Азиатско-Тихоокеанский регион в по следние годы все более превращается в наибо лее динамично развивающуюся часть мирово го сообщества, проявляя тенденции взаимного экономического роста: развитие одних госу дарств обусловливает рост других, с которы ми они находятся в формате устойчивых со циально-экономических и политических связей. Сегодня на долю стран Азиатско Тихоокеанского региона приходится уже более 60% мирового ВВП (он составляет 80 трлн. долларов США), в нем сосредоточены 40% совокупных мировых инвестиций. Три мощные экономики — США, Китай, Япония остаются локомотивами интенсивного развития миро вой цивилизации.
В сегодняшних очень не простых услови ях санкций и экономического давления со сто роны США и западных государств, Россию все же рассматривают как стратегического партнера по многим направлениям сотруд ничества: международный терроризм, нар котрафик, ядерная проблема Корейского полу острова, поставки нефти и газа. И это объ яснимо: нахождение России в механизме Вос точноазиатских саммитов, повышение рос сийского профиля в АТЭС, рассмотрение ее как перспективного инвестиционного и то варного рынка. Такое сотрудничество безус ловно должно носить взаимовыгодный харак тер, обеспечивать национальные интересы России, а процессом их сохранения и упроче ния необходимо управлять.
«Национальные интересы» важный термин современной государственной и поли тической жизни России, который выступает не только основой разработки и реализации внешней политики государства, но и выполня ет функцию идеологического ориентира для многонационального населения страны, же лающего видеть Российскую Федерацию вели кой страной, имеющей авторитет в решении международных вопросов, активно участвую щей в геополитических, интеграционных, эко номических и иных процессах в любой точке мира на правах равного партнера.
Одно из высказываний президента США Б. Обамы низводит нашу страну до уровня региональной державы без участия в мировых объединениях со старыми и новыми странами лидерами. Такое понимание проти воречит нашим национальным интересам, в которых Россия позиционирует себя в статусе мировой державы. Более того, национальные интересы страны следует реализовывать в рамках международного права, а не по выска зываниям политиков, учитывая интересы и других государств.
Сегодня Россия уникальное многона циональное сообщество, демократическое го сударственное образование, способное вос принять, а где-то и даже принять, достижения других цивилизаций, других национальных культур, но не подменять ими свою историче скую самобытность.
Поэтому сотрудничество России со стра нами Азиатско-Тихоокеанского региона не может рассматриваться как самоцель. Это один из методов обеспечения национальных интересов, геостратегическая матрица разви тия на этом географическом направлении.
Национальные интересы России наибо лее удачно формируются следующим образом:
[1] это обусловленные особенностями соци ально-культурного и исторического развития внутренние и внешние потребности общества и государства, удовлетворение и защита кото рых является необходимым условием устойчи вого развития Российской Федерации, сохра нения ее территориальной целостности, поли тической и экономической независимости.
Безусловно, несмотря на свою закреп ленность в различных текстах, это прежде все го ментальная конструкция, мысленный образ, кодированный контент, содержащий вполне определенную ценность безопасность госу дарства с опорой на социальные установки и культурные ориентации вполне определенного исторического периода.
В этом плане, закладывая в государст венную политику такое методологическое по нятие, принимая управленческое решение по ее закреплению, государство подтверждает свою способность отстаивать эти интересы, применять политическую, экономическую и другую силу, отстаивая свою независимость и возможность защищать базисные интересы личности, общества и самого государства.
Реалии современного мирового сосуще ствования таковы:
Точка обзора на Россию во многих странах разная. На привычном для нас глобу се поражает ее территория, а нам представля ется, что Россия велика. Но есть антиподы глобусы (например, в Австрии, ЮАР), где на шу страну видно так же, как от нас Антаркти ду. [2] Южнее экватора взгляд на нее другой.
В некоторых государствах Азиатско Тихоокеанского региона еѐ тоже часто не рас сматривают в качестве державы. Демография, экономика, развитость восточных районов страны, слабость внешнеэкономических свя зей, бедность отдаленных поселков все это признаки «соседа с собственной цивилизаци ей» ни европейской, ни азиатской. [3] Полу чается, что малозаметность в азиатско технологической политике — наша слабость, определенный просчет дипломатии, управлен ческая просчеты власти.
Можно назвать экономическом про счетом очень позднее внимание законодатель ной и исполнительной власти к целевому раз витию Дальнего Востока, Курильских остро вов, Восточной Сибири. А ведь именно там находятся основные запасы минеральных ре сурсов, но нет инфраструктуры для их добы чи, глубокой переработки и транспортировки.
Когда в 2010 году в эти места приехали 20 бизнесменов из Гонконга с активами под управлением более 100 млрд. долларов США, им стало плохо от приема чиновников, туа летов на улицах, огромных просторов, где ни кто не живет и не предполагается, что там, когда то будет квалифицированная рабочая сила. Больше таких визитов с большими мате риальными активами во Владивосток и глубже на территории не было.
Тем не менее, прогнозируемые Между народным энергетическим агентством доли российского сырья на рынке стран Азиатско Тихоокеанского региона могут составить: по нефти — 6,5%, по углю — 2%. Всем известен и газовый контракт с Китаем на 30 лет. Это требует создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки, хранения, газоснабжения и газопереработки. Первоочередное направление здесь «Проект Алтай», поставки избыточ ной энергии с каскадов ГЭС в Иркутской и Амурской областях. Но, к сожалению, транс портировка будет, а вот глубокой переработки газа не планируется, что уже противоречит нашим национальным интересам. Труба по территории не даст прироста населения, буду щее поколение получит в наследство все ту же сырьевую экономику регионов.
На этом фоне вызывают уважение про цессы продвижения высокотехнологичной продукции на рынке стран Азиатско Тихоокеанского региона: строительство в Ки тае Тяньваньской АЭС (первая очередь сдана в 2007 году, строятся еще два энергоблока
«Атомстройэкспертом» на сумму 1,2 млрд. евро); строительство первой АЭС во Въетна ме; есть перспективы на 60 лет по атомной энергетике с нашими технологиями с Тайлан дом, Филиппинами, Малайзией, Южной Коре ей; оказание российской помощи по созданию национальной космической отрасли (пусковые площадки, Южная Корея), ракеты носители и ракетные двигатели Япония и Южная Корея; коммерческие космические совместные за пуски с Японией, Южной Кореей, Индией, Малайзией, Индонезией; продвижение в Азию системы «Глонасс».
На технологиях промышленной сборки в России действуют автомобильные производ ства компаний Японии и Южной Кореи -«Тойота», «Ниссан», «Исудзу», «Мицубиси», «Камаци», «Хенде», «Киа», «Дэу». Идет строительство новых производств с участием сингапурского консорциума южнокорейских и японской компаний по производству судов для транспортировки газа, и танкеров.
Принято управленческое решение к 2020 году вдвое увеличить товарооборот транспорта (с 54 до 120 млн. тон в год). Экс портная мощность портов составляет сегодня 70 млн. тона, но эти цифры требуется утроить [5].
Россия в Азиатско Тихоокеанском ре гионе стремится участвовать в работе почти всех международных организаций: Восточно азиатские саммиты, АТЭС, ШОС, БриКС, Ре гиональный форум АСЕАН, совещание мини стров обороны.
Отдельного внимания для исследовате лей представляет ACLAN (Ассоциация Стран Юго-Восточной Азии). Сегодня в ней Индонезия, Малайзия, Сингапур, Тайланд, Филиппи ны, Бруней, Вьетнам, Лаос, Мьянма, Камбод жа: население 580 млн. чел. Совокупный ВВП— 1,5 трлн. долларов США, внешнетор говый оборот — 1,7 трлн. долларов США. Россия в диалоге с этой ассоциацией с 1996 года.
Особая тема соблюдения национального интереса, это наша модель отношений с Кита ем. Как писал Кантингтон, [6] сначала Китай признавал СССР в качестве старшего партне ра, затем после китайско-советского раскола увидел себя в роли предводителя «третьего лица», при администрации Никсона позиционировал себя как третьего участника в игре. Баланс власти между двумя «сверх державами», особенно после проблем СССР в Афганистане, стал иметь равноудаленную по зицию.
Сегодня у нас с Китаем, впервые за мно гие тысячи лет, признана и определена север ная граница, работает 18 комиссий по двусто роннему сотрудничеству. Хотя Китай заинте ресован в богатом сырье, но не в слишком мощной России, нам интересна эта процве тающая страна. [7] Если в начале 2000 гг.,«Газпром» мог пройти на незанятый рынок Китая и влиять на цены, то теперь условия уже диктует Пекин, чтобы брать газ на 30 лет по устраивающей его цене. Все поставки пой дут по двум трубам («Алтай» мощностью 30 млрд. кубометров в год и газопроводу от Вла дивостока до 38 млрд. кубометров), хотя по новому договору будет еще и третья труба[8]. Общая цель выйти на товарооборот до 200 млрд. кубометров в год к 2020 году [9].
К сожалению, мы не учимся управлен ческому опыту Китая. Когда Ден Сяопин начи нал реформы в конце 1970-х годов, экономика Китая составляла треть от экономики РСФСР. Сегодня российский ВВП меньше китайского в 4 раза [10]. Через Амур видны новые красав цы-города, у нас много остается все тех же деревянных изб. Но Китай остается для нас и страной особой иммиграционной опасности, предвестником демографической экспансии.
Россия и Япония — особая тема для дискуссий. Остается мнение, что их нация пострадала от России[11], которая в наруше ние Пакта о нейтралитете в лице СССР всту пила в войну в августе 1945 года, интерниро вала более 800 тыс. военнопленных в Сибирь [12]. Так что наши отношения в состоянии «слабой заморозки», но японские автомобили у нас уважают все.
Россия и Индия никогда не были в состоянии войны, поэтому наиболее успешно развивается сотрудничество в военно технической сфере: 50% всех военных заказов в России. Но в последние два года нас потес нили США, поставив на 10 млрд. долларов военные самолеты, а также крылатые ракеты. Наши позиции сданы по причине отсутствия инвестиций в НИР ОПК за последние 16 17 лет. [13]
Выводы
Подводя итог, можно заметить, что в на чале XXI века государства Азиатско Тихоокеанского региона перешли от преимущественного строительства собственной государственности к формированию многосторон него партнерства. Россия находится в формате сложного переплетения этих взаимодействий. Но если Китаю и другим странам, по оценкам исследователей, понадобится не менее 50 лет, чтобы преодолеть вековую отсталость от Ев ропы, то России — не менее 100 лет при усло вии мощного поступательного развития на основе новейших технологий. Важно сегодня учесть вынужденный опыт импортозамеще ния и кардинально перестроить экономику на инновационный путь развития.
США продолжают в этих странах свое присутствие, пытаясь управлять противоре чиями в регионе через создание Тихоокеанско го трансатлантического экономического альян са, куда не приглашают Китай и Россию. Аме риканская система ценностей активно продви гается. Россия продолжит международное со трудничество, поэтому участие в различных проектах ей выгодно. Еѐ ценности — мирное сосуществование и взаимовыгодное социаль но-экономическое партнерство.
ЛИТЕРАТУРА
- Гулевич А.В. Национальные интересы России в Азиатско-Тихоокеанском регионе в условиях формирования нового миропорядка. Дисс. канд. полит. наук. М. МГУ,
- Никонов В.А. Российская матрица. М. ООО «Русское слово». Учебник. С. 856.
- Akaha A. Distant Neighbor. Russias Search to Find Lts Place in East Asia // Global Asia. Summer 2012. P. 8.
- Габуев А. Эффект присутствия // Ком мерсанъ — Власть, 2012. 3 сентября. С. 26 27.
- Для рывка нам нужно партнерство с Азией // Коммерсантъ — Власть, 2012. 3 сен тября. с.
- Кантингтон С. Столкновение цивили заций, 2010 . с. 258-259.
- Путин В.В. Россия и меняющийся мир // Московские новости. 27 февра ля.
- Коммерсантъ, 2011. 14 июня.
- Ванин С. Общие чаяния — общие си лы // Российская газета. 6 июля.
- Ji Zhiye Strategic Prospects for Russia from tne Derspective of its Modernization Strat egy // Contemporary international Relations. September October. P.1.
- Бух А. Япония: национальная иден тичность и внешняя политика. М., 2012. с. 83.
- Чугров С. Япония в поисках новой идентичности. М., 2010. С.
- Володин А. Эволюция внешнеэконо мической стратегии Индии // Мировая эконо мика и международные отношения, 2013. -№2. С. 94.