В статье геополитических и геоэкономических отношений между Казахстаном и Китаем. Автор обращает внимание пограничные вопросы между двумя странами. В системе двусторонних и многосторонних отношений Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана с Китаем важное значение имеет развитие и укрепление дружеских отношений с этим государством на основе принципов взаимоуважения, которые распространяют сферу действия прежде всего на ныне существующие между ними государственные границы.
Китай в последнее время активно претендует на роль одного из лидеров мировой политики, и оснований на такое мировое первенство у него более чем достаточно: Китай обладает крупнейшим населением, значительной китайской диаспорой по всему миру, а также достаточно мощным экономическим и военным потенциалом. Поэтому данная статья будет посвящена взаимоотношениям новых центрально-азиатских государств с Китаем по поводу пограничного вопроса.
В системе двусторонних и многосторонних отношений Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана с Китаем важное значение имеет развитие и укрепление дружеских отношений с этим государством на основе принципов взаимоуважения, которые распространяют сферу действия прежде всего на ныне существующие между ними государственные границы. Обосновать такое мнение можно тем, что после 1992 г. проблема бывшей советской границы с Китаем приобрела гораздо более сложный характер, так как в течение нескольких десятилетий КНР придерживалась позиции пересмотра и уточнения границы с СССР на Дальнем Востоке и Центральной Азии. Поэтому, придавая большое политическое и юридическое значение роли границ как фактора, определяющего пределы территории и сферу территориальной юрисдикции, каждое из этих государств понимает, что взаимное уважение границ как между собой, так и с Китаем должно рассматриваться как необходимое условие сохранения мира и обеспечения безопасности в центрально-азиатском регионе. С этой целью стороны обязаны в соответствии с международным правом воздерживаться от любых посягательств на границы друг друга и от любых требований или действий, направленных на захват части или всей территории друг друга. Также они должны учитывать, что границы могут изменяться на основе норм международного права, мирным путем и по соглашению между государствами, и что этому вопросу посвящены нормативные положения принципов нерушимости границ и территориальной целостности государств.
В настоящее время, после прекращения существования СССР, государства осуществляют комплекс новых правовых совместных действий по точному и окончательному установлению своих государственных границ. В этой связи в рамках рассматриваемой темы необходимо уделить особое внимание двум аспектам: многосторонней форме сотрудничества с участием всех заинтересованных сторон и определению состояния содержания двусторонних отношений Казахстана и Китая.
До августа 1991 г. переговоры с Китаем вела советская правительственная делегация с участием представителей сопредельных с КНР союзных республик. Однако после распада СССР вопрос "раздробился" в связи с образованием республик Центральной Азии. Китай имел все основания продолжать рассматривать проблему как наследие истории. В этой связи необходимо рассмотреть пограничный вопрос с Китаем с точки зрения системного анализа. Исходя из этого, в качестве системы можно взять взаимоотношение между СССР и КНР по поводу спорных территорий. Элементами этой системы будут Советский Союз и Китай, стремящиеся обеспечить нерушимость своих границ и территориальную целостность. Структура данной системы базируется на наличии общей границы и существовании спорных территорий, отсюда стремление каждого из элементов завладеть последними. Функция как реакция системы проявилась в военных инцидентах 1969 г. на острове Даманский и озере Жаланашколь. Данная система претерпела трансформацию с точки зрения конфигурации соотношения сил, поскольку с распадом СССР увеличилось количество акторов в системе (в качестве новых акторов появились Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан). В результате трансформации образовалась новая система, элементами которой явились Россия, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан с одной стороны, и Китай с другой. Структура новой системы основывалась на тех же принципах, то есть наличии общей с Китаем границы и существовании спорных участков. Функцией данной системы явилась активизация переговорного процесса с целью окончательного урегулирования пограничного вопроса и обеспечения, таким образом, территориальной целостности и нерушимости границ.
После образования в декабре 1991 г. СНГ для ведения переговоров с Китаем по пограничным вопросам вместо правительственной делегации СССР Соглашением, подписанным в Минске 8 сентября 1992 г., была создана единая делегация правительств Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан. Это Соглашение было одобрено Постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 17 июля 1992 г. [1].
В Соглашении были подтверждены достигнутые договоренности и принципы ведения переговоров бывшей правительственной делегации СССР и правительственной делегации КНР. Каждая из республик зафиксировала это положение в двусторонних соглашениях с Китаем.
В новом формате делегация возобновила переговоры с Китаем по пограничным вопросам в октябре 1992 года. Переговоры проводились и проводятся как в форме пленарных заседаний делегаций, так и на уровне рабочих групп, созданных в рамках этой делегации. Сейчас действуют три рабочие группы. Одна из них занимается обсуждением оставшихся несогласованных вопросов, другая юридическая готовит соглашение о прохождении согласованной линии границы, а третья занимается подготовкой топографической карты, которая будет использоваться при ее дальнейшей демаркации.
После распада Советского Союза давние китайско-советские пограничные споры достались по наследству, с одной стороны, Казахстану, России, Кыргызстану и Таджикистану, и с другой Китаю, переплетясь в сложный узел территориальных разногласий и проблем безопасности. К примеру, с 1964 г. власти Китая считали, чтопограничная линия, определившаяся в конце XIX – начале XX в., не соответствует реальному положению вещей, так как была проведена во времена, когда Китай был очень слабым, а Россия – могучей державой, и потому современное руководство КНР рассчитывало на их пересмотр. В результате после обретения независимости в 1991 г. на 19 участках общей площадью около 34000 кв. км возникли территориальные споры между постсоветскими республиками – Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Китаем. Среди них 11 участков площадью 2235 кв. км приходились на казахстанско-китайский участок границы, 5 участков площадью 3728 кв. км приходилось на китайско-кыргызский участок границы и 3 участка в 28430 кв. км – на китайско-таджикский участок границы. Под контролем Китая тогда находилось 3 участка из 19 общей площадью 270 кв. км, среди них на казахстанско-китайском отрезке границы – 2 участка площадью 70 кв. км., на китайско-кыргызском отрезке – 1 участок площадью 200 кв. км. Кыргызстан и Таджикистан контролировали по 1 участку площадью 230 кв. м и 2800 кв. км. соответственно. Кроме того, существовало 11 участков, куда был дозволен свободный доступ лицам обеих сторон, среди которых – на китайско-казахстанском отрезке границы 8 участков, на китайско-кыргызском отрезке – 2 участка и на китайско-таджикском отрезке – 1 участок. Дополнительно имелись ещѐ 3 участка, по одному в каждой из этих центральноазиатских республик, куда гражданам обеих сторон запрещалось входить [2].
Следует отметить, что для конструктивного решения пограничных вопросов с Китаем в 1996 г. была создана «Шанхайская пятерка» в составе Казахстана, Китая, Кыргызстана, России и Таджикистана. После вхождения Узбекистана в 2001 г. она была трансформирована в региональную организацию многостороннего сотрудничества Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС). История «Шанхайской пятерки» (ныне ШОС) началась с подписания главами государств-участниц двух основных документов: Соглашения об укрепления доверия в военной области в районе границы, подписанного 26 апреля 1996 г. в Шанхае (Шанхайское соглашение) [3], и Соглашения о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы, подписанного 24 апреля 1997 года в Москве (Московское соглашение). Предусмотренный данными соглашениями детальный механизм выполнения подписанных договоренностей и создание Совместной Контрольной Группы (СКГ), призванной контролировать выполнение взятых обязательств, определили успешную реализацию соглашений в последующие годы.
Нужно подчеркнуть, что переговоры по вопросам углубления мер доверия в районе государственной границы между СНГ и КНР, решение которых способствовало бы укреплению безопасности, сохранению спокойствия и стабильности в районе границы, начались между бывшим СССР и КНР еще в ноябре 1989 года. Тогда обе стороны впервые сели за стол переговоров с целью установить отношения дружбы и добрососедства. С тех пор до 1991 г. было проведено 22 раунда переговоров, результатом которых стало подписание между Правительством СССР и Правительством КНР Соглашения о руководящих принципах взаимного сокращения вооруженных сил и укрепления доверия в военной области в районе советско-китайской границы от 24 апреля 1990 года. Однако в связи с распадом в декабре 1991 г. СССР его обязательства по этому международному договору как государства-предшественника должны были переходить к новым государствам-преемницам. Те, выступающие как Совместная Сторона в переговорных механизмах с КНР, не отрицали юридического значения данного договора и обязались руководствоваться его положениями, с учетом последствий политических изменений вместе с китайской делегацией. Такая постановка вопроса однозначно требовала уточнения или пересмотра прав и обязанностей, вытекающих из этого договора для каждого участника переговорного процесса. В результате с 1992 по 1996 гг. были проведены 17 раундов бесед и встреч на разных официальных уровнях, затрагивающих интересы пяти государств, общая протяженность границ которых составляет 7,5 тыс.километров и в которых проживает почти половина всего населения нашей планеты. Итоговой формой длительной, кропотливой и трудной серии раундов стало подписание 26 апреля 1996 года в Шанхае Соглашения между Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой об укрепления доверия в военной области в районе границы. Соглашение, подписанное главами всех пяти государств, ознаменовало собой не только событие исторической важности, но и стало первым международным договором такого рода в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Как полномасштабный военно-политический документ Соглашение создает необходимые гарантии укрепления региональной безопасности, сохранения спокойствия и мира в районе границы, а также представляет собой важный совместный вклад пяти сопредельных государств в дело обеспечения стабильности, безопасности и развития в Азиатско-тихоокеанском регионе и может служить примером для других государств данного региона.
Учитывая большое международно-правовое значение Соглашения, Стороны договорились распространить его текст в качестве официального документа ООН, что впоследствии было осуществлено совместными усилиями Постоянных Представительств Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Китая при ООН. Если обратиться к тексту Соглашения, как к юридическому документу, то согласно ему Стороны принимают на себя следующие обязательства:
- вооруженные силы Сторон, дислоцированные в районе границы, как составная часть вооруженных сил Сторон, не будут использоваться для нападения на другую сторону, вести какую-либо военную деятельность, угрожающую другой Стороне и нарушающую спокойствие и стабильность в районе границы.
- Стороны уведомляют о временном выводе войск и вооружений из 100километровой географической зоны по обе стороны от линии границы между Казахстаном, Кыргызстаном, Россией, Таджикистаном – с одной стороны, и Китаем – с другой стороны.
- Стороны не проводят военные учения, направленные против другой стороны, а также в 100-километровой географической зоне по обе стороны от линии границы согласовывают численность войск (так, на казахстанско-китайском участке в войсковых учениях не может быть занято более 4 тыс. человек), а также вводят множество чисто военных ограничений, создают систему взаимного информирования, приглашения наблюдателей и предотвращения всех инцидентов. В последнем случае интересно отметить, что Стороны все же оговаривают свои действия при возникновении «неясной ситуации в районе границ» и даже «инцидентов, вызванных опасной военной деятельностью».
Как гласит ст. 8 Соглашения, в подобных случаях Стороны должны принимать меры по прекращению такой деятельности, прояснению ситуации (исключительно путем консультаций) и возмещению ущерба. Возмещение ущерба, возникшего в результате опасной военной деятельности одного из государств, осуществляется этим государством в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
Ратификация Соглашения в Казахстане была осуществлена Парламентом страны 24 декабря 1996 г., и таким образом, республика приняла на себя международно-правовые обязательства по его выполнению.
В целом, по своему политическому содержанию, географическому масштабу и юридическому значению подписанное в Шанхае 26 апреля 1996 г. пятистороннее Соглашение является уникальным, так как создает надежные предпосылки безопасности и стабильности в Азиатско-тихоокеанском регионе и полностью соответствует сути внешнеполитической стратегии Казахстана. В Соглашении отмечалось, что оно не направлено против третьих стран, не является новой формой военного союза и представляет собой лишь модель установления нового порядка в мире после окончания Холодной войны в целях сохранения мирной обстановки в регионе. В дальнейшем заключенное соглашение сыграло позитивную роль в разрешении пограничных проблем между КНР и РК.
В развитие Соглашения между Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой об укреплении доверия в военной области в районе границы от 26 апареля 1996 г. Стороны, спустя год, то есть 24 апреля 1997 г., подписали в Москве еще один пятисторонний международный договор – Соглашение между Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы. Следует подчеркнуть, что подписанию данного Соглашения тоже предшествовало семь напряженных лет работы совместных Правительственных делегаций республик бывшего СССР и КНР, в течение которых стороны занимались окончательной отработкой текстов Соглашения, Протоколов к нему и прилагаемых к Соглашению карт географических районов.
В соответствии с Соглашением стороны подтвердили свое стремление на основе принципа взаимной и равной безопасности сократить вооруженные силы, размещенные в районе границы между Казахстаном, Кыргызстаном, Россией, Таджикистаном и Китаем, до минимального уровня и обязались придать вооруженным силам, остающимся в районе границы, исключительно оборонительный характер. Географическими пределами применения Соглашения является географический район, расположенный на глубину в 100 километров по обе стороны от линии границы между Казахстаном, Кыргызстаном, Россией, Таджикистаном с одной стороны, и Китаем с другой стороны.
Необходимо также обратить внимание на то, что взаимное сокращение вооруженных сил в районе границы Сторонами будет осуществляться по принципу асимметрии: у кого больше того или иного вида вооруженных сил, вооружений и боевой техники, тот и сокращает больше, чем другая сторона. При этом следует отметить, что этот принцип впервые был выдвинут как основополагающий в Соглашении между Правительством СССР и КНР о руководящих принципах взаимного сокращения вооруженных сил и укрепления доверия в военной области в районе советско-китайской границы от 24 апреля 1990 г. Что же касается контрольных механизмов осуществления и соблюдения Соглашения 1997 г., то каждая из Сторон имеет право проводить и берет на себя обязательство принимать инспекции и проверки в географических пределах применения Соглашения раздельно для вооруженных сил и пограничных войск (пограничных частей) Сторон в соответствии с Протоколом о контроле и проверках.
Необходимо отметить, что встречи глав государств «Шанхайской пятерки» становились регулярными и, более того, традиционными. Следующий саммит глав пяти государств состоялся 3 июля 1998 года в Алматы, в ходе которого наметилась тенденция к расширению сфер сотрудничества. В итоге, совместная деятельность «Пятерки» не ограничилась решением пограничных вопросов.
24-25 августа 1999 г. в Бишкеке состоялась четвертая встреча глав государств, по итогам которой были подписаны Бишкекская Декларация и Соглашение между Казахстаном, Кыргызстаном и Китаем о точке стыка государственных границ трех государств.
Одним из значимых событий в эволюции объединения стал пятый саммит глав государств «Шанхайской пятерки» в Душанбе, состоявшийся 5 июля 2000 года. В подписанной Душанбинской декларации уже прямо подчеркивалось стремление сторон превратить «Шанхайскую пятерку» в региональную структуру многостороннего сотрудничества в различных сферах. Это стало необходимым не только в связи с расширением сфер деятельности, но и для более эффективного скоординированного сотрудничества в рамках предыдущих договоренностей. Помимо Душанбинской декларации, на саммите было подписано трехстороннее Соглашение о точке стыка государственной границы между Кыргызстаном, Китаем и Таджикистаном. Подписанием данного соглашения закончился трудный процесс юридического уточнения государственной границы между пятью странами-участницами.
Главным событием 2001 г. стала встреча глав государств, которая прошла 15 июня в Шанхае. Шанхайский саммит стал ключевым событием в истории объединения, поскольку произошла правовая трансформация объединения «Шанхайская пятерка» была трансформирована в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС). Это стало необходимым ввиду расширения круга обсуждаемых проблем и сфер сотрудничества, включая экономический блок (напомним, что «Шанхайская пятерка» первоначально была призвана заниматься пограничным вопросом), и присоединения третьих стран в лице Узбекистана, не имеющего общей границы с Китаем. ШОС по сравнению с «Шанхайской пятеркой» ставит своей целью создание единой системы безопасности в Центральной Азии.
Список литературы
- Аманжолов Ж.М. Территориальные и пограничные взаимоотношения Казахстана и других республик бывшего СССР с Китаем // Вестник КазГУ. Серия «Международные отношения и международное право». – №1(3). С.87.
- Чжен Кун Фу. Геополитика Казахстана. Между прошлым и будущим. – Алматы, 1999.С.292.
- Государственная граница. Сборник нормативно-правовых актов и международноправовых документов. – Алматы, 2000. С. 35-45.