В статье рассматривается специфика механизма защиты прав несовершеннолетних как особой категории граждан в России и в зарубежной практике. Автор затрагивает проблемы, затрудняющие эффективность действия правозащитного механизма несовершеннолетних граждан в России, а также пути их решения
Современный этап развития общества и государства самыми высокими ценностями провозглашает права человека любого возраста. Историческое прошлое, когда впервые вопросы о правах человека были подняты на государственном уровне, восходит к XVIII в., однако, для выделения среди них прав ребенка потребовалось еще два столетия. На протяжении тысячелетий дети рассматривались как будущие члены общества. И лишь по мере становления представлений о самоценности человеческой личности в них стали видеть не только объект воспитательного воздействия, но и равноправного партнера общественных отношений.Достоянием такого понимания является то, что ребенок стал рассматриваться как личность, который обладает таким же достоинством, как и взрослый с различием в том, что совершеннолетний может защищать свои интересы самостоятельно, а ребенок вынужден обращаться за помощью к тем, кто должен обеспечивать их права. В этом и состоит специфика механизма защиты прав несовершеннолетних.Прежде чем выяснить юридическую природу механизма защиты прав несовершеннолетних в частности, обратимся к анализу механизма защиты прав человека вообще, где данный термин у различных авторов получил различное толкование.
Так, В.Д. Горобец считает, что государственно-правовой механизм охраны основных прав и свобод граждан это система конституционно-правовых норм, структура государственных органов, разнообразные политико-правовые, социально-экономические и социально-психологические факторы, формы и методы, способы, условия и средства осуществления правовых норм в соответствии с установленными процедурами и принципами.[ 1 ]
Механизм защиты субъективного права и законных интересов, согласно точке зрения В.В. Бутнева, представляет собой «взятую в единстве систему правовых средств, при помощи которой обеспечивается восстановление нарушенных субъективных прав, защита охраняемых законом интересов, разрешение правовых споров и устранение иных препятствий в реализации субъективных прав» [ 2 ]
«Механизм социально-юридической защиты прав человека, – отмечает А.С. Мордовец, – это определенная система средств и факторов, обеспечивающих необходимые условия уважения всех прав и основных свобод человека, вытекающих из достоинства, присущего человеческой личности, и являющихся существенными для ее свободного и полного развития. Главная цель функционирования механизма – это защита субъективных прав человека и гражданина. В задачи механизма входит охрана, защита и восстановление нарушенных прав, формирование общей и правовой культуры населения».[3]
Мы, в свою очередь, согласны с мнениями ученых. Однако, анализируемая нами юридическая категория нуждается в обобщении и уточнении. По мнению автора данной статьи, под механизмом защиты прав и свобод человека и гражданина, необходимо понимать установленную и гарантированную законом систему обеспечения правового статуса личности, включающую в себя упорядоченную деятельность органов публичной власти, негосударственных правозащитных организаций и самостоятельную реализацию субъективных прав и свобод, функционирование которых направлено на предупреждение, пресечение и восстановление нарушенных прав и свобод при соблюдении надлежащего баланса публичных и частных интересов.Что касается механизма защиты в отношении прав и свобод несовершеннолетних, то в данном случае мы солидарны с мнением В.И. Абрамова, который считает, что правозащитный механизм несовершеннолетних представляет собой систему взаимодействующих социальных и правовых средств, применяемых для обеспечения его прав.[4]
В данном случае автор акцентирует внимание на систему средств социальной и правовой защиты прав ребенка. При этом, под социальной защитой следует понимать систему экономических, организационных, правовых мер, которые гарантируются государством и обеспечивают несовершеннолетним гражданам условия для преодоления трудной жизненной ситуации. А понятие правовой защиты трактуется как обеспечение прав и законных интересов юридическими средствами. Здесь же следует отметить, что дефиниция «социальная защита» намного шире понятия «правовая защита», поскольку последнее входит в категорию первого, исходя из того, что «юридические средства – часть социальной системы регулирования и воздействия на общественные отношения, в том числе и в вопросах охраны и защиты личности».[4]
Таким образом, специальный механизм защиты несовершеннолетних в России, включает в себя следующие направления:
- Меры по защите прав несовершеннолетних граждан при осуществлении деятельности в области их образования и воспитания. Они реализуются путем создания по инициативе несовершеннолетних общественных объединений (организаций) обучающихся; проведения дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений, которые нарушают и ущемляют права несовершеннолетних учащихся, а также проведения во внеурочное время собраний и митингов по вопросам защиты нарушенных прав.
- Обеспечение прав несовершеннолетних на охрану здоровья, которые осуществляется через оказание детям бесплатной медицинской помощи и медицинской диагностики, проведение лечебно-оздоровительной работы, в том числе и диспансерного наблюдения, медицинской реабилитация детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей.
- Защиту прав и законных интересов несовершеннолетних граждан в области профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и занятости.
Данный вид несовершеннолетних предусматривает мероприятия, связанных с обеспечением профессиональной ориентации, профессиональной подготовки детей, которые достигли 14 летнего возраста. В случае приема на работу детей, достигших 15 летнего возраста, им гарантируются вознаграждение за труд, охрана труда, сокращенное рабочее время, отпуск, а работникам моложе 18 лет предоставляются льготы при совмещении работы с обучением, проведении ежегодного обязательного медицинского осмотра и т. д.
- Защиту прав детей на отдых и оздоровление, реализуемая через сохранение и развитие учреждений, деятельность которых направлена на отдых и оздоровление детей.
- Защиту прав и законных интересов ребенка при формировании социальной инфраструктуры для детей. Она осуществляется посредством экспертной оценки и учета нормативов строительства объектов социальной инфраструктуры для детей, использования данных объектов только по прямому назначению.
- Защиту ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию. Реализуется путем принятия мер в этом направлении, в том числе мер защиты от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудиои видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.
- Защиту прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, которая осуществляется путем социальной реабилитации, судебной защиты прав и внесудебных процедур с учетом обеспечения приоритета личного и социального благополучия ребенка, особенностей возраста и социального положения несовершеннолетнего.Тем не менее, в реализации рассмотренного выше правозащитного механизма несовершеннолетних в России имеется ряд проблем, среди которых заслуживают внимание следующие.
Первая проблема состоит в том, что, несмотря на огромный массив нормативных актов, так или иначе связанных с регулированием прав ребенка, все же, на сегодняшний день специализированное законодательство, касающееся несовершеннолетних, не дает полного или исчерпывающего перечня государственных органов и учреждений, осуществляющих государственную политику в интересах детей, а также не представляется возможным определить субъектов, ответственных за современное социально-правовое положение несовершеннолетних в России.
Вторая заключается в отсутствии взаимодействия органов государства, призванных защитить права ребенка. Хотя, в реальности, такое взаимодействие должно происходить при совместном сотрудничестве органов управления социальной защитой населения, органов управления образованием, органов опеки и попечительства, органов по делам молодежи, органов управления здравоохранением, органов службы занятости, органов внутренних дел. В последнее время в ряде субъектов РФ появился институт уполномоченного по правам ребенка. Однако все эти звенья государственного аппарата и местного самоуправления на данный момент не удается замкнуть в одну цепочку и распределить между ними компетенцию в соответствии с ветвями и уровнями власти, исключив одновременно дублирование и параллелизм в работе.Можно сформулировать и третью проблему, затрудняющую эффективность действия правовой защиты прав ребенка. Нет единой системы ориентированной только на решение проблемы защиты прав ребенка. В настоящее время защита прав несовершеннолетних граждан в России реализуется различными субъектами в разных формах и на разных ступенях и уровнях защиты (международном, внутригосударственном федеральном, региональном и муниципальном).Очерченный круг проблем в области защиты прав несовершеннолетних в России не является исчерпывающим и с успехом может быть продолжен. Тем не менее, перечисленные выше проблемы позволяют констатировать тот факт, что в России в настоящее время назрела необходимость совершенствование правового механизма защиты прав несовершеннолетних.
Поэтому, в данном контексте следует обратиться к положительному зарубежному опыту в данной области, где в разных странах существуют специальные механизмы защиты интересов детей.Одним из инструментов защиты прав ребенка в ряде зарубежных стран (в США, Канаде, Англии, Бельгии, Франции и др.) является формирование особого порядка судопроизводства в отношении несовершеннолетних, совершивших противоправные действия – ювенальная юстиция, являющаяся особой системой правосудия для несовершеннолетних. Основополагающей доктриной данной системы является «parens patrie», в соответствии с которой государство выступает как попечитель или ответственное лицо за несовершеннолетних, защищая их от опасного поведения и вредного окружения.На данный момент ювенальные суды действуют более чем в 60 странах мира. Функцию защиты детей от семейного насилия во многих странах мира выполняют правоохранительные органы в сотрудничестве с органами опеки, попечительства, местного самоуправления и специалистами по социальной работе. У них есть опыт постоянной и повседневной работы с семьями, попадающими в трудное и даже опасное положение. Социальный работник имеет полное законное право предъявить к виновным строгие требования. В США, Германии, Голландии, Великобритании специалисты по социальной работе наделены широкими полномочиями (вплоть до возбуждения уголовного дела и ходатайства об отчуждении ребенка от родителей).Что касается России, то в ряде регионах, в той или иной форме уже вводятся ювенальные суды. В Таганроге в марте 2004 года был открыт первый ювенальный суд. Однако идея создания ювенальных судов в российской практике носит противоречивый характер, где разгораются большие дискуссии и споры по данному вопросу, как в кругах деловой общественности, так и среди гражданского населения.
Неоднозначную реакцию вызвал и законопроект Федеральный конституционный закон «О ювенальных судах в Российской Федерации», предложенный общественными организациями.В результате этого, сложились две противоположные точки зрения на введение в России ювенальной юстиции.Сторонники и противники введения ювенальной юстиции в нашей стране делают акцент на разных сторонах проблемы. Так, сторонники введения «ювенальной юстиции» в России считают о необходимости особой заботы государства и общества о детях. Противники же считают, что создание ювенальной юстиции создают платформу для повсеместного государственного вмешательства в жизнь семьи.Обсуждение же вышеупомянутого законопроекта в Государственной Думе также вызвало в обществе бурные дискуссии, в результате которых были выявлены проблемы, которые ведут к затруднению введение системы. Поэтому, с учетом сложившегося общественного мнения, в апреле 2010 г. Верховным Судом РФ было принято решение об отмене введения ювенальной юстиции по причине неготовности нашей страны к подобным реформам.[5]
Таким образом, формирование действенного правозащитного механизма несовершеннолетних в России предполагает продолжительный процесс, где конечная его цель, на взгляд автора, должна предполагать создание такой ювенальной системы защиты прав несовершеннолетних, которая соответствовала бы международным стандартам. И некоторые нормы действующего российского законодательства могут послужить основой для дальнейшего формирования правовой и организационной базы ювенальной юстиции, поскольку они имеют аналогичные черты, на основе которых функционируют различные модели ювенальной юстиции в мире.
Список литературы:
- 1.Горобец, В.Д. Права и свободы гражданина под охраной государства (рецензия на работу В.Н. Бутылина «Государственно-правовой механизм охраны конституционных прав и свобод граждан». М., 2001) / В.Д. Горобец // Журнал российского права. 2009. № 9. С. 4 5.
- 2.Бутнев, В.В. Механизм судебной защиты субъективных прав и охраняемых законом интересов// Юридические записки Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Вып. 4 / Под ред. В.Н. Карташова, В.В. Бутнева. Ярославль, 2010 – С.86
- 3.Мордовец, А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина / Под ред. Н.И. Матузова. Саратов, 2009. – 288 с.
- 4.Абрамов, В.И. Права ребенка и их защита в России: общетеоретический анализ : автореф. … д-ра юрид. наук / В.И. Абрамов Саратов, 2007. – С.9.
- 5.Яшина, Г. А. Нужна ли России ювенальная юстиция? 2007