Современные международные экономические отношения характеризуются, с одной стороны, усилением интеграционных процессов, которые, в свою очередь, способствуют глобализации и либерализации мировых хозяйственных связей, а с другой, – усилением и ужесточением конкурентных процессов. В то же время наблюдается смена парадигм не только в системе функционирования рынков, форм конкуренции, но и в механизмах политики государств в мире по защите конкуренции.
Государственная функция защиты конкуренции и предотвращения угроз её существования может иметь различные названия. В ряде стран (в том числе в Казахстане) такую политику принято называть государственным антимонопольным регулированием, или политикой защиты и развития конкуренции, в США – антитрестовской, или конкурентной политикой, в Евросоюзе – конкурентной политикой. Функции государств по защите конкуренции на практике осуществляют антимонопольные органы, которые реализовывают эти функции преимущественно через антимонопольные меры.
Однако независимо от названия общие цели такой политики формулируются в разных странах схожим образом: «Цель конкурентной политики, принимая во внимание все её аспекты, заключается в защите благосостояния потребителей посредством поддержания высокого уровня конкуренции на общем рынке. Конкуренция должна вести к снижению цен, расширению выбора товаров, технологическим инновациям, и всё это – в интересах потребителя» [1].
Рассматривая особенности реализации политики по защите конкуренции в последнее десятилетие, в литературе отмечается наметившийся тренд отказа в теории отраслевых рынков от доминирования модели «структура-поведение-результат», согласно которой поведение агентов рынка зависит от размера и структуры соответствующего рынка, распределения агентов рынка и соотношения их долей, концентрации экономической мощи [2]. Базовым критерием оценки состояния конкурентной среды длительное время являлась доля рынка, а решения о мерах антимонопольного регулирования принимались преимущественно на основе установленного порога концентрации. Однако в настоящее время в экономически развитых странах наблюдается отход от преимущественного использования только структурных основ оценки рынка и переход к анализу рыночного поведения.
Согласно разработанным Международной конкурентной сетью (МКС) «Методическим рекомендациям по анализу действий, которые могут привести к злоупотреблениям доминирующим положением», определение доминирования исключительно на основании доли рынка может привести к ошибочным выводам о наличии существенной рыночной власти. «Хозяйствующий субъект не может быть признан доминирующим или обладающим существенной рыночной властью без всестороннего рассмотрения факторов, воздействующих на конкурентные условия на рынке. Доля рынка является индикатором возможного наличия существенной власти и должна интерпретироваться с учетом особых условий конкретного рынка, динамики его развития и степени дифференциации предлагаемых товаров и услуг» [3].
В отличие от прямого воздействия на структуру рынков, широко используемого в антимонопольной политике (принудительное разукрупнение и реструктуризация компаний и т.п.), политика защиты конкуренции сфокусирована на обеспечении условий для формирования и совершенствования конкурентной рыночной среды и расширении возможностей потребительского выбора. Также акцент делается на стимулировании конкурентного поведения агентов рынка путем создания таких условий, при которых конкурентное поведение приносит им экономические выгоды [4].
Информирование субъектов рынка, органов государственной и местной власти и общества о преимуществах конкуренции как организующего начала современной экономики и формирование конкурентной культуры общества в целом являются важными составными элементами политики защиты конкуренции. Целесообразность участия органов антимонопольного регулирования в формировании конкурентной среды обуславливается расширением возможностей для достижения существенного положительного эффекта при диагностике потенциальных нарушений на ранних стадиях, создания условий для развития бизнеса и предпринимательства путем утверждения «равных правил игры» и снятия избыточных административных барьеров.
В то же время, трансформация антимонопольной политики в политику защиты конкуренции означает не отказ от мер антимонопольного регулирования, но ограничение их применения с целью повышения эффективности данных мер в рамках рационализации вмешательства государства. Политика защиты конкуренции предполагает принятие во внимание предполагаемых проконкурентных эффектов при разработке или уточнении законодательных норм. Антимонопольные меры не доминируют в конкурентной политике, но являются ее важным элементом.
В международной практике регулирования конкурентной среды эти новые ведущие тенденциипроявляются очень заметно в последние десятилетия. Можно выделить наиболее значимые следующие шесть положений [5]:
- Усиление либерализации антимонопольного регулирования в отношении поведения субъектов, занимающих доминирующее положение.
- Концентрация усилий антимонопольных органов на наиболее серьезных нарушениях конкурентного законодательства и, в первую очередь, на антиконкурентных слияниях и картелях. Приоритет на выявление наиболее серьёзных нарушений повышает эффективность проводимой государством антимонопольной политики [6, 7].
- Снижение значимости мер по регулированию рыночной (экономической) концентрации.
- Повышение значимости мер поведенческого характера, направленных на стимулирование желаемого поведения участников рынка.
- Повышение роли адвокатирования конкуренции и превентивного сдерживания антиконкурентных действий.
- Активизация совместной деятельности конкурентных ведомств по выработке консенсуса относительно международных стандартов анализа, методов расследования нарушений конкурентных процессов, правовых норм и практики их применения.
Отмеченные положения проявляются, в том числе, и в Казахстане. В частности, можно отметить определенную либерализацию антимонопольного законодательства с вступлением в силу с 1 января 2016 года Предпринимательского Кодекса Республики Казахстан (далее – ПК РК). Так, в Казахстане с 1 января 2017 года в соответствии с ПК РК полностью отменяется ведение Реестра субъектов рынка, занимающих доминирующее илимонопольное положение на соответствующих рынках [8], а до этого времени он будет вестись только для субъектов регулируемых рынков.
Наряду с этим, в ПК РК подходы к определению доминирующего положения субъектов рынка приведены в соответствие с лучшей мировой практикой и внедрен ряд инструментов превентивного сдерживания антиконкурентных действий как предостережения о недопустимости нарушения и уведомления о наличии признаков нарушения законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции. Предостережения антимонопольный орган направляет в целях предупреждения нарушения законодательства в письменной форме с указанием недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции.Целью нового инструмента антимонопольного воздействия - уведомления является применение, при наличии признаков нарушений, предупредительных мер без проведения расследования и привлечения к ответственности.
Таким образом, на современном этапе обоснование государственного воздействия на процессы рыночной конкуренции принципиально меняется. Новые форматы организации бизнеса, трансформация характера и формы конкурентных процессов на товарных рынкахспособствуют смещению приоритетов в политике государств по защите конкуренции на меры по развитию конкуренции и на создание новых инструментов, выстраивание системы стандартов и методологии, адекватных новым условиям.С учетом этого, последние изменения в казахстанском антимонопольном законодательстве, должны стать важным шагом в трансформировании антимонопольной политики Казахстана в политику защиты конкуренции с учетом последних мировых тенденций. При этом очень важно и необходимо обеспечить ее выход за пределы охранительнойфункции с ориентацией на мероприятия системного макроэкономическогохарактера, которые должны привести к формированию проконкурентной правовойи институциональной среды в ключевых отраслях казахстанской экономики. Это наиболее актуально в свете достижения амбициозной задачи Казахстана по вхождению в 30-ку развитых стран мира.
Литература:
- The Future for Competition Policy in the European Union. London, MerchantsTaylor’sHall, 9 July 2001, выступлениеКомиссионерапоконкуренцииМариоМонти//www.europa.eu.int/comm./competition/speeche s/inde[_speeches_by_the_commissioner.html.
- Шерер Ф., Росс Д. Структура отраслевых рынков. - Пер. с англ. – М.: Инфра-М, 1997. – Т.- С. 320.
- Доклад главы Директората ЕС по конкуренции Ф.Лоу на 7 конференции МКС, Киото,
- Конкурентное право Республики Казахстан: учебное пособие / А.Т. Айтжанов, И.В.Князева, Н.В.Радостовеци др.; отв. ред. А.Т. Айтжанов. – Астана, 2015. –C.32-33.
- Антимонопольная политика государства: учебное пособие / Князева И.В. – Новосибирск, - С. 54-56.
- Aitzhanov Local Competition Bodiesand Antimonopoly Policy Effectivenessin Transition Economies // CPI Antitrust Chronicle, №2/May 2012.
- Айтжанов А. Территориальные антимонопольные ведомства и эффективность антимонопольной политики в странах с транзитной экономикой // Рынок и конкуренция, №3-4/2012, стр. 29-31.
- Предпринимательский Кодекс Республики Казахстан от 29 октября 2015 года № 375-V.