Каспийский регион является основой интеграции международных экономических отношений, а также международного сотрудничества Казахстана с США. Между странами активно развиваются стратегические партнерства, которые усиливают влияние Казахстана в данном регионе.
Для Соединенных Штатов Казахстан и Центральная Азия являются регионом особой важности. Здесь все усилия направлены на развитие двусторонних отношений, поддержание стабильности, развитие демократии и большей интеграции в систему международных экономических отношений. Центральная Азия, по мнению официального Вашингтона, есть регион совместного международного сотрудничества, а не "зона особого влияния" отдельных стран. По мнению США, Казахстан доказал свое право на лидерство не только в регионе, но и за его пределами, когда стал первой страной в мире, добровольно отказавшейся от четвертого в мире ядерного потенциала, а затем поддержал усилия США в Ираке и содействовал восстановлению и стабилизации Афганистана/1/.
Казахстан со времени обретения независимости взял курс на проведение многовекторной, сбалансированной внешней политики. И Казахстанское председательство в ОБСЕ в 2010 году проходит под девизом: «Доверие, Традиции. Транспарентность. Толерантность»/2/.
С 2006 года казахстанско-американские отношения носят характер стратегического партнерства, что провозгласили президенты наших стран. Мы активно развиваем стратегические диалоги в области безопасности, экономики, энергетики и демократии и наполняем их практическим содержанием.
В ходе визита министра иностранных дел PK М.Тажина в Вашингтон 45 мая 2009 года состоялись первые переговоры с представителями новой администрации США на высоком уровне, в том числе с новым Государственным секретарем США X.Клинтон. Им предшествовали телефонные разговоры главы нашего государства с президентом США Б.Обамой и вице-президентом Дж.Байденом в апреле 2009 года.
Американская сторона подтвердила Казахстану преемственность внешнеполитического курса, и выразила готовность активизировать двустороннее сотрудничество. Совместно были обозначены приоритетные направления углубления стратегического партнерства между PK и США, втом числе по председательству PK в ОБСЕ, стабилизации Афганистана и вопросам нераспространения оружия массового уничтожения. Сегодня можно говорить об углублении подхода США к формату двустороннего сотрудничества с Казахстаном. и новая администрация готова к институционализации и повышению регулярности казахстанско-американского диалога. Не в ущерб другим стратегическим приоритетам внешней политики Казахстан рассматривает США тоже как стратегического партнера, с которым налажены плодотворные политические, инвестиционные и торговые отношения.
Уровень активности Соединенных Штатов в Центральноазиатском регионе стабилен. Новая администрация США находится в стадии корреляции своей внешней политики, и в этом плане Казахстан и Центральная Азия приобретают все большее значение, особенно на фоне усилий международного сообщества по стабилизации ситуации в Афганистане, обеспечению энергетической безопасности и борьбе с новыми угрозами современности. Важно, что обе страны имеют сходные взгляды на ряд наиболее актуальных проблем современности, и это еще раз было подтверждено в ходе визита в Вашингтон министра иностранных дел PK М. Тажина. В отношении двустороннего сотрудничества достигнута высокая степень взаимопонимания повеем направлениям, в том числе и относительно его перспектив. Американская сторона, в частности, позитивно восприняла наше предложение усилить институционализацию казахстанско-американского диалога с целью придания нашим двусторонним контактам систематического характера и более полного использования возможностей, их расширения.
Принципиальных проблем в казахстано-американских отношениях нет. Тем не менее, есть определенные различия в оценках и подходах к некоторым вопросам. Например, в области политического процесса в Казахстане или так называемой демократизации. Но стороны не драматизируют ситуацию, а стараются переводить диалог по этим вопросам в плоскость конструктивизма. Наверное, можно констатировать большее осознание американцами объективной сложности этих процессов в Казахстане, обусловленной особенностями нашего исторического развития.
Казахстан рассматривается "важным участником антитеррористической коалиции и новым союзником в афганской операции". Новая администрация США определила стабилизацию Афганистана как одну из самых приоритетных внешнеполитических задач. Соединенными Штатами выработана новая стратегия по Афганистану, и на ее реализацию выделяются крупные материальные и человеческие ресурсы. В этом году почти в два раза будет увеличен американский военный контингент в Афганистане. Активного участия в решении афганской проблемы Вашингтон ожидает и от других стран - не только Запада, но и со стороны государств региона.
По линии специальной правительственной программы в 2007-2008 годах Казахстан оказал помощь Афганистану на сумму около трех млн. долларов США. На эти средства финансировались социальные и инфраструктурные проекты, предоставлялась гуманитарная помощь, проведены тренинги для правоохранительной и пограничной служб Афганистана.
Одной из наиболее перспективных сфер сотрудничества остается энергетический сектор, особенно с учетом возрастающей роли энергетики во внешней политике новой администрации. Одновременно с этим транспортно-коммуникационный сектор является другой важной составляющей двустороннего сотрудничества между Казахстаном и США. Об этом свидетельствуют совместные проекты в Казахстане таких американских флагманов отрасли, как "General Electric", "FedEx", "IBM", "Cisco", "Motorola" и др. Набирает обороты региональное экономическое сотрудничество. В этом году нашим посольством инициированы контакты между нефтедобывающим и портовым штатом Луизиана, с одной стороны, и Мангистауской областью, с другой.
Особый интерес в этом плане для американской стороны представляет район Каспийского бассейна, который считается зоной политических и экономических интересов.
Именно в качестве источника углеводородного сырья Вашингтон относит Каспийский регион к разряду стратегически важных внешнеполитических вопросов, поэтому США с особым вниманием отслеживают политику в этой зоне всех прикаспийских государств. Казахстана в этом плане рассматривается как ключевой "юрок". При этом американская сторона демонстрирует понимание того, что подходы Казахстана, например, к взаимодействию с иностранными недропользователями и проведению трубопроводной политики обусловлены исключительно стремлением гарантировать соблюдение национальных экономических интересов, а также соображениями обеспечения экономической безопасности страны. Особо следует отметить сходство взглядов PK и США на важность диверсификации экспортных энергетических маршрутов для обеспечения глобальной энергетической безопасности
Обе страны сходятся и во мнении относительно необходимости скорейшего окончательного решения вопроса правового статуса Каспийского моря как важного фактора полноценной работы по использованию ресурсов и развития потенциала этого региона в интересах мировой экономики.
Говоря о преимуществах сотрудничества с США для Казахстана, необходимо помнить, что американские компании инвестировали более I 1 млрд. в экономику PK, закрепив за собой статус крупнейшего инвестора и внеся, таким образом, значительный вклад в развитие жономическоі о потенциала нашей страны. Соперничество за установление контроля над ресурсами региона имеет огромное влияние на геополитический ландшафт Евразии, в том числе и эволюцию внешнеполитических курсов ключевых государств.
В настоящее время большая часть спроса на нефть и нефтепродукты приходится на промышленно развитые страны. В то же время разрыв в объемах нефтепотребления между промышленно развитыми и развивающимися странами все больше сокращается. Указанный процесс, как ожидается, будет лишь усиливаться в предстоящие два десятилетия. По прогнозам ОПЕК, к 2030 г. страны ОЭСР в 2030г. будут потреблять 51,5 млн. барр. нефти в сутки, развивающиеся — 56,2 млн./З/.
Кроме того, увеличивается комплексная взаимосвязь между политической стабильностью и энергетической безопасностью, зависимость долгосрочного развития государств от неограниченного доступа к источникам энергоресурсов, колебания мировых цен на них и других явлений, связанных с энергетическими проблемами.
В этой связи также необходимо учитывать усугубляющийся эффект на мировые энергетические рынки от обострения стратегической ситуации на Ближнем и Среднем Востоке, в том числе в регионе Персидского залива, который является главным поставщиком углеводородного сырья в глобальном масштабе. Фактически нестабильная обстановка в Ираке и неурегулированные отношения между Ираном и США представляют значительную и долгосрочную угрозу для поставок необходимого количества углеводородов на мировые энергетические рынки. Кроме того, проявляется кризис в отношениях Соединенных Штатов с рядом латиноамериканских государств, к примеру с Венесуэлой. Однако интерес к Каспийскому региону можно рассматривать скорее с политической точки зрения, поскольку ресурсы прикаспийских государств занимают весьма незначительное место в мировом потреблении, так как доказанные запасы государств региона составляют от 2,6 до 4,4% мировых запасов, с одной стороны.
А с другой стороны, фактор отдаленности Каспийского региона от основных рынков сбыта энергоресурсов, обуславливает высокие транспортно-транзитные издержки и зависимость от других государств. Кроме того, общеизвестна высокая себестоимость и относительно низкое качество каспийской нефти (ввиду высокого содержания серы и сероводорода). Таким образом, значение углеводородного сырья Каспийского региона в общемировом энергетическом балансе играет не значительную роль в экономическом плане, Однако Каспийский регион играет важную роль в мировой и региональной политико-экономической системе. Сложившийся в региональном масштабе баланс интересов заинтересованных государств способен вызвать региональные проблемы, в сфере международной безопасности и геополитики.
И CШA представлен в регионе как один из мировых «центров силы», влияющий как на других крупных игроков, транзитные государства, так и на прикаспийские государства.
В 1997 г. регион был объявлен зоной национальных интересов США, что продемонстрировало векторы реализации курса в отношении региона. А в 2002 году вся Центральная Азия была объявлена зоной жизненно важных интересов США.
Проблемы Каспия были выделены американской администрацией в отдельное направление внешней политики. Были созданы специальный отдел по региону и целевая группа в составе Совета национальной безопасности при президенте США, учрежден пост специального советника президента и госсекретаря по вопросам энергетики Каспийского региона, а ЦРУ создало специальное оперативное подразделение по отслеживанию политических процессов в прикаспийских странах. Разработкой каспийской стратегии Вашингтона в настоящее время занимаются несколько сот специалистов в администрации, конгрессе и научно-исследовательских центрах США./4/
На современном этапе в особой степени на Каспийский регион оказывают воздействие изменения геостратегического характера. В первую очередь, военно- политическое закрепление в Центральной Азии США, что в определенной степени минимизировало потенциал воздействия России. Во-вторых, активизация формирования
«геополитической» сети трубопроводов, например: Баку-Тбилиси-Джейхан (ОЭТ БТД), Набукко, Транскаспийский газопровод, направленных на сокращение значимости традиционных магистралей транзита, проходящих в основном по территории Российской Федерации. Реализация транспортных маршрутов в южноазиатском направлении лоббируется США.
Что противоречит стратегической цели России, обеспечить максимальное использование Азербайджаном, Казахстаном и Туркменистаном ее территории для перекачки нефти, что является эффективным геополитическим рычагом влияния на ситуацию в регионе в целом и на отдельные его страны.
Таким образом, Россия, располагая необходимым политическим, экономическим и военным потенциалом, будет и в дальнейшем стремиться к осуществлению эффективного контроля над экспортными поставками энергоресурсов из стран Прикаспия на мировые рынки, максимальной капитализации своего геополитического положения за счет транзита нефти и газа из Казахстана, Туркменистана и Азербайджана. В настоящий момент главным направлением обеспечения национальных интересов для России является сохранение собственной стратегической значимости для Казахстана и недопущение дистанцирования Азербайджана и Туркменистана путем многоходовых комбинаций по сокращению воздействия других игроков. В целом, интересы США в регионе остаются прагматическими в контексте поддержания в регионе баланса сил.
Каспийский регион является исключительно важным для обеспечения и приложения стратегических целей, потому что его расположение в «центре» нестабильности оказывает негативное воздействие на мир и угрожает интересам США и их союзников. Учитывая близость Каспийского региона к центрам современного терроризма, не удивительно, что как политический истеблишмент США, так и иностранные аналитики рассматривают усиливающееся внимание США к Центральной Азии и Кавказу в качестве существенного аспекта становления новых системных отношений в регионе. /5/
При этом руководство США использует как прямое политическое воздействие на обстановку в регионе, так и целый комплекс косвенных инструментов, как: продолжение закрепления американских энергетических корпораций, усиление зависимости региона от финансовых вливаний и т.д. По сути, интересы США в Каспийском регионе исходят из глобальной триединой задачи. Ее составными частями являются: коммерческий, энергетический и геостратегический интересы.
Кроме того, для достижения геополитических целей, главным образом США, активно используются косвенные инструменты, прежде всего, экономические (финансовая привязка государств региона, привлечение комплексных ресурсов частного бизнеса и т.п.) и военно- политические. Например, в качестве тактики проникновения в регион США использует три основных рычага - Международный валютный фонд, Всемирный банк и Всемирную торговую организацию, а также статус доллара как мировой валюты.
Помимо экономических инструментов, для защиты своих интересов и сохранения открытости рынков США активно применяют вооруженные силы. Современные американские политики являются сторонниками превентивного использования США военной силы как лучшего способа уничтожения недружественных режимов.
В качестве новой идеи объединения государств региона Центральной Азии, США предложили проект регионального форума Партнерство по сотрудничеству и развитию Большой Центральной Азии (ПБЦА). Позиция Казахстана по этому проекту публично была озвучена экс-министром иностранных дел К. Токаевым в апреле 2006 года. Выступая на прошедшей в Кабуле международной конференции «Партнерство, торговля и развитие в Большой Центральной Азии», К. Токаев отметил следующее: «Казахстан поддерживает реализацию идеи Большой Центральной Азии, если это будет служить укреплению существующих связей, безопасности и стабильности в регионе. Позиция Казахстана заключается в том, что Большая Центральная Азия должна восприниматься, прежде всего, как цивилизационное и экономическое понятие, но не в контексте военной доктрины»/5/. КНР, мировая держава и главный конкурент США и России, рассматривает Казахстан как «главный мостик» реализации своей стратегии, по которому он должен выйти к Персидскому заливу и Каспийскому морю, На данном этапе прослеживается форсированное проникновение в энергетический сектор каспийских государств, в первую очередь Казахстана, ведущих китайских энергетических корпораций, закрепление которых призвано обеспечить поставки углеводородного сырья, а также создать основу для дальнейшего усиления зависимости прикаспийских субъектов от Китая. Государства-доминанты (США, Россия) рассматривают процесс усиления Китая как появление потенциального соперника, в то время как «малые» прикаспийские государства рассматривают Пекин в качестве сдерживающего фактора в отношении с более сильными акторами, заинтересованными б регионе 161. Фактически Каспийский регион стал одной из главных арен борьбы по формированию нового баланса сил в масштабе Евразии. В том отношении казахстано- американское взаимодействие может иметь влияние на ситуацию в этом регионе. /6/
Стабильное развитие прикаспийских государств и обеспечение стратегических интересов, в том числе и Республики Казахстан, имеет непосредственную зависимость от векторов направленности приложения национальных интересов других международных субъектов, участвующих в региональных процессах Каспия. Это определят ключевую необходимость выработки руководством Казахстана соответствующей долгосрочной стратегии, ориентированной на нивелирование негативных моментов влияния, возникающих в процессе взаимодействия международных субъектов в регионе Каспия. И принципиально важным является то, что отношения между США и Казахстаном вышли на принципиально новый уровень равного стратегического партнерства несколько лет назад. Сегодня оба государства выстраивают равноправный диалог, фокусируя его на углубление, расширение и наполнение конкретными проектами в области политики, экономики и высоких технологий.
Каспийский регион имеет ряд проблем, решение которых возможно только на основе общих, партнерских усилий. Среди них - определение правового статуса моря, добыча и транспортировка нефти и газа, сохранение уникальной природной среды, развитие судоходства, функционирование транспортного коридора Север - Юг, обеспечение региональной безопасности и многие другие.
Список использованной литературы:
- Идрисов Е. KdKtic отношения мепкду PK v США?// com
- Назарбаев Н.Л. Новое десятилетие - Новый экономический подъем - Новые возможности Казахстана. Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана./'Казахстанская правда. — - 30 января.
- Выступление министра иностранных дел Республики Казахстан К. Токаева на международной конференции «Партнерство, торговля и развитие в Большой Центральной Азии». Кабул, 1 апреля 2006 г.// http ./www. kz
- Лаумулин М. Центральная Азия в зарубежной политологии и мировой геополитике. Том II: Внешняя политика и стратегия США на современном этапе и Центральная Азия. - Алматы: КИСИ при Президенте PK,-С. 192/
- О долговременной стратегии США в Каспийском регионе и практических шагах по ее реализации // «Журнал теории и практики евразийства». – 2003 г. - №22. - С. 26
- Проблемы Каспийского моря/http://farsiiran.narod.ru/analitics/ caspiyprobl.htm