После приобретения государственной независимости Казахстан перешел на экономическую и социальную модернизации. Успешное проведение такой политики в значительной мере зависит от состояния политического участия казахстанцев в данных процессах. Модернизационные процессы предполагают активное участие субъектов политики.
Одним из приоритетов долгосрочного развития Казахстана является политическая стабильность и единства общества. Об этом говорил Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев в своем Послании казахстанскому народу «Казахстан-2050». Президент страны отметил, что нужен новый менталитет, освобожденный от догм старых представлений о мире. [2, с.68-69]
Сохранение целостности республики как социального организма на уровне нации и общества остается главенствующей задачей в период укрепления стабильности, благополучия и безопасности страны. Укрепление гражданской и духовной, этнической и национальной идентичности, ускорение социокультурной и социопсихологической активности населения составляют приоритеты развития казахстанского общества. С приобретением независимости жизненные перспективы людей Казахстана стали более разнообразными и во многом реальными.
Принцип единого начала и единого духа в многоэтническом государстве, принцип многообразия в едином направлении их деятельности – вот что стимулирует жизненные перспективы человека и народа Казахстана в ХХI веке.
Казахстан в ХХІ веке нельзя представить вне казахского образа жизни, вне национального бытия казахов. История социальной и культурной эволюции казахского народа богата. Она постепенно сложилась на стыке цивилизаций Востока и Запада, Азии и Европы в пространстве степной и городской культуры под сильным влиянием тюркских традиций и исламских духовных ценностей. [4, с.37]
Образ, стиль и уровень жизни казахов должны составлять ядро, корень Отечества и главную опору, осевую линию, притягательную силу Казахстана. Испокон веков именно казахскому народу принадлежала и принадлежит территория Казахстана. Казахи, оберегая свою родную землю, укрепляли основу мирной жизни, приобрели общественную силу и помыслы в единстве. Казахская нация является единственным государство образующим народом с высокой миссией консолидации вокруг себя представителей других этнических меньшинств, проживающих на территории республики.
Вся история независимого Казахстана – это история сплочения, согласия и единения, взаимопонимания с соседними странами. Прошлое своего народа не забывает тот, кто ратует за мир и равенство, кто признает силу мудрости своего народа и с надеждой смотрит в будущее своей страны.
Фундаментальными основами самоопределения нации и страны были и остаются: 1) путь к независимости, возрождению традиций «Великого шелкового пути»; 2) всеобщий труд, единство народа, уникальность истории, культуры и государственного языка при уважении языков всех этносов; национальная культура казахского народа.
Казахстанский путь реформирования общества признан мировой общественностью. [4, с.24] Развитие страны период внедрения идей, традиций культурных отношений в обществе.
Основные идеи миролюбивой политики как девиз и принципы международных отношений ХХІ в. выдвинул Президент РК Н.Назарбаев: это доверие, традиция и толерантность. На их основе: а) уточнялся оптимальный баланс международных отношений;б)укреплялось содержательное партнерство Казахстана с ключевыми участниками ООН; в) вырабатывалось эффективное противостояние не только внешним проявлениям современных вызовов и угроз, но и продуктивная работа с источниками их происхождения. Этот настрой был подкреплен: а) приумножением преемственности поколений и ценностей; б) приверженностью к приоритетам общественного согласия и международного сотрудничества; в) усилием в реализации принципов сотрудничества и стабильности. [2, с.137]
Сегодня Казахстан в рамках глобализации стал использовать знания с целью наращивания своей экономической и национальной мощи. Мир самоопределился в контекстах политики нации и глобализации, уважения территориальной целостности, в системе самоидентификации и в категорическом неприятии сепаратизма в любых его формах и проявлениях. Перечисленные перемены предвосхищают действительность, а факторы направлены в будущее и могут быть источником расширения горизонтов действительности.
Нравственно-духовное возрождение Казахстана должно основываться на: 1) стимулировании самоорганизации интеллектуальной силы казахского народа, народа Казахстана и мощи казахстанской культуры; 2) обновлениидуховного, научно-интеллектуального, научно-творческогоихудожественного потенциала нации и страны; 3) повышении гуманистической ориентированности системы образования, воспитания и участии граждан Казахстана в деле возрождения национальной культуры.
В «Стратегии «Казахстан 2050» – Новый политический курс состоявшегося государства», актуализируя вопросы, связанные с проблемами духовного единения и преемственности поколений, формирования у нее национального самосознания и нового казахстанского патриотизма, Президент страны Н.А. Назарбаев отметил, что это есть необходимое условие построения цивилизованным путем, в ближайшем будущем, Сильного и Мощного Государства Казахстан. [3]
Определяя приоритетные направления нового политического курса состоявшегося государства, поднимая роль и ответственность молодежи в построении Сильного и Мощного Государства Казахстан, Президент достаточно четко актуализировал проблему всемерного формирования у нее национального самосознания и исторического сознания.
В научных исследованиях по проблемам национального воспитания учащейся молодежи отмечается: национальное самосознание личности выражает представление о национальной принадлежности, отношение к историческому прошлому нации, её настоящему и будущему, активность в освоении родного языка, в изучении народной культуры, в осознании и принятии национальных интересов и ценностных ориентаций.
Сегодня должно стать аксиомой: путь в страну с конкурентоспособным человеческим капиталом, путь к совершенно иному качеству жизни возможен только через нравственно-духовное возрождение нации.
Формирование высокого уровня национального самосознания у будущих высококвалифицированных специалистов требует внедрения в вузах Казахстана дисциплины «Мәңгілік Ел». [1]
Ученые отмечают: национальное самосознание как сложное структурное образование личности формируется под влиянием обучения и воспитания, определяется их содержанием, направленностью и методами обучения, что должно стать объектом внимания самостоятельной научной дисциплины, которая имеет как теоретическое, так и прикладное значение.
В решении вышеобозначенных вопросов внедрение дисциплины«Мәнгілік Ел» как обязательной не только на уровне средней, но и высшей школы, должно сыграть неоценимую роль.
При определении названия дисциплины «Мәнгілік Ел» авторы исходили из решений ряда Посланий Президента страны Н.А. Назарбаева лидера нации, народу Казахстана:
- «Казахстанский путь – 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» (17января 2014 г.), в котором говорится о необходимости разработки и принятия патриотического акта «Мәңгілік Ел». Глава государства назвал «Мәңгілік Ел» национальной идеей. Одновременно он призвал всех казахстанцев, каждому на своем рабочем месте «активно включиться в работу, по реализации основных направлений «Стратегии «Казахстан2050»; [3]
- «Нұрлы жол путь в будущее» (11 ноября 2014 г.), где отмечено, что «Общенациональная идея «Mәңгілік Ел» должна стать крепкой идейной основой не только Стратегии «Казахстан 2050», но и нерушимой, непоколебимой идейной основой становления государства Казахстан ХХI века. [3]
Таким образом, всесторонний анализ стратегических национальных программ, Посланий Президента страны народу Казахстана со дня становления независимости нашего государства позволяют представить национальную идею «Мәңгіліқ Ел» в единстве и взаимосвязи таких ее составляющих как этноформирующей, гражданской и общенациональной, ориентирующей на развитие интеллектуальной и конкурентоспособной нации.
Cписок литературы:
- 1.Национальная идея «Мәңгілік Ел»// inform.kz/rus/article/2627527
- 2.Нысанбаев А.Н. Национальная идея: мировой опыт и Казахстан. Общенациональная идея Казахстана: опыт философско-политилогического анализа. /Под ред. А.Н. Нысанбаева. Алматы: Компьютерно-издательский центр Института философии и политологии МОН РК, 2006. 412 с.
- 3.Послание Президента Республики Казахстан-Лидера нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана
- «Стратегия «Казахстан-2050». Новый политический курс состоявшегося государства декабрь, 2012 г.
- 4.Пралиев С.Ж., Нарибаев К.Н., К.К.Жампеисова, С.Т.Иманбаева, Хан Н.Н., Молдабеков Ж.Ж., М.К. Койгельдиев, Г.В.Кан, Калиева С.И. и др. Концепция реализации национальной идеи «Мәңгілік Ел» в вузах Казахстана. – Алматы: «Ұлағат» КазНПУ им.Абая, 2015.54 с.