Сегодня всему миру и каждому государству важно найти ответы на мощные глобальные и внутренние вызовы. Казахстан как достойный участник мировой политики продолжает активное участие в определении путей укрепления мира и безопасности. В этой связи, важное значение имеет V Астанинский международный экономический форум, который обсуждали Казахстанскую идею G-Global по выходу из мирового кризиса.
Как известно, на V Астанинском экономическом форуме рассмотрены несколько наиболее актуальных вопросов глобального характера. Первый. Реформирование финансовых рынков. Эти же вопросы являлись главной темой последних саммитов G-8 и G-20, так как принятие мер по регулированию и поддержанию стабильности финансовых рынков только на национальном уровне уже недостаточно.
В связи с этим, Президент Казахстана Н.А.Назарбаев отметил, что «настало время для создания новой финансовой архитектуры. Ее ядром должна стать Глобальная система регулирования и надзора за финансовыми рынками. Он также убежден, что глобальной экономике нужна глобальная валюта, но при этом считает, что для создания более стабильной макроэкономики требуется введение новой единой глобальной, то есть наднациональной валюты. Именно новой, потому что все предложения о том, чтобы принять какую-либо крупную мировую валюту в качестве наднациональной, не позволяют решения финансовые проблемы комплексно.
Главная практическая задача, которая может быть поставлена перед мировой валютой, решение дилеммы Триффина. Важный факт, подмеченный этим экономистом еще в 1950 гг., состоял в том, что доллар выступает одновременно и национальной, и резервной валютой. Это противоречие со временем только обостряется. Масштабы, поступления долларов в мировую экономику определяется не ее потребностями в резервной валюте, а ситуацией в американской экономике, в частности соотношением экспорта и импорта и размером дефицита государственного бюджета.
Президент РК Н.А.Назарбаев в своей статье «Ключи от кризиса» откровенно говорил о тех проблемах, с которыми приходится сталкиваться не только нашей стране, но и всему миру, отказавшись под влиянием мирового финансового кризиса. По словам Главы государства, кризис имеет глубинные причины, поэтому должны быть приняты радикальные меры по обновлению мировой экономики. Да, кризиса и его последствий нельзя было избежать. На его преодоление ведущие экономики мира затратили более 10 триллионов долларов США, т.е. практически 15% всего мирового ВВП. Но ситуация к лучшему еще не меняется. Об этом же свидетельствуют социально-экономическое положение стран Европы (Греция, Испания, Италия, Португалия) и Ближнего Востока. Кризис вовлек в свою орбиту американский континент, Европу и Азию. Судя по всему, он будет затяжным. Как говорят аналитики, мировая экономика в своем падении еще, не достигла дна.
Итак, начало XXI века, вопреки надеждам на улучшение мирового порядка, оказалось насыщенными угрозами и вызовами, которые можно обозначить как общецивилизационный кризис. Он является системным, поскольку наблюдается одновременные признаки кризисов производственного, энергетического, экономического, продовольственного, социального, и даже военно-политического.
Но в основе всего лежит глобальный финансово-экономический кризис, порожденный дефектами мировой валютно-финансовой архитектуры. Главной причиной глобального кризиса является генетическая дефективность мировых резервных валют.
Н.Назарбаев четко отметил, и все это закономерно связано с одним из главных, первичных фактов: все валюты мира относятся к давно устаревшему классу инструментов иллюзорной оценки стоимости. Ни одна из резервных валют сегодня не может реально оценивать, измерять, обменивать, переносить истинную стоимость товаров и услуг. Выход из глобального кризиса как раз и состоит в давно назревшем, неизбежном переходе от этих уже изживших себя мировых валют к новым финансовым инструментам нового качества: реальным измерителям стоимости товаров и услуг. И только эта глобальная геофинансовая инновация может дать начало постепенному радикальному обновлению мира на базе новых целей, ценностей, смыслов. Далее Н.Назарбаев отмечает, что новый класс мировых валют неизбежно будет введен и закономерно принят на вооружении всем передовым человечеством и будет востребован восходящими финансовыми элитами мира и странами, наиболее продвинутыми во внедрении геофинансовых инноваций [2].
Основной проблемой международной валютно-кредитной системы, как считают аналитики, отсутствие международного масштаба цен, то есть общепринятой денежной единицы.
Как известно, на международной арене в основном, сталкиваются две концепции устройства мира в XXI веке. Одно из них – концепция моноцентристская. Ее сторонники убеждены, что США остались единственной сверхдержавой, которая способна доминировать в мировой экономике и политике. Другая – концепция многополярного мира: на равноправных условиях сотрудничают и конкурируют разные центры экономического и политического развития. Такая модель предполагает равноправное и взаимовыгодное сотрудничество, а не подчинение воле одной доминирующей сверхдержавы, берущей на себя роль мирового лидера.
В мировой экономике в начале нынешнего тысячелетия действительно сформировались крупные центры силы и появились довольно влиятельные участники международных экономических отношений. Кроме США, это и объединенная Европа, и набирающие мощь страны АТР, это и супердержавы XXI в. – Китай. По прогнозу ОЭСР, в 2020 г. свыше трети мирового промышленного производства будет приходиться на КНР, Россию, Индию, Индонезию и Бразилию, а доля ВВП развивающихся стран при продолжении рыночных реформ может возрасти к указанному году до 60% мирового ВВП (в 1995 г. 40%), превысив долю развитых индустриальных стран.
Наблюдая за пришествием нового мира, который может стать примером для развивающихся государств, следует отметить их сотрудничество для «противодействия» развитым странам и их мнению являются признаком перемен, которые в отличие от альтерглобалистской философии подкрепляются конкретными фактами. Как известно, в текущем году 28-29 марта 2012 г. в Нью-Дели состоялся четвертый саммит БРИКС, в котором приняли участие лидеры пяти крупнейших развивающихся стран: Бразилии, России, Индии, Китая и Южно-Американской Республики. После присоединения к группе ЮАР в апреле 2011 г. экономический вес стран БРИКС достиг отметки в 11,7 трлн.долларов. В 2010 году номинальный ВВП членов БРИКС составил 18,5% от мирового значения. При пересчете с учетом паритета покупательной способности эта цифра достигает отметки в 26,7%.
Кроме этого, экономический разрыв между странами БРИКС и превращают БРИКС в символ нового «полюса» мировой экономики. В более широком геополитическом смысле группа является признаком растущего сотрудничества развивающихся стран, которое представляет собой естественное следствие развития мировой экономической динамики. Финансовый кризис в Европе закрепил за БРИКС статус главного источника мировой экономической стабильности. В этой связи неоднократно поднимался вопрос о возможной помощи БРИКС для преодоления существующих трудностей в Европе, так как обладающей валютными резервами более чем 4 трлн. долларов (Китай – 3,2 трлн.долл., Россия -514 млрд.долл., Бразилия – 350 млрд. долл, Индия – 320 млрд.долл.) организации вполне по силам оказать эффективную поддержку ЕС.
В то время как США и ЕС никак не могут выправить скользящую в сторону рецессии экономику, группа БРИКС выкладывает на стол собственные козыри, которые позволят ей к 2050 г. стать новой движущей силой мира. Чтобы четко обозначить свою независимость от международных финансовых институтов, таких как Всемирный банк (ВБ) и МВФ, пять лидеров БРИКС подчеркнули в итоговом заявлении конференции (28-29марта 2012 г.) стремление группы создать собственный банк развития, направленный на финансирование крупных инновационных инфраструктурных проектов и предоставления кредитов бедным государствам.
К тому же страны-участницы договорились о повышении объемов товарооборота внутри организации, которые должны возрасти с нынешним с 280 млрд. долларов до 500 млрд. долларов к 2015 году. В ближайшие три годы Индия и Россия намеревается перейти на использование собственных национальных валют в двухсторонних торговых операциях, чтобы снять тем самым зависимость от курса американского доллара.
БРИКС – это не только группа наиболее динамичных стран с развивающейся рыночной экономикой, но и объединение трех развивающихся континентов Азии, Африки и Южной Америки. Само его существование подчеркивает тот факт, что новый центр экономической деятельности постепенно смещается от Северной Америки и Европы, то есть развитых государств «севера», к развивающимся страна «юга».
Еще 15 апреля 2010 г. в Бразилии четыре страны континента (Бразилия, Россия, Индия и Китай) решили взять свою судьбу в собственные руки и больше не быть пассажирами в поезде глобализации. Их заявление ставит под сомнение унаследованные после Бреттон-Вудского соглашения основы мирового устройства. В БРИКС надеются, что реформу квот МВФ удастся завершить во время намеченного на ноябрь 2012 года саммита большой двадцатки.
Основные тенденции развития мировой экономики в новом тысячелетии представляется следующим образом:
Во-первых, значительно изменилась система мирового хозяйства. Рыночная модель вытесняет последние рудименты социалистической плановой экономики и становится универсальной и глобальной. Одновременно идет процесс либерализации рыночной экономики.
Мировая экономическая система впервые превращается в единый организм, где каждый национальный орган имеет свои функциональные особенности, но все они связаны между собой, т.е. она входит в новое русло глобальной интеграции и интернационализации.
Новое качество мирового хозяйства оказывает серьезное влияние и на политику. Мировая экономика становится настолько взаимосвязанной, что интересы всех ее активных участников требуют стабильности не только в экономическом, но и в политическом и военном планах.
Во-вторых, глобализация мировой экономики придает новые формы мировому воспроизводственному процессу. «Глобализация – реструктуризация и трансформация мировой экономики, меняющая правила игры для всех участников, в процессе которой расширяется разрыв между странами, достигшими критической промышленной массы, необходимой для глобальной конкуренции, и теми, кто отстал» The Globalization of Industry:2 implications for Developing Countries beyond 2000 – UNIGO [4].
Глобализация дает комплексный эффект, комбинируя такие факторы, как иностранный капитал, новые технологии, интеграционные возможности и выход на мировые рынки в целях ускорения экономического роста. Одновременно глобализация существенно снижает все виды ограничений и протекционизма в мировом хозяйстве. Выход национальных компаний за пределы своих стран ранее типичный лишь для ТНК, освоение новых рынков во все более изощренных формах, приспособление к конкретным условиям, становится правилом.
В-третьих, значительно изменилась роль государства в мировой экономике. Если на протяжении последних трех с половиной веков государства были доминирующими участниками международных экономических отношений, а мировая политика – политикой межгосударственной, то в последнее время их теснят ТНК и международные частные финансовые институты, не имеющие определенной национальной принадлежности.
В-четвертых, о необходимости и углублении интеграции. Интеграция прошлых десятилетий происходила между различными континентами. Теперь открываются огромные возможности для использования потенциала Евразии. Яркими примерами успешной евразийской интеграции являются Таможенный союз и Единое экономическое пространство между Беларусью, Казахстаном и Россией. Так, Таможенный союз вступил в фазу реального функционирования с суммарными ВВП 1,6 триллиона долларов. Казахстан, Россия и Беларусь обладают почти 83% экономического потенциала бывшего СССР, занимают территорию в 20 млн. кв. км. Снятие ограничений во взаимной торговле снизили издержки и позитивно сказались на росте товарооборота между предприятиями Казахстана, России и Беларуси. Для Казахстана общий эффект составит порядка 16 млрд.долларов и составил 18,5% от общего товарооборота Казахстана.
Казахстан на глобальные вызовы XXI века отвечает углублением евразийской интеграции. Республика Казахстан вместе с Россией и Беларусью сформировали ЕЭП, идет к созданию Евразийского экономического союза. Это важный фактор общенациональной стабильности, повышения конкурентоспособности экономики наших стран.
Список литературы
- Назарбаев Н.А. Ключи от кризиса // Казахстанская правда. – 18 февраля. –
- Назарбаев Н.А. Пятый путь: истоки кризиса и пути его лечения: Программнаястатья // Казахстанская правда. – 2009. 26 сентября. – С.1.
- Grаnd Peuple 1871: [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL: http: www.mleroy/ info/article …30 mars 2012 – (Дата обращения 01.2013).
- The Globalization of Industry: 2 implications for Developing Countries beyond 2000 // UNIGO (Viеnna). – 1996. December. Р.2.