В данной статье рассмотрены вопросы развития религиозного туризма в Актюбинской области. Представлены объекты паломнического туризма и религиозного туризма экскурсионной направленности.
Религиозный туризм играет большую роль в системе международного и внутреннего туризма. Люди отправляются в паломнические и экскурсионные поездки по святым местам и религиозным центрам. Они стремятся принять участие в религиозных церемониях, помолиться, совершить жертвоприношения. Религия влияет на формирование самосознания и стереотипов поведения людей. Она выступает элементом общественной системы и во многих случаях — одним из важнейших.
В XX в. бурно развивалась индустрия туризма, совершенствовались средства транспорта и связи. У людей появилось больше возможностей посещать святые места своей религии. Одновременно возникло желание приобщиться к духовным достижениям народов других стран, понять суть их религии. Можно предположить, что это отчасти вызвано определенным кризисом религий, наступившим в связи с бурными изменениями всех сторон жизни человечества в последние несколько десятилетий.
Религиозный туризм – это вид деятельности, связанный с предоставлением услуг и удовлетворением потребностей туристов, направляющихся к святым местам и религиозным центрам, находящимся за пределами обычной для них среды. Религиозный туризм имеет две основные разновидности. Это паломнический туризм и экскурсионный туризм религиозной тематики. Разновидностью паломнического туризма является духовно-паломнический туризм.
Эта разновидность религиозного туризма представляет собой совокупность поездок представителей различных религий с паломническими целями. Слово «паломничество» происходит от слова «пальма»: паломники-христиане, совершавшие поездки на Святую землю в Средние века, привозили оттуда пальмовую ветвь. Паломничествомы можем понимать как странствие людей для поклонения святым местам.Совершать паломничество людей побуждает много различных мотивов. Это может быть желание исцелиться от физических или душевных недугов, помолиться за родных и близких, обрести благодать, набраться сил, сделать какую-нибудь работу (строительство, уборка территории монастыря, храма, ашрама — духовного центра и т.д.). Паломничество может быть обусловлено также стремлением выразить благодарность высшим силам за блага, ниспосланные ими, проявить преданность вере, испытать собственные намерения и способности к подвижничеству, обрести смысл жизни.
Паломничество предполагает определенное отношение человека к действительности. Психологические особенности паломников очень разноплановы. Паломник в большинстве случаев — глубоко религиозный человек с уже сложившейся системой ценностей. Он готов на время поступиться привычным образом жизни: кругом общения, удовольствиями, питанием — для достижения своих духовных и нравственных целей. Идея паломничества подразумевает действия в условиях определенных трудностей, добровольно взятые на себя обязательства быть в этих условиях. Это символизирует готовность человека пожертвовать временным и преходящим материальным во имя вечного духовного. В индуизме, буддизме, христианстве и других конфессиях получило развитие пешее паломничество, особенно по уже существующим маршрутам. Люди отправляются в паломничество, когда им недостаточно ритуальных действий в местах обычной среды их проживания. Они едут или идут в святые места, более значимые для них.
Духовно-паломнический туризм имеет довольно узкую социальнопсихологическую базу. Имеются в виду поездки туристов из Северной и Южной Америки, Западной Европы, России и стран СНГ на различные духовные практики в страны Востока, в первую очередь в Индию, а также в Китай, Тибет, Непал, Японию. Например, одна из мусульманских организаций Казахстана планировала направить своих членов в межконфессиональный поход в Тибет. Тибет, хотя там нет мусульманских святынь, является очень значимым в духовном отношении местом.
В рамках экскурсионного туризма религиозной тематики предполагается посещение религиозных центров, в которых туристы-экскурсанты смогут увидеть религиозные объекты — действующие культовые и памятные, побывать в музеях и на выставках.
Туристы посещают богослужения, принимают участие в крестных ходах, медитациях, других религиозных мероприятиях. Следует отметить, что туристы-экскурсанты, в том числе представители других религий, могут попасть не на все мероприятия. Так, в некоторые индусские храмы пускают только индусов. Мекка является священным городом для мусульман, не мусульманам туда въезд запрещен. Все это следует учитывать при планировании туров.
В экскурсионно-познавательных турах туристы используют имеющиеся элементы туристской инфраструктуры — селятся в гостиницах и т. д. Экскурсионнопознавательные туры в отличие от паломнических более короткие, они не приурочены к религиозным праздникам, и в них могут участвовать как взрослые, так и дети. Религиозные объекты туристы могут посещать и во время комбинированных туров, в которых экскурсионная составляющая является лишь частью программы. Для паломников экскурсия имеет вторичное значение по отношению к определенным культовым действиям. Тем не менее в некоторых турах могут участвовать как паломники, так и экскурсанты [1].
Развитие общественного интереса к религиозному туризму не обошло и Актюбинскую область. Наблюдается процесс становления туристских фирм по организации религиозных и паломнических туров, а также некоторые паломнические службы, организуются при мечетях, монастырях, церквях и других религиозных организациях. Только за последние 3-4 года в Казахстане значительно увеличилось количество туристов, совершающих паломничество к святыням Казахстана, в том числе и по Актюбинской области.
Туристский продукт Актюбинской области является уникальным по своей значимости и наличию объектов туристского показа и интереса, природному и культурно-историческому наследию, которое имеет глубокие корни[2].
Уже который год магнитом для паломников стали две горы, похожие на женский бюст, расположенные в Актюбинской области недалеко от Хромтау. Согласно легенде, тот, кто трижды поднимется на каждую из них, излечится от всех недугов. Едут сюда и те, у кого в семье разлад, не клеится с работой, болеют дети. Люди ночуют здесь, приводят в порядок могилы святых и уезжают, здоровые и успешные.
Единственный и редко встречающийся в Западном Казахстане скульптурный памятник АбатБайтак расположен в двенадцати километрах восточнее села БескопаКобдинского района Актюбинской области. Этот памятник был открыт в ХIХ веке французским путешественником Жозефом Кастанье, а в 50-70 годы ХХ века известный исследователь М. Мендикулов установил, что он относится примерно к началу 13 века, ко времени возникновения Золотой Орды, когда кыпшакские ханства были тесно связаны с Хорезмом.Памятник воздвигнут в честь сына известного философа АсанакайгыАбата. Во время раскопок, проводимых на территории захоронения, были найдены останки трех человек. Название Байтак происходит от слов широкий, безграничный. Как правило, такие строения в степи возводились в честь ханов или потомков торе. Близ мавзолея Абат-Байтак находится другое захоронение, сооружение меньших размеров – Кызаулие.Высота мавзолея Абат-Байтак 14,5 метра. Как полагают исследователи, первоначальная его высота достигала 16 метров, но со временем нижняя часть была занесена песком. Памятник построен из жженого кирпича. Такого рода скульптурные памятники ранее были обнаружены на территории Великой степи, в Средней Азии, в Поволжье и Азербайджане.
Мечеть Дуйсенби-ахуна (пр.1909-13 гг., ЖайсанбайИргизского р-н, в 7 км северо-восточнее Жайсанбай) – квадратное строение (19,60х24,20м.) северо-восточной стороны имеется восьмигранный минарет высотой 19 м.Стены выложены из жженого красного кирпича. Возведен под руководством Дуйсенби-ахунаИмашулы на народные пожертвования. В строительстве мечети принимали участие мастера из Оренбурга и Уфы. Несмотря на то, что местное население состоит из представителей подрода рода шомекей, при возведении мечети использованы узоры прикладного искусства народов Поволжья.
Мечеть Исатая (1920, Иргизский рн, а. Жайсанбай)в 4 км. На юго-восток от а.Жайсанбай. Четырехугольная (10х19м.), стены из самана. Высота 8,50 м. На конусный минарет поднимаются по винтовой лестнице, сложенной из кирпича. Мечеть построена на народные деньги, под руководством глубоко верующего Исатая.
Мечеть Мухамбетияра находилась в 20 км от о.Уил на востоке а. Каратая. Мечеть была построена хаджихазретом Мухамбетом. В эти дни остались развалины. В свое время была окружена рвом, проведена вода с Уила, разводилась рыба.
Мечеть в г. Темире (1905г.)квадратное (10х12м.) двухэтажное здание. Углы выложены из маленьких камней коричневого цвета. В северной части есть 8-гранный минарет. Мечеть построена из дерева и обнесена жестью, верхняя часть устремляется в небо шестиугольником, на верхушке которого установлена луна. Имеет зал для чтения молитвы, тут же рядом находятся еще три комнаты. В 1990г. мечеть была отремонтирована и ей придали прежний вид. Еѐ построил на свои деньги торговец из Оренбурга МажитБаткулулы, который привлек к строительству мастеров из Оренбурга.
Мечеть Шагатаястарая мечеть на севере села БегалыКобдинского р-на. Еѐ построил хазретШагатай (1800-1860), получивший духовное образование в Бухаре. Затем его дело продолжил сын Кусаин-ишан, обучавший детей исламу, грамоте.
Некрополь Бесобаместо традиционных захоронений саков в VI-IV веках да н.э, 3,5 км на юго-запад от с. ХлебодаровкаМартукского р-на. В 1973, 1974,1978 гг. Н.Б. исследовала Центрального-Казахстанская археологическая экспедиция
(руководители М.Кадырбаев, Ж..Курманкулов). Некрополь тянется с востока на запад, включает 12 курганов из песчаных насыпей. Их диаметр 16-48 м., высота 0,3-3 м. Известно, что под насыпью находятся четырехугольные круглые могилы, выложенные из глины и дерева. Внутренные стены заштукатурены. Головы усопших расположены в одном направлении (обычно на запад), спиной к земле. В одной могиле 1-4 скелета. Рядом с ними найдены конская упряжь (железные удилы, пряжки с изображениями зверей и т.д.), железные акинаки, вышитые одежды, посуда из глины и дерева, серьги, бусы. Известные военачальники (9 курган) похоронены в могиле с высокой насыпью, а женщина, наверно, также уважаемая, похороненав могиле диаметром 6 м., глубина 0,6 м. Известно и предметы,обнаруженные рядом с ними. В колчане военачальника 94 наконечника бронзовых стрел, на поясе и на шее золотое ожерелье. На шее останков женщины золотые бусы, ожерелье, на лацкане одежды лоскут в форме полукруга. В висячих на ремне листочках минеральные крошки зеленого, синего, желтого, белого цветов, куски охры, в отдельном мешочкебронзовое зеркало. В ногах поставлен треножный каменный тостаган, на котором изображен хищный зверь. На правой стороне стоит четырехугольный очаг, вокруг которого разложены кости лошадей. Верх могилы закрыт бревнами в форме шатра. Находки в некрополе Бесоба свидетельствует о материальной и духовной культуре, социальном строе сарматов, проживавших в долине р. Елек в VI-IV веках до н.э.
Некрополь Даумшар (конец XVIIIначало ХХ в.) насчитывает более 200 памятников, назван именем батыра Даумшара из адаевского подразделения кырыкмылтык (есекей). По одному преданию здесь похоронены павшие в бою с калмыками, по другомув битве местных казахов во главе с Даумшаром с экспедицией англичан, шедшей из Гурьева (Атырау). Это событие происходило в 1810 г. С обеих сторон были павшие. Могилы англичан находятся недалеко от некрополяв низине. Наиболее выделяются три мавзолея из пиленых блоков, со шлемовидными куполами. Особо примечателен своей выразительной формой мавзолей Мырза-Мурына 18811882гг. постройки. Интересны также сырцовые мавзолеи «Уйтамы», саганатамы, оригинальные надгробия типа «койтас», выпиленные в форме ножек.
Некрополь Каракула (1860 г.)находится в 45 км северо-западнее с. Дияр Байганинского района. Судя по тамгам, является захоронением представителей рода адай. Памятники также изготовлены мастерамикамнерезами этого рода. В северо-западной части некрополя находятся различные надмогильные сооружения: мавзолеи и саганатами, койтасы и кулпытасы. Койтасыредко встречающиеся в этом регионе памятники. В качестве материала использовались мел и песок. В создании памятников использовались методы резьбы, шлифовки, огранки.
Некрополи и Кладбища в долине рек Эмба и Сагизмногочисленная группа комплексов. Она отличается от донызтауских памятников, имеет много характерного с мангышлакскоустюртскими, т.к. сформировалась на пути кочевий адаевских скотоводов. Некоторых некрополи воздвигнуты в XIV-XV вв., например, некрополь Ушкан-ата. Большинство же комплексов относится к более позднему периодуXVIII-началоХХ в. Это Карашунгыл, Бакашыаулие, Асанкожа, Даумшар, Алыпана, Абдильдахазрет, Коссагыр, Бирсагыр. В XIX в. была традиция строить мечети у некрополей. Таковы Акмечеть-Бекет, Акмечеть-Кульджан, Дуйсеке. ЭмбенскоСагизская группаэто наиболее северное средоточие комплексов с полным набором западноказахстанских вытесанных из камня сооружений: мавзолеев, саганатамов, малых архитектурных форм[3].
Исследования показали, что Актюбинская область в целом богата объектами паломнического туризма и религиозного туризма экскурсионной направленности, распределены они на территории неравномерно. Более 10% памятников области сосредоточено в Каргалинском, Мартукском, Айтекебийском, Мугалжарском районах, от 6% до 9,9% в Алгинском, Байганинском, менее 5,9% Хромтауском, Шалкарском, Кобдинском, Темирском, Иргизском и Уилском районах.
Таким образом, территория Актюбинской области обладает значительными культурно-историческими рекреационными ресурсами, благоприятствующими развитию познавательных и других форм и видов рекреационной деятельности.
Список использованной литературы:
- Т.Т. Христов «Религиозный туризм» М: Издательский центр "Академия",2005 288с.
- http://aktobe.gov.kz
- http://thenews.kz/
- Александрова А.Ю. «Международный туризм» М., 2002г. – 195с.