Волею одного человека можно изменить значение, смысл и звучание одного и того же слова. В свое время «Семипалатинск», произношения этого определения вызывало у людей оторопь, холодок в сердце, тревогу и даже страх: здесь работала фабрика смерти, здесь был размещен ядерный полигон, убивающий все живое, отравляющий мать – природу, саму непорочную среду обитания человека. Он заставлял содрогаться всех. А сколько до сих пор живет тех, кто стал жертвой этого смертельного чудовища? Сколько материнских слез и отцовских страданий нам еще приходится видеть и чувствовать???
Сегодня Семипалатинск, нынешней Семей, – это символ добродетели, благословенный бренд суверенного и толерантного Казахстана. Теперь это слово наполнено другим звучанием и теплым тембром восприятия.
И это потому, что ровно 25 лет тому назад Н. Назарбаев подписал Указ Президента Казахстана о закрытии зловещего объекта. Это было сделано вопреки категорического запрета со стороны Горбачёва. С центра потоком шли раздраженные угрозы и предупреждения.
Но победил разум и человеческое сострадание. Президент проявил гражданский поступок, это был мужественный нравственный шаг.
Его Указ от 29 августа 1991 года стал документом огромной политической и судьбоносной значимости. Думаю вы, дорогие друзья, поддержите меня, а я впервые озвучу такую мысль: он, этот Указ, - был настоящим буревестником нашей национальной независимости, всколыхнул протестую общественную мысль, вся страна поддержала это мужественное решение, он стал катализатором подъема национального самосознания. Это был смелый шаг на пути к нашей государственной независимости.
Ведь что такое «СУВЕРЕННОСТЬ»? – в энциклопедическом словаре это – «Полная независимость государства от других государств в его внутренних и делах внешней политики. Национальный суверенитет – это совокупность прав нашего народа на свободу выбора социального и политического строя, на территориальную целостность и экономическую независимость». Закрытие ядерного полигона, повторяю, в то, советское время, когда Казахстан не обладал правом суверенного государства - было откровенным посылом на самостоятельный взгляд и на принятия решения.
Мир высоко оценил решения Казахстана. А ООН – два года тому назад приняло решение об учреждении международного дня борьбы за ядерное разоружение, за безъядерный мир, а признанным символом в этот день стала наша страна.
Этим днем стал опять же – 29 августа. Я бы нашел синоним этому международному дню – я бы назвал международным днем Республики Казахстан.
Ведь не случайно, 5 апреля 2010 года к нам в Астану, прибывает Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун для встречи с Н. Назарбаевым. Цель поездки – просить Президента Казахстана принять участие в I Международном Саммите глав государств и правительств, где решено обсудить животрепещущую проблему – сохранить мир и не до пустить ядерной катастрофы.
Помню его слова, обращенные Гглаве государства.
«Вы, господин Назарбаев, единственный Президент, обладающий моральным правом обратится к своим коллегам, к мировому сообществу - прекратить ядерное безумие ». Прошу Вас выступить в Вашингтоне и поддержать Организацию Объеденных Нации». Разве это не вызывает чувство гордости за суверенную страну, за ее Президента?
Н. Назарбаев блестяще выступил, а мы, всматривались в телевизионные сообщения, радовались за наш народ. Особый эмоциональный подъем вызвала одна дипломатическая деталь: после завершения Саммита, по протоколу все участники встречи должны фотографироваться на память. Есть несколько вариантов и сценариев протокола. Например, главы государств становятся, как и расставляются национальные флаги, по алфавиту. На это раз, критерий был изменен и нашей стране было определено место не просто в почетном первом ряду, а в самом центре этого ряда.
Уважаемые коллеги, друзья!
Сегодня самые продвинутые ученые, политики, президенты считают, что миром движет не идеология (социал-демократическая, неолиберальная, консерваторы и марксисты), а идентичность. Что такое идентичность? Есть более десяти определений и этого понятия. Не перегружая вас ими, приведу одно: это коллективное «я», когда казах, русский, немец, узбек, киргиз, еврей или украинец, проживающий у нас, будет считать, что его земля, это его страна, это гимн его родины, его флаг, его Президент.
Н. Назарбаев еще в первые дни нашей независимости внутренне почувствовал необходимость создания такого института, который бы саккумулировал всю организационную и методологическую работу по формированию базовых основ гражданской идентичности. Для Президента Казахстана все этносы страны есть инструмент с особым тембром в оркестре всего казахстанского общества. Ведь и прототипом создания АНК стал именно симфонический оркестр, где у каждого инструмента своя партия и своё звучание. И при профессиональном дирижировании мы слышим державное звучание всеказахстанского гимна дружбы.
АНК сегодня – духовный инструмент нашей идентичности, камертон, определяющий тон нашего внутреннего самочувствия. Это иммунная система общества, его геном, своего рода, прививка от таких инфекций, какой является ИГИЛ, радикализм и салафизм. Это глубинное, целостное ядро. В Италии нация – это музыка. Для нас, можно твердо сказать, АНК – это нация. Конечно, это не научное определение, это настроение народа. Мы еще называем свою ассамблею школой и академией духа и формирования казахстанской отзывчивости. Считаю, что ее роль сегодня выросла и Казахстан становится опорным пунктом евразийской идентичности. И это очень важно. Если мы хотим, чтобы Евразийский экономический союзкак экономическая надстройка работал эффективно, нам следует мобилизовать неэкономические рычаги – это наше единое историческое прошлое, идентичность наших культур и традиций. Мы не должны быть зависимы от чужеземных рецептов.
Сегодня мощь и способность выдержать геополитические испытания в том, числе и конкурентную способность государства, у которого есть не только танки, бомбардировщики и ракеты, сколько дух народа. Ведь это дух и идентичность – есть фундамент нашей государственности. В этом также велика роль АНК. Хочу сказать, что ни закон всемирного тяготения, ни таблица Менделеева, ни теория Эйнштейна не смогли дать ни научного, ни идейного материала для создания такого нетленного шедевра, как АНК. Через этот институт были открыты двери практического познания всех тонкостей внутреннего механизма, духовных тканей казахстанской модели Н. Назарбаева. В казахстанской народной педагогике высоко ценится милосердие, всепрощение. Так, например, у казахов говорят:«»Таспен ұрғанда аспен ур». (На тебя с камнем, ты ответишь угощением).
С рождением человек получает три Божественных дара – это мать, мама, Родина, Отчизна и родная земля. Или традиция чтить свою родословную, знать свое генеалогическое дерево (Жеті ата). Традиция – это нравственная основа формирования идентичности. Наша задача – помочь нашей молодой поросли пропустить эти чувства через сердце. И делать нам это надо искренне. Эйштейн говорил: «»Легче расщепить атом, чем изменить мировоззрение человека .
А завершить хочу одним трогательным сюжетом из нашей повседневной жизни. Не так давно здесь, в Астане, мы были свидетелями трагедии. Умерла еще молодая мать. По требованиям медицинской этики после гибели мозга, когда отключают аппарат искусственного жизнеобеспечения, лечащий врач вправе обратиться к родственникам за разрешением использовать внутренние органы для нуждающихся в них больных. Девятнадцатилетний Женя, сын умершей матери, принял решение, которое можно назвать нравсвенным ли гражданским поступком. Он передал сердце матери такому же молодому, как он, курдасу Серику, почки – евгению Кунцу, а делал операцию талантливый хирург, внук репрессированных и сосланных в Казахстан корейцев. Теперь Женя, потеряв маму, обрел брата, Серика, казаха по национальности. Обнимая его, Женя чувствует биение родного материнского сердца. Разве это не пример осознанного, прочувствованного проявления нашей идентичности, сострадания и добродетели?! Такое может быть только в обществе, где не за оплату, а вот так, по доброте души и сердца дарят жизнь совершенно незнакомому человеку. Это возможно только тогда, когда в иерархии ценностей «»человек будет поставлен на самый высший пьедестал. И чем больше у нас будет людей, способных почувствовать боль другого, тогда Родина может быть уверена: с ее нравственным здоровьем все в порядке, а значит наша независимость и национальная безопасностиь будет в надежных руках. Вот тогда мы смело можем говорить «Мәңгіліе Ел».
Все эти годы АНК развивалась и росла, что называется, и вширь и вглубь. Так, три года назад была создана впервые за всю историю высшего образования кафедра АНК. Это не типовая кафедра, она отличается своим содержанием. Мы еще находимся на этапе своего развития. Но уже сегодня можно сказать, что мы выполняем триединые задачи:
- Образовательная, учебная. Мы ведем курс «Ценности Мәңгілік Ел».
- Мы, как научная лаборатория, занимаемся изучением глубинных процессов казахстанской этнополитики.
- Кафедра – это площадка для дискуссий, проведения научно-практических конференций, семинаров и т.д.
А в целом, кафедра АНК – это трибуна Ассамблеи, ее мегафон.
Кафедра АНК – погружает нас в глубины и истоки культурного и этнического многообразия казахстанского общества, формирует то культурное пространство, которое мы называем культурной оболочкой.