Смысл сущности реабилитации заключается в признании государством своего гражданина жертвой политических репрессий, в восстановлении его лишенных и ограниченных прав, материальной и моральной компенсации и др.
Изучение проблем реабилитации безвинно репрессированных по политическим и иным мотивам, тесно связана с задачей более полного раскрытия сущности тоталитарного режима и придания обществу социального оптимизма, в дальнейшей разработке и реализации эффективной государственной политики в области развития процесса реабилитации жертв политических репрессий в Казахстане.
Необходимо, с точки зрения объективной оценки прошлого, более полное раскрытие сущности политических репрессий, реабилитации и адекватного современным реалиям отношения к данной проблеме.
Несмотря на достигнутые успехи в проведении реабилитации, нужно провести комплексную работу по преодолению стереотипов, оставшихся от советской административно-командной системы, формированию новой концепции исторического сознания, базирующейся на принципах национальной идеи, патриотическом акте «Мәңғілік ел» народа Великой Степи.
Следует отметить необходимость создания новой платформы нравственности, условий уважения человека, гарантий его прав и свободы, взаимодоверия между государством, его силовыми структурами и гражданином нашей страны. В этой связи изучение процесса реабилитации, обращение к данной теме является весьма своевременным.
Известно, что официальное признание жертв политических репрессий в Казахстане состоялось в результате объявления курса демократизации страны Советов, в конце 80-х годов XX века. Во многих республиках, в том числе и в Казахстане, в этот период приняты законы о реабилитации жертв политических репрессий, реабилитации репрессированных народов, созданы специальные комиссии по рассмотрению дел и восстановлению прав реабилитируемых. В целом, с обретением суверенитета Казахстана вопрос о реабилитации жертв политических массовых репрессий обретает новую надежду на восстановление прав, материальной компенсации и достойного честного имени.
Отправной точкой начала реабилитационного процесса в Казахстане в период независимости стал Закон Республики Казахстан от 14 апреля 1993 года «О реабилитации жертв массовых политических репрессий» [1]. Особенно важным является то, что закон распространяется на всех без исключения граждан Казахстана, подвергшихся преследованиям, жертвам политических репрессий. Так претендовать на правовую реабилитацию могли репрессированные по политическим обвинениям, по ложной клевете, лишенные жизни, депортированные в Казахстан народы, «спецпоселенцы», обвиненные, прошедшие через испытания психиатрических клиник, рабочие «трудовых армий» и др.
Несмотря на трудности первых лет независимости, Верховный Совет Республики Казахстан принял этот Закон, с целью «восстановить справедливость по отношению к людям, подвергшимся массовым политическим репрессиям, с целью реабилитации всех жертв этих репрессий, обеспечения максимально возможной в настоящее время компенсации причиненного им морального и материального ущерба» [2].
Как показывает исторический опыт, за годы независимости, согласно положениям этого закона, сделано немало. Созданы Комиссии по делам реабилитации, общественное объединение «Мемориал», составлена «Книга памяти» и др. Тем не менее, наблюдается тенденция медленного, осторожного отношения к этой теме. Существует негласное мнение о том, что якобы процесс реабилитации завершен, а значит проблема исчерпана. Но это далеко не так.
Возьмем к примеру, жертв политических репрессий, участников Кенгирского восстания, провозглашенной республики заключенных, просуществовавшей ровно 40 дней (с 16 мая по 26 июня 1954 г.). 18 сентября 1956 года руководители восстания (пять человек) расстреляны. Заметим, это случилось после февральского XX съезда партии, после реакции на доклад Н.С. Хрущева «О культе личности и его последствиях», когда уже был дан старт процессу массовой реабилитации. Как известно, «именно в это время отменили приговоры в отношении многих осужденных за Норильское и Воркутинское восстания 1953 года» [3].
Кенгирское дело, наоборот, находилось под жестким контролем столичных (алма-атинских) силовых структур, добивавшихся вынесения смертного приговора. Видимо, они старались, так как многие из них в свое время «прислуживали» сталинским проектам репрессий, приводя в исполнение приговоры, отдавая приказы и т.д.
Следует заметить, что часть организаторов Кенгирского восстания расстреляли (Ю.А. Кнопмуса, Г.И. Келлера, Э.И.Слученкова, В.П. Рябова и В.В. Иващенко), другим за тоже самое смягчали наказание (В.П. Скируку дали 25 лет лагерного заключения), а некоторых даже помиловали (К. И. Кузнецова) [4]. Почему такое разное отношение? Неужели такая пестрая вариативность решений силовиков была адекватна и правомерно востребована? Налицо факт практики административно-командной системы «разделяй и властвуй!». До сих пор нет однозначного ответа на эти вопросы, да и сама постановка проблемы носит осторожный характер в исторических исследованиях ученых советского периода.
Смерть руководителей восстания в Кенгире позволила властям в этот период считать их виновными, каковыми они считаются до сегодняшнего дня. Все вещественные доказательства уничтожены следователями Степлага осенью 1955 года, с целью исключить возможность оправдания участников восстания когда-либо. Никто из организаторов Кенгирского восстания до сих пор не реабилитирован.
Вместе с тем, именно в годы независимости стало возможным постепенно решать проблемы жертв политических репрессий, проводить если не последовательную, то справедливую реабилитацию, решение проблем которой носят востребованный характер. Сколько еще не реабилитированных человеческих судеб ждут своего оправдания!
Указом Президента Республики Казахстан от 5 апреля 1997 года Н.А. Назарбаевым 1997 год объявлен «Годом общенационального согласия и памяти жертв политических репрессий». Ежегодно, в этот день проходят памятные мероприятия (митинги, возложения венков и цветов к памятникам репрессированным, «уроки памяти» в учебных заведениях и пр.), посвященные памяти людей, погибших и пострадавших в ходе политических репрессий, которым не суждено было увидеть рассвет независимости Казахстана. Однако, до настоящего времени, в Казахстане отсутствует комплексная государственная научно-исследовательская программа изучения реабилитации жертв политических репрессий. Настоящая проблема, в какой-то мере носит несколько завуалированный (скрытый) характер, видимо, в силу специфики законодательной базы советского времени и переходного периода становления независимого государства. Не до конца раскрыты и доступны многие секретные архивы правоохранительных и других государственных органов, названы не все имена репрессированных, реабилитированных. Одним словом, проблема реабилитации жертв политических репрессий в Казахстане остается открытой.
Таким образом, сегодня существует объективная потребность более активно использовать все возможные механизмы влияния на защиту и восстановление правовых, моральных и материальных прав жертв политических репрессий, в том числе, привлечь внимание ученых-историков к исследованию проблем процесса реабилитации.
Список использованной литературы:
- Закон РК от 14 апреля 1993 года «О реабилитации жертв массовых политических репрессий» (с изменениями и дополнениями от 19.01.2001 г. // Электронная база законодательства «Параграф», 2011
- Интернет сайт Верховного Суда РК, 2004
- Николай Формозов. 60 лет назад расстреляли участников Кенгирского восстания // Новая газета – Казахстан, 2016, № 40 (587). 10 – 13.10. 2016
- Там же.