Важным инструментом монетарной политики в условиях глобализации экономики выступаетвалютное регулирование. Данный способ повышения денежного предложения на внутреннем рынке используется рядом стран, придерживающихся режима валютного управления (таких, как Аргентина, Польша, Словения, Эстония и др.) [1]. К основным недостаткам данного способа регулирования рынка можно назвать шаткость позиций государственного регулирования, чрезмерную зависимость от внешних факторов. На наш взгляд, оживление и развитие действительно долгосрочных инвестиционных программ может проходить на фоне сильной, устойчивой национальной валюты.
Традиционно центральный банк осуществляет регулирование валютного курса посредством: проведения внутренней монетарной политики; валютных интервенций; использования валютных резервов и иностранных займов.
В условиях нарушения равновесия платежных балансов и усиления колебания валютных курсов центральные банки прибегают к изменению учетных ставок, что обуславливает приток или отток иностранного капитала и соответственно отражается на динамике валютного курса. Одновременно могут проводиться валютные интервенции (в целях повышения курса национальной валюты центральный банк продает, а в целях понижения – покупает иностранную валюту). На уровень валютного курса оказывают влияние такие регулирующие мероприятия центрального банка как валютные и кредитные ограничения, инвестиционный режим, то есть меры по регулированию притока иностранного капитала в страну, изменение процентных ставок по вкладам.
В современных условиях основным инструментом, позволяющим проводить независимые друг от друга денежно-кредитную и валютную политику, служат валютные ограничения на портфельные иностранные инвестиции. Эти ограничения дают возможность уменьшить негативное влияние притока спекулятивного иностранного капитала на динамику денежных агрегатов. Высокая мобильность спекулятивного капитала может привести к значительным колебаниям размера денежной массы и тем самым затруднять осуществление денежно-кредитной политики. Для ограничения этого влияния, как правило, применяется ряд мер экономической политики: выдача центральным банком разрешений на определенные типы финансовых операций, регулирование открытой валютной позиции финансовых институтов, введение налогообложения сделок с портфельными инвестициями.
Наиболее продвинувшиеся по пути реформирования страны Центральной Восточной Европы в той или иной форме использовали валютные ограничения на приток краткосрочных капиталов.
Помимо валютных ограничений, в целях одновременного решения задач денежно- кредитной политики в ситуации значительного поступления средств в страну из-за рубежа, могут применяться стерилизационные операции. Центральный банк, желая избежать чрезмерного роста реального валютного курса, скупает иностранную валюту на рынке, тем самым, вызывая рост денежной массы. Чтобы не спровоцировать, таким образом, усиления инфляции, он одновременно должен проводить ограничительные меры в области денежно- кредитной политики. Практика стран с переходной экономикой, в том числе Казахстан, показывает, что с этой целью применяются в основном операции на открытом рынке, а также изменения минимальных резервных требований и привлечения средств на депозиты в центральный банк [2].
В качестве инструмента стерилизации избыточной денежной массы Национальный Банк Казахстана в основном использует депозиты, однако этот инструмент отличается пассивным характером действия, поскольку зависит от желания коммерческих банков хранить средства на этих депозитах. Кроме того, депозитные операции центральных банков сравнительно редко используются в других странах с переходной экономикой. Исследования [3, с.65], проведенные по сравнению состава инструментов стерилизационных операций в восьми странах с переходной экономикой (России, Польше, Словении, Чехии, Словакии, Венгрии, Хорватии, Румынии) показали. Четыре страны, включая Россию, применяли депозитные операции центрального банка. При этом в Чехии депозиты принимаются центральным банком только на условиях «овернайт», т.е. речь идет лишь о сверхкраткосрочных корректировках ликвидности. В Венгрии, наоборот, преобладают 6- и 12-месячные депозиты. В Румынии депозитные операции, используются редко. При этом в семи странах из восьми (за исключением России) в целях стерилизации активно используются операции на открытом рынке. Спектр инструментов здесь крайне широк: операции РЕПО и аутрайт с государственными ценными бумагами (Румынии, Хорватия), операции с ценными бумагами центральных банков разных сроков погашения – от двух дней до одного года. Наиболее развит инструментарий осуществления операций на открытом рынке в Словении.
К числу проблем, свойственных переходным экономикам, при решении которых должны соединяться меры денежно-кредитной и валютной политики, относится долларизация экономики. Наличие компонента денежной массы в иностранной валюте, неконтролируемого центральным банком, затрудняет проведение денежно-кредитной политики. Хранение средств в иностранной валюте внутри страны может создать напряжение на валютном рынке, оказывая дополнительное давление на валютный курс при росте спекулятивного спроса на иностранную валюту. Существует обширная информация о валютных интервенциях центрального банка. Однако мало что известно о теневой стороне интервенций и их эффективности. Хотя за последние годы эффективность валютных интервенций во всем мире заметно ослабла, тем не менее, она занимает прочное место в инструментарии центрального банка. В случае необходимости национальные центральные банки совместно вмешиваются в торги на глобальном валютном уровне. Типичный тому пример – скоординированные интервенции центральных банков стран Группы семи в поддержку курса евро.
В 2015 году в связи с неблагоприятным внешним фоном, в виде низких цен на сырьевые товары, низкой стоимости российского рубля, а также ожиданий повышения ставки ФРС, сохранялись ожидания ослабления тенге по отношению к доллару США. В этой связи валютный рынок испытывал значительное давление, вызванное повышенным спекулятивным спросом на доллары США со стороны, как крупных игроков, так и населения. В рамках курсовой политики по сглаживанию резких колебаний обменного курса, Национальный Банк осуществлял интервенции, удовлетворяя образовавшийся спекулятивный спрос [4] (рисунок 1).
С начала 2015 года вплоть до решения о переходе на свободно плавающий курс, обменный курс тенге находился в пределах установленного валютного коридора, и характеризовался плавным ослаблением.
Рисунок 1 – Динамика интервенций Национального Банка РК
С 20 августа 2015 года было установлено свободное курсообразование тенге на основе рыночных факторов спроса и предложения. При этом Национальный Банк сохранил за собой право проведения интервенций с целью обеспечения ценовой и финансовой стабильности. По итогам торгов на утренней сессии на Казахстанской фондовой бирже (KASE) 20 августа 2015 года курс тенге ослаб до 255,26 тенге за доллар США. В конце августа и в начале сентября 2015 года ситуация на валютном рынке стабилизировалась, и обменный курс в основном находился в пределах 240-245 тенге за доллар США. Однако в середине сентября 2015 года наблюдался рост спекулятивного спроса на доллары США, что стало причиной резкого ослабления обменного курса тенге. В указанные периоды объемы торгов на валютном рынке были незначительными, что также свидетельствовали о спекулятивном мотиве спроса на иностранную валюту. Учитывая избыточную волатильность обменного курса, Национальный Банк принял решение о проведении валютных интервенций в целях стабилизации ситуации на внутреннем валютном рынке. Валютные интервенции были направлены на снижение волатильности обменного курса.
Рисунок 2 - Динамика изменения курса тенге.
Источник: составлено автором на основании данных Национального банка РК
Несмотря на значительное ослабление тенге в результате перехода к режиму свободно плавающего курса, сохраняются высокие девальвационные ожидания, что подтверждается динамикой котировок NDF обменного курса тенге к доллару США. В январе 2016 года произошло ослабление тенге в реальном выражении на 6,3% (на базе индекса реального эффективного обменного курса к валютам 37 стран), а с начала 2014 года по январь 2016 года – ослабление на 30,3%. За два месяца 2016 года укрепление тенге к российскому рублю в реальном выражении (реальный обменный курс) составило 2,1%, а сначала 2014 года по февраль 2016 года стоимость тенге в реальном выражении почти не изменилась [5]. Реальные обменные курсы к валютам основных торговых партнеров представлены в таблице.
Таблица1
Изменение индекса реального обменного курса тенге
Валюта |
Январь-февраль 2016 года |
Январь 2014 – февраль 2016 |
К российскому рублю |
Укрепление на 2,1% |
Укрепление на 0,1% |
К доллару США |
Ослабление на 8,2% |
Ослабление на 47,3% |
К евро |
Ослабление на 9,9% |
Ослабление на 33,9% |
К китайскому юаню |
Ослабление на 7,9% |
Ослабление на 44,8% |
К белорусскому рублю |
Укрепление на 4,0% |
Ослабление на 9,8% |
К кыргызскому сому |
Ослабление на 2,6% |
Ослабление на 28,5% |
Примечание: составлено по данным Национального Банка РК |
Таким образом, в 2015 году ситуация на валютном рынке оказала значительное влияние на состояние денежного рынка. Высокие девальвационные ожидания и волатильность обменного курса тенге усилили инфляционные ожидания и увеличили риски выхода инфляции за пределы целевого коридора в среднесрочном периоде. В этой связи, участие Национального Банка на валютном рынке способствовало стабилизации ситуации на валютном и денежном рынках.
По оценкам НБРК на протяжении прогнозного периода предполагается, что внешняя инфляция будет снижаться вплоть до второго квартала 2017 года. Данное предположение обусловлено низкими темпами инфляции в Китае и ЕС, вызванные замедлением и медленным ростом реального ВВП в данных странах соответственно. Основной причиной снижения внешней инфляции в среднесрочной перспективе является снижение темпов роста годовой инфляции в России вследствие снижения инфляционных ожиданий и сокращения ВВП. В отношении внешних монетарных условий Национальный Банк в среднесрочном периоде предполагает их ужесточение, что вызвано ожидаемым повышением процентной ставки ФРС США. В результате, для Казахстана возникает ряд рисков, связанных с возможным оттоком капитала, обесценением валют стран с развивающимися рынками, а также удорожанием фондирования на внешних рынках.
Следовательно, интервенции в поддержку определенной тенденции на валютном рынке и, соответственно, колебания денежной базы оказывают влияние на реальный сектор внутренней экономики. Денежно-кредитная политика оказывается направленной на достижение валютной стабильности. Если центральный банк хочет избежать подчинения денежно-кредитной политики внешним целям, то ему необходимо устранить колебание денежной базы. Сделать это можно, если он одновременно с валютной интервенцией станет проводить компенсационные операции на открытом рынке по покупке-продаже национальных облигаций.
Таким образом, в арсенале денежно-кредитной политики находятся разнообразные методы воздействия на денежную сферу. При этом исследования показывают, что ни один из ее инструментов не является идеальным и не может претендовать на исключительность. На успех в деле стабилизации денежного обращения можно будет рассчитывать в том случае, если государство будет опираться на весь комплекс мер, направленных не только на денежную сферу, но и на другие сферы экономики, включая, прежде всего, сферу производства.
Литература:
- Головинов П.Н. Особенности реализации кредитно-денежной политики в современных экономических условиях -СПб: издательство СПБГУЭФ, 2004-15с.
- Сембиева Л.М. «Денежно-кредитная политика в обеспечении устойчивого развития экономики Казахстана». Монография. Алматы: Колор, 2007 – 373с.
- Моисеев С. Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика. Учеб. пособие. –М.:Экономист, 2005. – 652 с. – (Homofaber).
- Денежно-кредитная политика Республики Казахстан до 2020 года от 20 августа 2015 года//www.nationalbank.kz
- Обзор по инфляции за 3 квартал 2015 год//www.nationalbank.kz