Личность в истории оценивается неоднозназно и относиться к категории трудно решаемых проблем. Но несмотря на многочисленные разногласия во мнениях она привлекала и привлекает внимание многих ученых. Роль личности в истории всегда была самой обсуждаемой темой в обществе за все время существования и развития общества.
После обретения независимости в Казахстане возрос интерес к изучению творческого наследия деятелей движения «Алаш», длительное время находившегося в забвении. Особый интерес для науки Казахстана представляют работы лидера движения, выдающегося политического и общественного деятеля Алихана Нурмухамедулы Букейхана.
А.Н.Букейхан – один из крупных ученых казахского народа конца ХІХ – начала ХХ столетия, заложивший основу планомерного изучения многосторенной жизни казахской степи, включая историю безгранной степи, его культуру, быт, хозяйство,природные богатсво и изучал топонимику безгранной степи. Научные интересы А.Н.Букейхана были весьма обширны, не ограничивались одной определенной отраслью. Большой его интерес как государственного деятеля и ученого вызывали в том числе и проблемы развития сельского хозяйства казахского края.
1896-1901 годах А.Н.Букейхан работал в составе экспедиции по экономическому исследованию в Тобольской губернии, затем принял участие в составе экспедиции под руководством Ф.А.Щербиной. Собранные материалы он обобщил, систематизировал, разработал статистические таблицы, а также принял участие в составлении анализа характеристики казахского хозяйства. В ходе экспедиции он исследовал процессы развития казахского кочевого и полукочевого хозяйства в зависимости от кли- матических условий, историю земельной общины казахского народа, установил местоположение ка- захских родов и племен, составил карту традиционного расселения на бескрайних степных просторах. Всесторонне изучил экономическую, хозяйственную структуру казахского народа, произвел перепись населения.
Известный русский ученый С. П. Швецов описывая деятельность А. Букейхана писал: «Работы произведенные им в экспедиции, отличались доброкачественностью, обнаруживая в авторе глубокое знаниеипониманиеказахскогохозяйства, большуюобъективностьиспособностькпрактическойоценке самых сложных явлений казахского хозяйства, до того времени почти совершенно неизученного». После завершения работ в данной экспедиции, в 1903 году он участвовал в работе экспедиции по статистико-экономическому исследованию районов Сибирской железной дороги от Челябинска до Томска, под руководством известного русского ученого С.П.Швецова. В результате этих исследований А. Букейханом была написана монография о развитии казахского овцеводства – «Овцеводство в Степном крае». Эта монография - одна из его фундаментальных научных трудов, изданная в 1904
году в г. Томске в сборнике под общим названием «Материалы по экономическому исследованию районов Сибирской железной дороги». Уникальное исследование, было посвящено главной отрасли кочевого хозяйства казахов – овцеводству, которым они занимались на протяжении многих веков. Работа поражает масштабностью многоплановостью, глубиной исследования. Она является подлинной энциклопедией казахского овцеводства, которая читается с неослабевающим интересом с первой до последней страницы, несмотря на обилие цифровых данных [1,с.83].
Исследователь Л.И. Серекбаева в статье «Деятельность А.Букейхана в экспедиции Ф.А.Щербиной» приходит к выводу о том, что А.Н.Букейхан внес неоценимый вклад в работу этой статистической экспедиции, которая занималась «изучением территории и районов, природы, культуры, быта, состава и порядка расселения коренного населения, пригодности земель к полеводству и скотоводству» [2].
Работы выдающегося лидера «Алаш», касающиеся изучению традиционного хозяйства казахов особенно актуальны. Исследователь прекрасно знал особенности хозяйства казахов, поскольку родился и вырос в обычном казахском ауле, был знаком с особенностями управления хозяйственной деятельностью того времени. «Если аул кочевал, Ахан легко управлял вербдюдом. Возвратившись со школы, поил весь домашний скот, особенно любил пасти верблюжонка и козу. Во время кочевых переходов он помогал вдовам и сиротам перегонять лошадей... Часто подменял в переходах пастухов, предлагая им поспать», - так описывает детские годы лидера движения «Алаш» С. Букейханов [3, с.108].
Алихан Букейхан был человек любопытен ко всему, его главная идея была национальная независимость. В начале ХХ века в казахском обществе было мало ученых – историков. Но несмотря на это Алихан Букейхан сам исследовал историю казахов. Букейхан неплохо познал политическую историю степи и через изучение писем султанов и ханов, иногда непосредственно исследуя эпистолярное наследие прямых своих предков, например, хана среднего жуза Бокея, сына знаменитого кокжал Барака.
В 1903 он принял участие в выпуске восемьнадцатого тома собраний под общим названием «Россия. Полное географическое описание нашего края», касающее истории казахской степи, вполне подготовленным исследователем. Он написал много исторических и этнографических трудов таких как «Киргизы», «Материалы к истории султана Кенесары Касымова», «Родовые схемы киргиз Каркаралинского уезда», «Абай (Ибраһим) Кунанбаев», «О киргизских поминках» и другие [4, с.284]. А.Н.Букейхан тщательно изучал происхождение этнонима «казах», предлагая и свои варианты. При этом глубоко возмущался тем, что казахов ошибочно или сознавательно называли киргизами и он объяснил почему это происходило, хотя значительная часть российских исследователей к этому времени открыто писали, что настоящие казахи именовали себя не иначе как «казахи». Алихан был знком с трудами С.Броневского, который еще в 20-е годы ХІХ века открыто подчеркивал: «Козак, знаменует человека свободного, чуждаго всякого подчинения, и волю свою ставящего выше всех выгодами и внутренними побуждениями» [5, с.24].
Алихан Букейхан предпринимал меры, направленные на сбор материалов по написанию истории своего народа. В 1909 году он обратился к учащейся казахской молодежи во время каникул написать шежире [6, с. 97].
У казахов в крови было прекрасное знание своей родословной, жизнь безбрежной степи, специфика хозяйственной деятельности заставляла их знать генеологические таблицы целых родов и племен. Это видно по работы Мейера Л. «Материалы для географии статистики России, собранные офицерами Генерального штаба. Киргизская степь Оренбургского ведомства»: «Ничего нет легче, как составить родословную киргизского народа или даже несколько их, - стоит только распросить несколько киргизов и записать их предания...» [7, с. 2-3].
Шежире у казахов выполняло много функций, оно помогало правителям умело управлять своими и взаимодействовать с другими кочевыми общинами. Ну и конечно шежире выполняло функцию исторической памяти. Каждый кочевник знал историческое прошлое своего народа, понимал как развернутую историю своей семьи, рода и племени. Все события как бы вращались вокруг жизни и деятельности его предков. Сведения о тех или иных предках сопровождалась подробной информацией. Черпая из шежире данные о своих легендарных предках, кочевники воспитывали подростающую молодежь на их положительных примерах и передавали им ценные исторические знания. Шежире регулировало семейно-брачные отношения когда молодые женяться в первую очередь смотрели на их шежире, то есть после 7 предков разрешалось жениться, это в первую очередь влияло на чистоту крови и здоровье рождаемого ребенка.
В начале ХХ века в Санкт-Петербурге издавался журнал «Сибирские вопросы». В нем А.Букейхан опубликовывал ряд статьей под псевдонимами «Старый степняк», латинской буквы «V» и «Статистик». Ряд историков анализируя его статьи с уверенностью говорили о том что он состоялся как политик, яркий публицист, государственный деятель самого высокого уровня. В статьях «Сибирского журнала» А.Букейхан отличается не только аналитическим мышлением, но и показывает что он хорошо знает историю родного края. Заслуга Алихан Букейхана как историка состоит в том, что он дал свое личное объяснение смысла истории и его места в жизни общества: «Тарих дейтін: бұрыңғы өткен заманның жайынан сөйлеп тұратұғын, бұрыңғы өткен кісілердің ісінен хабар беретұғын бір ілім» [6, с.92]. Всемирно историческими личностями как утверждает Г.Гегель называл тех немногих выделяющихся людей, личные интересы которых содержали в себе общечеловеческие принципы. Они черпают свои цели и свое признание не из спокойного, упорядоченного хода вещей, а из источника, содержание которого скрыто.
Он же отмечал о последствиях в случае отказа от народа от своей национальной истории, что не потеряло своей актуальности и по сей день: «Өзінің тарихын жоғалтқан жұрт, өзінің тарихын ұмытқан ел-қайда жүріп, қайда тұрғандығын, не істеп не қойғандығын білмейді, келешекте басына қандай күн туатығына көзі жетпейді» [6, с.92].
Таким образом Алашский лидер наглядно показывает, что Алихан Букейхан был не только выдающимсягосударственнымиобщественнымдеятелем, ноипрекраснымисториком- исследователем прошлого своей родины. Теперь нам, новому поколению предстоит дать анализ историческим трудам лидера алашского движения, которые, безусловно, помогут нам лучше и полнее реконструировать нашу национальную историю.
Список литературы:
- Асылбеков М.Х., Сеитов Э.Т. Алихан Букейхан – общественно- политический деятель и ученый, 2003г.
- Серекбаева Л. И. Деятельность А.Букейханова в экспедиции Ф.А.Щербины // Вестник КарГУ. 2007 г. -№4. – с.174-177
- Букейханов С. Алихан. Алматы, 2011
- Кабульдинов З.Е. История Казахстана.- Алматы; Атамура, 2012
- Броневский С. О казахах средней орды Библиотека казахской этнографии. – Павлодар, 2005
- Букейхан А. Казахи.- Астана; Библиотека национального конгресса историков, 2015
- Мейер Л. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба. Киргизская степь Оренбургского ведомства. Спб 1865