В статье рассматривается роль и важность проекта «Западная Европа и Западный Китай». Несмотря на определенные результаты, политика диверсификации и инновационного развития не была реализована в полной мере в связи с наличием ряда системных эффектов, объективно присущих ресурсным экономикам стран с развивающимися рынками. Масштабы выделенных государственных инвестиций на диверсификацию были недостаточны и распылены, что не могло привести к каким-либо серьезным структурным сдвигам. В результате структура экономики сохранила сырьевую направленность, а структура занятости характеризует низкую эффективность использования трудового потенциала.
Казахстан стоит сегодня на рубеже нового этапа социально-экономической модернизации и политической демократизации. Только при наличии современной конкурентоспособности и открытой рыночной экономики, не ограниченной рамками только сырьевого сектора, основанной на уважении и защите частной собственности и контрактных отношений, инициативе и предприимчивости всех членов общества, возможно поднять экономику страны на уровень мировых стандартов.
В Послании Президента Республики Казахстан Лидера Нации Н.А.Назарбаева Народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства» (Астана, 14 декабря 2012 г.) говрится следующее: «Мы открыли доступ к странам Персидского залива и Большого Востока, построив железнодорожную линию Узень – граница Туркменистана. Построив дорогу Коргас – Жетыген, мы распахнули восточные ворота, проложив путь на рынки Китая и всего Азиатского субконтинента. Мы начали строительство железной дороги Жезказган – Бейнеу».
«Во-вторых, принципиально новым должен стать наш подход к развитию инфраструктуры. Инфраструктура должна расширять возможности экономического роста. Развивать инфраструктуру необходимо в двух направлениях: интегрировать национальную экономику в глобальную среду, а также двигаться в регионы внутри страны».
«Важно сосредоточить внимание на выходе за пределы страны для создания производственных транспортно-логистических объектов за пределами Казахстана, тщательно просчитывая свои выгоды. Мы должны выйти за рамки существующих представлений и создавать совместные предприятия в регионе и во всем мире – Европе, Азии, Америке, такие как, например, порты в странах, имеющих прямой выход к морю, транспортно-логистические хабы в узловых транзитных точках мира и так далее. С этой целью следует разработать специальную программу «Глобальная инфраструктурная интеграция» [1].
Сегодня в стране реализуется ряд крупных общенациональных инфраструктурных проектов. После их запуска объем транзитных перевозок через Казахстан к 2020 г. возрастет в два раза, а к 2050 г. эта цифра должна увеличиться в 10 раз.
Курс индустриально-инновационного развития, заложенный в начале 2000 г., стратегически верно идентифицировал основные риски экономики Казахстана: был выбран безальтернативный курс на диверсификацию экономики и уход от сырьевой зависимости. В рамках инвестиционной политики совершенствовалась законодательная база, определяющая правовые и экономические основы стимулирования инвестиций. Эти меры позволили в период активного роста экономики, связанного с ростом нефтегазодобывающего сектора, обеспечить адекватный рост и не нефтяного сектора экономики, обеспечить условия для дальнейшего становления малого и среднего бизнеса.
Несмотря на определенные результаты, политика диверсификации и инновационного развития не была реализована в полной мере в связи с наличием ряда системных эффектов, объективно присущих ресурсным экономикам стран с развивающимися рынками. Масштабы выделенных государственных инвестиций на диверсификацию были недостаточны и распылены, что не могло привести к каким-либо серьезным структурным сдвигам. В результате структура экономики сохранила сырьевую направленность, а структура занятости характеризует низкую эффективность использования трудового потенциала.
В 2012 г. при занятости в сельском хозяйстве 31,5% населения, удельный вес продукции этого сектора в структуре ВВП составил всего 5,8%. За период с 2000 по 2012 г. доля обрабатывающей промышленности в ВВП сократилась с 16,5% до 11,8%, а доля горнодобывающей возросла с 13% до 18,7%. В машиностроении Казахстана этот показатель составляет 10-17 тыс. долларов США, у зарубежных конкурентов – 90 тыс.долларов США. Это отставание объясняется рядом факторов, одним из которых является наличие устаревших мощностей и высокий износ основных фондов [2].
В докризисный период рыночная экономика Казахстана формировалась эволюционно. Проциклическое развитие задавалось динамикой роста экспортно сырьевого сектора и доступностью дешевых инвестиционных ресурсов на внешних финансовых рынках. Специфика национального среднего и малого бизнеса в Казахстане определялась его возможностью занимать свободные ниши, гарантирующие быструю отдачу от инвестиций (внутренние не торгуемые сектора экономики: недвижимость, торговля, местная строительная индустрия, торгово-посреднический сектор и сфера услуг). Соответственно, приоритеты бизнеса не коррелировали с приоритетами государства по развитию обрабатывающих производств, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью. Эти тенденции отразились и в соответствующем портфеле инвестиционных проектов, как институтов развития, так и банков второго уровня. Это отражает объективный эволюционный процесс становления национального бизнеса. Кризис, сдувший «пузыри», заставляет искать новые рынки и инновационные продукты. Оптимальным путем посткризисного развития Казахстана является ускоренная индустриализация.
В настоящее время реформаторы осознали, что Казахстану нужна по-настоящему эффективная и устойчивая экономика. Для того чтобы ее создать, мало построить новые предприятия – для этого также необходимо запустить процесс модернизации уже действующих заводов и фабрик. В этой связи, Правительством принята и начала реализовываться Государственная программа (Программа) форсированного индустриально-инновационного развития Казахстан на 2010-2014 гг.
Программа разработана во исполнение поручения Главы государства, данного 15 мая 2009 г. на внеочередном XII съезде Народно-демократической партии «Нур Отан», Послания Главы государства народу Казахстана «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана», а также в соответствии с ключевыми направлениями Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 г., являющегося вторым этапом реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года. Она направлена на обеспечение устойчивого и сбалансированного роста экономики через диверсификацию и повышение ее конкурентоспособности.
Послание Президента Республики Казахстан Лидера Нации Н.А.Назарбаева Народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства», как и все предыдущие, является отражением современных актуальных потребностей нашего общества, воплощением в жизнь Стратегии развития «Казахстан 2030». Президент изложил основные положения «Казахстан-2050», которые предполагают, в основном, создание благоприятного климата для инноваций, повышение значения образования. Президент поручил разработать детальный план новой фазы индустриализации Казахстана. И это при том, что «уже через два года завершится первая пятилетка программы индустриально-инновационного развития.
Поэтому Программа является логическим продолжением проводимой политики по диверсификации экономики, и интегрировала в себя основные подходы Стратегии форсированного индустриально-инновационного развития на 2003-2015 годы, Программы «30 корпоративных лидеров Казахстана», а также других программных документов в сфере индустриализации.
На период до 2015 г. основным приоритетом политики форсированной индустриализации станет реализация крупных инвестиционных проектов в традиционных экспортоориентированных секторах экономики, с мультипликацией новых бизнес возможностей для малого и среднего бизнеса через целенаправленное развитие казахстанского содержания, последующих переделов и переработки. Инициаторами продвижения крупных проектов станут АО «Фонд Национального Благосостояния «Самрук-Казына», системообразующие компании топливно-энергетического и металлургического секторов экономики, а также стратегические иностранные инвесторы. Параллельно будут осуществляться формирование и/или усиление отраслей экономики, не связанных с сырьевым сектором и ориентированных на внутренний, а в последующем на региональный рынки (страны Таможенного Союза, Центральной Азии).
В целом, государственная поддержка диверсификации экономики будет осуществляться через реализацию системных мер экономической политики на макрои секторальном уровнях, а также селективных мер поддержки конкретных секторов экономики и проектов.
Адекватная объективному состоянию экономики траектория политики индустриализации до 2015 г. будет иметь внутреннюю согласованность с ресурсными, инфраструктурными, институциональными и технологическими ограничениями. Системный характер встроенных в Программу механизмов, стимулирующих диверсификацию и технологическую модернизацию экономики, обеспечит: создание благоприятных макроэкономических условий; улучшение бизнес-климата и стимулирование притока инвестиций; массовую технологическую модернизацию и развитие национальной инновационной системы; повышение качества человеческого капитала.
Таким образом, основными новыми принципами программы являются ориентир на производительность труда, на инновации, соответствие требованиям экологии и высокие переделы.
Главный акцент для реализации Стратегии инновационного и индустриального развития страны должен направлен на стратегические объекты экономики Казахстана. Среди них строительство международного транзитного коридора «Западная Европа Западный Китай», который является одним из этапов реализации Послания Президента.
Реконструкция магистрального пути «Западная Европа – Западный Китай» началась в 2009 году по инициативе Главы государства Нурсултана Назарбаева. Именно он, спустя пять веков, предложил возродить идею «Великого Шелкового пути» торговую магистраль, соединявшую Запад и Восток. В результате был заключен ряд меморандумов с соседними государствами и достигнута договоренность о начале реализации проекта.
Для Казахстана этот проект привлекателен как с точки зрения реализации транзитного потенциала страны, так и создания надежной транспортной связи южных и западных регионов республики. Общая протяженность коридора по маршруту СанктПетербург – Москва – Нижний Новгород – Казань – Оренбург – Актобе – Кызылорда – Шымкент – Тараз – Кордай – Алматы – Хоргос – Урумчи – Ланьчжоу – Чжэнчжоу – Ляньюньган составляет 8 445 километров. Из них наибольшая часть (3425 километров) проходит по территории Китая, 2787 километров – по территории нашей страны и 2233 километра – по территории Российской Федерации [3].
По Казахстану коридор проходит по территориям пяти областей: Актюбинской, Кызылординской, Южно-Казахстанской, Жамбылской и Алматинской. Стоимость проекта казахстанского участка составляет 825,2 млрд. тенге, в рамках которых предусмотрен перевод на I техническую категорию с 4-х полосным движением 1390 километров дороги (Кызылорда – Туркестан – Шымкент – Тараз – Алматы – Хоргос), остальные участки протяженностью 1062 километров будут переведены на II техническую категорию (граница с РФ – Мартук – Актобе – Карабутак – Кызылорда).
Причем для реализации проекта определены три источника финансирования. Этот крупный мегапроект будет финансироваться из госказны (на эти цели будет выделено 136,1 млрд тенге), за счет внешних займов международных финансовых институтов (3,4 млрд. долларов США) и в качестве третьего источника финансирования запланировано привлечение частных инвестиций на концессионной основе на сумму 266,6 млрд. тенге. На эти средства будут реконструированы участки Алматы – Хоргос и Ташкент – Шымкент – граница Жамбылской области. Пока этот автокоридор строится, участники внешнеэкономической деятельности перевозят грузы с помощью автодорожного транспорта через Транссиб, морские грузы переправляются через Суэцкий канал. И если при использовании морского коридора время нахождения в пути доходит до 45 суток, а по «Трансибу» 14 суток, то по коридору «Западная Европа – Западный Китай», от порта Ляньюньгань до границ с Европейскими государствами, время в пути составит порядка 10 суток. Проект обеспечит грузоперевозки по трем основным направлениям Китай – Казахстан, Китай – Центральная Азия, Китай – Казахстан – Россия – Западная Европа.
Проведенные исследования на стадии разработки ТЭО проекта показали, что к 2020 г. объем грузоперевозок увеличится в 2,5 раза. Среднегодовой суммарный экономический эффект от реализации проекта оценочно от сокращения времени пути составит 33,9 млрд. тенге, от сокращения количества ДТП – 49,9 млрд. тенге (не считая при этом, сколько будет сохранено человеческих жизней, что никак не сопоставимо с материальными категориями), в связи с ростом валового регионального продукта (ВРП) – 82,9 млрд. тенге. Таким образом, международный трансконтинентальный коридор «Западная Европа – Западный Китай» является главным проектом отрасли начала этого столетия. Его реализация имеет важное значение для казахстанской экономики. Мирный обмен между Востоком и Западом, оставивший глубокий исторический след и обогативший культуры стран Шѐлкового пути, свидетельствует о важности межкультурного диалога и является ценным уроком для современного общества.
Список литературы
- Послание Президента Республики Казахстан Лидера Нации Н.А.Назарбаева Народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства» (Астана, 14 декабря 2012 года). – Астана,
- Агентство РК по статистике // Темпы роста отраслей экономики (индекс физического объема, в %): [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://www.stat.kz
- (Дата обращения 01.2013).
- Исекешев А. Модернизация ключевой фактор форсированной индустриализации: [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://inform.kz – (Дата обращения 18.01.2013).