В связи с обретением государственной независимости бывшими Союзными республиками, возникла объективная необходимость принятия каждой из них Основного закона и соответствующего законодательства в сфере регулирования земельных отношений с учетом национальных, природных и экономических особенностей.
Принятая 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием Конституция Российской Федерации провозгласила признание основных демократических ценностей, закрепила принципиально новые социальноэкономические права и свободы человека и гражданина, в том числе на землю.
Автор анализирует законодательство двух стран, регламентирующее правоотношения в сфере землепользования. Сравниваются некоторые положения действующих правовых норм Казахстана и России, отражаются подходы к юридическому закреплению охраны земельных ресурсов.
На протяжении длительного периода существования Советского Союза, несмотря на конституционный суверенитет, бывшие Союзные республики не имели независимую национальную правовую базу, регулирующую земельные отношения с учетом местных природных и социальных особенностей. Владение и использование земельных участков на всей территории Союза осуществлялось в соответствии с Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, принятых 13 декабря 1968 г. Все природные ресурсы Федерации провозгласила признание основных демократических ценностей, закрепила принципиально новые социальноэкономические права и свободы человека и гражданина, в том числе на землю.
Конституция РФ коренным образом изменила статус земли, провозгласив ее в качестве «основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». Данное положение закрепило на конституционном уровне два важнейших принципа правового регулирования земельных отношений: принцип приоритета публичных интересов в сфере регулирования использования и охраны земель и принцип обеспечения рационального использования и охраны земельных ресурсов.
На конституционном уровне закреплено многообразие форм собственности на землю и другие природные ресурсы, которые могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9).
При этом Конституцией провозглашено равное признание и охрана всех форм собственности (ст. 8).
Конституцией Республики Казахстан также признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность (ст. 6), которая гарантируется законом (ст. 26). При этом в частной собственности может находиться только земля. Остальные природные ресурсы находятся исключительно в государственной собственности (ч. 3 ст. 6). Основным законом закреплено, что земля может находиться в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом.
Анализ указанного конституционного положения свидетельствует о том, что в Республике Казахстан приоритетные позиции занимает именно государственная собственность. Конституция лишь допускает возможность перехода земли в частную собственность под жестким государственным контролем. Данный вывод подтверждается и позицией Конституционного совета Республики Казахстан, изложенной в одном из своих постановлений, согласно которой указанные конституционные нормы означают, что при регулировании земельных отношений Конституция закрепляет верховенство государства в определении правовых режимов собственности и оборота земли, вплоть до установления режима исключительной собственности государства на землю.1
Напротив, в России на конституционном уровне законодательно закреплен приоритет именно частной собственности на землю. Конституция РФ в специальной статье закрепила право граждан и объединений иметь в частной собственности землю, свободно осуществлять владение, пользование и распоряжение землей (ч. 1 ст. 36).
Что касается субъектного состава земельных правоотношений, то следует отметить, что в законодательстве рассматриваемых государств они практически совпадают. В качестве таковых названы граждане, иностранные граждане, лица без гражданства, юридические лица и государство.
Вместе с тем, правовой статус иностранных граждан в России и Казахстане имеет свои особенности.
В соответствии с ч. 4 ст. 12 Конституции РК иностранцы и лица без гражданства пользуются в республике правами и свободами, а также несут обязанности, установленные для граждан, если иное не предусмотрено Конституцией, законами и международными договорами. При этом «иное» касается преимущественно политических прав, свобод и обязанностей.2 Таким образом, действующим законодательством Республики Казахстан в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства провозглашен режим наибольшего благоприятствования.
В Российской Федерации на иностранных граждан и лиц без гражданства распространяется действие общего принципа национального режима, закрепленного в ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, согласно которому эти субъекты приравнены к российским гражданам. В связи с чем, иностранцы и апатриды вправе приобретать в собственность земельные участки на территории Российской Федерации, за исключением земельных участков, расположенных на приграничных территориях (ст. 15 Земельного кодекса РФ), земель сельскохозяйственного назначения (ст. 3 ФЗ от 24 июля 2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения») и т.д.
Вместе с тем, принимая во внимание, что земля является «особым объектом недвижимости»3, выступающим в качестве основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, учитывая стратегическую значимость данного объекта, обеспечивающего суверенитет Российской Федерации, по мнению автора, необходимо внести изменения в ч. 1 ст. 36 Конституции РФ и изложить ее в следующей редакции:
«Граждане Российской Федерации и их объединения вправе иметь в частной собственности землю».
Следует также отметить, что в отличие от конституционного законодательства советского периода (1917-1936 г.г.), направленного исключительно на потребление ресурсов и извлечение полезных ископаемых, Основными законами России и Казахстана закреплены положения об охране и рациональному использованию природных ресурсов, в том числе земли.
Резюмируя вышеизложенное, следует отметить следующие положительные тенденции в развитии конституционного законодательства России и Казахстана.
Во-первых, на конституционном уровне провозглашено признание основных демократических ценностей. Новые Конституции Российской Федерации и Республики Казахстан по сравнению с основными законами советского государства, отказавшись от глобального огосударствления экономики, закрепили принципиально новые социальноэкономические права и свободы человека и гражданина, в том числе на землю. На конституционном уровне закреплено многообразие форм собственности.
Во-вторых, Конституциями России и Казахстана отражен принцип защиты права частной собственности, согласно которому право частной собственности гарантируется и охраняется законом. При этом очень важное значение для регулирования земельных отношений имеет положение о том, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
В-третьих, произошло качественное изменение отношения к земле – переход от потребительской модели до закрепления на конституционном уровне тенденции к охране земельных ресурсов. В условиях стремительного развития научно-технического прогресса, влияния антропогенных факторов на качество жизни населения, данное положение имеет огромное значение для благоприятного развития будущего поколения России и Казахстана.