В данной статье рассматривается международный опыт реализации проектов государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения на примере таких стран как Великобритания, Германия, Швейцария, Австралия.
Термин «государственно-частное партнерство» — это перевод распространенного в мире понятия public-private partnership. В сфере здравоохранения ГЧП существует более двух десятков лет.
Как правило, ГЧП получает наибольшее распространение при дефиците государственного бюджета и во время кризисных явлений в экономике. Как, например, масштабный дефицит инвестиций в сфере здравоохранения Великобритании, который привел к принятию программы ГЧП. В сфере здравоохранении Великобритании около 75% больниц имели год постройки до 1948 года и находились в плачевном состоянии. Благодаря программе ГЧП через механизм Частной Финансовой Инициативы (ЧФИ) за 13 лет было реконструировано 107 больниц системы NHS (Национальной системы здравоохранения) [1].
Существует мнение, что проекты ГЧП недостаточно гибкие и влияние конечного пользователя на качество предоставляемых услуг ограничено. Однако, согласно опросам, свыше 90% англичан довольны обслуживанием в клиниках с частным менеджментом.
Министерство здравоохранения Великобритании заявило, что дальнейшее развитие инфраструктуры здравоохранения без участия частного инвестора невозможно. Британский опыт переняли многие развитые страны, среди которых Германия, Швейцария, Австралия. [3]
Первоначально ГЧП в сфере здравоохранения было сосредоточено на создании больниц, но, начиная с 2003 года, установился тренд в сторону предоставления клинических услуг. Опыт применения ГЧП в медицине свидетельствует о росте эффективности и снижении стоимости лечения.
Великобритания является первопроходцем в применении ГЧП в сфере здравоохранения. Помимо реконструированных больниц в Великобритании, за 12 лет было построено 100 новых зданий больниц системы NHS, через механизм ЧФИ. Частный сектор осуществлял финансирование, строительство и содержание инфраструктурных объектов, а государственный сектор отвечал за предоставление клинических услуг [2].
Во многих странах Европы широко используется модель DBFO - «разработка - строительство - финансирование - управление». Объектами могут быть не только лечебные корпуса, но и немедицинские услуги, а также вспомогательная инфраструктура больничных городков. Государство платит частникам фиксированную плату, достаточную, чтобы возместить капитальные и эксплуатационные затраты и получить прибыль. Организация медицинских услуг остается в компетенции траста. Частный инвестор не несет ответственности за риски, связанные с медицинскими аспектами деятельности учреждения [4].
Второй распространенной моделью партнерства в таких странах, как Италия, Португалия, Германия, Канада, является модель DBFM - «дизайн - строительство- финансирование-содержание». Большинство таких контрактов предусматривает предоставления частным партнером дополнительных неклинических услуг (уборка, логистика, безопасность, стерилизация, дезинфекция, связь и др.).
ГЧП в Германии можно также представить, как особый вид сделки между органом власти и представителем частного бизнеса, имеющей не материальную, а, в большей степени, функциональную основу, т.к. в данном случае в частные руки передаются в первую очередь полномочия управления государственной (муниципальной) собственностью или другие государственные функции. В Германии распространена продажа государственных лечебно-профилактических учреждений инвесторам за символическую сумму в обмен на обеспечение оговоренной суммы инвестиций и обязательства по выполнению государственного заказа. Количество частных и некоммерческих клиник растет высокими темпами, при этом ежегодно открываются только 2-3 государственные клиники. Примеры использования ГЧП в секторе здравоохранения Германии также включают партнерство по телематике в сфере здравоохранения «bIT4 health», контракт на управление питанием, модернизацию госпитального комплекса.
В Швеции практикуется заключение соглашений с частными инвесторами на управление государственными госпиталями, осуществление скорой помощи, предоставление услуг лабораторий и прочих медицинских услуг. С момента внедрения практики ГЧП стоимость рентгеновских услуг упала на 50%, продолжительность ожидания диагностики и лечения сократилась на 30%, стоимость скорой помощи сократилась на 10%, продолжительность лечения сократилась на 30%.
На сегодняшний день больницы и здравоохранение в целом являются наиболее активным сектором ГЧП в Канаде, здесь действует правительственная программа Alternative Financing Partnership system (AFP). Ряд проектов уже осуществлены или находятся в процессе закупки в Британской Колумбии, Онтарио, Квебеке и Нью-Брансуике. Они отличаются размерами – от 100000 квадратных футов Штаба услуг парамедиков в Оттаве, Онтарио до предложенного проекта Медицинского центра Университета Монреаля на 772 койки в Квебеке. Часто используемой моделью ГЧП является модель DBFO - «разработка- строительство-финансирование-эксплуатация», позволяющая частному партнеру эксплуатировать объект здравоохранения и предоставлять немедицинские услуги, связанные с объектом, такие как услуги питания и охраны. С некоторыми исключениями, как например, в случае с частной больницей Шоулдис в Торнхилл, Онтарио, государственный сектор предпочитает сохранять функции предоставления медицинских услуг за собой [5].
В Австралии уже прошли процедуру приватизации около 50 госпиталей. Основные условия соглашения включают контракт на управление на 15 лет, обязательства обслуживать всех граждан по фиксированным расценкам и контроль за качеством оказания медицинской помощи. В результате внедрения института ГЧП затраты на строительство новых медицинских учреждений упали на 20%, количество обслуживаемых пациентов выросло на 30%, продолжительность ожидания лечения сократилась на 30%.
ГЧП в Италии, характеризуются проведением подготовительной работы по определению приоритетных районов по потребности в инфраструктуре медицинских организаций. На стадии реализации проекты по созданию стационаров, в том числе с оказанием высокоспециализированной медицинской помощи, центров медицинской реабилитации и контракты на управление организаций лабораторной службы.
Другие примеры использования ГЧП в секторе здравоохранения в Европе включают в себя: приватизацию амбулаторных услуг гемодиализа в Румынии; совместную службу стерилизации в региональной больнице Австрии; разработку национального электронного портала здоровья в Дании; партнерство по разработке, управлению и обслуживанию больницы комплексного медицинского ухода в Австрии; комплексную программу ГЧП в Португалии.
ГЧП начинают внедрять в Азии, в особенности, в Китае, Южной Корее, на Филиппинах и в Сингапуре. В Китае использование частных фондов для строительства государственных больниц и управление ими стало популярным в 2000-2010 гг. в Пекине, Гонконге и Шанхае. В Южной Корее государство определяет перечень приоритетных проектов для реализации с применением механизмов ГЧП.
Используется ГЧП сегодня и в странах СНГ. К примеру, в России, уже продемонстрирована эффективность в сфере решения инфраструктурных проблем при помощи ГЧП, при этом наблюдается большой спрос на проекты ГЧП со стороны частных инвесторов, государства, субъектов и муниципалитетов. За последние пять лет ГЧП в сфере здравоохранения России значительно развилось. Так, в 40 субъектах РФ уже сейчас активно развиваются инфраструктурные проекты ГЧП. Более 40 регионов имеют сети фельдшерско- акушерских пунктов, врачебных общих практик, сельских амбулаторий, которые существуют в рамках концессионных соглашений [6].
Список использованной литературы:
- WHO (World Health Organization). Resolution WHA63.27. In Resolutions and decisions of regional interest adopted by the Sixty-third World Health Assembly. EM/RC57/10, September, 2010 у.
- 07 Public private partnerships — Healthcare UK, 2013 у.
- Build and beyond: The (r)evolution of healthcare PPPs, Health Research Institute — December 2010 у.
- The role of PPP in health systems is getting stronger", Mark Hellowell — Commonwealth Health Partnerships, 2012 у.
- Источник: Private Finance Initiative projects: 2014 summary data. — HM Treasury, December 2014 у.
- Кабашкин В.А. Государственно-частное партнерство: международный опыт и российские перспективы. — М.: ООО «МИЦ»., 2010 г. — С. 78–80.