Право – многогранное явление, призванное регулировать общественные отношения. Его можно рассматривать с разных сторон. В роли социального феномена цивилизации, элемента культуры, меры свободы и справедливости право в большей степени характеризуется как цель по отношению к обществу, приобретает мощное социальное звучание. Наряду с этим право можно оценивать и как средство (инструмент) для разрешения практически значимых задач общества, для удовлетворения интересов людей. Данный подход в юридической науке называют инструментальным, в рамках которого и исследуются правовые средства.
Правовые средства находят непосредственное воплощение и закрепление в нормативно-правовых актах, тем самым влияя и воздействуя на поведение людей, тем самым направляя развитие общества в определенном направлении.
Проблема правовых средств выступает, прежде всего, как общетеоретическая проблема.
В теории права под правовыми средствами С.С. Алексеев понимает институциональные явления правовой действительности, воплощающие регулятивную силу права, его энергию, которым принадлежит роль ее активных центров [1, с.14].
Правовые средства не являются особыми принципиально отличными явлений правовой действительности. Сюда включается весь диапазон правовых явлений с точки зрения их функционального назначения, тех черт, которые характеризуют их как инструменты решения определенных задач: экономических, социальных и др.
Вопрос правовых средств – не столько вопрос обособления в особое подразделение тех или иных фрагментов правовой действительности, сколько вопрос их особого видения в строго определенном ракурсе – их предназначения, их роли как инструментов в решении общественных задач. Между тем, это те же юридические нормы, меры поощрения, санкции, но предстающие в качестве функциональных явлений, инструментов реализации права, ценностных ориентиров права.
Выделяют следующие показатели правовых средств:
- субстанциональность правовых явлений;
- возможность их использования субъектами;
- наличие в правовых явлениях социальной силы, своего рода юридической энергии [1, с.14].
Как субстанциональные явления правовые средства отделяют от других компонентов правовой действительности: от явлений правовой деятельности – действий в области правотворчества, актов по реализации и применению юридических норм (толкования, вынесения правоприменительных решений, исполнения актов юрисдикционных органов и т.д.), а также от субъективной сферы правовой действительности – правосознания, субъективных элементов правовой культуры, юридической науки. Указанные явления хотя и являются элементами механизма правового регулирования, но они являются правовыми средствами.
Вышеуказанные компоненты правовой действительности стоят в одном ряду с правовыми средствами, связаны с ними, но непосредственно в их состав не входят.
В развитых правовых системах, при достаточно высокой степени институционализации правовых явлений, то или иное правовое средство, причем это может быть одно и то же правовое средство выступает в различном виде в зависимости от уровня, на котором рассматривается юридический инструментарий [2, с.37]. Так, С.С. Алексеев выделяет три таких уровня:
- во-первых, уровень первичных правовых средств – элементов механизма правового регулирования в целом и его важнейших подразделений; это, прежде всего, юридические нормы, а также субъективные юридические права и юридические обязанности; тут правовое средство есть, в сущности, путь, общее направление решения жизненной проблемы;
- во-вторых, уровень сложившихся правовых форм, нормативно выраженных обычно в виде институтов – отдельных образований, юридических режимов или комплексов взаимосвязанных правовых образований и режимов, представляющих собой юридически действенные формы решения жизненных проблем (например, договор как способ организации работ и оплаты их результатов);
- в-третьих, операционный уровень – конкретные юридические средства, находящиеся непосредственно в оперативном распоряжении тех или иных субъектов, например, договор гражданина, приобретающего пустующий жилой дом, с сельскохозяйственным предприятием на выращивание и продажу сельскохозяйственной продукции, договор, который в данном случае является способом организации, взаимоотношений между гражданами, проживающими в городах или поселках городского типа, и сельскохозяйственными предприятиями [2, с.38].
Одной из характеристик правовых средств является их возможность использования субъектами, т.е. они напрямую и непосредственно связаны с социальной деятельностью. В этом взаимодействии выделяются две плоскости. Одна из них – это деятельность по использованию правовых средств в повседневной жизни. Иными словами, хотя правовые средства есть явления субстанциональные, в них, в самом их бытии присутствует момент, выражающий перспективу использования, - возможности того, что известные субъекты «возьмут их в руки» и добьются с их помощью нужного, ожидаемого результата [3, с.152]. С этой позиции, вопросы использования правовых средств являются частью правоприменительной практики, важным и перспективным направлением развития юридической науки.
Связь с жизнью общества является необходимой основой правовых средств, во многом определяя их существование, особенности и развитие. Непосредственное влияние на поведение отдельно взятого человека предопределяют содержание правовых средств, заложенных, прежде всего, в нормативно-правовых актах. Так, взаимодействуя с субъективной стороной жизни общества, правовые средства через нормативно-правовые акты получают свое выражение в правах и обязанностях (запретах).
В свою очередь, права и обязанности связаны с государственной властью, ее аппаратом, приобретают обязательный характер, становятся юридическими правами и обязанностями и в этом качестве выступают как необходимые и первичные правовые средства. Именно с юридических прав и обязанностей начинается формирование правового инструментария, всей системы правовых средств.
Также следует упомянуть о такой характеристике правовых средств, как их социальной силы. Правовые формы обособляются в устойчивые институциональные образования и используются субъектами, т.к. обладают социальной силой. В них заложены такие возможности, потенциал, позволяющие посредством правовых норм и установлений решить конкретные жизненные ситуации с позиции права. В юридическом инструментарии заложена их правовая сила.
Таким образом, признаками правовых средств являются:
- выражение юридических способов обеспечения интересов субъектов права;
- выступают структурными элементами и инструментами действия права, правового регулирования, закрепленных в нормативно-правовых актах;
- имеют юридическую силу и поддерживаются государством.
Если говорить о видах правовых средств, то они делятся по различным основаниям. Так, в зависимости от отраслевой принадлежности правовые средства могут быть конституционными, гражданскими, административными и т.п.; в зависимости от характера – материальными и процессуальными; в зависимости от функциональной роли – регулятивными и охранительными; в зависимости от используемых методов – стимулирующими (поощрения, льготы, дозволения), ограничивающими (наказания, запреты, обязанности) и т.д.
Подытоживая вышеизложенное, следует отметить, что правовые средства – это правовые явления, обладающие свойствами выражения юридических способов обеспечения интересов субъектов права; выступающие элементами действия права, правового регулирования, закрепленных в нормативно-правовых актах. Правовые средства находят непосредственное закрепление и выражение посредством нормативно-правовых актов. Они обладают юридической силой и позволяют реализовать правовой потенциал права, регулировать поведение отдельно взятого человека, и соответственно общества в целом.
Список использованной литературы:
- Алексеев С.С. Правовые средства: постановка проблемы, понятия, классификация // Советское государство и право. – 1987. – № 6. – С. 14-18.
- Алексеев С.С. Право. Опыт комплексного исследования. – М., 1999. – 372с.
- Алексеев С.С. Теория права. – М.: Издательство БЕК, 1994. – С.