Современная трактовка конкуренции и конкурентных отношений исходит из ключевой роли так называемых цепей поставок (Supply Chains), которые, формируя сетевые экономические структуры, имеющие надрегиональный, наднациональный характер, определяют современное состояние и тенденции дальнейшего развития глобального, а, соответственно и национальных и региональных рынков. Цепи поставок в современных условиях развития экономических отношений выступают способом обеспечения эффективности производства, а также полного удовлетворения запросов потребителей, улучшения сервиса и т.д. Иное, не менее важное, значение цепей поставок состоит в том, что они формируют и определяют структуру глобальной экономики, оказывают важнейшее влияние на потоки инвестиционного, инновационного и человеческого капиталов. В частности, цепи поставок рассматриваются как инструмент трансфера технологий и знаний из высоко развитых стран в менее развитые [2]. В то же время, следует указать и на не менее значимую роль цепей поставок в интенсификации процессов экодеструктивного воздействия на состояние окружающей среды и здоровье населения. Этот проблемный аспект функционирования глобальных цепей поставок на фоне ужесточения экологической политики развитых стран и дальнейшей либерализации торговли приобретает все большую актуальность. Вопрос о необходимости экологически ориентированной трансформации моделей и типов экономического поведения на различных уровнях их реализации более уже не является дискуссионным – обоснованный и однозначный ответ на него был дан на конференции в Рио-де-Жанейро (1992 г.). На современном этапе исследований данной проблематики определена необходимость развития «зеленой экономики». Ее базовые определения, принципы и инструменты реализации определены программными документами ООН, закреплены в программах и политиках стран-членов ЕС [3; 5]. «Зеленая» экономика – это экономика, целью которой является улучшение благосостояния населения и обеспечение социального равенства с одновременным ощутимым уменьшением экологических рисков и истощения окружающей природной среды. Зеленая экономика основывается на учете наиболее важных взаимосвязей между экономикой, обществом и окружающей природной средой, а трансформированные таким образом производственные процессы и потребительские мотивы обеспечивают сокращение объемов отходов и загрязнений, содействуют эффективному использованию ресурсов, материалов и энергии. Все это приводит к восстановлению и диверсификации экономик, создает широкие возможности для обеспечения занятости, устойчивой торговли, энергосбережения, равномерного распределения доходов. По своему содержанию «зеленая» экономика – это план действий, направленный на трансформацию экономической системы в направлении устойчивого развития. В разрезе базовых составляющих устойчивого развития (экономика, социум, окружающая среда) эти действия имеют такую целевую направленность [5, с. 5]:
- снижение степени связи между экономическим ростом и деградацией природной среды (эффект декаплинга) благодаря более полной реализации стратегий ресурсоэффективности: рециклирования, повторного использования, формирования новых бизнес-моделей;
- обеспечение более справедливого распределения доступных ресурсов планеты между развитыми и развивающимися странами путем сокращения потребления в развитых странах;
- обеспечение соответствия объемов добытых и использованных ресурсов возможностям планеты путем сокращения общего потребления первичных ресурсов, земельного пространства, воды и энергии.
Достижение указанных целевых ориентиров обуславливает необходимость использования новых или значительно улучшенных способов производства и организации хозяйственной деятельности, а также регулирования социально-экономических и хозяйственных отношений, то есть в своей основе зеленая экономика является экономикой, построенной на инновациях: продуктовых, технологических, управленческих и рыночных. При этом особую приоритетность приобретают экологические инновации [1].
Какова же роль цепей поставок в реализации модели зеленой экономики в глобальном экономическом пространстве? Каковы приоритеты развитых и развивающихся стран, интегрированных в глобальную экономическую среду, при реализации ими политики «зеленого» развития? Каким образом должны бать построены глобальные цепи поставок, дабы обеспечить их соответствие целям и принципам «зеленой» экономики?
В контексте вышеобозначенных проблемных вопросов следует указать на то, что исследования, посвященные реализации зеленых стратегий формирования и развития цепей поставок не новы, хотя и являются немногочисленными. Значительный вклад в исследование экологической проблематики функционирования и развития цепей поставок сделан А. МакКинном, Ж.-П. Родриге, Б. Слэком, К. Комтоисом, К. Мечериз, Р. Хэндфилдом, М. Глэчантом и др. учеными [4; 6]. В русскоязычной научной среде отдельным вопросам экологизации цепей поставок посвящены работы В. Мешалкина, А. Цветкова, С. Усмановой, В. Омельченко, Н. Мащак и др. ученых. При этом следует отметить, что основное внимание исследователей сосредоточено, преимущественно, на экодеструктивном воздействии транспорта на состояние окружающей природной среды (выбросы загрязняющих веществ, использование пространства для строительства транспортной инфраструктуры).
Не уменьшая значения данной проблемы в контексте построения «зеленой» экономики, следует все же отметить, что пространственная структура и размещение цепей поставок в глобальной среде оказывают непосредственное влияние также и на процессы истощения природно-ресурсного капитала, загрязнения компонентов окружающей природной среды отдельных регионов вследствие создания и функционирования экологически низко эффективных производств, накопления отходов производства и потребления и др. Это определяет несколько иную приоритетность в определении ключевых экологичесих проблем регионов, роль цепей поставок в этом процессе, а также действия правительств, связанные с предупреждением и нейтрализацией экологических последствий глобальной экономической интеграции. Так, существуют различные подходы к обоснованию доминирующего принципа функционирования цепей поставок (разделение труда, снижение затрат и т.д.). Одним из таких является ресурсный подход – цепи поставок формируются с целью получения конкурентных преимуществ как результата завладения конкурентными преимуществами контрагентов, в том числе, в сфере минимизации затрат [2]. При этом возможность минимизации затрат в различных регионах мира определяется также и региональной социально-экономической (регулирование оплаты труда и занятости, налоговое регулирование), инвестиционно-инновационной (приоритетность отраслей и видов деятельности) и экологической политикой (вопросы собственности на природные ресурсы и их стоимости, компенсации экодеструктивного воздействия) и т.д. В поисках низкозатратных производств цепи поставок приобретают наднациональный характер, при необходимости переформатируя территориальную структуру и размещение вследствие изменения национальных и региональных политик.
Интегрированные ресурсопотоком элементы глобальной цепи поставок формируют и, в то же время, испытывают на себе различное экологическое воздействие, обусловленное характером и направленностью товаропотока (территориальной структурой и размещением цепи поставок):
- для регионов, в которых ресурсопоток имеет исходящий характер, интеграция в глобальные цепи поставок означает формирование и дальнейшее стимулирование развития производственных отраслей с соответствующим комплексом экодеструктивных последствий хозяйственной деятельности: загрязнение компонентов природной среды стационарными объектами, исчерпание природно-ресурсного капитала, а также загрязнение атмосферы передвижными источниками выбросов;
- для регионов, в которых ресурсопоток имеет транзитный характер, либо изменяет свои видовые формы в процессе переработки, экодеструктивное воздействие определяется: загрязнением атмосферы вследствие большей интенсивности транспортных потоков, а также загрязнением компонентов природной среды как результата функционирования перерабатывающих производств, а также, в определенной степени, исчерпанием природно-ресурсного капитала;
- для регионов, в которых ресурсный поток имеет характер входящего (страны-импортеры конечной продукции) приоритетными становятся проблемы утилизации отходов, а также загрязнений, обусловленных интенсификацией транспортно-распределительных операций.
Обобщая имеющиеся результаты аналитических исследований о современной структуре и локализации глобальных цепей поставок [2], следует констатировать, что развивающиеся страны в глобальной экономической среде испытывают на себе двойное экологическое воздействие: как регионы, формирующие ресурсный поток (при этом, преимущественно, сырьевого характера), так и как регионы, являющиеся его конечной точкой (импортеры товаров конечного потребления).
Страны так называемых групп BRIC (Бразилия, Россия, Индия, Китай) и VISTA (Вьетнам, Индонезия, ЮАР, Турция, Аргентина) сегодня выступают ключевыми игроками глобальных цепей поставок – мировыми поставщиками сырья и, в то же время, потребителями продуктов конечного потребления. При этом, страны группы BRIС выступают также и мировыми «потребителями» энергии и сырья [2].
Следовательно, экологическая, а также экономическая и инвестиционная политики развивающихся стран должны исходить из необходимости утверждения более жестких правил на рынках ресурсов, действенных механизмов обращения с отходами, а также имплементации современных экологических стандартов в транспортной сфере.
Вместе с тем, существует ряд объективных эколого-экономических противоречий, которые препятствуют в реализации развивающимися странами жесткой экологической политики. Так, отрасли, обеспечивающие интеграцию развивающихся стран в глобальную экономику, являются источником инвестиций и финансовых ресурсов, а потому ограничение их развития для достижения чисто экологических целей противоречит социально-экономическим целям развития региона: искоренению бедности, обеспечению занятости и экономического роста. Кроме того, страны, имеющие преимущественно сырьевую ориентацию, имеют значительно ограниченный доступ к экологическим инновациям, поскольку связаны с глобальной экономикой преимущественно рынками сырья [3, с. 6].
Рассматривая цепь поставок как единое целое, следует признать, что ресурсопоток несет в себе весь экологический «груз», накопленный в местах его формирования. Исходя из глобального контекста проблем загрязнения окружающей среды (обусловлен единством и неделимостью, общностью атмосферы как природного тела), с позиций формирования и развития «зеленой» экономики, объективно необходимым является внедрение интегрированных систем экологического менеджмента (с соответствующим комплексом взаимообязательств поставщиков и потребителей) в рамках всей глобальной цепи поставок.
Роль политик развивающихся стран при этом также является одной из ключевых лишь принятая ими жесткая экологическая политика с соответствующим экономическим механизмом ее реализации определит «выгодность» трансформации производственных и торгово-посреднических отношений и структур на «зеленой» основе. Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что реализация модели «зеленой» экономики в условиях глобальной экономической реальности требует от развивающихся стран «зеленой» трансформации экономической, экологической, инвестиционно- инновационной и торговой политики: при принятии решений о развитии экспортоориентированных отраслей следует исходить из эколого-экономических оценок влияния данных отраслей на компоненты окружающей природной среды, в частности, исчерпание природно-ресурсного капитала; исходить из «выталкивающего» принципа формирования логистических систем, где решения о направлении ресурсопотока и его видовом характере основываются на реальной (фактической) и альтернативной стоимости природных ресурсов (при использовании рекреационной, оздоровительной, эстетической функций природных ресурсов и т.д.).
Литература
- Allen, С. A guidebook to the Green Economy. Issue 3: exploring green economy policies and international experience with national strategies [Electronic resource] / Cameron Allen // UNDESA, Division for Sustainable Development, November 2012. 65 р. . – Accessed mode : https://sustainabledevelopment.un.org/content/documents/738GE%20Publication.pdf
- Coyle J.J. Supply Chain Management: A logistics perspective [Electronic resource] / [Coyle J.J., Langley J. , Novack R.A., Gibson B. J.], 2013, Ninth Edition. South-Western, Cengage learning.– Accessed mode : www.cengage.com
- Europe in transition: Paving the way to a green economy through eco-innovation [Electronic resource] // Eco-Innovation Observatory. Funded by the European Commission, DG Environment, Brussels, 2013. – Accessed mode : org/en/info/details/wi/a/s/ad/2104
- Glachant, M. Greening Global Value Chains: Innovation and the International Diffusion of Technologies and Knowledge [Electronic resource] / M. Glachant // OECD Green Growth Papers. No. 2013/05.– Accessed mode : http://dx.doi.org/10.1787/5k483jn87hnv-en.
- Green economy in action: articles and excerpts that illustrate green economy and sustainable development efforts [Electronic resource] // UNDP, august 2012. – 59 р. – Accessed mode :un.org/.../green_economy_in_action_eng...
- McKinnon A. Green logistics: improving the environmental sustainability of logistics / [Alan McKinnon, Sharon Cullinane, Michael Browne and Anthony Whiteing], 2010. Kogan Page Limited. 385 p.