В новой экономике важнейшим механизмом взаимодействия государства и бизнеса стал институт корпоративизма. Его значимость состоит в том, что он превратился в один из ключевых средств разрешения возникающих перед обществом проблем. Корпоративизация отношений государства и групп интересов бизнеса представляет собой специфический процесс, в котором организации, монопольно представляющие функциональные интересы, на добровольной и договорной основе вступают во взаимодействия с государством по поводу согласования и реализации общих интересов и целей. Экономические, социальные и политические события в России на протяжении всего периода ее истории вызывали к жизни различные формы взаимодействия государства и бизнеса, что свидетельствует об устойчивости феномена корпоративизма для России, существовавшего в течение столь длительного исторического отрезка времени. Такая форма корпоративизма как государственно-частное партнерство начала приобретать в России реальные очертания весьма недавно – примерно с середины первого десятилетия XXI века. При этом за несколько лет была проведена работа по уточнению концептуальных основ такого взаимодействия, формированию нормативно-правовой базы, созданию специальных институтов для внедрения современных инструментов партнерства [1]. Отличая современные модели корпоративизма от традиционных контрактных взаимоотношений, их часто называют институциональными партнерами [3]. И это не случайно: сложные модели государственно-частных партнерств, предполагают создание специальных механизмов (институтов) с участием государственных и частных структур для осуществления проектов и управления объектом государственной собственности. Наиболее общее определение этой формы корпоративизма дано отечественным экспертом В. Варнавским (ИМЭМО РАН): «Государственно-частное партнерство – это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом для реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре отраслей промышленности и НИОКР, вплоть до сферы услуг» [4].
Государственно-частное партнерство как форма корпоративизма представляет собой весьма противоречивую систему сотрудничества и соперничества. Опыт начала XXI в. убедительно свидетельствует о растущей взаимозависимости этих двух соперников. Растет осознание того, что при всех существующих между ними различиях у них немало общих интересов. Отношения этих, с первого взгляда, противников характеризовались духом не только соперничества, но и сотрудничества [2, С. 94, 96-97].
В контексте сказанного отметим основные мотивы и цели, которые определяют заинтересованность сторон в создании партнерств. С точки зрения государства, эти мотивы и цели заключаются в следующем. Партнерства позволяют государству получить доступ к новым (внебюджетным) источникам инвестиций, а это делает возможным осуществление важных и срочных проектов сложных для реализации без привлечения внешних ресурсов и компетенций. Совместное финансирование и разделение финансовых рисков – важная, но далеко не единственная цель создания партнерств. В проектах государственно-частных партнерств государство может отказываться от несвойственных ему хозяйственных функций, выбрав по конкурсу наиболее компетентного, опытного и надежного частного партнера. Ему передаются функции по управлению объектом государственной собственности. Со своей стороны, частный партнер привносит организационно- управленческий опыт и инвестиции, технологии и ноу-хау, минимизирует предпринимательские риски. В целом государство несет главную ответственность за то, чтобы механизмы государственно-частного партнерства обеспечивали обществу наилучшее соотношение цены и качества услуг, предоставление их согласно срокам и иным условиям, закрепленным в контракте.
Заинтересованность коммерческих структур в партнерстве с государством определяется иными мотивами. Вступая в государственно-частное партнерство, частная компания получает в долгосрочное владение и пользование, государственные активы. Это обеспечивает стабильное получение приемлемой нормы прибыли в долгосрочной перспективе. На свободном конкурентном рынке таких гарантий не существует. Кроме того, осуществляя инвестиции в проекты государственно-частных партнерств, предпринимательские структуры обеспечивают себе гарантии возврата вложенных средств и минимизируют риски их потери, поскольку государство несет соответствующие обязательства. Современные формы государственно-частного партнерства предоставляют частному партнеру значительную степень хозяйственной свободы. В период срока действия контракта компания может за счет нововведений повысить общую прибыльность бизнеса и таким образом увеличить получаемый доход. Следует подчеркнуть, что в государственно- частном партнерстве не может быть полного совпадения интересов и мотивов государственной и частной стороны. Они могут не только не совпадать, но и быть противоположными, поскольку каждая из сторон партнерства стремится получить для себя как можно больше прав, одновременно стараясь взять на себя минимальное количество обязательств и рисков. Процесс принятия решений порой характеризуется высокой степенью конфликтности. Как феномен смешанной экономики и как модель хозяйствования, партнерства должны быть нацелены на удовлетворение общественных потребностей. Этим, прежде всего, они отличаются от частнопредпринимательских структур, деятельность которых по определению должна быть ориентирована исключительно на получение прибыли.
В заключение следует отметить: развитие сотрудничества государства и бизнеса должно формироваться в четко определенных правовых рамках, отражающих интересы участников и цели проектов. Эффективность такого взаимодействия обеспечивается не столько прямым сложением финансовых ресурсов на условиях софинансирования сколько максимально полным использованием уникальных возможностей каждого из участников партнерства и возможностью реального сокращения рисков. Государство, вступая в союз с бизнесом, может получать не только снижение нагрузки на бюджет, но и более гибкую и эффективную систему управления совместным проектом, а бизнес – определенный набор гарантий и преференций. В условиях новой экономики государственно-частное партнерство должно быть социально-ответственным, имеющим устойчивую позитивную репутацию, которое формирует институциональную среду, определяющую характер партнерства, вырабатывает стратегию и принципы, на которых строятся отношения бизнеса и государства.
Литература:
- См.: Баженов, А.В. ГЧП в России: первые шаги и первые плоды / А.В. Баженов // Экспертный канал «Открытая экономика». 1.04.2010 (http: // opec.ru / 1241402. html).
- См.: Шамхалов, Ф.И. Государство и экономика. Власть и бизнес / Ф.И Шамхалов – М.: Экономика,
- См.: The Canadian Council for Public-Private Partnerships. PPP Definitions (http: // www.pppcouncil.ca / resources / about-ppp / html).
- http: // rusrand.ru / public / public_7.html.