Городище Кулан расположенное у восточного края современного села Кулан на берегу реки Каракат (приток р. Шу), представляет собой возвышенную площадку почти квадратной формы с крутыми склонами, ориентированную углами по странам света. Высота ее около 7 метров и размер с СЗ на ЮВ 214 метров. Шахристан со всех сторон окружен земляным валом, высотой от 0,3 до 0,5 метров. Обнаружены остатки четырех проездов внутри городища (рис. 1). В северном углу шахристана, расположены остатки цитадели в виде квадратного в плане бугра и площадкой на нем, ориентированной, как и шахристан, углами по странам света. Высота ее над окружающей местностью около девяти метров, или над площадкой шахристана около 2-х метров. Размер ее 46x46 м. Площадка цитадели со всех сторон окружена земляным валом высотой от 2,0 до 2,5 м над ней с остатками 4-х башен на углах [1, С. 143]. Городище это еще в конце XIX в. В. Бартольдом [2, С.40], а ранее его, Томашеком отождествлялось с древним городом Куланом.
Город Кулан известен в письменных источниках, относящихся к первой половине VIII в. В маршрутнике китайского паломника Сюань Цзяна и в истории династии Тан он упомянут под названием Цзюй-лань. Арабские географы ибн-Хордадбех и Кудама помещают Кулан в 14 фарсахах западнее города Тараза. Кудама сообщает «песок между Таразом и Куланом с северной стороны, а за ним пустыня из песка и гальки, а в ней ехидны, (она тянется) до границы кимаков» [3, С. 74]. По словам же автора X в. ал-Макдиси «Кулан укрепленный (город), соборная мечеть в нем (т.е. шахристане) он уже опустел, он на большой Таразской дороге» [4, С. 76]. Особый интерес представляет сообщение анонима «Худуд-ал-Алем» (конец X в.), который в числе городов, принадлежащих карлукам, называет город Кулан, говоря, что «Кулан маленький округ, граничащий с мусульманами. В нем есть посевы» [5, с. 83]. Из этого сообщения можно заключить, что этот город в конце X в. принадлежал еще карлукам, что противоречит цитированному выше сообщению Макдиси, который, насколько известно, лично посетил этот город, до того как был составлен аноним «Худуд-ал-Алем». Автор географического словаря Якут, составивший свой труд в 20-х гг. XIII в. сообщает: «Кулан приятный городок на границе тюрков, со стороны Мавераннахра» [6, С. 87].
С Куланом связан ряд известных исторических событий; так, здесь в 740 году был убит тюргешским князем Курсулем последний каган Ашина Сынь. В 840 г. до стен Кулана доходили арабские войска [7, С. 82].
Археологические исследования на городище были начаты в конце XIX в. В 1936 г. работу продолжала Семиреченская археологическая экспедиция, возглавляемая Бернштамом А.Н. [8, С. 23].
Стратиграфический раскоп (К.М. Байпаков 1964-1965 гг.), площадью 30 кв. м, заложенный на цитадели городища, прорезал слой на глубину 4,5 м. В стенах шурфа удалось проследить три разновременных строительных горизонта. Археологический материал свидетельствует, что городище существовало с VII по XIII века.
В (1964, 1987 гг. К.М. Байпаков) с 1989 г. по настоящее время Нуржанов А.А. работает на отдельных буграх, находящихся в сельской округе городище. Условно названный как отдельно стоящий бугор «Луговое Г» находился в 2 км к юго-востоку от шахристана. В топографии «Лугового Г» различаются центральная часть, в виде бугра, подквадратной в плане формы, размерами у основания 45x40 м, высотой 5 м, и примыкающего к нему участка (50x70м). Стена, окружающая двор, сохранилась на высоту в 1,5-2 м (Рис. 2).
Раскопками выявлен дворцовый комплекс с двумя дворами окружен по периметру помещениями и внешней стеной, включавшими, по-видимому, хозяйственные постройки. Аналогичный тип жилища, с примыкающим двором, защищенный стенами был характерен для Чуйской долины поры раннего и развитого средневековья [9, С. 157].
По планировке Кулан больше всего сходен с городищами Аспара, Мерки, Актобе, Нижний Барсхан, Садыр Курган, Тараз. С этим городищами у Кулана совпадает не только протяженность длинных валов, но их привязка к местности.
Результате раскопок городища Кулан были получены керамические комплексы, которые фиксировались по строительным слоям.
Как показали раскопки, керамика является основным и количественно преобладающим материалом,ачастоиединственнымкритериемдлядатировкикультурныхслоевсредневековыхгородищ. Вещи из других материалов крайне малочисленны, и не всегда имеют хорошую сохранность.
По своим технологическим особенностям керамика делится на две группы. Первая – это сосуды, выполненные от руки, в том числе и тандыры, вторая – изготовленные с применением гончарного круга. От руки сделаны хумы, котлы, столики, некоторые типы кувшинов с цилиндрической горловиной, также светильники и крышки сосудов. На круге изготовлены водоносные кувшины, миски, тарелки, кружки.
Основная масса керамических изделий изготовлена на гончарном круге.Керамика IX-X вв.характеризуется красноватым обжигом. Исключение составляют в основном кухонные горшки, стенки которых после обжига в изломе имеют серую окраску. Сосуды в основном своей массе сделаны из достаточно хорошо отмученной глины, по-видимому, без посторонних примесей. Только для некоторых из них, а именно для хумов и кухонных горшков, нуждавшихся по-своему назначению в особенно прочных стенках, была использована глина с примесью ганча и дресвы.
Котлы. При всей разнообразности котлов, следует отметить основные два вида: горшковидные и шаровидные с округлым туловом. Котлы того и другого вида, следует характеризовать, как котлы закрытой формы, т.е. горло и венчик сужены, иногда есть и крышки. Такая форма приспособлена, главным образом, для варки жидкой пищи. В таких котлах можно варить и густую пищу. Изредка встречаются котлы более открытой формы, приспособленные для варки густой пищи.
Дастарханы. Коллекция керамических столиков-дастарханов, найденных при раскопках памятника «Луговое Г» насчитывает около 15-ти экземпляров (рис. 3).
Еще один столик из Лугового Г представлен 2-мя обломками. Толщина столешницы около 2,5 см. Нижняя сторона покрыта анбогом цвета топленого молока, верхняя сторона кирпичного цвета. Резной орнамент сочетается с круглыми углублениями, образованными пальцевыми вдавлениями. Невысокий бортик столешницы шириной 2,5 см украшен двумя рядами орнамента в виде повторяющейся дуги с выемкой-точкой в центре. Возможно, этот орнамент имитирует птичье оперение. Пространство между бортиком и обломком подставки заполнено декоративными изображениями фантастических птиц с хохолками (павлинов?), крылья и хвосты которых изображены виде растительных элементов – лепестков и цветов. У пернатыхдлинные шеи, загнутые вниз клювы. Сохранились изображения двух птиц, соприкасающихся распахнутыми крыльями. Головы их расположены ближе к центру и развернуты влево, а тулова показаны фронтально. Создается иллюзия вращения по кругу. Плоскость столешницы внутри подставки украшена резным растительным орнаментом и пальцевыми вдавлениями [10, С. 245250].
Изображения птиц с подобным поворотом головы, крючковидным клювом, распахнутыми крыльями и волнообразным оперением встречаются на керамике Самарканда – кувшине и донце блюда конца IX–X вв. [11, С. 74]. Превращение птицы в цветок отмечено на поливной керамике Самарканда X–XII вв. [12, С. 688]. Резной растительный орнамент в центре столика аналогичен узорам, украшающим сосуды с антропоморфными признаками из Таласской долины, в которых воплощены образы авестийских божеств. Время появления этих сосудов – VIII–IX вв. В археологических слоях городищ и поселений Таласской долины они встречаются до XII вв.. Изображения павлинов, голубей, птиц с хохолками отмечены на дастарханах из Отрара X–XII вв. [13, С. 212].
По форме крышки подразделяются на плоские и выгнутые (рис. 4). Их диаметр от 18 до 31 см. Орнаменты выполнены пальцевыми вдавлениями и полосами, резными линиями. Рисунок наносился до обжига. Композиционное распределение узоров относительно центрального круга – радиальное, концентрическое и свободное. Подобный орнамент отмечен в оформлении крышек и дастарханов, найденных на других объектах городища Луговое и на памятниках средневековой городской культуры Таласской и Чуйской долин.
Фрагмент плоской крышки диаметром 18 см состоит из двух частей. Ангоб, которым покрыта крышка, имеет оттенок цвета топленого молока. Следы копоти отсутствуют. Круглая в сечении ручка обломана у основания. Поверхность крышки разделена на четыре концентрических полосы. Полоса, обрамляющая край крышки, украшена зубчатым узором, составленным из двух черточек, соединенных с одной стороны концами. Во второй полосе прочерчены короткие наклонные линии, образующие подобие вихревой розетки. Следующая полоса гладкая. Полоса, окружающая основание ручки, так же украшена небрежно выполненным узором из линий, образующих вихревой узор. Мотив вихревой розетки известен в скифском и сарматском искусстве. В Таразе изображение вихревой розетки отмечено в оформлении дастарханов III–IV вв. и уплощенной крышки с защипами у краев X–XI вв., что свидетельствуют о преемственности и генетической связи их с материальной культурой предшествующего периода [14,С. 41-50]. «Вихревой» орнамент можно увидеть в оформлении крышек из Отрара и Актобе Степнинского того же времени, [15, С. 216]. В X–XII вв. он был широко распространен на поливной керамике Жетысу, встречается в разных районах Средней Азии [16, С. 73]. По мнению Т.Н. Сениговой, наличие в искусстве самаркандской художественной школы мотива вихревой розетки связано с воздействием оказанным мастерами из Тараза [17. С. 51-67]. Подобные изображения относятся к кругу солярной символики.
Таким образом, можно констатировать премственность в керамике городища Кулан и близость керамического производства прежде всего керамике Таласской долины, Южного Казахстана и СевероВосточного Жетысу.
Новые археологические данные намного расширяют наши представления о материальной и духовной культуре населения городища Кулан-одного из крупных городов средневековья в Шуйской долине.
Список литературы:
- Нуржанов А.А. Топография средневековых городов Чу-Таласского междуречья. Известия НАН РК. Серия общественных наук. №1 (264), 2010. С. 143
- Бартольд В.В. Отчет о поездке в Среднюю Азию с научной целью 1893-94 гг. М., 1963. Т.2.Ч.1. С .
- Волин С.Л. Сведения арабских источников 9-16 вв. о долине реки Талас и смежных районах. Новые материалы по древней и средневековой истории //ТИИАЭ. 1960. Т.8. С.74.
- Там же. С. 76.
- Там же. С. 83
- Там же. С. 87.
- Там же. С. 82.
- Бернштам А.Н. Чуйская долина: ТСАЭ// МИА. № 14. –М., Л., 1950. – С.23.
- Нуржанов А.А. Археолого-архитектурные исследования городища Кулан // Материалы международного конференции. – Шымкент, 2008. С. 157.
- 10.Нуржанов А.А. Новые коллекции керамики городища Кулан. Материалы международой международной научно-практическойконференции«Актуальныепроблемыисторико-культурногонаследия Казахстана: прошлое, настоящее и будущее», приуроченной к 70-летию профессора кафедры археологии, этнологии и музеологии, доктора исторических наук Мадияра Елеуова Алматы, 6 мая 2016 г. С. 245-250
- Шишкина Г.В. Глазурованная керамика Согда (вторая половина VIII – начало XIII в.). – Ташкент: «ФАН», 1979. – 74 с.
- 12.Пугаченкова Г.А., Ремпель Л.И. История искусства Узбекистана (с древнейших времен до середины девятнадцатого века). – М.: Искусство, 1965. – 688 с.
- 13.Байпаков К.М., Терновая Г.А. Религии и культы средневекового Казахстана (по материалам городища Куйрыктобе). МОН РК, ИА им. А.Х. Маргулана. – Алматы: Баур, 2005. – 212 с.
- 14.Сенигова Т.Н. Орнаментальные узоры на керамических сосудах VI-IX веков // В глубь веков. – Алма-Ата, 1974. С. 41-51.
- 15.Мерщиев М.С. Городище Актобе 1 (IV нач. XIII)//Древности Чардары. – Алматы, 1969. С. 216.
- 16.Шишкина Г.В. Глазурованная керамика Согда (втор. пол. VIII – начало XIII вв.). – Ташкент: «Фан» УзбССР, 1979. – 73 с.
- 17.Сенигова Т.Н. Вопросы идеологии культов Семиречья (VI–VIIIвв.) // Новое в археологии Казахстана. – Алма-Ата: Ғылым, 1968. – С. 51-67.
Рис. 1. Топографический план городище Кулан
Рис. 2. Дворцовый комплекс. Центральное помещение. IX-X вв.
Рис. 3. Фрагменты дастарханов
Рис. 4. Фрагменты крышек