Находящиеся в прямой зависимости от политической практики концепции национальной безопасности Франции, фактически, определяются идеологическими установками национальной доктрины.
В отличие от многих стран (например, Японии), Франция не отягощена комплексом вины из-за своего колониального прошлого, что дает ей повод для претензий на глобальную роль в мире, что выражается в стремлении играть роль посредника между ведущими западными странами и государствами “третьего мира”.
Франция также рассматривает военные инструменты в качестве основы обеспечения политики безопасности, что находит подтверждение в обособленности (односторонности) в вопросах национальной обороны от НАТО и др. государств Европы.
В геополитическом плане Франция числит себя не только континентальной и морской державой одновременно, но и уточняет, что является единственной (исключая Испанию) европейской страной, одновременно выходящей к Атлантике и Средиземному морю. Такое положение Франции предопределило и как бы тройственность ее геополитической модели.
“Тьермондизм” определяет для Франции необходимость постоянной глобальной вовлеченности как “обязательств и ответственности” за свои подмандатные территории и содействие в развитии своим бывшим колониям. Оправданием глобализма Франции служит также и ее статус постоянного члена СБ ООН и, до 1995 г., зависимость развития своих СЯС от полигона на атолле Муруроа[1].
“Евроцентризм” определяется особой важностью состояния безопасности в Европе и участия в европейских делах, где Франция традиционно рассматривает себя как регионального лидера, сдерживая при этом европейские аппетиты США, Великобритании (англосаксонская группа), Германии и, в некоторых случаях, России.
Отличительной особенностью руководства обеспечением национальной безопасности Франции является особая роль президента республики, что определено конституцией 1958 г., согласно которой президент является “гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения соглашений Сообщества и договоров”, а также главой вооруженных сил[2]. Президенту же предоставлены исключительные права, когда “независимость нации, целостность ее территории или выполнение ею международных договоров оказываются под серьезной и непосредственной угрозой”. Роль президента была закреплена (в 1959 г.) и в виде создания т.н. “президентского сектора”, т.е. исключительных полномочий президента, к которым отнесены вопросы внешней политики, дипломатии, обороны, отношений с членами Сообщества.
В силу особого положения президента в сфере национальной безопасности, огромное значение приобрела и его функция основного идеолога ее обеспечения. Именно национальные доктрины и концепции, принятые за основные направления обеспечения безопасности, являются теми рамками, которые определяют текущие решения и дают ориентиры для перспективных. При разработке программных документов в области национальной безопасности президент опирается на советников из канцелярии президента при Елисейском дворце.
Роль политических партий и представительских органов власти в определении политики национальной безопасности страны ограничено конституцией. Кроме того, доминирование исполнительной власти над законодательной во Франции фактически сводит на нет фактор межпартийной борьбы при определении характера КНБ. Тем не менее, большинство партий Франции разрабатывают свои программы внешней и оборонной политики, а также публикуют документы по различным аспектам безопасности.
При этом отмечается фактическое отсутствие серьезных разногласий в отношении политики национальной безопасности между фракциями Национального собрания Франции, вне зависимости от остроты текущего момента и степени реальности внешних угроз.
После терактов 11 сентября 2001 г. была начата работа над Белой книгой обороны и национальной безопасности – концепцией безопасности Франции. Дело в том, что последняя Белая книга была написана в 1994 г. после колоссальных перемен, произошедших в результате распада СССР и после первой войны в Персидском заливе, в течение которой президент Франции отказался использовать призывников, а только контрактников. Новая Белая книга стала необходима для того, чтобы адекватно реагировать на сложные актуальные задачи в новом неустойчивом мире. Франция решила сохранить весь спектр стратегических функций, определенных новой Белой книгой обороны и национальной безопасности для того, чтобы сохранить автономию анализа и независимость в принятии решений. Белая книга, в том числе определяет направления реформирования Вооруженных сил Франции.
Через год после избрания Франсуа Олланда в мае 2012 г. одно стало ясно: первый с 1988 г. социалистический президент Франции не будет проводить революцию в области национальной безопасности и обороны.
После избрания президентом Олланд заявил о своем намерении сохранить крепкие отношения с Соединенными Штатами и о том, что не будет дан обратный ход решению Саркози 2008 г. о воссоединении с военным командованием Организации североатлантического договора (НАТО). Он поручил подготовить доклад об отношениях Франции с НАТО бывшему министру иностранных дел Юберу Ведрину, который рекомендовал сохранить пребывание в составе НАТО[3].
В ходе Чикагского саммита сразу после избрания Олланд настаивал, как и его предшественник, на важности НАТО как ядерного альянса. Он выступил за поступательное развитие союзных систем ПРО на пяти условиях, которые были приемлемы с французский точки зрения: система ПРО должна дополнять, а не заменять ядерное сдерживание; политический контроль должен осуществлять надзор за её использованием; французская промышленность должна иметь свободу участия в проекте; расходы должны быть допустимыми, и диалог с Москвой следует продолжать. Особым вопросом в области безопасности для Франции является вопрос взаимоотношений с Франсафрикой (Frаnзаfriquе). На данный момент Франция обладает контингентом более 10 000 солдат в зарубежных интервенциях, большинство из них – в Афганистане, Ливане и Африке (около 7000 в Мали, Чаде, Кот-д›Ивуаре и Центральноафриканской Республике). Кроме того, Париж расположил почти 4000 военнослужащих на базах в Джибути, Габоне, Сенегале и в Объединенных Арабских Эмиратах. Наконец, его военное присутствие в мире также включает базы и постоянное размещение около 9000 военнослужащих во французских заморских департаментах и общинах[4, с.7].
Никто в 2009 г. не мог предсказать, что в последующие пять лет Франция активно начнет обеспечивать национальную безопасность посредством боевых операций и стратегических действий, таких как изменение «Белой книги по обороне», смена режима в Ливии, вытеснение бывшего президента Лорана Гбагбо в Котд›Ивуаре, возвращение в Северное Мали и поддержка Свободной сирийской армии, не говоря уже об укреплении своего присутствия в Центральноафриканской Республике[5]. Париж, наряду с Лондоном, в настоящее время заполняет пустоты, оставленные более сдержанной политикой США. Несмотря на сокращение бюджета, Франция будет по-прежнему готова и способна вмешаться в защиту своих интересов и ценностей. Через год после избрания Франсуа Олланда в мае 2012 г. одно стало ясно: первый с 1988 г. социалистический президент Франции не будет проводить революцию в области национальной безопасности и обороны. Во время президентской кампании 2011-2012 Олланд объявил, что его основными намерениями в этой области будут вывод французских войск из Афганистана и внесение некоторых корректив в оборонную политику, таких как оживление европейского сотрудничества в области обороны. Он подчеркнул, что является больше сторонником преемственности политики своих предшественников, чем изменения. Олланд также четко дистанцировался от некоторых из его более радикальных политических союзников, объявив, что он будет полностью поддерживать и модернизировать ядерное сдерживание страны и не будет выбирать военный бюджет в качестве дойной коровы для уменьшения дефицита бюджета. Можно отметить два основных принципа в деятельности президента Олланда во внешней политике и политике безопасности. Один из них в том, что он явно хочет оторваться от стиля поведения и, соответственно, политики его предшественника: он стремился быть более суровым, но в то же время более последовательным. (Саркози был воспринят обществом как склонный к резким изменениям и переориентации внешней политики.) Другой, учитывая его неопытность в международных делах и обороне (хотя он был членом Комитета обороны Национального собрания), ‒ это осторожность, прагматичность и консервативность, как это было в период президентства Франсуа Миттерана (1981-1995). Таким образом, политика Олланда содержит несколько крупных существенных отличий от политики Саркози. После избрания президентом Олланд заявил о своем намерении сохранить крепкие отношения с Соединенными Штатами и о том, что не будет дан обратный ход решению Саркози 2008 г. о воссоединении с военным командованием Организации североатлантического договора (НАТО)[6].
Самой главной целью всех преобразований является создание новых Вооруженных сил, способных бороться с новыми угрозами, особенно в рамках международных миротворческих или боевых операций, учитывая при этом сокращение бюджета на оборону.
Президент Французской Республики как главнокомандующий вооруженных сил возглавляет Комитет национальной обороны (Cоmitе dе lа Dеfеnsе nаtiоnаlе) высший военно-политический орган, на заседаниях которого принимаются решения по вопросам обороны и координации деятельности министерств и ведомств в военной сфер[7, с. 338].
При Президенте функционирует также Совет национальной безопасности (Cоnsеil dе lа sеcuritе Nаtiоnаlе), в состав которой входят премьер-министр, министр-делегат по вопросам безопасности, а также министры юстиции, обороны, внутренних и иностранных дел . Совет осуществляет общее руководство и разработку политики в области национальной безопасности и борьбы с преступностью в государстве РНБ определяет, в частности, основные приоритеты и направления информационной политики государства, применения тех или иных сил в средств.
Для осуществления своих полномочий законодательством Президенту предоставлено право непосредственно использовать структуры разведывательных служб, подчинены премьер-министру и другим министрам.
Премьер-министр, как заместитель руководителя (президента) Комитета национальной обороны государства председательствует в межминистерских комитете по вопросам разведки (МКР) Повседневным рабочим органом премьер-министра по вопросам обороны является Генеральный секретариат национальной обороны (ГСНО), который выполняет по его поручению широкий круг административно-технических и информационно-консультативных задач в области обороны.
Исследование концепции национальной безопасности Франции интересно с той точки зрения, что отношение к вопросам государственной безопасности и различным международным альянсам носит исключительный характер. Также Франция занимает ведущее место среди мировых держав и играет крайне важную роль на международной арене.
Список литературы:
- Кулагин В.М. Международная безопасность: Учебное пособие для студентов вузов// Москва: Аспект Пресс, 2007. -317 с.
- Зверева Т.В. Внешняя политика Франции после прихода к власти Николя Саркози // Мировая экономика и международные отношения. – 2008. -№ 6. -С. 4-12.
- Фёдоров С. М. Возвращение Франции в НАТО: дебаты и последствия // Обозреватель. 2009. №4. –С. 12-19.
- Лаумулин М. Внешняя и внутренняя политика Франции при Ф.Олланде // Аналитика. №6.С. 7-22.
- Жан Морен Двадцатилетний опыт реформ французских вооруженных сил// Индекс безопасности, -2015, -№ 1, -С.96-104.
- ФилатоваA.A. Франция-НАТО: что стоит за решением о возвращении в военную структуру// Современная Европа. -2010. №1. С. 23-31.
- Липкан В.А. Национальная безопасность Украины и мира //Киев : КНТ, 2009. — 576 с.