Для целей качественного правового регулирования сельскохозяйственной деятельности важную роль играет понятийный аппарат принимаемых законодательных и иных нормативных правовых актов.
В частности, понятие сельскохозяйственный товаропроизводитель присутствует во многих федеральных законах, так как оно является определяющим для государственной поддержки сельскохозяйственных организаций и предприятий.
Однако в разных законах понятие сельскохозяйственный товаропроизводитель трактуется по-разному.
В одних законах показателем является общий объем произведенной продукции в стоимостном выражении, а в других общая сумма доходов. Эти величины всегда отличаются.
Представляется, что количественные показатели объема произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции должны быть едиными во всей системе законодательства и составлять 50 % для сельскохозяйственной продукции и 70 % для рыбной, так как в силу специфики сельскохозяйственного производства и сложившейся ситуации в аграрном секторе (диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, монополизм перерабатывающих организаций и предприятий и др.) более высокий показатель труднодостижим.
Единообразное понятие и толкование законодательных и иных нормативных правовых актов должно способствовать эффективности правового регулирования в аграрное сфере и качественной правоприменительной практике по защите прав и законных интересов субъектов аграрного предпринимательства.
Понятийный аппарат любой правовой науки это система взаимосвязанных между собой, скоординированных основных узловых понятий категорий, [1] в первую очередь он должен отвечать требованиям научности, строгой определенности, точности, полноты, емкости, ясности, понятности, однозначности, единства во всей системе законодательства, совместимости с комплексом употребляемых в науке терминов, устойчивости, не допускать нарушения логических границ раскрываемого понятия, смешения смысла употребляемых терминов. Не является исключением и аграрно-правовая наука. Чрезвычайно важное место в ее составе занимают аграрно-правовые категории как родовые понятия, от которых происходят остальные дефиниции. К числу базисных относится категория «сельскохозяйственный товаропроизводитель»[2].
Данная категория имеет чрезвычайно важное значение, так как государство, признавая сельскохозяйственного товаропроизводителя экономически более слабой стороной, наделяет его особым правовым статусом и оказывает ему государственную поддержку, в том числе предусматривает льготы в налоговой сфере, при кредитовании, страховании, лизинге, предоставляет дотации, компенсации, субсидии, регулирует цены на сельскохозяйственную продукцию, осуществляет закупочные и товарные интервенции, защиту интересов отечественных товаропроизводителей при экспорте и импорте сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Для сельскохозяйственных товаропроизводителей предусмотрена особая процедура реструктуризации долгов и признания несостоятельным (банкротом).
Критерии признания субъекта сельскохозяйственным товаропроизводителем закреплены в действующем законодательстве. Многие федеральные законы содержат легальные определения (дефиниции) названного понятия, но в различной трактовке. Эти определения противоречивы, несовершенны и обычно применяются для «обслуживания» только одного закона. По словам В. А. Власова, налицо парадоксальная ситуация: по одному закону организация является сельскохозяйственной, а по другому – нет [3].
Эта ситуация давно критикуется в литературе,[4] где идет разговор об устранении противоречий в законодательстве, выработке и з а к р е п л е н и и е д и н о г о п о н я т и я «сельскохозяйственный товаропроизводитель» с учетом современных реалий и опыта прошлых лет, с опорой на философию, теорию государства и права, гражданское право и др. [5].
Единообразное его толкование имеет огромное значение для всех субъектов аграрных отношений, правотворческих и правоприменительных органов. Терминологическая путаница не позволяет уяснить правовой статус соответствующих субъектов, а следовательно, и правовой режим при правоприменении.
Каким же образом в российском законод ат ел ь с т ве р ас к рыва е т с я п о н я т и е «сельскохозяйственный товаропроизводитель»?
В соответствии со ст. 1 Федерального з а ко н а о т 8 д е к а б р я 1 9 9 5 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» [6] «сельскохозяйственный товаропроизводитель физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50 % общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производствосельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70 %общего объема производимой продукции».
Согласно ст. 2 Федерального закона от 9 июля 2002 г. № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей[7]«сельскохозяйственные товаропроизводителиорганизации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, доля выручки которых от реализации произведенной, произведенной и переработанной ими сельскохозяйственной продукции в общей выручке от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за предшествующий год составила не менее 50 %».
В свою очередь Федеральный закончат 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)[8]не употребляет данное понятие, а использует категорию «сельскохозяйственная организация» как юридическое лицо, устанавливая специальные режимы банкротства для сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств. Тем самым он не позволяет индивидуальным предпринимателям, занимающимся производством сельскохозяйственной продукции, использовать специальный режим банкротства. Под сельскохозяйственными организациямив соответствии со ст. 177 закона понимаются юридические лица, основными видами деятельности которых являются производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее чем 50% общей суммы выручки. Выручка же рыболовецких артелей (колхозов) от реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции и выловленных (добытых) водных биологических ресурсов должна составлять не менее чем 70% общей суммы выручки.
Согласно ст. 346.2 Налогового кодекса РФ в целях налогообложения сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 %, а также сельскохозяйственные пот р е б и т е л ь с к и е к о о п е р а т и в ы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации», у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем объеме доходов не менее 70 %.
К сельскохозяйственным товаропроизводителям относятся также градои поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта, которые эксплуатируют только находящиеся у них на праве собственности рыбопромысловые суда, зарегистрированы в качестве юридического лица в соответствии с законодательством РФ и у которых объем реализованной ими рыбной продукции и (или) выловленных объектов водных биологических ресурсов составляет в стоимостном выражении более 70% общего объема реализуемой ими продукции. Данные правила распространяются также на крестьянские (фермерские) хозяйства.
В целях Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства [9]сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую ( п р о м ы ш л е н н у ю ) п е р е р а б о т к у (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ, и реализацию этой продукции при условии, что в общем доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей доля отее реализации составляет не менее чем 70 % в течение календарного года.
Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также:
- Граждане, ведущие личное подсобное хозяйство (Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»)[10];
- Сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные) (Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации»);
- Крестьянские (фермерские) хозяйства (Федеральный закон от11 июня 2003 г. № 74ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»)[11].
Таким образом, очевидно, что приведенные легальные определения понятия «сельскохозяйственный товаропроизводитель» существенно различаются. Но сначала разберемся, в чем различие между понятиями «сельскохозяйственный товаропроизводитель», «сельскохозяйственная организация» и «сельскохозяйственное предприятие». Эти сочетания стали привычными в обычной речи, текстах нормативных актов, научной литературе.
Понятие «сельскохозяйственная организация» как субъект права указывает на организационно-правовую форму юридического лица. Им охватывают коммерческие и некоммерческие сельскохозяйственные организации, за исключением предприятий. А под сельскохозяйственным товаропроизводителем понимаются индивидуальные предприниматели крестьянские (фермерские) хозяйства, а также юридические лица всех возможных организационно-правовых форм, в которых могут быть созданы производители сельскохозяйственной продукции. Иначе говоря, любая сельскохозяйственная организация может быть признана сельскохозяйственным производителем.
Понятие «сельскохозяйственный товаропроизводитель» по объему более широко, чем «сельскохозяйственная организация».
В с в о ю о ч е р е д ь п о н я т и е «сельскохозяйственное предприятие» имеет двоякое значение. Это и субъект права, и имущественный комплекс. В первом случае данный термин указывает на организационноправовую форму юридического лица – государственное и муниципальное унитарное предприятие. Но в трактовке ст.132 ГК РФ понятием «сельскохозяйственное предприятие» обозначается другое явление материального мира – объект прав, имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве. Соответственно любое сельскохозяйственное предприятие может быть признано сельскохозяйственным товаропроизводителем.
Изложенное позволяет сделать вывод, что понятие «сельскохозяйственный товаропроизводитель» является самым широким, обобщающим, охватывает собой и сельскохозяйственные организации, и предприятия.
Само понятие «товаропроизводитель» имеет экономическое содержание. По верному замечанию И.М. Лопиной, если исходить из определения товара как продукта труда, произведенного для обмена (продажи), то сельскохозяйственным товаропроизводителем нужно считать любое лицо, производящее сельскохозяйственную продукцию для продажи[12].
Следовательно, таковыми являются сельскохозяйственные предприниматели, к которым относятся индивидуальные предприниматели, коммерческие организации и предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства.
О т н о с и т е л ь н о к р е с т ь я н с ко г о (фермерского) хозяйства надо заметить, что в соответствии с Федеральным законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» под таковым понимается особая форма сельского предпринимательства, основанная на семейной собственности, без образования юридического лица. А п. 4 ст. 1 Закона прямо указывает, что крестьянское (фермерское) хозяйство может признаваться сельскохозяйственным товаропроизводителем.
Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» относит к числу сельскохозяйственных товаропроизводителей также граждан, ведущих личное подсобное хозяйство. Но в полной мере обозначать их этим термином не совсем оправданно, так как личное подсобное хозяйство это форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции гражданином или гражданином и совместно проживающими подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей. Ведение личного подсобного хозяйства осуществляется в свободное от основной работы время, имеет подсобный и вторичный по занятости характер, о чем четко говорит ст. 2 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве».
В то же время согласно п. 3 ст. 7 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» на эти хозяйства распространяются меры государственной поддержки, предусмотренные законодательством РФ для сельскохозяйственных товаропроизводителей и осуществляемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Поэтому необходимо помнить, что граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, признаются сельскохозяйственными товаропроизводителями в целях оказания им государственной поддержки.
Аналогично решается вопрос и с отнесением к сельскохозяйственным товаропроизводителям сельскохозяйственного потребительского кооператива, которым согласно ст. 4 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» признается сельскохозяйственный кооператив, созданный сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личное подсобное хозяйство гражданами при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности потребительского кооператива.
Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий в соответствии с ГК РФ раскрывается в Федеральном законе от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» [13] чье действие распространяется на соответствующие сельскохозяйственные предприятия, но в нем ничего не говорится об особенностях их правового положения. Сельскохозяйственные товаропроизводители при осуществлении деятельности нередко вступают в объединения. Так согласно ст. 121 ГК РФ коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями. Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.
Выводы.
Таким образом, исследовав содержание понятия сельскохозяйственный товаропроизводитель приходим к выводу, что фактически на законодательном уровне имеются несколько официальных трактовок этого понятия, отличающихся друг от друга показателем обязательного объема собственного производства и реализации сельскохозяйственной продукции.
В Федеральном законе «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» установлен показатель 50 %, в части второй Налогового кодекса РФ и Федеральном законе «О развитии сельского хозяйства» 70%. В федеральных законах «О сельскохозяйственной кооперации» и «О несостоятельности (банкротстве)» данный показатель дифференцирован: 50% для «простых» сельхозпроизводителей и 70 % для рыболовецких артелей (колхозов).
Кроме того, разный смысл имеют употребляемые в законах математические выражения «более» и «не менее». «Не менее» — это равенство установленному числу и больше, а «более» только больше.
Как отмечает М.И. Палладина, при любом варианте оценочных показателей степени «сельскохозяйственности» правомерно и справедливо характеризовать ту или иную сельскохозяйственную организацию по результатам ее деятельности за длительный период (по крайней мере, не менее 5 лет) с выявлением определенных тенденций дальнейшего развития по пути расширенного или простого воспроизводства»[14]. Это мнение обусловлено в первую очередь тем, что в неурожайные годы доля сельскохозяйственной продукции в общих показателях объемов может оказаться ниже установленных количественных показателей, и тогда сельскохозяйственная организация не будет признана сельскохозяйственным товаропроизводителем со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями. Поэтому срок соблюдения количественных объемов производства (производства и переработки) сельскохозяйственной продукции должен быть увеличен, но не для вновь созданных сельскохозяйственных товаропроизводителей, а уже функционирующих некоторое время.
С учетом всего сказанного считаем, что необходимость законодательного закрепления ч е т к о г о о п р е д е л е н и я п о н я т и я «сельскохозяйственный товаропроизводитель» очевидна. Думается, оно может иметь следующую редакцию: сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются юридические лица, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, основными видами деятельности которых являются производство сельскохозяйственной продукции, ее переработка и реализация, при условии, что доход от реализации этой продукции составляет не менее 50 % общей суммы дохода, а для рыболовецких артелей — не менее 70%. Кроме того, для целей льготного налогообложения и оказания иных мер государственной поддержки сельскохозяйственными товаропроизводителями могут признаваться сельскохозяйственные потребительские кооперативы и граждане, ведущие личное подсобное хозяйство.
ЛИТЕРАТУРА
- Алексеев С.С. Общая теория права: В 2 т. М.: Юрид. лит., Т. 1. С. 34.
- Воронин Б.А. Аграрно-правовая наука России: история и современность: Моногр. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, С. 17.
- Власов В. А. Некоторые аспекты совершенствования законодательства в сфере закупок сельскохозяйственной продукции для государственных и муниципальных нужд // Актуальные проблемы аграрного права России: теория и практика: Сб. науч. ст. М.: Право и государство, 2004. -С. 177.
- Палладина М. И. О юридических категориях и терминах в аграрном праве // Государство и право. № 7. С. 43.
- ПандаковК. Г.,Черноморец А. Е. Некоторые проблемы понятийного аппарата аграрно-земельного законодательства // Аграрноправовая наука России: история и тенденции развития: Коллект. моногр. Екатеринбург, С. 64.
- Воронин Б. А. Аграрно-правовая наука России. С.
- СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4870.
- СЗРФ. 2002. № 28. Ст. 2787
- Там же. №43. Ст. 4190.
- СЗ РФ.2007.№1 (ч.I), ст.27.
- СЗ РФ.2003. №28.Ст.2881.
- Рос.газ.2003.17 июня.
- Лопина И.М. Правовые аспекты определения термина «сельскохозяйственный товаропроизводитель»// Аграрное и земельное право.2005.№7.С.23.
- СЗ РФ.2002.№48.ст.4746.
- Палладина М.И. О юридических категориях и терминах в аграрном праве/ Государство и право.2000.№С.43.
- Е.А. Гришенкова. Юридическая защита прав и законных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей. Екатеринбург. Издательский дом УрГЮА.2008.