Человеческая цивилизация, представляющая собой сложную саморазвивающуюся систему, вступила в новую глобальную реальность, характеризующуюся динамическими изменениями в структуре ее инфраструктурных составляющих – экономической и социальной подсистем, подсистемы глобального управления, а также существенными динамическими изменениями и неустойчивостью связей между этими подсистемами.
Это свидетельствует о неустойчивости всей системы и возможности перехода ее в новое состояние. Озабоченность о нестабильном состоянии этой системы высказали на своей встрече 12 февраля 2016 года даже предстоятели католической и православной церквей [1]. В этой связи, рассмотрение на системной основе отдельных аспектов развития понятийного аппарата финансов и финансовой системы в целом представляется актуальной задачей, направленной на актуализацию научного знания.
Как показывает академик РАН В.С. Степин [2], любая саморазвивающаяся система характеризуется направленностью своего развития, задавая входящим в нее подсистемам определенный вектор развития. Еще одной особенностью, саморазвивающихся систем является наличие особого «хранилища» предшествующего опыта, являющегося методологической основой для разработки векторов направленности развития и подготовки системы к переходу в новое состояние. Наука и результаты научных исследований представляются как движители научно- технического прогресса, которые задают направление развития всей экономической подсистемы – в настоящее время это переход к VI технологическому укладу.
Развитие науки во всех ее сферах изменяло наши представления не только о мироустройстве и законах его развития, но и о социальной сфере, движущих силах развития цивилизации. В рамках этих изменений наука уже представляется как реальная производительная сила, не только открывающая и расширяющая горизонты развития, но и позволяющая реально повысить эффективность общественного производства.
Меняется наше представление о глобализации. Если в начале 1980 годов, глобализация представлялась неким феноменом [3], то в наше время становится очевидным, что глобализация это не только объективный процесс распространения знаний [4], присущий саморазвивающимся системам с момента их зарождения, но и управляемый процесс [5]. Аналогичный подход и к инвестиционной и инновационной деятельности[6]. В настоящее время к нам приходит понимание того, что инвестиционные ресурсы или попросту инвестиции, это не только рубли, тенге или доллары.
Инвестиции – это те свободные ресурсы и, в большинстве, случаев те нематериальные активы которые действительно позволяют наиболее эффективно утилизировать в том числе и финансовые ресурсы [7]. Мы начинаем понимать, что модернизация, внешним проявлением которой являются новые технологии и производства, по сути своей имеет и латентное, во многом философское содержание – это формирование нового, более высокого уровня образа социально- экономического мышления. В теории саморазвивающихся систем это называется фазовым переходом, то есть переходом системы из одного гомеостатичного состояния в другое. Наука и научное знание, как элемент в базе накопленного предшествующего опыта саморазвивающейся системы не является догматом, они постоянно развиваются, исходя из новых представлений о тех явлениях, законах и закономерностях, объектах и связях между ними, которые являются предметом познания.
Использование методологии системного анализа [2, С.50-51] в приложении к исследованию экономических процессов и представление финансовой системы как открытого, сложного, саморазвивающегося элемента экономической системы позволяет проследить в ретроспективном аспекте генезис финансовой системы, выявить ее основные элементы и направленности развития финансовой системы, ее элементов и понятий. Под системой будем понимать совокупность функциональных элементов и их связей, реализующих определенную цель. Заметим, что для саморазвивающихся систем постановка цели рассматривается не в контексте лапласовского детерминизма с жестко заданными параметрами, но в вероятностных рамках направленности развития. При этом, на каждом этапе своего развития, характеризующемся состоянием гомеостаза, цели и направленности системы могут корректироваться под влиянием внешних факторов, изменения внутреннего порядка и способа управления.
Это касается и финансов. Принято считать, что понятие финансов, зародившись в Западной Европе и активно развивалось в Австрии, Англии, Германии, Пруссии как наука, предметом которой стали инструменты и механизмы «поиска» доходов в казну государства. То есть, с выделением государственной казны и ее отделением от собственности монарха (XVI-XVII вв.) возникли понятия государственных финансов, государственного бюджета и государственного кредита.
Знание в области государственных финансов накапливалось постепенно по мере решения прагматических задач: бюджет, налоги, государственный кредит, администрирование этими процессами и т.д. Российские ученые, также внесли существенный вклад в развитие этой науки, системными подходами к ее формированию и обоснованием необходимости ее комплексного развития в совокупности с экономикой и правом [8]. Таким образом, общепринятые «корни финансов», произрастая из «государственной почвы», по мере развития общества, давали и будут давать великолепные плоды, потребляемые всеми сферами человеческой деятельности.
В широком смысле под финансами понималась наука, рассматривающая получение и «употребление» средств для удовлетворения государственных потребностей[9,с.2]. Но, в отличие от своих западных коллег, как подчеркивает профессор А.Н. Козырин, особенно немецких, российские финансисты выступали за комплексный подход к финансам и против «выделения в финансовой науке двух составных частей — теории финансов и финансового управления» [10,с.10]. Фактически середина XIX века, по нашему мнению, развела подходы к пониманию и изучению финансов отечественных и западных специалистов. Если последние придерживаются и по настоящее время чисто прагматического подхода, рассматриваемого финансы как деньги и ориентированного на управление ими (финансами) [11, Р.4-5], то отечественная экономическая наука рассматривает финансы, как совокупность денежных (экономических) отношений возникающих в процессе формирования, распределения и использования целевых фондов денежных средств для выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства [например 12 С.5-6.].
Примерно одинаково определяются отечественными исследователями и финансовые отношения как: «…экономические связи, взаимодействия, отношения в денежной форме» [13], «денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием у хозяйствующих субъектов и государства денежных доходов и накоплений»[14].
Сравнивая приведенные общие определения финансов и финансовых отношений, приходим к выводу о неоднозначности определений финансов и финансовых отношений, то есть их практической идентичности и, в этой связи, крайней сложности их использования для точной идентификации элементов и их связей в финансовой системе с позиции системного подхода: определения части и целого; элемента (вещи) и процесса; причины и следствия.
С позиции эконмической теории, все известные в экономической науке школы работали и работают в рамках единой научной парадигмы по исследованию в сущности общего предмета – экономических отношений складывающихся в процессе деятельности людей по поводу производства, распределения, обмена и потребления, созданных в результате этой деятельности материальных благ и услуг, то есть по поводу предмета их труда.
В этой связи попытаемся определить, что является элементом (вещью) и процессом в финансовой системе. Известно, что экономические отношения, в частности финансовые, определяются как объективные связи, которые устанавливаются между людьми в процессе их деятельности, по поводу предмета труда. Что же является предметом труда в финансовой деятельности?
Если предположить, что процессом финансовой деятельности является деятельность по поводу «формирования, распределения и использования целевых фондов денежных средств, для выполнения функций и задач государства и реализации расширенного воспроизводства» (см.выше). Тогда следуя логике, можно говорить, что предметом их деятельности являются целевые фонды денежных средств, формируемые распределяемые и используемые для решения конкретных социально-экономических задач - финансы.
Заметим, что такая постановка вопроса не противоречит рассуждениям, например, А. Маршалла, о распределении увеличивающегося «национального дивиденда» за счет факторов производства или предпринимательской деятельности [15, C.504-505,515], поскольку, как мы можем предположить, абстрактные рассуждения ведутся им в терминах финансов – фондов денежных средств, но не в реальных деньгах.
Такая постановка вопроса позволяет нам дополнить понятийный аппарат финансов и четко, на системном уровне, разделить сферу деятельности в приложении к деньгам и финансам. Финансы это инструмент планирования, организации и мотивации деятельности, а деньги это инструмент контроля фактического выполнения поставленных задач. Финансы создают условия для направленного движения и распределения денег в соответствии с целями развития и создаваемыми для этих целей фондами.
Таким образом, из наших рассуждений вытекает следующее определение финансов: финансы – это целевые фонды финансовых ресурсов, которые сознательно создаются в процессе человеческой деятельности для привлечения, распределения и расходования денежных ресурсов на достижение целей и решение задач устойчивого развития в ходе формирования, распределения и перераспределения доходов общества (социальных структур).
Тогда финансовую деятельность мы определим как деятельность, связанную с созданием и ликвидацией целевых фондов денежных средств по привлечению, распределению и расходованию денежных ресурсов на достижение целей и решение задач социально-экономического развития. К финансовой деятельности также относится деятельность по разработке инструментария и механизмов привлечения и распределения денежных ресурсов, а также деятельность по формированию и управлению организационными структурами, использующими в практической деятельности эти инструменты и механизмы.
Как видно из приведенного определения – финансовая деятельность весьма многогранна, а это определяет многообразие и многогранность финансовых отношений возникающих в процессе финансовой деятельности.
Финансовый инструментарий и механизмы, те средства, с помощью которых финансы реализуют свои задачи, определяются как – законодательно установленные и способы и нормативно закрепленная совокупность и последовательность использования финансовых инструментов для привлечения, распределения и расходования денежных ресурсов на достижение поставленных целей, соответственно. Заметим, что приведенные определения указывают на неразрывную связь финансов и права.
Предлагаемые нами нововведения не противоречат концептуальным положениям сложившейся теории финансов, но позволяю взглянуть с иного угла зрения и систематизировать наши представления по финансовой науке, которая «…представляет данные для решения вопросов, затрагивающих те интересы, которые близко касаются всех и каждого, — она имеет в виду общественное хозяйство, — или, если выразиться проще, — наши денежные интересы.» [16, С.34].
Литература
- http://www.kp.by/daily/26493.5/3361794/?see-also.number=3051 – Дата доступа – 12.02.2016.
- Степин В.С. Методология саморазвивающихся систем в науке XXI столетия/В.С. Степин//Социология, 2014. - №3. – С.48-56.
- Robertson R. Globalization: Social Theory and Global Culture. - L.: Sage Publications Ltd, 1992. – 224p.
- Николаевский В.В. Закон экспансии разума и глобализация как его следствие / В.В.Николаевский /Предпринимательство и факторы его развития. – Минск: Право и экономика. – 2010. – С.27-39
- Кирвель Ч. С., Щекин Н. С. Управляемый мир: утопический замысел или реальная перспектива/ Ч.С. Кирвель// Проблемы управления, 2008. – №2. - С. 233-246
- Николаевский В.В. На подготовленную почву: о природе инвестиций и факторах повышения их эффективности / В. Николаевский // Беларуская думка. – 2010. – №9. – С.24-29.
- Николаевский В.В. Предпринимательство и инвестиционный образ мышления: основной ресурс социально-экономического развития / /Предпринимательство и факторы его развития.– Минск: Право и экономика. – 2010. – С.106-109
- Золотые страницы финансового права России. Т. 1 : У истоков финансового права / Науч. ред. и автор вступ. статьи А. Н. Козырин; сост., автор статей и коммент. А. А. Ялбулганов. М.: Изд-во ¨Статут¨. 1998. 428 с.; Т. 2 : В. А. Лебедев. Финансовое право : Учебник / Науч. ред. и автор вступ. статьи А. Н. Козырин; сост., автор статей и коммент. А. А. Ялбулганов. М. : Изд- во ¨Статут¨, 2000. 461 с.
- Горлов И.Я. Теория финансов / Соч. Ивана Горлова, докт. филос. орд. проф. полит. экономии и статистики в Имп. Казан. ун-те. - Казань : Унив. тип., 1841. - 339 с.
- Козырин А.Н. Вступительная статья В.А. Лебедев и развитие финансово-правовой науки в России/ В. А. Лебедев. Финансовое право : Учебник / Науч. ред. и автор вступ. статьи А. Н. Козырин; сост., автор статей и коммент. А. А. Ялбулганов. М. : Изд-во ¨Статут¨, 2000. 461 с.
- The Financial Managers Responsibilities/ Brigman E.F. Fundamentals of Financial management. 4- th ed., - The Dryden Press. –
- Финансы, денежное обращение и кредит. Краткий курс под ред. Самсонова Н.Ф. М.: Инфра- М, 2003 – 302с.
- Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. —2-е изд., - М.: ИНФРА-М., 1999. - 479 с
- Финансово-кредитный энциклопедический словарь/Под общ.ред.А.Г. Грязновой .— М.: Финансы и статистика, 2002. – 1168с.
- Маршалл А. Основы экономической науки /А. Маршалл – М.: Эксмо, 2007. – 832с.
- Лебедев В.А. Финансовое право/В.А. Лебедев. - М: Статут. – 460с.