Введение
Тема казахских жузов загадочна, неоднозначна и противоречива. До сих пор не существует единой точки зрения ни о времени возникновения жузов, ни о причинах их названий.
С одной стороны, хорошо известно, что процесс появления жузов является одной из главных загадок казахской истории. Историк Т. Султанов писал, что «над загадками казахских жузов бились поколения историков Казахстана, но удовлетворительного и однозначного решения так и не нашли» [1]. С другой стороны, тема жузов связана с проблемой трайбализма в современном казахском обществе. Часть общественности под влиянием идеи о необходимости единства среди казахов, пользуясь отсутствием бесспорных исторических источников и молчанием историков, отрицает существование жузов. Дискуссии на эту тему осуждаются и называются жузовщиной. Например, публицист М. Зиманов пишет, что «жузовшина является идеологическим камнем, лежащем в казахской народной душе… и что она не имеет исторических корней» [2].
Тем не менее, современные казахстанские историки возвращаются к теме жузов и выдвигают новые версии их возникновения и их названий [3,4]. В данной статье предлагается авторская версия времени появления и смысла термина «жуз», а также версия возникновения названий жузов «Улы», «Орта» и «Киши».
Сотня или часть?
В последние годы поиски первоисточников, имеющих отношение к казахской истории, по программе «Мадени мура», ввели в научный оборот новые документы. В частности, было найдено и переведено на русский язык сочинение «Маджма ал-гараиб» написанное на персидском языке в 1576-77 годах Султан Мухамадом ал-Балхи чиновником при правителе Балха. В нем говорится:
А обычай казахов таков: обитающих на верховьях называют Большим жузом, живущих ниже – Средним жузом, и живущих на низовьях – Младшим жузом. Так называются данные племена и роды, а другие племена и роды, обитающие там, от них не выделяются». [5с.224]
Здесь под верховьями, ниже и низовьями подразумевается долина реки Сырдарья. Таким образом, это наиболее ранний первоисточник, упоминающий о казахских жузах. Далее в тексте так и сказано, что «в более ранних исторических трудах казахские жузы не упоминаются».
Сразу возникает вопрос о термине жуз. Употребляет ли автор казахское слово «жуз» – сотня, или персидский арабизм «чузь» часть? Очевидно, что хотя оба слова совпадают фонетически, но писаться должны по-разному. Как же выглядит термин жуз в персидском тексте? Это арабское слово вошло в персидский язык, затем из персидского перешло в чагатайский язык. Известный знаток персидского языка и переводчик персидских текстов на казахский, сотрудник фак-та Востоковедения КазНУ им. Аль Фараби Галия Камбарбекова в частной беседе внесла ясность. Она сказала, что, судя по написанию, термин жуз, встречаемый и в других персидских текстах, однозначно арабо-персидское слово «чузь/ часть».
Таким образом, чагатайские авторы, не мудрствуя лукаво, просто обозначали этим словом известные им три части Казахского ханства.
В то же время русские авторы совершенно независимо называли казахские жузы/части по аналогии с Ногайской Ордой – ордами: Большая орда, Средняя орда, Младшая орда. Однако сам казахский народ конца XVI века свое разделение не осознавал, или не придавал ему значения. В историческом труде казахского историка Кадыргали Жалаири написанном в 1602 году, данные которого относятся к концу XVI века, о жузах не упоминается. Понятно, что разделение на разные кланы во главе с разными ханами было чисто политическим, и имело значение для соседних государств. Бухарские «политологи» хорошо знали казахских ханов, и ясно видели клановую структуру Казахского ханства. Для бухарских правителей было важно кто главнее, кто сильнее, с кем лучше иметь дело и прочие военно-политические детали. Разделение элиты еще слабо отражалось на простом народе. Казахские племена зимовали компактно в дельте Сырдарьи, а летом уходили на жайляу Сарыарки и Жетысу. Лишь к середине XVII века тесный контакт казахов с бухарцами, использование казахскими ханами и султанами письменного чагатайского языка, а также случайное фонетическое совпадение арабского «чузь» и казахского «жуз», способствовало его проникновению в казахский язык. На фоне других многочисленных персизмов в казахском языке в этом нет ничего удивительного. Но это фонетическое совпадение внесло путаницу и направила и казахских жырау, и позднейших исследователей по ложному следу.
Три клана – три части
Как известно, после смерти Касым хана (в 1521 г) в степи настал период междоусобиц. Среди соседних государств Ногайской орды, Узбекских ханств и Казахского ханства усилились межплеменные разборки, борьба за пастбища, за власть и влияние в регионе. Кроме того, внутренний сепаратизм многочисленных султанов и биев разрывал ханства на части. При этом наличие свободных территорий давало возможность любому улусу в любой момент откочевать на другую территорию. Скорее всего, в это смутное время в Казахском ханстве сформировалось три клана, которые персидские авторы назвали жузами. Собственно клановая структура казахского общества существовала и раньше, еще со времен Золотой орды, меняясь соответственно количеству влиятельных торе-чингизидов, претендующих на власть. Сильные лидеры типа Жанибек хана или Касым хана, как и в любом кочевом обществе, подавляли сепаратизм отдельных султанов силой. Но смерть сильного лидера всегда приводит к усилению клановой борьбы за власть.
Процесс распада не был сакральным и исключительным, а, наоборот, естественным и закономернымдлялюбогокочевогогосударствапослесмертисильноголидера. Вкачествеисторических аналогий можно привести примеры деления на части Ногайской Орды (Большая орда, Казыев улус, Алтыулы), Ойратского союза (калмыки, джунгары, кукунорцы), Киевской Руси (великороссы, малороссы, белороссы), Тюркского каганата. Лишь признание власти легитимной династии (чингизидов, едыгеидов, эссенидов, рюриковичей), как независимой от племенных интересов силы, играло некоторую центростремительную роль, и способствовало объединению племен. Племена не признавшие власть чингизидов, или не имевшие своей легитимной династии, не создавали устойчивых племенных объединений и элементов государственности, и были покорены (туркмены, башкиры, киргизы).
Письменныеисточники, описывающиеэтотсмутныйпериодказахскойисториинеменеесмутны, запутаны и полны ошибок. Некоторые данные даже противоречат друг другу. Шежере чингизидов тоже крайне запутаны. Имена некоторых султанов и ханов, даты их правления и смерти, места и даты сражений отличаются от источника к источнику. Поэтому для реконструкции событий тех лет часто приходится вставать на зыбкую почву догадок и интерпретаций.
Хорошо известно, что в знаменитом историческом труде «Тарихи Рашиди» Хайдара Дулати,описывающем многие моменты казахской истории до конца 1530-х годов, о жузах ни слова. А вот в «Маджма аль гараиб», написанном в 1570-е годы жузы уже есть. Если включить логику и проанализировать события той эпохи, то можно предположить время и причину разделения Казахского ханства на части.
После неожиданной смерти сына и прямого наследника Касыма Мамаш хана в 1522/23 году между остальными султанами разгорелась борьба за звание старшего хана. Видимо, приоритет имел Тахир-султан, как старший по возрасту и сын Адик султана – четвертого сына Жанибека. Но Тахир хан из-за неудач в борьбе с ногаями (или другими претендентами на ханство) в 1524 году был вынужден перекочевать со своим улусом-кланом в западное Жетысу, называемое в то время Могулистаном. Здесь к нему присоединились киргизы, и он стал ханом казахов и киргиз. Откочевка Тахир хана в Могулистан стала началом обособления его клана, получившего впоследствии название Улы жуза [6 с.158]. После его смерти в 1532 году ханом клана стал его брат Буйдаш. В среднем течении Сырдарьи, на берегах Сарысу остался другой претендент Тогум хан с братом Шигай султаном, сыновья восьмого (или девятого) сына Жанибека. В западных областях Казахстана, соседних с ногаями, объявился еще один хан самый младший сын Касым хана Хакназар. Вначале он не играл самостоятельной роли, а использовался ногайскими биями как подставной хан восточных ногаев. Но в конце 1540-х годов, после победы над туркменами Хакназар хан становится заметной величиной. Таким образом, в 1530 – 50–е годы в Казахском ханстве появились три клана, три соперничающие за власть группировки каждая со своим ханом.
Старшая, средняя и младшая
Самым очевидным и простым принципом названий образованных кланов мог быть принцип старшинства стоящих во главе них чингизидов относительно друг друга, или по возрасту, или по старшинству сыновей Жанибек хана, от которых они происходят. Уважение старших и признание принципа старшинства во всех сферах жизни – одна из важнейших центральноазиатских традиций. Поэтому вполне вероятно, что названия трех соперничающих кланов возникли как степени старшинства трех возглавляющих их ханов между собой. При этом Тахир и Буйдаш были из относительно старшей ветви, и их улус получил названия Улы /Старший. Тогум и Шигай были из средней ветви, и их улус получил название Орта/Средний. Хакназар хотя и был сыном Касым хана, но был самым младшим из современников, и его улус стал Киши/Младший. Таким образом, можно утверждать, что названия жузов отражали внутридинастийную иерархию потомков Жанибек хана, стоявших во главе каждой части.
В 1537 году в сражении с могулами гибнет Тогум хан вместе со своими султанами. В конце 1550-х годов в войне с Шибанидами гибнет Буйдаш хан также с множеством султанов. А молодой и энергичный Хакназар хан, наоборот, усиливается, и, преодолев зависимость от ногайских биев, становится полноправным ханом своего ногайско-казахского улуса (Киши жуза), а затем и старшим ханом Казахского ханства.
Со смертью ханов-основателей, возникшая к середине XVI века, жузовая структура не исчезла. В течение XVII века жузы стали наполняться новым этническим содержанием. По мере гибели Ногайской орды, Сибирского ханства и Могулистана в соседние с ними казахские жузы стали вливаться родственные племена-осколки этих государств. Алтыульские ногаи влились в состав Киши жуза, могулы-джете – в состав Улы жуза, кипчаки, уаки и др. племена Сибирского ханства – в состав Орта жуза.
Под давлением калмыков и джунгар казахские племена в XVII веке были сжаты как стальная пружина. Современное географическое распределение жузов сформировалось в XVIII веке. Ослабление калмыков с 1724 года и джунгар с 1727 года распрямило сжатую пружину, и позволило казахам распространиться из долины Сырдарьи на современную территорию Казахстана.
Клан Абулхаир хана, воюя с калмыками, распространился на северо-запад за Эмбу до Жаика. Коалиция казахских батыров во главе с Аблай-султаном и батырами Богенбаем, Кабанбаем, и др. пошла на север и отвоевала Сарыарку, клан Толе бия с батырами Раимбеком и Наурызбаем отвоевал Жетысу. В результате каждый жуз стал отличаться географическим регионом обитания и в некоторой степени этническим составом. По логике исторического процесса на месте жузов вполне могли возникнуть три народа, три новых государства, как это произошло с ойратами (Калмыкия, Джунгария, Кукунория), узбеками (Бухара, Хива, Коканд), восточными славянами (Великороссия, Малороссия и Белороссия). Но сначала джунгаро-калмыкская агрессия и столетняя эпоха казахско-джунгарских войн способствовали тесному контакту казахов, ногаев-алтыулов, моголов-джете, кипчаков и кереев, безоговорочному признанию ими права на власть казахской династии торе-урусидов, совместной вооруженной борьбе, унификации языка и элементов культуры. В результате произошел резкий рост национального самосознания, племена трех жузов осознали себя единым народом и остались тремя частями Казахского ханства. Затем, после колонизации Россией – тремя губерниями Российской империи.
Список литературы:
- Султанов Т. Казахское ханство и казахские жузы //Энергия Казахстана. Алматы. 22 февраля 2000.
- Зиманов М. Алтайская звезда. Национальная идея Турана. ч. 2, Алматы
- Акимбеков С. Проблема образования казахских жузов. В кн. История степей, с. 541. Алматы
- Сабитов Ж. Казахские жузы и клановая система Золотой орды. В кн. Этногенез казахов: историко-генетический аспект. с. 352. Алматы 2014.
- Маджма-аль гараиб//Материалы по истории Казахстана и Центральной Азии. Вып 1, Астана. 2009.
- Темиргалиев Р. Ак-Орда. Алматы