Условия развития современной российской экономики характеризуются высокой неопределенностью. Это, прежде всего, связано с влиянием внешних факторов, к которым относятся изменение геополитической ситуации, неопределенность относительно продолжительности действия взаимных санкций и масштаба их влияния на российскую экономику. Также неопределенность сохраняется и в отношении динамики поведения цен на нефть и другие энергоресурсы. Неопределенность внешней среды, быстро изменяющаяся ситуация в экономике и на финансовом рынке поставили непростые задачи перед Банком России при разработке денежно-кредитной политики.
Исходя из макроэкономической ситуации, характеризующейся замедлением инфляции и низкими темпами роста, в ряде стран их центральные банки проводят «мягкую» ДКП. В России же ситуация отличается от мировых тенденций: растет уровень инфляции, при этом наблюдается снижение ВВП в 2015 году на 3,7%, нарушена финансовая стабильность [1].
Сразу встает вопрос: «Какая же нужна России денежно-кредитная политика?» Ведь основой принятия решений по ДКП является анализ текущей ситуации в экономике и оценке перспектив еѐ дальнейшего развития. Поэтому макроэкономический среднесрочный прогноз является одним из оснований и ключевых источников информации для принятия решения по ДКП. Исполнительный совет МВФ, проводивший анализ экономического и финансового состояния РФ на современном этапе, положительно оценил меры принятые официальными органами страны для стабилизации экономики с учетом значительного стресса, вызванного более низкими ценами на нефть и санкциями. Совет МВФ рекомендовал Банку России продолжать проводить смягчение денежно-кредитной политики, которое следует соразмерять со снижением базовой инфляции и инфляционных ожиданий по мере уменьшения внешних рисков и рисков для финансовой стабильности [2].
Основываясь на сложившейся экономической ситуации, состоянии финансовой сферы, ЦБ принял решение по поводу ДКП и положил в основу структурную модель, разработанную на основе стандартной версии неокейнсианской монетарной модели в разрывах, которая учитывает особенности экономики и трансмиссионного механизма ДКП в России. Модель является средством сценарного прогнозирования и инструментом организации прогнозного процесса. Прогноз разрабатывается на 3 года, при этом наиболее актуальным для принятия решений по ДКП является макроэкономический прогноз на горизонте, соответствующий лагам трансмиссионного механизма ДКП, - примерно до 2 лет.
Источниками формирования прогноза являются начальные условия – оценка положения отечественной экономики в экономическом цикле, ожидаемая внешнеэкономическая динамика, а также оценка долгосрочных равновесных траекторий или трендов.
В предложенной Банком России модели формализованы цели политики и их иерархия.
Сначала устанавливается конечная цель, предусматривающая стабильность цен. Однако это не означает постоянства цен. Они изменяются под влиянием спроса и предложения, которые динамичны и подвергаются трансформации.
Промежуточная цель – таргетирование инфляции, это комплекс мер в целях контроля уровня инфляции в стране. Инфляция должна удерживаться на низком уровне и быть устойчива к влиянию внешних и внутренних факторов.
Следующая цель операционная. Она направлена на поддержание краткосрочных ставок денежного рынка вблизи ключевой ставки.
Традиционно для достижения этих целей используется трансмиссионный механизм, а именно канал процентной ставки. В итоге, стоимость банковских ресурсов, формируемая ЦБ, влияет на стоимость банковского кредита, что в свою очередь оказывает влияние на уровень деловой активности и, следовательно, на темпы роста цен. Поступление новой информации, изменение предпосылок прогноза и другие факторы могут обусловить пересмотр прогнозной траектории, т.е. отклонение фактической процентной ставки от моделируемой траектории.
В связи со сложной экономической ситуацией 17 декабря 2014 года Банк России реализовал комплекс мер, стабилизирующих финансовый сектор. Кроме того, БР разработал новый инструмент рефинансирования – валютный РЕПО, увеличил частоту проведения данных операций и объѐм предоставления средств по ним. В результате девальвационные и инфляционные ожидания стабилизировались. В 2015 году Банк России пять раз снижал ключевую ставку (последнее изменение произошло 3 августа 2015 года), достигнув значения 11,00% годовых. В первой половине 2015 года продолжалось сокращение инвестиций в основной капитал, а на рынке труда – снижалась заработная плата и увеличивалась неполная занятость, что в совокупности с замедлением роста розничного кредитования привело к дальнейшему снижению потребительской активности [3]. Вторая половина 2015 года была более благоприятной для российской экономики. Впервые с 2010 г. в III квартале 2015 г. наблюдался приток капитала. В этих условиях ослабление рубля было менее значительным относительно изменения цен на нефть. Несмотря на улучшение восприятия инвесторами российской экономики, в целом внешнеэкономические условия по-прежнему были неблагоприятными: сохранялись невысокие темпы экономического роста в странах – торговых партнерах, доступ на международные рынки капитала для российских компаний оставался закрытым, а условия торговли ухудшались.
В декабре 2014 – феврале 2015 года наблюдалось существенное увеличение годовой инфляции (в феврале 2015 – 16,7%), на это повлияли: введѐнные в августе 2014 года ограничения на импорт ряда продовольственных товаров, а также эффект ускоренной подстройки цен, связанный с ослаблением рубля. Но слабая экономическая активность способствовала снижению инфляции и инфляционных ожиданий. Замедление роста денежной массы привело к дефляционному эффекту [4]. Проводимая Банком России ДКП, обеспечила снижение темпов роста потребительских цен с 15,8% в августе 2015 года до 8,1% в феврале 2016 года. В декабре 2015 г. и марте 2016 Банк России принял решение оставить ключевую ставку неизменной – на уровне 11,00% годовых.
Вместе с тем, в настоящее время основным источником неопределѐнности для данного прогноза продолжает оставаться динамика цены на нефть. Перспективы роста экономик стран СНГ также ухудшаются, причѐм помимо общих факторов для государств с формирующимися рынками негативное влияние на них оказывают и экономический спад в России, и углубление рецессии на Украине, а также низкие мировые цены на нефть.
Для России общее снижение внешнего инфляционного давления нивелируется введѐнным эмбарго на поставки ряда продовольственных продуктов из отдельных стран. На уровень цен внутри страны негативное влияние оказывает резкое снижение курса национальной валюты. Влияние данного фактора на внутренние цены сохранится и в краткосрочном периоде, но будет снижаться с увеличением российского производства и наращивания поставок из стран, не затронутых ограничениями.
Повышенный спрос на наличные средства в декабре 2014 года, обусловленный как сезонными тенденциями, так и временным изменением потребительского поведения населения, а также интервенции БР на внутреннем валютном рынке в первой половине 2014 года привели к более существенному, чем ожидалось, оттоку ликвидности из банковского сектора.
Увеличение потребности кредитных организаций в рефинансировании и исчерпание доступного рыночного обеспечения у отдельных банков наряду с существенно возросшей волатильностью на валютном рынке привели к усилению мотива предосторожности на денежном рынке, который выразился в росте кредитных рисков, закладываемых участниками рынка в ставки межбанковских кредитов. К концу 2014 года ситуация на денежном рынке начала стабилизироваться, чему способствовало снижение волатильности на валютном рынке и некоторое улучшение ситуации с рублѐвой ликвидностью на фоне традиционного роста бюджетных расходов в этот период [3].
В начале 2015 года снизились потребности кредитных организаций в рефинансировании. Это произошло главным образом в связи с уменьшением наличных денег в обращении, обусловленным поступлением средств от клиентов в банковский сектор и сокращением наличных средств в кассах кредитных организаций, а также значительным увеличением объѐма расходов бюджета в начале года. Со второй половины января 2015 года был запущен в обращение новый инструмент – ОФЗ со ставкой купона, привязанной к ставке денежного рынка, что позволило в незначительной степени избежать дополнительной нагрузки на бюджет в 2015 году.
Начиная с марта, произошло возобновление роста потребности кредитных организаций в рефинансировании, ключевую роль в управлении ликвидностью стали играть операции РЕПО, а среднесрочная потребность стала регулироваться предоставлением кредитов, обеспеченных нерыночными активами, на аукционной основе.
В декабре 2015 года Банк России продолжил осуществлять операции по предоставлению кредитным организациям валютной ликвидности на возвратной основе, при этом объѐм указанных операций определялся с учѐтом оценок потребности банковского и нефинансового сектора в иностранной валюте исходя из прогноза динамики основных компонентов платѐжного баланса и цели обеспечения финансовой стабильности.
Улучшение понимания субъектами экономики необходимости управления валютными рисками в условиях плавающего валютного курса, а также усиление роли процентного канала трансмиссионного механизма ДКП способствовали росту объѐмов операций по хеджированию валютных и процентных рисков в 2015 году [4].
Усилилось влияние изменений ключевой ставки Банка России на параметры и объѐмы операций кредитных организаций. Повышение ключевой ставки в декабре 2014 года привело к росту уровня депозитных ставок и стабилизации рынка депозитов населения. В сфере кредитования – менее рисковое корпоративное кредитование росло быстрее, чем розничное кредитование. Повышение процентных ставок в сочетании с ужесточением неценовых условий банковского кредитования стало одной из причин сокращения спроса на кредиты, отмеченного на многих сегментах рынка. Но, несмотря на все это, прогнозируемое замедление роста монетизации экономики к концу 2015 года не оправдалось, прирост денежной массы составил на 01.12.2015 – 3,8 %, а на 01.01.2016 – 11,5%. Всѐ это в итоге не способствовало экономическому росту в России.
Темп прироста ВВП в 2014 году снизился до 0,6% после 1,3 в 2013 году, а в 2015 году достиг отрицательного значения – 3,7%. Снижение склонности домашних хозяйств к сбережению было вызвано уменьшением их доходов и увеличением текущих расходов. Сжатие потребительского спроса происходило на фоне снижения реальных заработных плат (как в частном, так и в государственном секторах). В январе 2015 года по данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения каждый пятый россиянин перешѐл к приобретению более дешѐвых продуктов питания или вовсе отказался от покупки некоторых товаров. Происходило снижение индексов потребительской уверенности. 2016 год не стал исключением [5].
Недостаток бюджетных средств привел к снижению инвестиционной активности в государственном секторе. В целом 2015 год характеризовался усилением спада инвестиционного спроса, что привело к отрицательному значению прироста ВВП.
Экономическая ситуация в 2015 году развивалась по сценарию рискованному, а не базовому. Считается, что действие ограничений для роста российской экономики со стороны мировых рынков капитала будет более продолжительным по сравнению с кризисом 2008-2009 гг. Сдерживать рост экономики также будут: необходимость погашения внешнего долга и ужесточение внутренних ценовых и неценовых условий кредитования. Поэтому сегодня главной задачей для Банка России является стабилизация ситуации в российской экономике в условиях внешних шоков.
В текущей ситуации очень важна чѐткая средне и долгосрочная макроэкономическая стратегия. Постоянный пересмотр целей контрпродуктивен. Нужно последовательно проводить политику достижения заявленных среднесрочных ориентиров. Важно лишь постоянно корректировать тактику, учитывая новые прогнозы и оценки рисков.
Макроэкономическая стабильность и развитие финансовой системы относятся к числу важнейших достижений последних 15 лет российской истории. Нельзя допустить, чтобы они были утрачены.
Литература:
- Как экономика России по уровню реального ВВП вернулась в 2008 год и кому поможет антикризисный план? – Режим доступа: http://www.finam.ru/analysis/forecasts/kak-ekonomika-rossii-po- urovnyu-realnogo-vvp-vernulas-v-2008-god-i-komu-pomozhet-antikrizisnyiy-plan-20160208-15260
- Российская Федерация. Консультации 2015 года в соответствии со статьей IV- Пресс- релиз и доклад персонала/Доклад МВФ по стране. 2015.- №15/211. – 69с. – Режим доступа: http://www.imf.org/external/russian/pubs/ft/scr/2015/cr15211r.pdf
- Доклад о денежно-кредитной политике. Информационно-аналитический сборник. - №1. – март 2015г. – Режим доступа: http://www.cbr.ru/publ/ddcp/2015_01_ddcp.pdf
- Доклад о денежно-кредитной политике. Информационно-аналитический сборник. - №4. – декабрь 2015г. – Режим доступа: http://www.cbr.ru/publ/ddcp/2015_04_ddcp.pdf
- Доклад о денежно-кредитной политике. Информационно-аналитический сборник. - №1. – март 2016г. – Режим доступа: http://www.cbr.ru/publ/ddcp/2016_01_ddcp.pdf