Принципы права как теоретическая основа прав человека и гражданского общества

Развитие прав человека и гражданского общества основано на принципах, которые по существу являются основополагающими началами права в целом. Эти принципы приобретают все большее значение, поскольку именно они определяют стратегические направления совершенствования государственных, правовых и социальных институтов. Общие или общеправовые принципы оказывают определяющее воздействие на формирование, развитие и функционирование не только права, но и прав человека и гражданского общества, поскольку именно они раскрывают и подчеркивают общность целей и задач всей социальной системы в целом.

Соответственно исследование принципов права позволяет рассматривать всю совокупность основополагающих идей, выступающих в качестве теоретической основы не только для права, но и для прав человека и гражданского общества. Можно предположить, что общность целей и задач общества и государства формирует единые подходы к пониманию общих принципов права, прав человека и гражданского общества. Многие авторы подходят к принципам права с разных точек зрения, подчеркивая тем самым разнообразие и разноплановость рассматриваемого явления. Например, А.В.Мицкевич к общим принципам права относит: политический принцип – государственная власть народа; экономический принцип – установление, охрана системы хозяйства; социальный принцип – гуманизм, право на труд [1,128-129]. Л.С.Явич принципы права подразделяет на: 1) экономические начала, к каковым он относит господство антиэксплуататорских производственных отношений, охрану собственности и стимулирование закономерной тенденции к повышению уровня её обобществления и поддержание тенденции к постепенному выравниванию имущественного положения членов общества при сохранении материальной заинтересованности в результатах трудовой отдельных лиц и производственных коллективов. 2) Политические начала права (полновластие народа, гармоническое сочетание представительной и непосредственной демократии, тенденции к постепенному повышению роли общественного самоуправления при одновременном упрочении государственности, равноправие граждан, наций, рас и национальностей. 3) Социальные начала права (сочетание благосостояния и безопасности каждого человека). 4) Нравственные начала права (социальная справедливость, гуманизм, добросовестное отношение к труду) [2,151-152]. Е.А.Лукашева к общим принципам права относит принципы справедливости законности, неразрывную связь прав и обязанностей, сочетание убеждения и принуждения, ответственность за вину. Такие принципы, как полновластие народа, собственность, демократизм, по мнению Е.А.Лукашевой не являются принципами права, они лишь «показывают какие общественные отношения закреплены в праве» [3,23]. Таким образом, большинство учёных к общим основным принципам права относят: полновластие народа, демократизм, гуманизм, социальную справедливость, законность. Общие принципы характеризуются тем, что относятся к праву в целом, распространяются на все его отрасли, объединяют их, способствуют стабильности действующей системы права, и определяют дальнейшее развитие. Общеправовые принципы, в свою очередь, можно подразделить на морально-этические (нравственные) и организационные. Первые из них образуют нравственную основу права, его духовный фундамент. Эти принципы непосредственно влияют на нормативное содержание права. Вторая группа общих принципов, тесно взаимосвязанная с первой, составляет организационно-процедурную основу права, ориентированную на обеспечение его роли как особого, государственного регулятора общественных отношений, выполнение правом его специфически юридических функций. Согласно концепции единства естественного и позитивного права, морально-этические принципы современного казахстанского права составляют естественные законы, символизирующие основные фундаментальные права человека и гражданина, закрепленные во Всеобщей декларации прав человека 1948 г и в последующих международных и внутригосударственных документах, в том числе Конституции Республики Казахстан. Второй раздел «Человек и гражданин» Конституции Республики Казахстан провозглашает следующие нормы-принципы: равенство (ст.14), право на жизнь (ст.15), свободу (ст.16), достоинство (ст.17). Каждый их этих принципов имеет свое значение. Принцип свободы закреплен в основном законе нашего государства – в Конституции. В статье 16 Конституции Республики Казахстан закреплено, что «каждый имеет право на личную свободу» [4]. Личная свобода человека – это его неотъемлемое и абсолютное право, возникающее в силу естественной природы самого человека. «Все люди, говорится во Всеобщей декларации прав человека 1948г, рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах» [5]. Если свобода человека относительны в смысле их фактической незавершенности, неизбежности исторического изменения и развития их содержания, то личная свода должна рассматриваться как высшая социальная ценность, принцип, который служит критерием человеческого прогресса, особенно в области государственноправовых форм. Личная свобода входит в блок прав, образующих неразрывное единство, представляющее собой основу практически всего правового статуса человека, ибо без такого права утрачивают смысл любые другие права и свободы. В правовом государстве личная свобода носит равный для всех характер и защищается государственно-правовыми средствами и формами. Важным принципом является равноправие. «Все равны перед законом и судом» гласит ст. 14 п.1 Конституции Республики Казахстан. Правовое равенство означает свободу индивида в общественных отношениях, признаваемую и утверждаемую в форме его правоспособности и правосубъективности. Правовое равенство в свободе как равная мера свободы означает и требование соразмерности в отношениях между свободными индивидами субъектами права. Нередко правовое равенство смешивается с равенством в социальных отношениях, что следует признать принципиально неверным. Это вызвано тем, что долгое время общественное сознание формировалось на идеалах равенства, гуманизма, справедливости, зачастую гипертрофированных, иллюзорных. Сегодня многие убедились, что, как это не парадоксально, в социально-экономической сфере идеал равенства неизбежно приводит к несвободе, росту ограничений. Правовое равенство означает признание у различных индивидов равной правоспособности приобрести те или иные права на соответствующие блага и обязанности. Помимо равенства перед законом принцип равноправия включает в себя равенство прав на свободу человека и гражданина. Это равенство гарантируется не зависимо от природных свойств человека и от его общественных черт, а также обязанностью государства гарантировать это равенство. Одним из наиболее важных и главных норм-принципов является «право на жизнь». Право на жизнь – первооснова всех других прав человека, которое никто не может отнять ни при каких условиях. Во Всеобщей декларации прав человека и гражданина провозглашаются ценность человеческой личности и право каждого человека на жизнь (статья 3) [5].

В Международном пакте о гражданских и политических правах обращено внимание на неотъемлемость этого права, его охрану законом и недопустимость произвольного лишения жизни (статья 6) [6]. Право на жизнь признается абсолютным и неотъемлемым и обеспечивается рядом конституционных гарантий: социальным обеспечением по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца (статья 28 Конституции Республики Казахстан), правом на охрану здоровья и получение бесплатного гарантированного объема медицинской помощи (статья 29 Конституции Республики Казахстан), право мирно и без оружия собираться, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование (статья 32 Конституции Республики Казахстан). Конституцией предусмотрена ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью людей (статья 31) [4]. Право на жизнь защищено не только Конституцией, но и отраслевым законодательством. Уголовный Кодекс Республики Казахстан содержит ряд норм, охраняющих жизнь человека. Установлена уголовная ответственность за убийство (статьи 96-101), доведение до самоубийства (статья 102), оставление в опасности (статья 118) и другие преступления. Допускаются необходимая оборона (статья 32) [7]. В соответствии с Уголовно-исполнительным Кодексом Республики Казахстан уважает и сохраняет права свободы и законные интересы осужденных, обеспечиваетнеобходимыеусловияихисправления, гарантиисоциальнойсправедливости, социальную, правовую и иную защищенность их личности при исполнении наказания. При возникновении угрозы совершения преступления против личности осужденного со стороны осужденных и других лиц, он вправе обратиться с заявлением к любому должностному лицу учреждения, исполняющего наказание в виде ареста, ограничения или лишения свободы, с просьбой о переводе в безопасное место, где такая угроза отсутствует. В этом случае должностное лицо обязано принять меры по переводу осужденного в безопасное место [8]. Право на жизнь – это один из фундаментальных принципов казахстанского права, гарантированный законодательством.

В статье 17 Конституции Казахстана закреплено, что «достоинство человека неприкосновенно». Это означает, что достоинство человека не должно подвергаться оскорблению и унижению, ибо достоинство человека составляет охраняемую правовым государством ценность, поскольку оно присуще любому индивиду, осознающему себя и свое положение личности как таковой в правовом государстве. Достоинство рассматривается как этическая категория. Достоинство личности защищается как конституционным правом, так и через институты отраслевого законодательства. В частности, статьями Уголовного Кодекса Республики Казахстан предусмотрена уголовная ответственность за действия, унижающие честь и достоинство личности, такие как клевета и оскорбление (статьи 129 и 130 УК РК) [7]. Лица, отбывающие наказание, имеют право на вежливое обращение со стороны персонала. Они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. По существу достоинство личности является базой прав человека, выступая в качестве первопричины или первоосновы прав человека как таковых, неслучайно в преамбуле Всеобщей декларации прав человека закрепляется, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира [5]. Соответственно, по нашему мнению, достоинство личности необходимо рассматривать в качестве базового правового принципа, составляющего с правами человека единое явление, обусловливающее необходимость существования современной правовой системы и определяющей её ценность.

Для права современного Казахстана, развивающегося в направлении формирования цивилизованного гражданского общества и правового государства, характерен такой правовой принцип, как демократизм. Расширение и углубление реальной демократии ведёт к повсеместному утверждению социального равенства, вовлечению в дело государственного и общественного самоуправления всё большего числа граждан, а значит и воплощению в отношениях между людьми социальной справедливости. Развитие юридических гарантий социальной справедливости в демократическом обществе находит своё выражение в идее формирования в нашей стране правового государства. Процесс демократизации может осуществляться только при господстве закона, исключающем, какие бы то ни было нарушения прав граждан, произвол и анархию, любые проявления своеволия должностных лиц. Важнейшим условием успеха всего обновленческого процесса и гарантий соблюдения прав человека является формирование правового государства и самоуправляющегося демократического общества. Правовое государство не только одна из высших ценностей, призванных утверждать гуманистические начала законности, но и практический инструмент обеспечения прав и свобод личности, защиты чести и достоинства граждан, средство борьбы с бюрократией, местничеством и ведомственностью, форма осуществления демократического народовластия. Демократическое самоуправление народа представляет собой политико-правовой принцип. Как политический принцип оно связано с обеспечением широкого выражения и учёта разнообразных интересов народных масс, их мнений, индивидуальной и коллективной активности, инициативы самостоятельного участия в принятии и реализации политических решений. В качестве правового принципа оно означает обеспечение согласованного взаимодействия различных инициатив, гибкого подчинения их системе; целей на различных уровнях и различных подсистемах управления.

Целями утверждения принципа социальной справедливости в политической жизни общества служит курс государства на радикальную реформу политической системы общества, практическое осуществление которой непосредственно связано с реальным включением широких масс в управление всеми государственными и общественными делами с передачей на деле всей власти народным избранникам, в том числе Президенту, обеспечивает необходимые политические условия для утверждения самоуправления народа и формирования правового государства. К организационным процедурным принципам казахстанского права относятся: законность, сочетание убеждения и принуждения, стимулирование и ограничения в праве. Законность означает неуклонное исполнение законов и соответствующих им иных правовых актов органами государства, должностными лицами, гражданами и общественными организациями. Законность представляет собой одну из сторон демократического государственного строя, выражает равенство всех перед законом с точки зрения одинакового подчинения закону любого участника общественных отношений. Законность – это принцип и метод деятельности государственного аппарата, органов государственного управления, в том числе и правоохранительных органов. Принцип законности закреплен в статье 34 п. 1 Конституции РК, где сказано «каждый обязан соблюдать Конституцию и законодательство РК…» [4].

Этими словами законодатель заложил установку на правомерное поведение человека и гражданина во всех сферах своей жизнедеятельности. Требования о необходимости соблюдения Конституции и законодательства РК направлено, прежде всего, на поддержание стабильности в государстве, укрепление основ конституционного строя Республики, обеспечение правопорядка и безопасности жизни каждого человека. Используя свои права свободы, гражданин не должен препятствовать в реализации прав и свобод другим лицам. Дальнейшая демократизация, развитие гражданского общества, строительство правового государства органически сочетается с решительным требованием соблюдения законов. Главная задача демократического правового государства состоит в установлении разумного сочетания убеждения и принуждения. Сочетание убеждения и принуждения – один из организационных принципов права, важнейшая форма проявления демократизма, гуманизма и справедливости. Однако следует заметить, что убеждение и принуждение, равно как и их сочетание, не являются специфическими юридическими явлениями. Убеждение и принуждение – это универсальные методы функционирования любой разновидности общественной власти, осуществление всякого рода социального управления. Принуждение – сложное правовое явление. Оно включает в себя довольно богатый арсенал воздействия: меры пресечения, восстановление или защиту субъективных прав, предупреждение, юридическую ответственность, санкции. В демократичном обществе государственное принуждение имеет различные формы, методы и степень проявления. Во-первых, как уже отмечалось, оно является не главным, а второстепенным, вспомогательным, применяемым после убеждения методом государственного управления. Во-вторых, принуждение осуществляется в особой процедурной форме, четко зафиксированной в нормах права, которое исключает произвол. В статье 17 Конституции Республики Казахстан говорится о недопустимости пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания [4]. Существуют гарантии данной нормы: уголовное законодательство предусматривает ответственность должностных лиц, допустивших превышение власти им служебных полномочий, если оно сопровождалось насилием, применением оружия или мучительными и оскорбляющими личное достоинство потерпевшего действиями. Государственное принуждение выступает не как самоцель, а средство исправления. Выдвижение убеждения на первый план, а принуждения – на второй ни в коей мере не означает ни какой-либо недооценки или умаления значения принуждения в праве. Это подчеркивает принципиальный подход к государственному управлению, основанному на либерально-демократических принципах.

Таким образом, в настоящее время в Республике Казахстан формируется общеправовой принцип защиты и обеспечения достоинства и прав человека, который, по нашему мнению, следует признать базовым в системе правовых ценностей и принципов. Права человека, являясь краеугольным камнем правового государства и либерально-демократического государственно-политического режима, выступают в качестве основы для всей системы юридических принципов, определяя пределы воздействия государственно-правовой системы на общественные отношения и основные направления развития государственно-правовой системы Республики Казахстан. Именно этот принцип необходимо рассматривать в качестве основополагающего начала в системе правовых и социальных отношений.

Казахстан, став независимым государством, равноправным членом мирового сообщества, активно демонстрирует приверженность общеправовым принципам, которые, по существу, выработаны современной цивилизацией и признано мировым сообществом в качестве основополагающих идей и начал. За годы независимости Республикой Казахстан предприняты серьезные шаги по закреплению международных стандартов в области прав человека и развитию гражданского общества в национальном законодательстве. Примером тому является Национальный план действий в области прав человека в Республике Казахстан на 2009-2012 годы. Он является консолидированной программой, предусматривающей конкретные шаги по совершенствованию законодательства о правах человека, национальной системы защиты прав человека, а также улучшению осведомленности населения о правах человека и механизмах их защиты [9;6]. При этом необходимо отметить, что развитие, защита и обеспечение прав и свобод человека и гражданина в Казахстане неразрывно связано с формирование гражданского общества. В Концепции развития гражданского общества в Республике Казахстан на 2006-2011 годы закрепляется, что гражданское общество общество, где главным действующим лицом и субъектом происходящих в нем процессов и отношений выступает человек со всей системой его потребностей, интересов и ценностей. Это понятие также обозначает всю совокупность существующих независимо от государства и его органов общественных отношений: политических, экономических, культурных, национальных, религиозных, семейных и других, отображает многообразие частных интересов. Предпосылками развития гражданского общества являются появление у граждан экономической самостоятельности при многообразии форм собственности и возрастание статуса человеческой личности. Политическим фундаментом гражданского общества служат правовое государство и демократия, которые необходимы для обеспечения всех прав и свобод личности, развития общества в целях создания в нем обстановки стабильности, безопасности, справедливости и сотрудничества. Экономическую основу гражданского общества составляют многообразие форм собственности и суверенитет индивидуальных собственников, которым обеспечены законодательные гарантии равного признания и защиты. В условиях демократии институты гражданского общества и государства функционируют как разные, но взаимозависимые части в общей системе. Отношения между властью и гражданским обществом строятся на основе публичного соглашения, а взаимодействие направлено на достижение компромисса. Граждане демократического государства пользуются правом индивидуальной свободы, но в то же время они вместе с другими государственными институтами разделяют ответственность за построение будущего [10;2]. Гражданское общество, выступая гарантом прав человека, одновременно является результатом их реализации. Соответственно в 21 веке в основе идеи гражданского общества находится теория прав человека. При этом совершенствование гражданского общества, как совокупности негосударственных институтов, основано на свободе личности, причем свобода личности может рассматриваться как дихотомия духовно нравственных возможностей личности и возможностей в сфере материальных (экономических, политических, юридических) отношений. Это два направления призваны обозначить гражданское общество как совокупность духовных институтов и организационных институтов, которые можно рассматривать как содержание и форм. Сущностью гражданского общества является идея, объединяющая людей, на основе которой формируются государственные институты, и определяется мера свободы личности. Идея, объединяющая гражданское общество, носит конкретно-исторический характер и определяется культурой этого общества. Следует отметить, что современное гражданское общество основано на идеях прав человека и либерально-демократических ценностях. Наличие в современном мире различных цивилизаций и разного культурного уровня развития народов мира не позволяет рассматривать современную теорию прав человека, и соответственно определять гражданское общество, как единственную, универсальную концепцию, определяющую принципы взаимоотношений между людьми, а также основы сочетания общественных и индивидуальных интересов личности. Подходы к определению гражданского общества, соответственно, могут быть и должны быть разными, поскольку различная степень активности гражданской инициативы, организационный уровень и идеологические приоритеты не позволяют определять гражданское общество как явление с одинаковыми, универсальными признаками. Гражданское общество, являясь категорией теории правового государства, призвана ограничить власть этого государства, посредством права.

Принципы права вбирают в себя всю систему основополагающих начал, на которых должно строиться современное общество, поскольку именно посредством права должны быть урегулированы основные общественные отношения. Соответственно, в настоящее время, принципы права должны быть взаимоувязаны с идеалами прав человека и гражданского общества. Среди всех основополагающих идей основной идеей права, по существу, является принцип равноправия, из которого должны вытекать все основные идеи права. В Доктрине Национального единства Казахстана, в качестве основного принципа во втором разделе «Разное происхождение равные возможности» закреплено, что вторым основным принципом, на котором основывается наше национальное единство, является равенство возможностей для всех граждан, независимо от этнического или иного происхождения, вероисповедания и социального положения [12]. По существу это означает, что никто из нас не имеет изначальных преимуществ друг перед другом этот принцип ложится прочным фундаментом под здание нашего единства. Он провозглашен в Конституции Республики Казахстан. Этот принцип означает, что каждый гражданин Казахстана имеет все шансы полностью реализовать свои возможности и добиться успеха, благодаря своим способностям, а не привилегиям или происхождению. Способности и талант, направленные на служение отечеству и обществу, должны развиваться свободно и не ограничиваться ничем. Это создает благоприятные условия для развития самого государства и общества: чем большее количество людей раскроют свои способности и возможности, тем крепче станет государство и сплоченнее общество. Государство создает справедливые и равные условия для всех. Это обеспечивает свободное развитие частной собственности необходимого условия процветания страны. Жизненно важно для Казахстана, его настоящего и будущего создание экономических и правовых основ для ускоренного формирования среднего класса. Принцип равенства предполагает равный уровень жизни и культуры сельских жителей и горожан, а также вновь прибывших соотечественников, адаптацию приехавших в города и управляемость процессов урбанизации. Равенство возможностей означает, что каждый, независимо от этнического происхождения и вероисповедания, имеет право развивать свою культуру, традиции и язык, быть представленным во всех сферах общественной и государственной жизни. Наше главное богатство единство в многообразии. Поэтому государство заботится о сохранении культурных и духовных традиций своего народа, как части национального достояния. Одним из инструментов этой поддержки призвана выступить Ассамблея народа Казахстана, уникальный институт развития межкультурного диалога. Мы многого добились, соблюдая принцип равенства возможностей, и добьемся еще большего, если граждане, общество и государство разделят ответственность и примут все необходимые действенные меры по обеспечению:

  • равенства прав и свобод человека и гражданина, вне зависимости от его расы, этнического происхождения, языка, вероисповедания, а также принадлежности к социальным группам или общественным организациям и партиям;
  • предупреждения и пресечения межэтнической и межконфессиональной розни в обществе;
  • законодательного запрещения политических организаций, формируемых по этническому или религиозному принципу;
  • объективного освещения в средствах массовой информации вопросов межэтнических отношений, с соблюдением общепринятых этических норм и принципов;
  • дальнейшего совершенствования механизмов реализации гражданского равноправия;
  • ускоренного формирования среднего класса как социальной базы укрепления национального единства;
  • соблюдения гражданских прав каждого и равной ответственности всех граждан перед законом;
  • социально-экономического и культурного развития сельских территорий, регулирования процессов миграции и урбанизации [12]. Таким образом, принцип равноправия следует считать определяющим и системообразующим для современного казахстанского права. Для реализации этого принципа в Казахстане, например, принят Закон Республики Казахстан от 8 декабря 2009 года «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин», который регулирует общественные отношения в области обеспечения государственных гарантий равных прав и равных возможностей мужчин и женщин и устанавливает основные принципы и нормы, касающиеся создания условий для гендерного равенства во всех сферах государственной и общественной жизни [13]. Представляется важным регламентировать гарантии принципа равноправия и в других важных направлениях общественной жизни, таких как образование и здравоохранение.

Соответственно принцип равноправия следует считать основным для современного права, прав человека и гражданского общества, при этом такие понятия как законность, гуманизм, социальная справедливость и другие правовые явления, определяемые теоретиками права как принципы права, можно рассматривать как производные (вторичные) принципа равноправия. Из этого следует, что вся система правовых принципов должна быть подчинена основному принципу – принципу равноправия. Этому должно быть посвящено все законодательство, а также правоприменительная практика должна исходить из принципа равноправия, внедряя этот принцип в общественной жизни. Представляется необходимым последовательно развивать этот принцип в теории права и государства с последующей реализацией результатов этих исследований в отраслевом законодательстве.

 

Список литературы:

  1. Мицкевич А.В. Советское социалистическое право, его основные принципы и система // Сов.гос. право. 1975. № 9. -С.128-129.
  2. Явич Л.С. Право развитого социалистического общества. Сущность и принципы. М.: Юр. лит-ра, 1978. – 234с.
  3. Лукашева Е.А. Принципы социалистического права //Сов.гос. и право. 1970. № 6. – С.23-25.
  4. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 г. Внесены изменения 7 октября 1998 г. и 15 мая 2007 года. // «Казахстанская правда»09.95 г.
  5. Всеобщая декларация прав человека // Гуманитарное право: Сборник международно-правовых документов. Ер.: Изд.«Мхитар Гош», 1997.
  6. Международный пакт о гражданских и политических правах // Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М,
  7. Уголовный кодекс Республики Казахстан от 16 июля 1997. // Ведомости Парламента Республики Казахстан. 1997 г., N 15-16, ст.211;
  8. Уголовно-исполнительный Кодекс Республики Казахстан от 13 декабря 1997. // Ведомости Парламента Республики Казахстан. 1997 г., N 24, ст. 337.
  9. Национальный план действий в области прав человека в Республике Казахстан на 2009-2012 годы. Астана: ТОО «ПЦ Мастер Принт», 2009. – 136с.
  10. Указ Президента Республики Казахстан от 25 июля 2006 года № 154 «О Концепции развития гражданского общества в Республике Казахстан на 2006-2011 годы» // Казахстанская правда 2006 29 июля.
  11. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (Минск, 26 мая 1995 г.) // http://www.zakon.kz
  12. Доктрина Национального единства Казахстана. Одобрена Администрацией Президента и направлена в Правительство 29 апреля 2010 года, одобрена на состоявшемся 19 апреля 2010 года заседании Совета Ассамблеи народа Казахстана // База данных «Законодательство».
  13. Закон Республики Казахстан от 8 декабря 2009 года № 223-IV «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин» // «Казахстанская правда» от 15 декабря 2009 г. № 294 (26038)
Журнал: Без журнала
Год: 2016
Город: Астана
Категория: История
loading...