Необходимым условием построения сильного государства является познания национальной истории, возрождение в исторической памяти народа забытых имен батыров. Именно им принадлежит инициатива сохранения целостности казахской государственности в I четверти XVIII – середины XIX вв.
Батыры – это уникальный институт, который нуждается в расшифровке, конвертации, исследовании, популяризации, актуализации в научной сфере и сохранении имен батыров на страницах национальной истории.
Положительный импульс для изучения о роли батыров дали ежегодные послания Президента Н. А. Назарбаева народу Казахстана, Стратегии «Казахстан-2030» [1] и «Казахстан-2050» [2], Патриотический акт «Мәңгілік Ел» [3], Государственная программа «Нұрлы Жол» [4], представляющие сплав анализа истории и современности.
Изучение и популяризация роли батыров в истории Казахского ханства играют в современныйпериод важную роль в формировании этнокультурной идентичности, усилении позитивного имиджа Казахстана в международном сообществе.«Только поколение, которое знает о непростой истории государства, поворотах и зигзагах пути, пройденного предками, сложных этапах и судьбоносных решениях, «белых пятнах» и свершениях великих личностей, сможет успешно достичь намеченной цели», – уверен Н. А. Назарбаев [5].
Воспитание преданных своей родине граждан во многом будет зависеть от того, какой ориентир получит подрастающее поколение и на кого они будут равняться. В этой связи мы глубоко убеждены, что источник патриотического подъема мы должны искать в прошлом своей родины, на примере выдающихся исторических личностей, оставивших заметный след в деле процветания нашей любимой родины [6, С.3].
Целая плеяда казахских ханов, биев и батыров прилагала усилия для того, чтобы укрепить территориальную целостность и единство народа.
Активное участие в борьбе с джунгарами проявил батыр Саурык из рода ошакты Старшего жуза родственник батыра Тайлака [7, c. 118], что свидетельствует о наличии в это время политических связей Старшего и Среднего жузов. В начале XVIII в. сильно возросла политическая роль и батыра Есета, возглавлявшего в Младшем жузе объединение жетыру [8, c. 118].
Плечом к плечу вместе с мужьями, отцами и братьями в борьбе с джунгарами участвовали девушки – батыры: Айтолкын, дочь султана Абылая, Есенбике, дочь Карасай батыра, Айбике, дочь Буланбай батыра и многие другие. Известно, что Гаухар, жена Кабанбай батыра, возглавляла разведывательный отряд. Она участвовала во всех крупных сражениях. Впоследствии, став матерью, отправила на войну свою старшую дочь Назым [9].
Таким образом, казахские жузы не были «беспомощными жертвами джунгарской агрессии». Казахские батыры нередко переходили в тактическое контрнаступление и оттесняли своего опасного противника на восток [10, c. 110]. Так,как пишет Ч. Валиханов, в одном из сражений с джунгарами казахский батыр Байгозы убил вражеского знаменосца и «смерть знаменосца произвела смятение в рядах неприятеля. Киргизы воспользовались, ударили назад и обратили калмыков в бегство и таким образом вырвали победу из рук неприятеля» [11, c. 219].
Булантинское сражение показало огромную волю казахских ополченцев к победе. Выдающиеся полководцы своего времени Каракерей Кабанбай, Шакшак Жаныбек, Тама Есет, Басентеин Малайсары и др., стоявшие во главе самостоятельных войск, вели ополченцев в бой, действуя слаженно под общим командованием Абулхаир-хана и Канжыгалы Богембая. Огромную организаторскую работу по вооружению ополченцев проделал Шакшак Жанибек [12, c. 141]. Батыры Старшего и Младшего жузах под руководством Тайлака и Санырака участвовали в грандиозном и решающем сражении на берегах рек Буланты и Белеуты [13, с. 38].
Во времена Абылая, отмечает Курбангали Халид, батырами и военачальниками были Каракерей Кабанбай, Алтыбай-батыр, Актамбердыбатыр, Есмамбетбатыр, Матай-Шонкей батыр, Керей Жанибекбатыр, Бори Акпантай -батыр, Канжыгалы Богенбай -батыр, Басенты Малайсарыбатыр, все они были отличными воинами и военачальниками, но лучшим из них был Кабанбай [14, c. 105].
Таким образом, знаменитыми героями казахско-джунгарских войн XVIII в. стали видные командиры боевых отрядов казахских ополчений: Бокенбай Караулы (ум. 1741), Есет Кокыулы (1667-1749) и Тайлак Матнулы из поколения жетыру Младшего жуза; Жаныбек Кошкарулы (ум. 1751), Богембай Акшаулы (1680/1690-1775), Олжабай Толыбайулы (1709-1783), Жасыбай Туякулы и Малайсары Токтаулы (ум. 1753/1755) — из племени аргын, Кабанбай Кожагулулы (1691/17031780/1781) — из племени найман, Байгазы Наймантайулы (1705-1803) — из рода таракты, Баян Касаболатулы (1705/1710-1757) — из племени уак и Кожаберген (ум. после 1764) — из племени керей Среднего жуза; Отеген Отегулулы (16991773) — из племени дулат, Санырак Токтабайулы (ок. 16931750) – из племени ошакты, Наурызбай Куттымбетулы (1706—1781), Болек Караулы (1700-1785) — из племени шапырашты, Елъшибек— из племени сыргели, Райымбек (1705-1780) — из племени албан Старшего жуза и некоторые другие батыры [15, c. 340-341].С именами перечисленных батыров, выполнявших роль военачальников в многолетней войне с джунгарами, связаны героические страницы казахско-джунгарских войн, крупные победы в битвах в междуречье Буланты-Белеуитты, включая местность Карасир (1727 г.), в Аныракайской битве (1730 г.).
Большую роль в организации всеобщей борьбы с джунгарской агрессией сыграли видные представители «чёрной кости», такие, как батыры Богенбай и Есет из поколения жетыру Младшего жуза, Богенбай из рода канжигалы, его тёзка (Богенбай) из рода шакшак племени аргын Среднего жуза, батыры Кабанбай, Жанибек, Отеген, Тайлак, Саурык, Малай Сары и многие другие [16, c. 147]. В немалой степени поддержка батыров, сплотившихся вокруг Абулхаир-хана, их мужество и самопожертвование позволили выстоять в этой жестокой борьбе.
Необходимо отметить, чтоАбулхаир хан и Аблай хан сыграли ведущую роль в борьбе казахов в XVIII в. с джунгарскими завоевателями. Они выдвинулись в число военных и политических деятелей в ходе наступательных операций казахского ополчения против джунгарских войск, заслуженно получили почётный титул батыра. Оба степных лидера отличались природными талантами, оригинальным мышлением, интеллектуальным превосходством перед своими соперниками, полководческим искусством и неординарными дипломатическими успехами. С их именами связывают борьбу казахского народа за свободу и независимость. Лидерские качества и таланты в годы казахско-джунгарских войн привели в 1710 г. Абулхаира на ханский престол в западной части Казахстана, а двадцатилетнего Абылая на рубеже 1720-1730-х гг. – к титулу султана Среднего жуза. Под верховным командованием Абулхаира казахи одержали крупные победы над войсками джунгар в сражениях при р. Буланты (1727 г.) и Аныракайской битве (1730 г.). В них самое активное участие принимал султан Абылай. Имя Абылай хана связано с героической эпохой казахского рыцарства, ознаменованной множеством больших и малых побед над внешним врагом и великими свершениями народных батыров [17, c. 162].
Основными характеристиками в политической деятельности Абулхаира и Абылая является стремление восстановить территориальную целостность Казахского государства. Благодаря своим выдающимся воинским и организаторским способностям, поддержки влиятельных батыров они получили высший титул у казахов – «главный» или «старший хан»: Абулхаир – в 1719-1748 гг., Абылай – в 1771 – 1780 гг. Личная смелость Абылай хана, его боевое мастерство, полководческие и дипломатические способности, организаторский талант, настойчивость и воля нашли выражение в победах, одержанных казахами над джунгарами, в деле объединения казахского народа, в сохранении политической самостоятельности и территориальной целостности Казахского ханства.
Таким образом, роль, влияние и авторитет батыров усилились в период освободительной борьбы казахского народа против джунгар в XVIII в. Батыры в борьбе с врагом проявили такие качества как доблесть, мужество и отвагу, прославились как храбрые воины и отважные защитники своей страны. Подвиг батыров и простых воинов сохранился в героическом эпосе и в народной памяти. За сохранение самостоятельности Казахского государства боролись батыры из самых разных казахских родов и племён – представители всех трёх жузов, среди которых были выходцы, как из народа, так и отважные и талантливые представители «белой кости». Самыми известными батырами из среды казахской аристократической элиты были хан Абулхаир и хан Абылай, чья известность была предопределена, одержанными ими крупными победами в борьбе с джунгарскими завоевателями.
В современное время, необходимо сохранение и популяризация памяти о казахских батырах с целью воспитания молодежи, прежде всего, в аспекте патриотического воспитания.
Список литературы:
- Назарбаев Н. А. Казахстан – 2030: Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев: Послание Президента страны народу Казахстана. – Алматы:Атамура,1997. – 94 с.
- Назарбаев Н. А. Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства: Послание Президента Республики Казахстан – Лидера Нации народу Казахстана // Казахстанская правда. –
- 15 декабря
- Патриотический акт «Мәңгілік Ел» // http://www.kazpravda.kz/news/politika/patrioticheskii-akt--mangilikel-polnii-tekst/ 26.04.16
- Государственная программа инфраструктурного развития «Нұрлы жол» на 2015 2019 гг.: утв. Указом Президента Республики Казахстан от 6 апреля 2015 г. № 1030 // http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1500001030 11. 15
- Назарбаев Н.А. Воплощение мечты Абылая // Казахстанская правда. – 2013 – 2 февраля
- Роль выдающихся исторических личностей в становлении государственности на территории Казахстана. Научно-методическое пособие. Астана, 2012
- Апполова Н. Г. Присоединение Казахстана к России в 30-х годах ХҮІІІ в. – Алма-Ата: АН ССР, –254 с.
- 8 Женщины, оставившие след в истории Казахстана: http:///e-history.kz/ru/publications/view/10 09.19. 11.15 9 Бобров Л. А., Борисенко А. Ю., Худяков Ю. С. Взаимодействие тюркских и монгольских народов с русскими в Сибири в военном деле в позднее Средневековье и Новое время: учеб. пособие / Л. А. Бобров, А. Ю. Борисенко, Ю. С. Худяков. – Новосибирск: НГУ, 2010. – 288 с.
- ВалихановЧ. Ч. Исторические предания о батырах XVIII в. Соб. соч. в пяти томах. Алма-Ата: Издательство АН КазССР, 1961. – Т. 1. – С. 220-227.
- История Казахстана (с древнейших времен до наших дней). В 5 томах. Т. 3. – Алматы: «Атамұра», 2000. – 390 с.
- Артыкбаев Ж. О. Буланты шайкасы / С. Кожамсеитов. Караганды, 1998. – 54 б. 13 Курбангали Халид Углы. – Таварих Хамса-и-Шарки. – Казань, 1910. –310 с.
- Ерофеева И. В. Институт батыров в структуре военной организации казахов казахов кочевников / Роль номадов евразийских степей в развитии мирового военного искусства. Научные чтения памяти Н. Э. Масанова: Сб. мат-лов межд.науч. конф. — Алматы: «Издательство LЕМ», 2010. – С. 322-353.
- Ерофеева И. В. Хан Абулхаир: полководец, правитель и политик. – Алматы, «Санат», 1999. – 334 с. 16 ИсторияКазахстана: народыикультуры: учеб. пособие / Сост. Масанов Н.Э. и др. – Алматы: Дайк-Пресс,2001. – 600 с.