В настоящей статье автор рассматривает социальные меры предупреждения преступлений сотрудниками органов внутренних дел с учетом современных реалий.
Построение государства на принципах демократии и деятельность полиции на основах демократии – явления параллельные и взаимообусловленные. В этой связи возникает вопрос о месте и роли полиции в обществе. В демократическом государстве полиция, вместо главенствующего места в системе уголовной юстиции, занимает подчиненное положение в силу процессов децентрализации и разграничения полномочий подразделений полиции.
Хотя и органы внутренних дел Республики Казахстан подверглись значительному реформированию с момента обретения Казахстаном независимости, однако, их деятельность по-прежнему ориентирована на борьбу с преступностью как на основной вид правоохранительной деятельности. Такой подход достаточно полно отражает представление нашего общества о функции и задачах органов внутренних дел как главного субъекта по борьбе с преступностью. Органы внутренних дел представляют собой специально обученный профессиональный контингент, основными задачами которого являются борьба с преступностью и охрана общественного порядка. Причем, их деятельность сфокусирована на предупреждение и выявление преступлений, ведение следствия по ним и арест подозреваемых в их совершении [1]. Остальные функции, непосредственно не подчиненные данной цели, постепенно передаются в частнопредпринимательский сектор либо максимально урезаются в финансировании.
В органах внутренних дел развита специализация и разделение следователей и оперативного состава на отдельные службы и ведомства. Дорожно-патрульная служба ориентирована в первую очередь на систематическое и целенаправленное упреждение преступности в криминально-опасных районах путем личного досмотра граждан, проверки автотранспорта и помещений. Значительное внимание уделяется развитию высокотехнологичных систем наблюдения, розыска и идентификации преступников, методов оперативно-розыскной деятельности.
Отдавая должное положительным сторонам данной модели, европейские наблюдатели отмечают и ряд ее недостатков. Во-первых, работа с населением осуществляется не для равноправного участия в охране правопорядка, а преимущественно как средство сбора оперативной информации и негласного контроля над правонарушителями.
Во-вторых, отдавая предпочтение развитию технологических средств контроля над преступностью и методам оперативно-розыскной деятельности, полиция не может стать достаточно открытой в своей работе для гражданского контроля. Все это значительно повышает риск возникновения среди сотрудников коррупции и неэтичного поведения.
И, в-третьих, стратегия правоохранительных органов, направленная не на активное предупредительное воздействие на социальные ситуации, провоцирующие преступность, а только на готовность к непосредственному пресечению преступления, не может считаться эффективной с точки зрения долговременной перспективы [2, с. 148].
Поэтому, ориентируясь на процессы европейской интеграции, отечественным законодателям следует принимать в расчет такие принципы взаимоотношений правоохранительных органов с обществом, как равноправие, распределение властных полномочий, быстрое и эффективное реагирование, открытость информации, компенсация ущерба, совместное участие и партнерство. Следует обратить внимание и на результаты реорганизации европейскими странами своих полицейских систем с целью развития и укрепления демократических ценностей, что привело к созданию как минимум двух моделей полиции.
Первая модель – «социальная инженерия» – является наиболее распространенной среди полицейских подразделений современной Европы. Модель ориентирована на создание стабильных местных общин и полиция берет инициативу в разрешении возникающих проблем среди местного населения путем экстенсивного применения методов восстановительного правосудия [3]. Такая проблемно- ориентированная тактика рассматривается как наиболее эффективный способ предупреждения преступлений. Полицейский при этом воспринимается гражданами как социальный посредник, чьими основными умениями являются разрешение конфликтов и ведение переговоров.
Оперативно-розыскная деятельность и технологическая оснащенность остаются важными направлениями деятельности полиции, но они рассматриваются только как средства, позволяющие идентифицировать проблему и получить необходимую информацию для ее разрешения. Ресурсы, затрачиваемые «борцами с преступностью» для наблюдения и установления личности правонарушителей, полицией данного типа направляются на долгосрочные образовательные программы для населения и работу с молодежью. Успешность деятельности полиции оценивается по результатам социальных изменений и снижению уровня преступности.
Вторая модель, более прогрессивная, характерна для британской полиции. Максимально децентрализованная, она пребывает скорее под наблюдением, нежели под непосредственным контролем со стороны правительства [4, с. 154]. Внутренняя управленческая политика базируется на принципах саморегуляции, ориентирована на местные механизмы самоуправления и координацию своих усилий с деятельностью всех организаций, работающих в сфере уголовной юстиции и снижения уровня преступности.
Полиция не обладает государственной монополией в области охраны общественного порядка, осуществляя свои функции совместно с многочисленными правоохранительными агентствами (государственными, муниципальными, частными и общественными). Полицейские подразделения поэтому ориентированы на рыночные отношения конкуренции. Главной задачей их развития является предоставление населению как можно более широкого и качественного спектра услуг в области охраны правопорядка.
Свое место в системе рыночных отношений полиция строит на основе сочетания высоких этических принципов, тесной связи с населением и изменениями на рынке социальных услуг. В качестве основной сферы деятельности полиция данного типа рассматривает осуществление традиционных функций – предупреждение преступности в национальном масштабе, реагирование на телефонные вызовы и расследование серьезных преступлений. В остальных сферах правоохранительной деятельности полиция активно сотрудничает с общественными организациями и частными агентствами в соответствии с принципами оперативно-розыскной деятельности.
Разумеется, приведенные модели полиции не существуют в чистом виде ни в одной из стран, поэтому речь должна идти скорее о приоритете той или иной модели в качестве желаемого ориентира при реорганизации собственной национальной системы органов внутренних дел. Особенности национального менталитета и функционирования местных механизмов самоуправления должны при этом стать отправными точками, определяющими тот объем преобразований, который Республика Казахстан собирается осуществить в отношении собственной полиции.
Следует остановиться на том, что по мере развития демократических устоев нашего государства полиция должна не просто демонстрировать высокий профессионализм сотрудников, но и превращаться в открытую организацию, служащую казахстанскому обществу, выполнять свои задачи приемлемыми с этической точки зрения способами для упрочения демократических ценностей. При таком условии население сможет рассматривать полицию не как навязываемую ему силовую структуру, но как службу, находящуюся в его распоряжении. Подобные взаимоотношения между населением, полицией и законом, несомненно, являются мощным фактором, сдерживающим появление среди сотрудников полиции любых негативных тенденций. Вопрос о превращении полиции в систему социального обслуживания, призванной предоставлять населению качественные услуги в области охраны правопорядка, обеспечении прав и свобод граждан, также является предметом обсуждения в научной литературе наряду с разработкой механизмов защиты прав человека [5].
Среди принципов, которые должны быть положены в основу реформирования полиции и ее дальнейшего функционирования, мы считаем необходимым отметить те из них, которые несут особую нагрузку по предупреждению правонарушений среди личного состава:
- четкая согласованность всех правовых норм в области уголовного, административного, трудового, гражданского и других отраслей права, регламентирующих деятельность сотрудников ОВД;
- проактивный, опережающий подход в разработке мер социальной защиты личного состава для нейтрализации криминогенного воздействия;
- постепенная децентрализация управления для расширения инициативы руководителей в работе с персоналом и развития форм гражданского контроля;
- деполитизация и развитие корпоративной культуры;
- интегрированность в систему международных полицейских ассоциаций;
- сочетание профессионализма, компетентности и высоких моральных качеств как основное условие карьерного роста;
- доминирующее положение индивидуальной ответственности каждого сотрудника за выполнение своих обязанностей;
- принцип бесконфликтного существования личных, корпоративных и государственных интересов;
- приоритетная ориентация на общественное мнение как один из критериев эффективности работы полиции.
Список литературы:
- http://www.unodc.org/russia/ru/publications/crimial-justice-prison-reform-and- crime-prevention.html
- Кораблев С.Е. Социально-ориентированная стратегия деятельности полиции как фактор ее профессиональной эффективности // Вестник Воронежского института МВД России, 2013. – Вып. № 1. – С. 148-155.
- Наилучшая практика построения партнерства между полицией и обществом. – Вена: ОБСЕ, 2008. – 81 с.
- Полиция зарубежных стран: система организации и опыт профессиональной подготовки кадров: Учебное пособие / Якубов А. С., Асямов С. В., Таджиев А. А., Миразов Д. М. – Ташкент: Академия МВД Республики Узбекистан, 2010. – 452 с.
- Жалбуров Е.Т. Қазақстан Республикасы ішкі істер (полиция) органдарының әкімшілік құқық қатынастары: теория және тәжірибе мәселелері: дис. … д-ра юрид. наук: 12.00.08. – Алматы, 2009. – 341 с.; Жолдыбаев А.А. Комиссия по правам человека как субъект президентского контроля в правозащитной системе: дис. … канд.юрид.наук: 12.00.02. – Алматы, 2010. – 139 с.; Ким Д.А. Конституционные основы соблюдения прав и свобод граждан при применении органами внутренних дел мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: дис. … канд.юрид.наук: 12.00.02. – Алматы, 2010. – 156 с.;
- Муканов Д.Ж. Криминологические проблемы латентизации преступности в Казахстане: дис. … канд.юрид.наук: 12.00.08. – Алматы, 2009. – 136 с. И др.