В 1920-е годы переселенческая политика советского государства была тесно увязана с национальной. На начальном этапе в национальной политике главным был курс на экономическое и культурное выравнивание уровня развития национальных республик. Х съезд РКП(б) ставил главной задачей ликвидацию «всех остатков национального неравенства во всех отраслях общественной и хозяйственной жизни, и прежде всего планомерное насаждение промышленности на окраинах путем переноса фабрик к источникам сырья. XII съезд ВКП(б) отметил, что преодолеть это неравенство можно лишь путем действенной и длительной помощи русского пролетариата отсталым народам Союза [1, с. 253,439].
Начало организованной миграции в Казахстан было положено в 1924 г., когда для руководства переселенческими мероприятиями в масштабах всей страны при ЦИК СССР был создан специальный орган. Согласно Постановления Совета труда и обороны от 17 октября 1924 г. общесоюзное руководство переселением осуществлял Центральный колонизационный комитет (Цеколком), который постановлением ЦИК и СНК от 10 апреля 1925 г. был преобразован во Всесоюзный переселенческий комитет при ЦИК Союза ССР (ВПК). В состав ВПК входило по два представителя от каждой союзной республики, два члена комитета, назначенных Президиумом ЦИК и по одному представителю от ВСНХ, НКФ, НКПС, ЦСУ СССР, ВЦСПС и от других наркоматов [2, с. 70]. Вплоть до 1929 г. Казахстан был закрыт для переселения в связи с тем, что начало переселения сюда из других районов страны было отложено до окончательного землеустройства коренного казахского населения. Поэтому миграция населения в Казахстан носила пока неорганизованный, стихийный характер.
13 февраля 1929 г. Бюро Казкрайкома ВКП (б) рассмотрело вопрос о переселении и организации Переселенческого управления в Казахстане и вынесло решение, одобрившее план проведения переселенческих работ в крае. Так было положено начало организованному переселению населения в Казахстан, на что было указано на съезде Советов, проходившем в апреле 1929 г. [3, с. 42]. 25 июля 1929 г. вопрос о Переселенческом управлении был обсужден на заседании коллегии Казнаркомзема. В протоколе заседания указывалось, что «Переселенческое управление организуется при Каз НКЗ и работает на основе Положения о нем. Деятельность наркомата земледелия КАССР по Переселенческому управлению планируется и финансируется Всесоюзным Переселенческим комитетом при ЦИК СССР через наркомат земледелия РСФСР. Переселенческие фонды выделяются в порядке сплошного землеустройства и являются фондами союзного значения. Переселенческое управление принимает прибывших переселенцев, устраивает их, и по договоренности с соответствующими органами финансирует мероприятия по обслуживанию переселенцев в медицинском, культурном, аграрном и прочих отношениях» [4, л.32]. По плану работ сектора Переселения КазНКЗ отмечалось, что в Казахстан «с 1929-1930 годов индивидуальное переселение закрывается. Зачислять и водворять разрешается только колхозы высших форм, коммуны и артели. Каждый колхоз организуется в местах выхода в составе не менее 100 хозяйств» [5, л.45]. Так же признавалось, что «абсолютно свободных земель в Казахстане почти нет, а имеются только земли, которые могут быть освобождены из под кочевого и полукочевого хозяйства в процессе землеустройства. Таким образом, и в данном случае землеустройство в Казахстане переходит рамки чисто местного значения и приобретает огромное общесоюзное значение», и «без сплошного землеустройства не может быть форсированного массового оседания, а без оседания не может быть хозяйственно-эффективного землеустройства» [5, л.16], то есть два процесса – оседание казахского населения и землеустройство переселенцев были взаимоувязаны.
1928-1929 г. официально считается первым годом переселенческих работ в Казахстане, Переселенческое управление образовалось только во второй его половине (фактически в августе месяце). По содержанию работа в этом году была чисто организационной – формировался аппарат, шло ознакомление с общей обстановкой, и только в конце года была начата приемка фондов сплошного землеустройства, частично начато хозяйственное устройство этих фондов. Фактически, 1929-1930 г. явился первым годом широких оперативных переселенческих работ в Казахстане [5, л.23]. По плану этого года в Центральном Казахстане выделялись фонды в Карагандинском, Промышленном, Нуринском (северная часть) уездах Акмолинского округа и в трех районах Каркаралинского округа для работ в выборочном порядке по сплошной коллективизации в связи с мерами по оседанию [5, л.40,43], а переселенческие работы из-вне Казахстана в районах сплошной коллективизации не ставились.
Зато ставился вопрос о внутриреспубликанском переселении в Казахстане, возникший в связи с наличием в его составе территории таких районов, где сельское хозяйство (скотоводство) из-за бедности природных ресурсов и из-за первобытности своих форм находится в состоянии длительного кризиса. В число таких районов входил Центральный Казахстан. Планировалось, что «кризисное состояние кочевогоскотоводческогохозяйствадолжноизживатьсяпроведениемцелойсистемымероприятий, втом числе: орошение, организация летних и зимних кормов в северной переходной к зерновым районам зоне Казахстана. Сложность и длительность работ по реконструкции хозяйства в Центральном Казахстане делает необходимым иной выход из состояния экономического угнетения – частичное переселение в другие районы, где условия для сельского хозяйства более благоприятны». То есть речь здесь идет о казахском населении, переселение которого планировалось провести в несколько этапов в течении четырех лет и охватить 100 000 чел. Местами из будущего расселения должны были стать районы Уральского (110 тыс.), Актюбинского (21 тыс.), Кустанайского (6 тыс.), Петропавловского (3 тыс.),
Акмолинского (10 тыс.), Павлодарского (15 тыс.), Семипалатинского (15 тыс.), Алма-Атинского (10 тыс.), Сырдарьинского (10 тыс.) [5, л.48] округов. «Внутриреспубликанские переселенцы Центрального Казахстана, которые имеют крайне ограниченные возможности применения труда без капитальных вложений, недоступных республике в ближайший отрезок времени, явятся в земледельческие и земледельческо-скотоводческие районы в качестве дополнительных, столь необходимых здесь рабочих кадров. Такое перераспределение трудовых ресурсов внутри республики наиболее прямо будет способствовать разрешению поставленной в пятилетке проблемы быстрой интенсификации хозяйства этих районов. Оседание переселенных кочевников среди земледельцев, организация их в сельскохозяйственные артели, кустование и слияние с колхозами опытного в земледельческой технике русского населения послужит прямым путем к переходу этой наиболее отсталой части казахского населения к передовым формам хозяйства и быта» [6, л.114].
Планировалось, что «в дальнейшем, на территории Центрального Казахстана будут произведены значительные вложения капиталов, главным образом, на мелиоративное строительство. В ближайший отрезок времени сделать такие капвложения представляется невозможным. Поэтому для смягчения переживаемого Центральным Казахстаном экономического кризиса и для включения бедняцкого части его населения в общую социалистическую стройку... необходима частичная переброска этого населения в районы с более благоприятными природными и экономическими условиями. Внутриреспубликанские переселенцы будут устраиваться с переводом на полную оседлость в земледельческих и земледельческо-животноводческих районах Северного Казахстана, а также в местах интенсивного земледелия в Сырдарьинском и Алма-атинском округах» [6, л.129]. Особо отмечалось, что переселенческие мероприятия тесно увязываются с развернувшейся коллективизацией сельского хозяйства: «Переселенческое управление имеет своей задачей всемерно содействовать развитию производительных сил КАССР и реконструкции крестьянских хозяйств путем строительства хозяйства крупного, обобществленного типа» [7, л.32], то есть колхозов.
Переселение в Центральный Казахстан шло с учетом как сельскохозяйственного, так и перспектив промышленного освоения: «Акмолинский округ, точно также, как и Каркаралинский, в северных частях своих по почвенным условиям представляет большую ценность для зернового хозяйства. Кроме того, и в том, и в другом округах требуется значительное сгущение населения в связи с планами ближайшего развития в них горной промышленности (Спасский комбинат, Карагандинские угольные копи в Акмолинском и целая серия месторождений в Каркаралинском округе» [8, л. 61,63], – указывалось в Кратком информационном докладе Переселенческого управления КазНКЗ. Контингент переселенцев определялся специально. «Из-вне Казахстана переселенцы привлекаются из районов по возможности сходным по природным условиям с местами поселения. На степные фонды будут направлены по преимуществу украинцы..., а так же крестьяне из степных районов РСФСР», «Центрально-Черноземной, Северо-Западной и Московской областей». Не случайным был и социальный состав переселенцев: «в социально-экономическом отношении переселенцы составят весьма однородную массу, так как надлежащий набор их будет обеспечиваться коллективизацией на местах выхода. Чрезвычайно ценным в политическом отношении явятся отпускники-красноармейцы» [9, л.30]. В значительной мере переселенческие мероприятия в первой пятилетке «привязывались к развитию промышленности в Казахстане. Это касалось, главным образом, Акмолинского и Каркаралинского округов», и было связано с тем, что «проектируемое там развертывание добычи каменного угля и меди встретит большие затруднения в крайне редкой заселенности территории». А главной задачей деятельности Переселенческого управления в Центральном Казахстане было создание «рабочей, продовольственной, фуражной и гуже-транспортной базы промышленного строительства» [9, л.28 об.,30]. Поэтому «основные потоки миграции двигались в промышленные поселки и рудничные, шахтерские, металлургические города, районные центры, крупные железнодорожные узлы, в города по обработке сельскохозяйственного сырья. Прибывало в основном, русское население промышленных центров России [10, с.124]. Однако, в плановое переселение крестьян из центральных районов страны внесла коррективы индустриализация, которая к концу 20-х гг. осуществлялась в обстановке нагнетания темпов.
Уже в 1929 г. было принято решение о пересмотре пятилетнего плана в сторону увеличения основных показателей. Это привело в свою очередь к обострению проблемы трудовых ресурсов, нехватке технически грамотных рабочих и инженерно-технического персонала. Необходимые кадры приходилось создавать в ходе промышленного строительства и привлекать из других районов страны, что дало толчок промышленной миграции в Центральный Казахстан. Коренное население могло бы при надлежащей организации дела удовлетворить нужды в трудовых ресурсах, но форсирование индустриализации требовало квалифицированных кадров немедленно, а казахов нужно было не только привлечь на производство, но и обучить, что требовало затрат времени и денежных средств. Гораздо легче, оказалось, привезти готовые обученные кадры из старых промышленных районов страны.
В Докладе Госплана в разделе «Проблема кадров» относительно Центрального Казахстана отмечалось: «Удовлетворение потребности в кадрах в основном лежит на Госплане РСФСР и будет разрешена ввозом специалистов» [11; л.86] и далее – «Одним из важных вопросов пятилетнего плана является рост трудовых ресурсов Казахстана. За 5-тилетие рост населения Казахстана с учетом миграционных процессов выражается в 20,1%» [11, л.98]. Необходимость в быстром удовлетворении потребности в рабочей силе для проведения форсированной индустриализации стала одним из факторов роста численности населения региона, усиления его многонациональности.
Таким образом, сельскохозяйственное переселение начала 1930-х гг. не дало особенных результатов, так как сельские районы Центрального Казахстана в большей своей части исторически сложились как непривлекательные в почвенно-климатическом отношении. Переселение в Центральный Казахстан стала реальностью только с началом развертывания здесь промышленного строительства.
Список литературы:
- КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. – Т.3. – М.: Политиздат,
- Платунов Н.И. Переселенческая политика Советского государства и ее осуществление в СССР. (1917 – июнь 1941 гг.). – Томск: Издательство Томского Государственного Университета, 1976. – 283 с.
- Ковальский С.Л. Деятельность партийной организации Казахстана по осуществлению переселенческих мероприятий 1929-1930 гг. //Вопросы истории КПСС КазГУ. – 1975. – Вып.4.
- Центральный государственный архив Республики Казахстана (ЦГА РК). – Ф.962. – Оп.1. – Д.445. ЦГА РК. – Ф.1000. – Оп. 1. – Д.14.
- ЦГА РК. – Ф.1000. – Оп.1. – Д.37.
- ЦГА РК. – Ф.962. – Оп.1. – Д.445.
- ЦГА РК. – Ф.1000. – Оп.1. – Д.11.
- ЦГА РК. – Ф.1000. – Оп.1. – Д.37.
- Асылбеков М.Х., Галиев А.Б. Социально-демографические процессы в Казахстане (1917-1980 гг.). – Алма-Ата: Гылым, 1991. – 191 с.
- ЦГА РК. – Ф.962. – Оп.1.– Д.578.