Судьба крупных исторических деятелей не замыкается хронологическими рамками их жизни и являет собой нравственный завет будущим поколениям. «Нельзя правильно понять ни одну эпоху, не имея представления об ее великих людях. Ибо сквозь человеческие судьбы мы не только видим ход истории, но и проникаемся ее духом» отмечал глава нашего государства Н.А. Назарбаев [1].
К таким историческим личностям, несомненно, относятся деятели движения, а впоследствии партии Алаш, посвятившие свои жизни борьбе за лучшее будущее своего народа. Одной из своих главных задач они считали задачу просвещения своего народа. Такое явление культурной жизни общества как просвещение, связанные с ними вопросы создания письменности, алфавита составляли важную часть деятельности лидеров Алаш.
Важной составляющей культуры любого народа являются образование, уровень грамотности, позволяющие приобщиться к достижениям мировой культуры, войти в число цивилизованных народов.
Публикации и выступления лидеров Алаш на страницах дореволюционной печати, издававшейся как в центре Российской империи, так и на ее окраинах, среди которых, прежде всего, газета «Қазақ» и журнал «Айқап», позволяют определить в качестве основной тему необходимости обучения грамоте казахов. Казахская интеллигенция начала ХХ в., в целом признавая необходимость знания русской грамоты, обращала особое внимание на тревожные симптомы в расширении влияния русской грамоты и языка среди казахов. Большую тревогу вызывала возможность вытеснения русским языком казахского языка из обращения.
Неудивительно, что эта тревога нашла отражение в первом серьезном программном документе движения Алаш в 1905 году в знаменитой Каркаралинской петиции. Этот документ по праву считается одним из первых важных документов, который позволяет составить представление о политических взглядах и требованиях казахской интеллигенции, сплотившейся вокруг движения Алаш. Мы позволим себе процитировать отдельные положения этого документа, касающиеся вопросов просвещения: «необходима правильная постановка просветительнаго дела въ казахской степи, для чего нужны: допущение въ аульныхъ школахъ преподавания казахской грамоты, преподавание въ этихъ школахъ на языке детей и обязательное изучение государственнаго языка; возстановление упраздненныхъ интернатовъ и пансиона при омской гимназии, а также открытие пансиона для казахскихъ детей при семипалатинской гимназии: увеличение числа существующихъ стипендий для поступления въ профессиональныя школы и въ высшие учебныя заведения»[2].
Одним из лидеров Алаш, в своем научном творчестве и политической деятельности значительное внимание уделявший вопросам культуры, просвещения казахского народа, был А.Букейхан. В статьях, опубликованных на страницах газеты «Казах», журнала «Сибирские вопросы», в других изданиях он, при изучении и исследовании вопросов, связанных с историей казахского этноса, проводил параллели с развитием мировой культуры, цивилизации.
В ряде своих работ он дает довольно подробную картину состояния просвещения в казахской степи в конце XIX – начала XX вв. Так, в монографии «Исторические судьбы Киргизского края и культурные его успехи» А.Букейхан о начальном периоде вхождения казахских земель в состав Российской империи пишет: «Грамотность и распространение знаний определяют собой рост и культурное развитие страны…Киргизский край в этом отношении находился в весьма неблагоприятных условиях. Покорив край, русские не могли перейти к культурной работе потому, что первоначальное завоевание совершалось исключительно с целью обогащения, и первые завоеватели были совершенно неподготовлены к культурной роли….», и далее: «Дело народного образования заметно двинулось вперед в царствование имп. Александра II…Распространению грамотности в киргизском населении было положено основание давно: первые начальные школы были открыты даже значительно ранее, чем для русского населения, но русская грамотность среди них весьма незначительна. Такой неуспех русской грамоты среди инородцев объясняется может быть тем, что в этих школах вначале заботились не столько о том, чтобы научить детей русской грамоте, сколько о том, чтобы дать им определенное идейное направление…» [3, с.62-63].
Проблема образования поднималась А.Букейханом и в ряде его статей, опубликованных на страницах журнала «Сибирские вопросы», издававшегося в Санкт-Петербурге в начале ХХ века. Для русскоязычной аудитории А.Букейхан писал о тяжелом положении, в котором находится его народ, лишенный возможности учиться на родном языке, постигать азы наук и приобщаться к достижениям мировой культуры и науки. Так, в одной из своих статей он приводит факты о равнодушном отношении чиновников российской администрации к стремлению местного казахского населения получить образование. Несправедливость ситуации, по мнению А. Букейхана, состоит в том, что казахи регулярно вносят достаточно большие суммы денег, которые не используются по назначению. Приводя пример того, как казахи Семипалатинской области обратились с петицией на высочайшее имя с просьбой потратить часть этих капиталов на обучение казахских детей в русских школах, на создание пансионов при Омской и Семипалатинской гимназиях, автор с горечью констатирует, что эти обращения остались без внимания.Опираясь на данные статистики, согласно которой в начале ХХ века в Семипалатинской области из 700 000 казахов в мужской гимназии обучалось несколько казахских мальчиков, а в женской – ни одной казахской девочки, А. Букейханов выражает искреннее недоумение, почему казахский капитал должен оплачивать строительство в казахской степи женских и мужских гимназий, если в них казахские дети не учатся. [4, с.6-7].
В многочисленных призывах к казахскому населению он говорил, что до тех пор, пока казахи не начнут учиться, повышать свой уровень, они будут угнетаемы, их будут обманывать и эксплуатировать.
Называя одним из важнейших направлений развития духовной культуры любого народа, в том числе и казахского, получение образования, приобщение к наукам, чтение газет, книг, А.Букейхан особое внимание обращал на решение такой первостепенной задачи как устройство в казахской степи школ: «Біздің қазақ анау қол жетпестерді қойып, бала оқыту жолында. Жетемін десе жүз үй ауыл басы 220 сом ақшаға мектеп ұстау керек. Бұл бір үйге 2 сом 20 тиыннан келеді. Бұл шығын осы күні бір тоқтының құнына да жетпейді» [5,75 б.].
А.Букейхан, как и М. Дулатов, выражал тревогу по поводу казахского языка, который с устройством русских школ в казахской степи мог исчезнуть. В своем выступлении на Съезде земских городских деятелей в Москве в ноябре 1905 года, опубликованном на страницах газеты «Семипалатинский листок» 8 декабря 1905 года, А. Букейхан говорил о праве казахов на получение образования на родном языке, использовать родной язык в повседневной жизни: «Я являюсь представителем 4-миллионного киргизского народа, занимающего огромную территорию от Урала до Алтая, от линии Сибирской железной дороги до Омска. Когда я слушал все, что рассказывают здесь поляки, малороссы, латыши и другие, я точно читаю старую книгу. У нас тоже преследуются школы с киргизским языком, нас тоже давит цензура…Крестьянские начальники (большей частью бывшие ротмистры) не допускают при рассмотрении дел киргизского языка…Ближайшей нуждой киргизов является свобода в употреблении родного языка…я присоединяюсь к предложению тех товарищей, которые просили съезд высказаться за немедленную отмену всех ограничений в правах местных языков..» [6, с.406].
В подтверждение опасений об утрате казахами своего языка говорит и М.Дулатов: «Халықта оқымаған адам қалмаған жақсы, бірақ қазіргі сөзімізше сол оқудың тәртібі хақында жаңа низам бойынша әлгі жас балалар орыс кітаптарыменен орысша оқып кетсе, тез уақытта тілін ұмытып, діннен де айрылып қалу қаупі бар. Соның үшін мұны білген адамдар қайғырып әбтеhи мектептерде 3-4 жылдай оқу баланың ана тілінде болып hәм дініде жақсы болса екен, онан кейін әркім сүйген ғылымын үйренуіне ешкім тоқтау етпес еді деп тіледі»[7, 63 б.]. Другими словами, автор считал, что дети должны иметь возможность вначале изучить родной язык и основы веры (3-4 года), а затем, имея право выбора, самим определять, хотят ли они продолжать изучение родной грамматики, либо изучать русскую грамматику и русский язык.
Эти мысли лидеров Алаш нашли воплощение в программных документах партии Алаш, которые будут приняты уже в период революций 1917 года.
Так, в Постановлении всекиргизского съезда, состоявшегося в Оренбурге 21-28 июля 1917 года, шестой пункт был посвящен вопросам просвещения. Решения, принятые по этому вопросу, звучали следующим образом:
- Всеобщее обязательное учение грамоте особенно необходимо.
- В первых двух годах учения должно быть учение на родном языке (выделено авт.).
- Учебные книги, а также и другие пособия должны быть написаны киргизским правописанием [8].
На общекиргизском съезде в Оренбурге 5-13 декабря 1917 года с докладом о народном
образовании выступил М. Дулатов, который, «отметив отсутствие укиргиз медресе и мектебов, мугалимов и учебников на киргизском языке, указал на необходимость создания национальных школ. Обсудив по пунктам доклад Дулатова и принимая во внимание, что необходимость создания национальных школ никем не оспаривается, что для создания национальных школ прежде всего нужны учебники на киргизском языке, что поэтому является необходимым составление учебников для начальных и средних школ на киргизском языке, съезд, по выслушивании мнений выступавших ораторов, постановил: Образовать из 5 лиц комиссию по составлению для киргизских начальных и средних школ учебников на киргизском языке, предоставив комиссии право кооптации сведущих лиц. Комиссия же должна находиться в месте пребывания центрального национального совета. Помимо учебников, комиссия должна составлять: а) программы для национальных школ, б) руководства для мугалимов, в) книги о воспитании детей, г) правила о постановке дела народного образования во всех казак-киргизских школах, д) выработать правописание киргизского языка, с) переводить на киргизский язык полезные книги и брошюры, комиссия должна приступить к делу с начала 1918 года и в первую очередь опубликовать в газетах программу своей деятельности через печать. Составленные комиссией книги должны быть немедленно издаваемы. Количество экземпляров подлежащих изданию книг, а равно и сумм, потребных для издания книг, представляется определить комиссии [9, с.16].
И, наконец, в Программе партии Алаш девятый параграф определял позицию и отношение деятелей Алаш к проблеме образования в казахской степи: «§9.Народное образование должно быть достоянием всех. Обучение во всех учебных заведениях бесплатное. В начальных школах преподавание должно вестись на родном языке. Киргизы должны иметь свои средние и высшие учебные заведения, включительно до университетов (выдел.авт.). Школа должна быть автономна; правительство не должно вмешиваться во внутреннюю жизнь школы. Все учителя (мугалимы) и профессора избираются. Просвещение на местах должно происходить в избах-читальнях [9, с.30].
Сформулированные в программных документах позиция и видение деятелями Алаш решения вопросов жизнеустройства казахского народа, к сожалению, не устраивало как правительство царской России, так и пришедшие ему на смену большевистские органы государственного управления, созданные в Казахстане после Октябрьской революции 1917 г. Новая власть установила свое монопольное право на организацию деятельности учреждений образования, литературы и искусства. Новая власть не церемонилась с представителями казахской интеллигенции, чьи взгляды ее не устраивали. Это нашло выражение в волне массовых политических репрессий, прокатившихся по стране Советов в конце 20-х и 30-х годах ХХ в., практически уничтоживших всю казахскую интеллигенцию, сформировавшуюся в конце XIX — начале ХХ в. Надеждам и чаяниям лучших представителей казахской интеллигенции не суждено было осуществиться. Их мечты остались нереализованными на долгие годы, вплоть до 1990-х годов, до обретения независимости и образования суверенного государства Республики Казахстан, среди первых Законов которого был Закон о государственном языке, положивший начало возрождению государственного казахского языка, казахской культуры, получению образования на казахском языке.
Список литературы:
- Назарбаев Н.А. Независимому Казахстану – жить и здравствовать//Казахстанская правда. – 1998. – 16 декабря.
- «Сынъ отечества». – 1905, 4 сентября, № 173
- Букейханов А. Избранное. Алматы. –
- Букейханов А. Ничьи деньги.\\ Сибирские вопросы. – СПб. 1908.
- Букейханов Ә. Рухани мәдениет қарауылынан. 1915 г.//Ә.Бөкейханов. Шығармалар. Алматы. 1994.
- Букейханов А. Избранное. Алматы. 1995.
- М.Дулатов. Государственная дума hәм қазақ//Айқап. Алматы. 1995. 8. «Казак». – 1917, 31 июля.
- Среднее Прииртышье в источниках и материалах. Том 3. (1917-1990 гг.). Сборник документов и материалов.//Составитель Н.Е. Кузембаев. – Павлодар: ПГУ им. С. Торайгырова, 2008 – 312 С.