В данной статье проанализированы проблемы и перспективы имплементации норм международных соглашений по защите прав человека во внутригосударственное законодательство Республики Казахстан.
Первоначально развитие института прав человека осуществлялось исключительно внутригосударственным правом. Законодательное закрепление правового положения личности даже в первые годы после принятия Устава ООН относилось к внутренней компетенции государства. В настоящее время положение кардинальным образом изменилось: права человека регулируются как внутренним, так и международным правом. При этом всё более возрастает роль международного права, что выражается, во-первых, во всё более детальной разработке и конкретизации международных принципов и норм, регулирующих основные права и свободы человека, которые должны соблюдаться государствами, во-вторых, в создании международных органов по контролю за выполнением государствами взятых ими на себя обязательств.
Защита прав человека – одна из важных проблем современности. Человек живет, участвуя во всех сферах общественной жизни, тем самым реализуя свои права и обязанности. Личные права и свободы человека составляют основу статуса гражданина, без них теряет смысл закрепление всех иных прав и свобод. Как свидетельствует опыт современных международных отношений, проблема международного сотрудничества в области поощрения и защиты прав и свобод человека (и в равной степени сопряженный с ней вопрос о международном контроле в правозащитной сфере) является наиболее сложной и противоречивой. Пожалуй, ни одна другая дискуссия в рамках ООН не характеризуется таким накалом страстей, такой степенью политизации, как полемика по правозащитным вопросам.
Выдвижение проблемы прав и свобод человека на передний план современного миропонимания - свидетельство огромных преобразований духовной культуры и нравственности. Первоначально развитие института прав человека осуществлялось исключительно внутригосударственным правом. Законодательное закрепление правового положения личности даже в первые годы после принятия Устава ООН относилось к внутренней компетенции государства. В настоящее время положение кардинальным образом изменилось: права человека регулируются как внутренним, так и международным правом. При этом всё более возрастает роль международного права, что выражается, во-первых, во всё более детальной разработке и конкретизации международных принципов и норм, регулирующих основные права и свободы человека, которые должны соблюдаться государствами, во-вторых, в создании международных органов по контролю за выполнением государствами взятых ими на себя обязательств.
Одной из основных форм сотрудничества в области защиты прав и свобод человека является разработка международных соглашений, содержащих определённые стандарты в отношении правового статуса индивида и обязательства государств придерживаться данных стандартов в рамках внутреннего правопорядка. Подавляющее большинство этих соглашений разработано в рамках ООН.
Однако наблюдающаяся в последние годы эволюция в подходах к решению проблемы прав человека, ликвидации идеологических барьеров, расширяющееся сотрудничество государств в области защиты прав человека требуют дальнейших исследований в указанной области. Такие исследования представляются чрезвычайно актуальными и с точки зрения необходимости расширения участия Казахстана в международном сотрудничестве по правам человека, а также неукоснительное следование им на практике, ибо отношение к правам человека, их осуществлению - показатель уровня демократизации в обществе и один из главных критериев его цивилизованности. Максимальное приближение внутригосударственных правовых норм к международным стандартам в области прав человека - одно из необходимых условий построения правового государства.
Правовое государство – это такое государство, которое своей основной целью ставит правовую защищенность прав и свобод личности и общества, основываясь на принципе разделения власти. Поэтому приоритет прав человека по отношению к государству является первичным, определяющим, системообразующим признаком правового государства. Правовое государство должно обеспечивать, во-первых, правовую и судебную защиту человека и гражданина; во-вторых, верховенства закона; в-третьих, равенство всех перед законом и судом; в-четвертых, взаимную ответственность государства и личности.
В Конституции Республики Казахстан провозглашено, что Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. Смысл правового государства раскрывается через эту же статью Конституции: «высшими ценностями его являются человек, его жизнь, права и свободы»[1].
Высоко оценивая значимость этих конституционных норм, следует, отметить, что формирование правового государства и уважения прав человека – задача чрезвычайно трудная, и ее решение возможно лишь в результате многих лет (а может быть, и десятилетий) усилий всего общества, связанных с преодолением наследия прошлого.
Правовой статус личности, закрепленный в Конституции Республики Казахстан 1995 г., основан на концепции прав человека и гражданина и исходит из основных положений международно-правовых документов. Конституция Республики Казахстан восприняла основные идеи и положения международных документов о правах человека и закрепила их с учетом специфических условий государства [2,с. 101-102].
Основа защиты общих прав человека была заложена принятием Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. Всеобщая декларация содержит широкий перечень как гражданских и политических, так и социально-экономических и культурных прав. Признавая естественный характер прав человека, она в первой же статье, автором которой был известный французский ученый Рене Кассен, провозгласил, что "все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и в своих правах". Во Всеобщей декларации говорится о таких категориях, как "свобода", "справедливость", "принципы справедливости", "политический, экономический и социальный прогресс", "равноправие и равенство" и т.
Всеобщая декларация прав человека дала толчок к разработке и заключению многочисленных конвенций по правам человека. Так, в 1948 г. была принята Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, в 1949 г. Женевские конвенции о защите прав человека в период вооруженных конфликтов, в 1950 г. — Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, в 1966 г. — пакты о правах человека и др.
Центральное место в системе обеспечения и защиты прав человека занимают пакты о правах человека. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах были приняты в 1966 г. и ратифицированы РК в 2005 году. г. К Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г. имеются два Факультативных протокола. В ст. 1 обоих пактов закрепляется право народов на самоопределение, в соответствие с которым они свободно устанавливают свой политический статус и обеспечивают свое экономическое и политическое развитие, свободно распоряжаются своими естественными богатствами и ресурсами. Ни один народ не может быть лишен принадлежащих ему средств существования.
На основании норм Пакта об экономических, социальных и культурных правах государства гарантировали индивиду: право на труд, включая право на место работы, справедливые и благоприятные условия труда, право на отдых и т.д.; право на участие в профсоюзах; право на социальное обеспечение и социальное страхование; охрана семьи; право на образование и участие в культурной жизни и другие права.
Международный пакт о гражданских и политических правах, помимо таких общих прав человека, как право на свободу и личную неприкосновенность; провозглашает право на гуманное обращение; право на свободное передвижение и свободу выбора места жительства; равенство граждан перед судом и презумпцию невиновности; право на защиту личной жизни; право на свободное выражение мне- ний; право на мирные собрания и т.д.
Но несмотря на принятие международных конвенций, в рассматриваемой области имеется ряд проблем, к которым, в частности, относится:
Во-первых, невысокая степень участия государств в защите социально- экономических и культурных прав человека.
Во-вторых, несовершенный механизм контроля за соблюдением социально- экономических и культурных прав и свобод человека. В частности, этот механизм не предусматривает возможности индивидуальных обращений физических лиц в Комитет по экономическим, социальным и культурным правам. В то же время, в области гражданских и политических прав такая возможность предусмотрена в соответствии с факультативным протоколом к Пакту о гражданских и политических правах, сложившееся положение, исходя из идеи о взаимозависимости и неразрывном единстве всего комплекса прав человека, является аномальным.
В-третьих, отсутствие специальных международных соглашений, направленных на защиту прав такой наиболее уязвимой группы населения, как душевнобольные, недостаточная регламентация инвалидов.
В четвертых проблема неэффективность процедуры рассмотрения индивидуальных сообщений [3,с. 18].
Успешному решению этих проблем могли бы способствовать следующие меры: активизация деятельности ООН по осуществлению линии на универсализацию международных соглашений в области защиты прав человека; разработка и принятие дополнительного протокола к Пакту об экономических, социальных и культурных правах, предусматривающего возможность индивидуальных обращений физических лиц в комитет по экономическим, социальным и культурным правам; разработка конвенций по вопросам защиты прав душевнобольных и инвалидов
В последние годы видна тенденция влияния международно-правовых актов о правах человека на внутригосударственное право, регулирующее право граждан своей страны на фактическое состояние прав человека во многих странах. Принципы и нормы международного права, которые закреплены в Уставе Организации Объединенных Наций и в Декларации о принципах международного права (1970 г.) содействуют совершенствованию норм внутригосударственного права преимущественно в тех сферах, в которых происходит наиболее тесное взаимодействие международного и национального права, а именно тогда, когда речь идет о правах человека, о пактах, договорах, направленных на защиту прав человека. Исполнение международно-правовых норм о правах человека возможно при принятии соответствующих норм во внутригосударственном праве .
Конституция представляет собой то поле международного сотрудничества государства, где последующее содержание этих отношений должно находить имплементацию через нормы национального права. Она обуславливает добрую волю, долг и добросовестность в договорных отношениях Республики Казахстан с другими субъектами международного права. Это вполне соответствует тесном сочетании правилам соблюдения принятых на себя международных обязательств
Взаимодействие международного и национального законодательства осуществляются на таких принципах как: «Pacta sunt servanda» (договоры должны соблюдаться) и добросовестное выполнение обязательств, вытекающих из международных договоров. Хельсинский Заключительный акт 1975 года установил, что государства будут придерживаться такой формулы: « При осуществлении своих суверенных прав, включая право устанавливать свои законы и административные правила, они будут сообразовываться со своими юридическими обязательствами по международному праву». Статья 27 Венской Конвенции о праве международных договоров 1969 года также предусматривает, что государство не вправе ссылаться на положение своего внутреннего права для того, чтобы оправдать невыполнение им международного договора [4,с. 13].
Принятие внутригосударственного закона на основании международного договора с использованием закрепленных в нем положений называют трансформацией договора и договорных норм. Дословное или почти дословное введение международно-правовых норм во внутригосударственное законодательство называют инкорпорацией.
Ряд положений Конституции Республики Казахстан 1995 года имеется примером трансформации и инкорпорации. Так, статья 15 Конституции почти дословно воспроизводит статью 6 Международного Пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, статья 24 - статью 7 Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года.
В статье 4 Конституции Республики Казахстан сказано: «Международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законом».
Таким образом, в Конституции Республики Казахстан 1995 года правам человека уделено достаточное внимание. Во-первых, с главы о правах человека и гражданина Республики Казахстан собственно начинается сама Конституции. Во вторых, права граждан в Конституции достаточно подробно регламентированы. В третьих, права казахстанских граждан регулируются в соответствии с положениями Международных пактов о правах человека 1966 года [5, с. 147].
Как показывает практика часто имплементация какого – либо соглашения становится предметом больших дискуссий в правовом смысле этого понимания, и не влечет неукоснительного применения международных соглашений субъектами. Во – первых, здесь надо выделить международный аспект, где из вышеназванного авторского определения следует закрепить связь каждого международного договора с нормами и принципами заложенными в Уставе ООН и последующих источниках, чья нормативная роль столь велика. Это позволит прогрессивно развивать и совершенствовать вопросы исполнения (имплементации) международных договоров, т.к. нормы и принципы о которых идет речь, в частности Венской конвенции О праве международных договоров от 23 мая 1969г., находится в органической взаимосвязи с Уставом ООН и обеспечивает международную гарантию исполнения договоров в соответствии со ст.ст. 26, 27, 53. Во – вторых, необходимо отметить, что не все субъекты международного права имея обязательства по международному договору могут полноценно применять эти нормы во внутригосударственном праве, эта проблема столь значительна, что автор определяет как первостепенную важность в вышеназванном определении через призму обязательного исполнения, применяя необходимые правовые нормы своего внутреннего права. Применение данного определения, если конечно оно найдет свое практическое применение в нормах позволит обеспечить поднятие авторитета не только самого международного права, но и повысит исполняемость заключаемых международных договоров, в частности даст возможность для субъектов более детально (подробно) и аналитически подходить к большому комплексу вопросов заключенных договоров [6, с.48].
В целях совершенствования международного сотрудничества РК в области защиты социально-экономических и культурных прав человека, а также полной имплементации международных норм во внутригосударственные необходимо осуществлять следующие меры:. Заключить двусторонние соглашения по вопросам условий труда, социального обеспечения и медицинского обслуживания, постоянно проживающих и временно выезжающих на работу за границу граждан РК. Отразить во внутригосударственном законодательстве основные положения Конвенций о ночном труде женщин в промышленности, Конвенции о трудящихся-мигрантах. Создать условия для реализации гарантированных международными и национальными нормами прав и свобод в области социльно-экономических и культурных отношений.
Однако осуществление одних этих мер недостаточно. Присоединение к конвенциям и разработка самых совершенных внутригосударственных норм еще не решают проблему прав человека по существу. Необходимо создать механизм, гарантирующий применение законов и уважение к ним со стороны всех членов общества, независимо от занимаемой должности. Только при таком подходе к правам и свободам человека можно построить правовое государство, ибо само понятие правового государства означает примат закона, верховенство общечеловеческих ценностей над всеми другими.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- 1.Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года - Алматы: Казахстан, 1997. – 56 с.
- 2.Сапаргалиев Г.С. Конституционное право Республики Казахстан. – Алматы: Жеті жарғы, 2004.- С.101-102
- 3.Греман Н.Ю. Возможные пути реформирования системы конвенционных органов в области международной защиты прав человека //Московский журнал международного права. – 2005 № 2.- С.18
- Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. – М., 1995.- С. 13
- 5.Сарсембаев М.А Международное право. – Алматы: Данекер, 1996.- С. 147
- Карташкин. В.А. Международная защита прав человека. – М., 1976.-С. 48