Причины совершения религиозных уголовных правонарушений

В современном мире, ориентированном на общечеловеческие гуманистические ценности и на духовно-нравственное обновление и разработку интегрального целостного мировоззрения чрезвычайно возрастает роль такого феномена культуры, как религия. В то же время определенные политические силы пытаются под прикрытием религиозных лозунгов осуществить свои экстремистские акции и захватить политическую власть. Эти обстоятельства вызывают острую потребность в проведении продуманной теоретически взвешенной и практически апробированной политики государства в области религии. В Казахстане эта политика к тому же во многом определяется многоконфессиональностью религиозной ситуации, что требует дополнительных усилий и инициатив для достижения взаимосогласия и взаимопонимания. Проблема экстремизма, проявление крайностей в отстаивании своих интересов, идей и т.д., в том числе и путем применения насилия, известна миру с давних времен. Экстремизм и терроризм, по своей сути, является имманентной чертой человеческой цивилизации. Глобализация и все более широкая интернационализация мирового экстремистского сообщества это неоспоримый факт, перед которым сегодня оказался все мир. Экстремизм и его крайнее проявление терроризм, перестали быть локальными явлениями и приобрели на переломе XX и XXI веков международный, глобальный характер.

По его мнению, подобная пропаганда, в основном, рассчитана на молодежь.«Радикалы утверждают, что вот, видите к чему приводит атеистическое государство, а, если мы перейдем на те правила, те установки, которые были завещаны нашим предкам всевышнем, если мы проведем реформу, если мы установим халифат, то тогда все пойдет на лад, жизнь наладится. К сожалению, часть молодежи, которая не имеет в большинстве четких жизненных ориентиров, которые не могут себя реализовать на высокооплачиваемых рабочих местах, действительно склонна воспринимать эту пропаганду и склонна вставать на строну каких-то радикальных организаций», пояснил А. Куртов [1].

Перед практическими органами, стоят задачи выявления признаков экстремизма на начальной стадии, что необходимо, в том числе и для профилактической работы, а также для эффективного построения работы со специалистами экспертами в плане правильного формулирования вопросов к исследованию (экспертизе). Устный или письменный текст, аудио – или видеоряд содержит информацию, свобода распространения которой гарантирована конституцией.

В тоже время эта свобода может быть ограничена, если данная информация побуждает к насилию, к нарушению прав и свобод. Экстремизм – это использование крайних, деструктивных, выходящих за рамки дозволенного, средств для достижения радикальных религиозных или политических целей. Исследуя соответствующие материалы, мы не можем оценочно подходить к самим по себе взглядам, убеждениям, религиозным догмам. Личная мировоззренческая, идеологическая беспристрастность исследователя является необходимым условием и требованием закона. Для полноты и объективности исследования необходимо сопоставление мнений нескольких независимых друг от друга специалистов. При выборе специалиста для проведения исследования надо учитывать возможность его религиозной или идеологической ангажированности. Поэтому следует воздержаться от привлечения к исследованиям представителей общественных, политических или религиозных организаций. Их мнение может учитываться, но только в отношении частных фактических моментов исследования, но никак не окончательных выводов. Например, с точки зрения представителей традиционного ислама на Северном Кавказе, ваххабизм является абсолютным злом и должен быть запрещен. В тоже время сам термин «ваххабизм» является названием одного из направлений ислама, системы религиозных взглядов, самих по себе экстремизмом не являющихся. В этноконфессиональной сфере материалы, несущие признаки экстремизма, в основном носят антиеврейский (антииудейский) характер и принадлежат религиозно-политическим группировкам, для которых юдофобия является ключевой частью идеологии (большинство скинхедов).

Особо хотелось отметить рост материалов, несущих признаки религиозного экстремизма и направленных против христианства и Русской Православной Церкви. Этот факт мы связываем с процессом возрождения и развития религиозной жизни и ростом влияния Православия на общественную и культурную жизнь страны. Особняком стоят материалы так называемого «молодежного экстремизма», под которым обычно понимаются группировки движения скинхедов. В материалах данного движения четко видны признаки расовой и религиозной ксенофобии, призывы к совершению насильственных преступлений, также пропаганда войны и культ насилия. Стоит отметить, что материалы, изъятые у скинхедов, представлены, в основном, электронными версиями (текстовые файлы, аудиои видеодиски). Перед исследователем (экспертом) или сотрудником, принимающим решение об изъятии материалов и направлении их на исследование, стоит сложная задача отыскать эту тонкую грань между свободой слова и призывом к насилию. В качестве методических аспектов и моментов, требующих внимания в таком исследовании, мы хотели бы отметить следующее: Анализ представленного текста должен ответить на вопрос об истинности приводимых фактов. Очень часто в качестве непреложной истины преподносятся не фактические данные, а слухи, измышления, мифы и гипотезы, тенденциозно подобранные, извращенные вымышленные факты, бездоказательные утверждения и представления, отвергнутые современной наукой. Специалист в области исторической, религиоведческой, культурологической или политической науки в рамках своей компетенции должен ответить на вопрос об истинности приводимых фактов. Например, в книгу В.Истархова включена антиеврейская фальшивка «Катехизис еврея в СССР», где утверждается о сознательно враждебном плане евреев по отношению к русским. В правильной оценке специалиста нуждается сознательное искажение, извращение специфики тех или иных национальных или религиозных групп [2].

Например, в вышеназванной книге В.Истархова автор искажает особенности христианского вероучения и религиозной практики, главного православного и католического богослужения – литургии, формируя у читателей отвращение к ним. И это не просто заблуждение, а сознательный подход, что мы и видим в используемой при этом лексике: «Трактовать можно что хочешь и как хочешь, а факт остается фактом: христиане — это мистические людоеды, которые мысленно едят человечину и пьют кровь. Тем самым отдают свою душу дьяволу. И никакая демагогия этого факта не изменит и не оправдает. Воистину христианская церковь — это церковь дьявола». Следует обращать внимание на эмоционально окрашенную лексику, используемую в тексте. Например, в вышеназванной книге В.Истархова Христос назван параноиком и извращенцем, а христианство — духовным СПИДом. Специальным приемом является также сознательное и целенаправленное посягательство на религиозные и национальные святыни, оскорбление религиозных и национальных чувств, что нарушает права и свободы, возбуждает национальную и религиозную рознь. Например, в книге И. Синявина «Стезя правды» содержится кощунственное, задевающее религиозные чувства христиан, утверждение, что одно из главных религиозных действий христианской церкви – причащение, является «причащением к миру наркоманов и духовных мертвецов». С вышеназванным приемом связано такое проявление экстремизма, как пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности. Доведенная до предела идея исключительности приводит к дегуманизации представителей иной национальной или религиозной группы, что оправдывает насилие по отношению к ним. Следует обращать внимание на наличие четко обозначенного адресата разжигающих вражду высказываний. Поэтому далеко не всегда грубые и жесткие политические высказывания являются экстремистскими. Зачастую признаки экстремизма пытаются обнаружить в политической полемике, оценивая ее как клевету. Приемом, направленным на возбуждение вражды и ненависти, является формирование установки на принципиальное противоречие, несовместимость социальных, национальных, религиозных групп. Авторы экстремистских материалов в ряде случаев используют сознательное нарушение основных логических законов. Например, в листовке сторонников оппозиции «Налоги это грабеж!» авторы под видом теоретико-политических рассуждений пытаются внедрить в сознание читателей мысль о вредности и неприемлемости выполнения своей конституционной обязанности – уплаты законно установленных налогов и сборов. Принципиальным моментом в выявлении признаков экстремизма является доказательство факта публичности распространяемых материалов, то есть стремление автора донести смысл информации до максимально большего числа адресатов [3].

В противодействии экстремизму, как ни в одном другом виде правоохранительной деятельности, важно правильное понимание сущностных признаков данного явления. Сотрудники органов внутренних дел должны своевременно и адекватно реагировать на появление аудио-, видеои печатных материалов, содержащих признаки экстремизма. Динамика и многообразие современных проявлений экстремизма делают невозможным формальный подход к этому процессу. Проблема выявления признаков экстремизма выходит за рамки чистой политико-правовой теории, касаясь повседневной жизни общества. Проявления экстремизма стали обыденным фактом жизни современного мира. Социальная реальность предопределила актуальность и востребованность теоретического осмысления и практического решения проблемы экстремизма.

На рубеже XX-XXI веков экстремистские и террористические организации и движения из политических маргиналов превращаются в реальную политическую силу, способную кардинально повлиять на мировые и региональные политические процессы. Казахстан в силу ряда исторических и геополитических причин оказалась в центре этих процессов. Международному терроризму, сепаратизму, нарушению прав человека в мире международное сообщество цивилизованных стран, полноправным членом которого является наша страна, должно противопоставить не столько военную силу, сколько правильное понимание духовного и социально-политического генезиса и сути происходящих явлений.

В деятельности по противодействию экстремизму органы внутренних дел сталкиваются с аудио, видеои печатными материалами, предположительно содержащими признаки экстремизма. В этом случае перед сотрудниками могут возникнуть два вида задач:

  • сами сотрудники на первоначальном этапе должны уметь выявлять признаки экстремизма;
  • важной проблемой является определение четкого алгоритма построения работы со специалистами по проведению исследований и экспертиз на предмет содержания в аудио, видео и печатных материалах признаков экстремизма.

Результативность деятельности сотрудников органов внутренних дел, осуществляющих непосредственное противодействие тому или иному антиобщественному и противоправному явлению, во многом зависит от их способности своевременно и четко выявить в окружающей действительности признаки такого явления. В случае противодействия экстремизму, задача осложнена тем, что в действующем законодательстве понятие признаков экстремизма далеко от научного, политологического значения, а выглядит как простое перечисление, носит «мозаичный», описательный характер. Изменение конституционного строя и целостности Республики может происходить только законным путем, то есть через выборы и референдум. Поэтому экстремистскими высказываниями являются призывы к революции, к восстанию, к неповиновению законно избранной власти, а так же собственно эта деятельность, названная в уголовном законодательстве вооруженным мятежом. Революция ставит перед собой цель захвата или присвоения властных полномочий. Таковым является любой приход к власти лиц вопреки законной процедуре выборов и передачи властных полномочий. Насильственное изменение основ конституционного строя может быть связано с посягательством на безопасность государства. Под внешней безопасностью подразумевается противодействие шпионажу, а под внутренней безопасностью – противодействие диверсиям, то есть совершению взрыва, поджога или иных действий, направленных на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, путей и средств сообщения, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения в целях подрыва экономической безопасности и обороноспособности Республики Казахстан.

Зачастую, насильственный захват власти и изменение строя предполагает создание незаконных вооруженных формирований. Имеется в виду организация группы, имеющей внутреннюю иерархию и ставящую перед собой цель совершение насильственных действий с использованием оружия. Поэтому в качестве призывов к террористической деятельности можно рассматривать призывы к насильственным акциям с целью оказать давление на органы власти и общественное мнение для проведения решения в свою пользу. В качестве террористических организаций и террористов следует считать тех лиц, в отношении которых вступило в силу решение судов РК. Существенным здесь является насильственный характер действий или призывов к таким действиям. К таковым относятся призывы к убийству, избиению или выселению лиц определенной национальности или вероисповедания, организация, совершение или подстрекательство к таковым действиям. Подобные действия должны носить публичный характер и быть направлены на соответствующую религиозную, национальную или социальную группу. Поэтому данный признак не имеет отношения к межличностным конфликтам на бытовой почве, когда стороны в качестве средства оскорбить друг друга используют этнические или иные личные характеристики.

Детальный механизм расследования и дальнейшего рассмотрения в суде уголовного дела о любом преступлении регламентирован уголовно-процессуальным кодексом, который устанавливает общие обязательные правила расследования, регламентирует процессуальные институты и основные содержательные механизмы расследования и рассмотрения уголовных дел. Однако расследование каждого вида преступлений (преступления, связанные с хищением, дорожно-транспортные преступления, преступления экстремистской направленности и др.) имеет некоторые отличительные особенности. В том случае, когда мы говорим о преступлениях экстремисткой направленности, основную «ключевую» составляющую предмета доказывания в данном случае будет представлять необходимость доказывания именно экстремистского характера действий, то есть совершения преступления по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды. Вот в этом и заключается наибольшая сложность расследования [4].

К данным видам преступлений также следует отнести и преступные посягательства экстремистской направленности, средствами которых явились информационные материалы. При несомненном сходстве в функциях эксперта и специалиста (обладают специальными познаниями при незаинтересованности в исходе уголовного дела) можно констатировать ряд их отличительных черт. Ранее нами уже указывалось, что эксперт приобретает специальную правосубъектность по уголовному делу с момента вынесения следователем постановления о назначении экспертизы и поручении ее производства именно ему. Специалист появляется в уголовном процессе с момента привлечения его следователем для участия в производстве следственного действия.

В отличие от назначения эксперта для производства исследования, включающего только момент вынесения постановления, механизм привлечения специалиста для производства экспертизы состоит из ряда действий. При выявлении информационных материалов экстремистского характера необходимо обеспечивать проведение соответствующих исследований и судебных экспертиз в рамках доследственных проверок и расследования уголовных дел. При наличии положительных экспертных заключений своевременно решать вопрос о направлении в суды заявлений об установлении наличия в информационных материалах признаков экстремизма и признании их экстремистскими.

Обязанностью специалиста и эксперта является составление точного и беспристрастного заключения о содержании исследуемого материала. Но для того, чтобы дать полный и исчерпывающий ответ, необходимо точно и грамотно, с формальной и содержательной точки зрения, задать соответствующий вопрос. В процессе таких исследований необходимо выявить целый комплекс обстоятельств: авторов и распространителей исследуемых текстов, возможные причины и мотивы их действий, их предполагаемые ожидания, способ распространения этих текстов, характер специальных языковых, логических и психологических приемов, используемых авторами и распространителями текстов. Практика соответствующих исследований и экспертиз показывает необходимость выявления не только смысловой направленности текстов, но и используемых приемов пропаганды, внедрения определенных идей и установок, что является компетенцией социальной психологии и психолингвистики.

В настоящее время в нашей стране не существует специализированного органа по проведению такого рода экспертиз и исследований. Также нет понятия специальных лицензий на подобную деятельность.

Мы считаем, что для выявления в действиях субъекта признаков и элементов религиозного экстремизма необходимо провести комплексную экспертизу, в том числе религиозную, которую будут проводить специалисты в области религиоведения, имеющую лицензию на проведение такого рода экспертиз.

 

Список использованной литературы:

  1. Куртов А. Источник: РИА "Новости-Казахстан"
  2. Книга Владимира Истархова «Удар русских богов» http://region-yug.ru/materials/
  3. Яворский М.А. «Организация взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями в сфере противодействия проявлениям религиозного экстремизма».-Саратов,2009.-153с.
  4. Пудовиков, А.С. Особенности возбуждения уголовных дел по преступлениям, совершаемым членами религиозных сект // Бизнес в законе. №1. С.150-152.
Год: 2016
Город: Актюбинск
Категория: Юриспруденция