В настоящее время, в экономических исследованиях уделяется много внимания различию доходов на душу населения, хотя благодаря неравенству в доходах формируются модели трансформации образования и занятости в доходы и модели трансформации доходов в инвестиции. Столь же существенные различия существуют в численности населения разных стран. Если рассмотреть эволюцию численности населения в разных частях мира на протяжении последних 2000 лет, то можно обнаружить что около 250 лет назад началось стремительное увеличение темпов роста численности населения во многих районах мира.
Быстрый рост населения продолжается в большинстве стран мира, но главное, что темпы роста численности населения замедляются в Западной Европе, на некоторое время в девятнадцатом веке, но в менее развитых частях мира нет аналогичного замедления роста населения. Темпы роста численности населения в менее развитых странах за последние 50 лет только увеличились.
Одна из причин этого - распространение антибиотиков, санитария, и другие меры медицинской помощи по всему миру, которые сократили высокий рост смертности во многих странах. Тем не менее, примечательным является демографический переход, который, в ходе девятнадцатого века, снизил рождаемость в Западной Европе. Почему население росло медленно, а затем рост населения ускорился с головокружительной скоростью на протяжении последних 150 лет и почему темпы роста населения различны в разных странах, и есть основные вопросы для экономического развития?
Мы рассмотрим самые основные подходы динамики населения и рождаемости. Для начала обсудим простую версию знаменитой Мальтузианской модели, а затем используем вариант этой модели для изучения возможных причин демографического перехода [1]. Томас Мальтус был одним из самых влиятельных экономистов девятнадцатого века и разработал одну из первых моделей роста общего равновесия.
Согласно мальтузианской модели, население будет расти или сокращаться, до тех пор, пока все люди находятся на уровне прожиточного минимума потребления. Это мрачное предсказание не самая важная часть мальтузианской модели. В основе этой модели лежит отрицательная связь между доходом на душу населения и численности населения.
В этом смысле, это тесно связано с моделью Солоу и неоклассической моделью роста, дополненной поведенческими правилами, которые определяют скорость роста населения [2]. Идея Гэрри Беккера о том, что существует компромисс между количеством и качеством детей и этот компромисс изменится в процессе развития. Модель может включать в себя понятие о том, что в процессе развития, рынки и родител
и могут начать оценивать качество (человеческий капитал) их потомства больше, и как этот сдвиг в оценке может привести к шаблону напоминающий демографический переход. Затраты на воспитание детей отображаются выпуклой функцией, чтобы отразить тот факт, что затраты на все большее и большее количество детей будут все выше (например, из-за нехватки времени родителей, хотя можно также аргументировать то, почему воспитание детей может проявлять возрастающий эффект от масштаба в определенном диапазоне). Ясно, что эти предпочтения вводят ряд упрощающих предположений.
Во-первых, каждый человек имеет право иметь столько потомства, сколько ему захочется, что нереально, потому что оно не ограничивает число потомков c реальным числом. Технология также не включает возможные методы в воспитании детей и рыночной работы в семье.
Во-вторых, эти предпочтения представляет один из видов альтруизма, родители получают выгоду не из будущей полезности своего детища, а от некоторых характеристик их потомства. Это и есть преобразование общего дохода всех потомств, которое есть в функциях выгоды родителей.
В-третьих, затраты на воспитание детей являются с точки зрения «полезности», не полученным доходом, а текущее потребление умножает как выгоды, так и затраты при наличии дополнительных детей. Эта особенность, которая мотивируется сбалансированным ростом в виде рассуждений, означает, что спрос на детей не зависит от текущих доходов.
Для создания убывающей отдачи труда неважно иметь землю и капитал, который является важным элементом мальтузианской модели. Ключевой вопрос в моделях такого рода является то, что происходит с возвращением земли. Наиболее подходящим решением этой проблемы были бы права собственности на землю между людьми, которая дает возможность завещать землю своим потомкам. Население медленно и монотонно приспосабливается к этому установившемуся уровню. Численность населения увеличивается, заработная плата падает. Общество испытывает уменьшение численности населения и повышение реальной заработной платы.
Демографический переход. Чтобы изучить демографический переход, вводим понятие «качества населения» (Г. Беккер). Каждый родитель может видеть потомков, низкой квалификации или квалифицированными. Чтобы сделать их квалифицированными, родитель должен проявить дополнительные усилия по воспитанию детей. Если он примет решение не делать этого, то его потомки будут низкой квалификации. Самые современные производственные процессы мало используют земли, вместо этого полагаются на технологии, физический и человеческий капитал.
Продукция традиционных и современных секторов экономики - прекрасные заменители друг друга — они оба производят ту же самую конечную пользу. Чернорабочие работают в традиционном секторе и все квалифицированные работают в современном секторе, заработная плата квалифицированных работников и чернорабочих различаются. Текущий доход не имеет никакого эффекта на решения изобилия и качественного количества.
С ростом населения уменьшается заработная плата, и в этот момент родители начинают поиск выгодного инвестирования в навыки своих детей, и фирмы начинают использовать современные технологии.
Родители, которые инвестируют в повышение квалификации своих детей, как правило, имеют меньше детей, чем родители, воспитывающие неквалифицированное потомство. Совокупные темпы роста и плодородия населения сначала по-прежнему высоки, но как только современная технология улучшается, то и спрос на навыки увеличивается, большая доля родителей начинает инвестировать в повышение квалификации своих детей, и темпы роста населения снижаются. Эта модель, таким образом, дает стилизованное представление демографического перехода на основе компромиссов «качество-количество».
В литературе существуют модели существенно богаче демографического перехода [3-5]. Например, есть много способов учета компромиссов «качество - количество», и то, что побуждением изменения в этом компромиссе может быть увеличение капиталоемкости производства, изменения в заработной плате работников или изменения в заработной плате женщин, дифференциально влияющие на конъюнктуру рынка и домашней деятельности. Тем не менее, общие качественные характеристики аналогичны тем, которые представлены в модели демографического перехода, и в большинстве из этих подходов компромиссы «качество – количество» является основной причиной демографического перехода.
Несмотря на акцентирование внимания на компромиссы «качество – количество», существует относительно мало прямых доказательств, что этот компромисс важен в целом или что он ведет к демографическому переходу. До сих пор здесь нет общего мнения о причинах демографического перехода или о роли компромисса «качества-количества» в определении динамики населения. Но, изучение роста населения и демографического перехода в контексте экономического поведения и дохода населения является интересным и важным направлением.
Еще одна важная структурная трансформация, которая происходит в процессе развития, относится к изменениям в социальных и жилищных условиях. Например, по мере развития экономики, больше людей переезжают из сельских районов в города, а также испытывают социальные перемены, связанные с разделением, которые из небольшой общины становятся частью более крупной и анонимной среды. Другие социальные изменения также могут быть важными.
Например, некоторые социологи рассматривают замену «систем коллективной ответственности» на «индивидуальные системы ответственности» как важное социальное преобразование. Эта замена явно связана с изменениями в условиях проживания лиц (например, деревни в сравнении с городами или расширенные семьи в сравнении с нуклеарными семьями). Это также связано с различными видами договоров, которые навязываются социальными нормами и общественным давлением, и которые принуждаются правовыми институтами.
Основные идеи, основаны на процессе миграции из сельских районов и на урбанизацию. Еще одна причина для изучения миграции и урбанизации в том, что перераспределение трудовых ресурсов из сельской местности в города тесно связано с популярной концепцией двойственной экономики, которая является важной темой по проблемам развития экономики. В соответствии с этим понятием, менее развитая экономика состоит из современного сектора и традиционного сектора, но связь между этими двумя секторами несовершенна.
Модель индустриализации в совокупности рассматривает традиционные и современные сектора экономики. Но эти сектора обменивали свою продукцию и соревновались за труд в конкурентных рынках.
В двойственной экономике традиционные и современные сектора функционируют параллельно, но только с ограниченными взаимодействиями. Кроме того, традиционный сектор часто рассматривается как менее эффективный, чем современный сектор, поэтому отсутствие взаимодействия может также быть способом защиты традиционной экономики от более эффективных конкурентов. Естественным следствием этого подхода является такое рассмотрение процесса развития, в котором менее эффективные традиционные сектора заменяется на более эффективные современные сектора. Отсутствие развития, в свою очередь, соответствует неспособности общества создавать такое перераспределение.
Литература
- Bongaarts, J. and G. Feeney. 1998. ―On the quantum and tempo of fertility.‖ Population and Development Review 24(2).
- Thomas Robert, Malthus An Essay on the Principle of Population as It Affects the Future Improvement of Society, with Remarks on the Speculations of Mr. Godwin, M. Condorcet, and Other Writers". London: J. Johnson, 1798. First
- Landry, La Révolution Démographique. Paris 1934.
- Frank Notestein. Population: The long view // T. Schultz, Food for the World, Chicago,
- Kirk. Demographic Transition Theory // Population Studies, Vol. 50, No. 3, Nov. 1996.
- Chesnais Jean-Claude. L’effet multiplicative de la transition démographique //