 Шубин Г. В. Кризис в Зимбабве… С. 29.