Обосновано предложение о регламентации порядка оказания взаимной правовой помощи, других форм сотрудничества при расследовании и разрешении уголовных дел, посредством потенциала национального уголовно-процессуального механизма.
Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства наиболее актуальная область научных исследований в уголовно-процессуальной науке. Такое сотрудничество направлено на обеспечение правильного хода уголовного дела в случае, если имеются обстоятельства, требующие своего разрешения на уровне другого государства.
В настоящее время быстрыми темпами развивается международно-правовая основа регулирования международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства. Однако международно-правовые акты, требующие ратификации и соответственно разработки внутригосударственных механизмов их реализации заинтересованными сторонами, принимаются. К примеру, среди этих документов Конвенция «О передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения» от 28 марта 1997 года, принятая в рамках СНГ, ратифицированная РФ Федеральным законом от 06.12.2000г. № 142-ФЗ.[1] Вместе с тем, положения данной Конвенции не нашли до настоящего времени отражения в уголовно-процессуальном законе РФ. Это препятствует разработке единообразной практики по тем или иным вопросам международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства (только в рамках СНГ действуют три основополагающих международно-правовых актах о правовой помощи).
Рост преступности, носящий транснациональный характер, предполагает: акцентирование внимание на данной сфере сотрудничества государств; постоянное совершенствование законодательства, которое пока, к сожалению, за ней не успевает; объединение усилий государств для борьбы с ней. Все это говорит об актуальности международных усилий по совершенствованию уголовно-процессуального законодательства стран СНГ.
Для Российской Федерации, международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства особо важная тема, что объясняется размерами ее территории и географическим расположением (Россия граничит с 18 странами, что признано самым большим показателем мира). Это отражается на статистике преступлений, совершенных на территории РФ с участием иностранных граждан, и, соответственно, на необходимости вступать в международно-правовые отношения по поводу их расследования и разрешения. Это в немалой степени касается сотрудничества со странами ранее объединенных территорий одного государства (СССР), а ныне входящих в состав интеграционного образования Содружество Независимых государств. Наиболее тесное сотрудничество по уголовным делам РФ осуществляет с Беларусью, Украиной и Казахстаном.
Препятствием для полноценного осуществления международно-правовой помощи может стать (и становится) несовершенство правового регулирования, причем как на международном уровне, так и на национальном. Включение в Уголовно процессуальный кодекс Российской Федерации Части 5 «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства», регулирующей процессуальную деятельность в данной сфере недостаточно, поскольку нормы данной части УПК РФ отличаются несовершенством, пробелами и разобщенностью.
Авторы одного из учебников по уголовному процессу России, выделяют в качестве уголовно-процессуального института не институт международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства, а институт взаимной правовой помощи по уголовным делам. Они отмечают, что важным шагом в совершенствовании правовой базы по взаимодействию правоохранительных органов России с соответствующими органами зарубежных стран стало введение в УПК РФ специального раздела, закрепляющего межотраслевой институт взаимной правовой помощи по уголовным делам.
Правовая помощь – собирание и предоставление по запросу зарубежного государства доказательств и иных данных путем проведения следственных, иных процессуальных действий и оперативно-розыскных мероприятий в связи с расследуемым в этом государстве уголовным делом (ст. 453-457 УПК РФ). Таково узкое понимание института правовой помощи. В широком смысле правовая помощь, по мнению авторов, включает в себя все формы взаимодействия правоохранительных органов различных государств. В международно-правовой институт правовой помощи входят несколько правовых институтов: экстрадиции (гл. 54 УПК РФ), взаимной правовой помощи в собственном смысле, включающий уголовное преследование (ст. 458, 459 УПК РФ), а также передачи осужденных для отбывания наказания (гл. 55 УПК). Данный институт образует нормы, относящиеся к двусторонним и многосторонним договорам, а также нормы, входящие в Часть 5 УПК РФ. [1]
Л.А. Лазутин высказывает мнение, что сотрудничество государств и правовая помощь грани одного по сути явления. Отличие заключается только в том, что сотрудничество имеет более емкое содержание, включает все сферы взаимодействия государств правового характера и осуществляется на основе норм международного права. Относительно него правовая помощь имеет более узкую смысловую нагрузку. Она может осуществляться на основе договоров между государствами или на основе принципа взаимности. Вместе с тем формы и методы осуществления сотрудничества и помощи практически одинаковы. Различную юридическую силу имеет только их исполнение. Таким образом, правовая помощь заключается в исполнении государствами принятых на себя добровольно обязательств. [2]
Многие государства пошли по пути нормативного закрепления правовой помощи по уголовным делам, а не международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства. Так, УПК Азербайджанской Республики [3] содержит главу LVII «Производство по оказанию правовой помощи по уголовным делам». Ст. 489.1 УПК Азербайджанской Республики, закрепляет, что правовая помощь заключается в осуществлении соответствующих действий, связанных с преступлениями, расследуемыми соответствующим компетентным органом запрашивающего иностранного государства во время направления запроса или находящимися в судебном рассмотрении. УПК Республики Беларусь, хотя и не содержит подобного определения, предусматривает раздел XV именуемый «Международная правовая помощь по уголовным делам на основе принципа взаимности». Аналогичным образом решается вопрос в УПК Молдовы (глава IX «Международная правовая помощь по уголовным делам») и в УПК Армении (глава 54 «Правовая помощь по уголовным делам в соответствии с международными договорами») и др.
Другие государства также почему-то избегают формулировки «международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства», хотя по сути главы содержат наименования, сходные с УПК РФ. Так, УПК Кыргызской Республики предусматривает главу 41 «Взаимосвязи судов, прокуроров, следователей с соответствующими организациями и должностными лицами иностранных государств в порядке оказания правовой помощи»; в УПК Республики Таджикистан рассматриваемую деятельность регламентирует раздел XIII «Основные положения о порядке взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими органами и должностными лицами иностранных государств по уголовным делам».
Наиболее узко, с нашей точки зрения, данный аспект освещен в УПК Республики Узбекистан [4], который не содержит ни раздела, ни главы, посвященных международному сотрудничеству, а регулирует его просто набором отдельных статей (например, ст. 4 Действие уголовно-процессуального законодательства в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, ст. 6 Исполнение поручений иностранных учреждений о производстве процессуальных действий, ст. 7 Поручение о возбуждении уголовного дела и т.д.). Также не отличается полнотой и УПК Украины [5], который предусматривает только главу 37, регулирующую порядок выдачи лиц (экстрадицию), и не регламентирует, к примеру, порядок производства процессуальных действий по запросу иностранного государства.
И все же в качестве образующего понятия более целесообразно, как представляется, выделять именно международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства, а правовую помощь по уголовным делам определять в качестве его формы. В связи с чем, подход российского законодателя следует признать удачным, хотя сама регламентация не является наиболее полной в сравнении с УПК других стран СНГ.
Вместе с тем, просто необходимо закрепить определение международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства в ст. 5 УПК РФ, наполнив его нормативным содержанием. Для подобного закрепления можно использовать понятия, разработанные учеными-процессуалистами за время действия УПК РФ.
Так, А.В. Сорокин определяет международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства как регламентированную национальными и международными нормативно-правовыми актами, а также общепризнанную правовыми принципами деятельность компетентных органов и должностных лиц исполнительной и судебной власти, органов прокуратуры государств – участников сотрудничества, реализуемую на любой стадии судопроизводства в целях законного, обоснованного, справедливого разрешения уголовного дела по существу. [6]
Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства, по мнению Н.Н. Мазаевой, следует рассматривать как составную часть международного сотрудничества в борьбе с преступностью. Оно ограничивается рамками норм уголовно-процессуального законодательства, заключается во взаимодействии судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями и регулируется международными договорами, принципом взаимности, а также УПК РФ. Цель такого сотрудничества совпадает с назначением уголовного судопроизводства, закрепленного в ст. 6 УПК РФ. [7]
И.Ю. Гринь понимает под международным сотрудничеством по уголовным делам выполнение государством в интересах другого государства различных запросов (таких как о производстве процессуальных действий, о выдаче (передаче) лиц, об исполнении решений по уголовным делам). Нормативной основой такой деятельности являются международные договоры и внутренние нормативные акты отдельно взятых государств. [8] Нам представляется, что данное определение сужает рамки международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства, сводя его лишь к перечню определенных действий, что следует признать не совсем удачным подходом. В юридической литературе существует и несколько иное определение.
Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства – основанное на международном договоре РФ, международном соглашении, или на принципе взаимности взаимодействия российских судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями сотрудничество по вопросам оказания правовой помощи, выдачи лица для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачи лица, осужденного к лишению свободы для отбывания наказания в государстве, гражданином которого он является. [9]
По мнению М.П. Глумина сотрудничество государств по вопросам уголовного судопроизводства, представляет собой деятельность должностных лиц и органов, реализующих во взаимодействующих государствах исполнительные и (или) судебные функции, которая заключается в осуществлении: производства процессуальных действий, не входящих в юрисдикцию запрашивающего государства; уголовного преследования своих граждан по запросам иностранных государств или международных организаций; розыске и выдаче лиц обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, а также скрывающихся от исполнения приговора; передаче лиц, осужденных судом иностранного государства (гражданами которого они являются) к лишению свободы, для отбывания данного вида наказания; передаче предметов. [10]
Нам представляется, что международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства настолько многогранное понятие, что его следует рассматривать в широком и узком терминологическом смысле. Следует признать, что международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства нельзя изначально сводить только лишь к деятельности субъектов уголовного процесса.
Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства, как и сотрудничество в любой другой сфере, это, прежде всего, межгосударственная деятельность, т.е. деятельность двух и более государств, направленная на создание правовой базы и регламентацию порядка оказания взаимной правовой помощи, других форм сотрудничества при расследовании и разрешении уголовных дел, посредством потенциала национального уголовно-процессуального механизма.
Список использованной литературы:
- Уголовный процесс России: учебник / А.С. Александров, Н.Н. Ковтун, М.П. Поляков, С.П. Сереброва; науч. редактор В.Т. Томин. – М.: Юрайт-Издат, 2003. – С. 732.
- Лазутин, Л.А. Правовая помощь по уголовным делам как комплексное формирование в международном уголовном и уголовно-процессуальном праве: автореф. дис. … докт. юрид. наук / Л.А. Лазутин. – Казань, 2008. – С . 18-19.
- Уголовно-процессуальный кодекс Азербайджанской Республики, утвержден Законом Азербайджанской Республики от 14 июля 2000 года № 907-IГ. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://do.gendocs.ru/docs/index-151342.html.
- Уголовно-процессуальный кодекс Республики Узбекистан Утвержден Законом Республики Узбекистан от 22.09.1994 г. N 2013-XII, введен в действие с 01.04.1995 г. в соответствии с Постановлением Верховного Совета Республики Узбекистан от 22.09.1994 г. N 2014-XII. Официальный сайт Верховного Суда Республики Узбекистан. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://supcourt.uz/ru/article/32/
- Уголовно-процессуальный кодекс Украины, принят Верховной Радой 13 апреля 2012 года // Голос Украины. – 19 мая 2012. – № 90-91.
- Сорокин, А.В. Проблемы интеграции российского уголовного процесса в международное сотрудничество по уголовным делам: автореф. дис. … канд. юрид. наук / А.В. Сорокин. – М., 2009. –С. 8-9.
- Мазаева, Н.Н. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства на стадии предварительного расследования: автореф. дис. … канд. юрид. наук / Н.Н. Мазаева. – М., 2004. – С.
- Гринь, И.Ю. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства: автореф…канд. юрид. наук / И.Ю. Гринь. – Санкт-Петербург,– С. 8.
- Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: учебник / отв. ред. П.А. Лупинская. – М.: Юрист, 2003. – С. 700-701.
- Глумин, М.П. Международно-правовая помощь по уголовным делам как институт уголовно-процессуального права России: дис. ... канд. юрид. наук / М.П. Глумин. – Нижний Новгород, 2005. – С.