За 20 лет независимости Республики Казахстан судебная власть стала одним из главных достижений в развитии нашей государственности. Совершенствуется законодательная правовая база, суды стали гарантом того, что Конституция страны защищает каждого гражданина своей страны.
Сегодня, когда Казахстан становится равноправным партнером мирового сообщества, одним из приоритетных направлений судебной реформы является повышение роли суда в государственной и общественной жизни.
Казахский суд биев, имевший тысячелетнюю историю и основанный на совести, чести и справедливости, передавал свои истинно высокие человеческие качества из поколения поколению. Независимо от обстоятельств дела, пусть даже самых трудноразрешимых, он всегда находил и принимал правильное решение. Даже в период реформирования административного устройства казахской степи, бии мудрым словом, талантом убеждения и умением сплачивали народные массы и разрешали возникающие политические обострения. «Слово» бия никто, никогда не игнорировал, не оспаривал, оно звучало всегда как отечественное назидание[1,с 67].
В истории Казахстана правосудие биев сыграло такую же роль, как и римское право для западной культуры и современного права. Высокоморальные основы жизни древнего степного права были более ценны, нежели понятия богатства или власти. Благодаря приверженности этим идеалам казахский суд биев сумел стать реальной политической силой, повлиявшее на весь ход государственного развития cтепи. Не случайно этот период историки назвали «золотым веком правосудия».
Деятельность биев сводилась к осуществлению не только правосудия, они активно участвовали в других сферах жизни общества: выступали в роли объединяющего и созидающего. Их мнения были весомыми и признаваемыми даже для высшей знати султанов и ханов. Нередко бии стояли во главе кочевых коллективов. Таким образом еще в те времена суд являлся весьма уважаемым и независимым органом [1, с. 279].
В казахском обществе титул "бий" был не столько наследственным или жалуемым, сколько заслуженным почетным званием. Бии не назначались и не избирались. Основными требованиями к таким людям были: доскональное знание норм обычного права, обладание ораторским талантом и честность. Бесчестный человек неизбежно утрачивал звание бия, так как никто не считал возможным обращаться к нему за справедливым решением. Безупречная репутация являлась необходимой и достаточной гарантией правосудия.
Бии представляли собой социальную группу, сложившуюся из людей, в совершенстве изучивших нравы и обычаи, идеологию, неписаные правовые устои, правовые правила и нормы. Эти люди были выходцами из самой гущи народа, своей мудростью и ораторским талантом они блестяще разрешали все возникавшее споры, за что пользовались заслуженным уважением.
Наши предки почитали биев, за их чистоту и прозрачность, за их природный дар- они были совесть и честь народа. Глубокий ум, высокий интеллект, широкий кругозор и гениальность – вот те личные качества, которыми должен обладать бий, чтобы быть признанным и почитаемым как на народном, так и на государственных уровнях.
Институт биев играл существенную роль в Степи. Заинтересованные стороны выбирали биев, которые могут представить род на переговорах с другими родами и вынести справедливое решение [2].
Основная цель судебного процесса в казахском обществе - примирение спорящих или враждующих сторон перед народом. Казахи говорят: "Дау мұраты - бітім" (Цель спора примирение).
Как следует из источников Майкы би, считался «отцом всех казахских биев», их родоначальником, авторитет которого в казахской правовой культуре являлся непререкаемым. Это зафиксировано во всеобщем правиле: «Түгел сөздің түбі бір, түп атасы - Майқы би» - это трудно переводимое, но понятное всем степнякам основательное выражение, которое в смысловом переводе приблизительно звучит так: «Слова и сила справедливости - основы решения конфликта - так установил Майкы би». Авторитет Майкы бия настолько был высоким, что, если судье-бию удавалось доказать, что его решение лежит в русле правил Майкы бия, то это приводило к беспрекословному его признанию сторонами и их примирению. Однако злоупотребление именем Майкы бия не допускалось. Это вело к крушению судебно-правовой карьеры бия [7].
Майкы би, был долгожителем (1105-1225 гг.), происходил из древнего казахского крупного родового объединения Уйсын, составившего основное формирующее ядро Старшего жуза. По отрывочным средневековым, тюркским, арабо-персидским и монгольским источникам наибольшую известность он приобрел своей службой при Чингисхане и при его потомках. В период возвышения Чингисхана он был одним из авторитетных его советников и доверенным «Тобе бием» (верховным бием) по Кипчакской степи. Чигисхан, уезжая в поход, порою оставлял его в числе временно управляющих на главной ханской ставке. Говорят, что Майкы би присутствовал при коронации девяти монгольских ханов, в том числе самого Чингисхана, его сыновей и внуков, провозглашенных ханами на различных частях Великой степи кыпчаков. В частности, он был одним из тех, кто, по древнему обычаю тюрков поднимал на белой кошме Жошы хана, сына Чингисхана, на Улытауских горах в Центральном Казахстане. Майкы би был просвещенным деятелем, владел несколькими языками, прославился в свою эпоху как приверженец и идеолог свободы Великой Степи кочевников, справедливого управления и справедливого суда в ней[4].
Мысль о том, что нормы обычаев не есть «застывший», неизменный институт, а явление, динамичное, отвечавшее требованиям времени, прослеживается в установлениях Майкы-бия «Әдет әдет емес, жөн әдет»- «В обычаях ценны не нормы обычаев , а ценен праведный путь»
Стать бием было довольно сложно, поскольку, кроме знания тонкостей так называемого «степного законодательства», зафиксированного в уложениях «Светлый путь Касым хана» «Ветхий путь Есим хана» и «Жеті жарғы», дополненных прецедентными решениями авторитетных биев, он должен был соответствовать строгим требованиям личностного характера, таким как красноречие, остроумие, способность к диалогу, честность и др.[6, с.86].
Согласно современным исследованиям историков Казахское ханство достигло наибольшего могущества и рассвета во времена правления Касыма в начале XVI века. Касым хан (1511-1538) известен в истории казахского народа как «собиратель казахских земель» Народное предание связывает с его именем создание узаконений «Чистая дорога хана Касыма»
При правление государством Касым ханом впервые в истории была проведена систематизация правовых норм, получившая название «Правда Касым хана», в нем особое место занимает посольские отношения, такие как Касым хан придавал огромное значение дипломатическим отношениям в целях укрепления самостоятельной государственности казахов.
Возвышение роли биев и бийского правосудия в обществе и кочевых общинах входило в политику Касым хана, являлось мерой укрепления государства и правопорядка в нем. При нем новый смысл и особое звучание получили такие принципы, как «Қара қылды қақ жару», что дословно значит «Разрубить волосинку ровно пополам», т.е суд и судья настолько должны быть беспристрастны и справедливы , что их решения однозначны, не должны склоняться то на ту , ту на другую сторону участников процесса [7].
Казахскиий суд решал споры и разногласия, с которыми обращались к нему стороны, исходя из важности обеспечения примирения сторон и мира между ними, единения и обеспечения единства внутри и в сферах общежития, исходя из необходимости искоренения не столько личных, сколько пороков общественного значения. Именно эти, далеко не простые задачи суда насущно требовали того, чтобы бии-судьи учились в школах степных мудрецов, были учеными (не по книгам, а от жизни), прошли испытательные этапы перед старшим поколением, мудрейшими, обладали красноречием и логикой суждения, а также были знатоками казахского права.
Известный казахстанский ученый, академик Зиманов С.З. касательно статуса судей отмечал: « Суд биев в XVII в. представлял собой окончательно сложившийся, жестко регламентированный и довольно четко формализованный институт, включающий в себя правовую базу и аппарат, осуществляющий процессуальную деятельность. Не удивительно, что столь важный социально-правовой институт получил и формально- юридическое закрепление в своде законов «Жеты Жаргы», в составлении которого, кстати говоря, принимали участие и наиболее влиятельные бии – Толе-бий (Старший жуз), Казбек-бий (Средний жуз) и Айтек-бий (Младший жуз) [6].
По этому поводу А.И.Левшин писал: «Было время, когда и наш народ жил в покое, было время когда, когда у нас существовал порядок, были законы и правосудие» А главное называли эту эпоху своей истории «Золотым веком» порядка и правосудия.
Суть и статус биев –судей, о том каким требованиям они должны отвечать, чтобы признала их общественность , кратко, стильно и емко выражены в регулятивно- поведенческих выражениях, ставших убеждениями и правилами подсознательных и сознательных установок для каждого и для всех:
-«Ханда қырық кісінің ақылы бар, биде қырық кісінің ары бар»-«У хана имеется разумение сорока человек, а убия –совесть (честь) сорока человек»
«Батыр дегенді екі қатының бірі табады, би дегенді ілуде бірі табады»-«Смельчака рожает каждая женщина, а бия рожает редкая женщина»
Поэтому с формированием государства в XVI столетии эти законные нормы были легализованы в специальный Степной свод законов. Наиболее известным был «jety jarghy» (Семь установлений, XVII столетие). Общепринятый кодекс Тауке хана поощрял формализацию юридического процесса и создавал единственную судебную власть в форме учреждения биев.
Выдающийся казахский ученый и мыслитель Ч. Валиханов, уверждал, что казахская судебная система основывалась в основном на авторитете, на глубоком познании в судебных обычаях, а также они обладали красноречием. Бием становились те, которые считались символом справедливости и беспристрастности..
Казахи жили в родовых общинах, управляемых главой государства на основе обычаев и традиций. Споры в пределах рода регулировались старшими членами клана, названных биями. Бии регулировали и формулировали законы, выполняли функцию суда в своих родах. Первоначально биев признавали как решающих споры, но к концу XVIII столетия термин би приобрел значение «судья».
Уникальность казахского суда биев, заключается в том, что он, представляет собой яркий пример института, осуществляющего правосудие в системе традиционного права. Суд этот, просуществовавший на протяжении XV – начала XX вв., сумел создать высокий уровень организаций судоустройства и судопроизводства которая основывалось на следующих фундаментальных принципах, а) знание и постижение бием-судьей основных и трансферных норм и логики обычно-правовой системы кочевого общества казахов; б) неподкупность суда и судьи; в) справедливость как суть и моральная ориентация судебных решений; г) гласность, доступность и публичность суда;
Они обладали высоким социальным статусом и значительными экономическими привилегиями. Деятельность биев основывалась не только на правосудии, они активно выполняли несколько функции: военачальника, администратора, судьи и представителя аристократии степи.
Функция управления в основном сводилась к разбирательству различных споров. Хотя бии не имели специального образования, они располагали огромными правами в толкований норм, могли формулировать законы и принимали мудрые решения.
Историческое значение суда биев в том, что он был своего рода эталоном правосудия. И при этом любой обычный человек мог стать бием. Несомненно, речь идет о тех, кто обладал знанием, навыком убеждения и правосудия, то есть пользовавшихся большим уважением соплеменников и имевших репутацию людей законопослушных и справедливых.
Бии были компетентными правоведами, которые упорядочивали и регулировали обычные правовые нормы, правила и законы, вносили изменения и корректировки.
Институт биев, с которым в Великой степи олицетворялась истина, справедливость и неподкупность, сыграл важную роль в становлении правовой категории законности.
Правовые решения бия основывались на следующих источниках казахского права: а)обычях кочевого общества и общественно управленческих отношений в нем;
б) судебных прецедентах, постоянно дополнявших и корректировавших обычно-правовые нормы в соответствии с изменяющимися внутренними и внешними условиями в жизни общества и государства;
в) ханском законодательстве
Академик Зиманов С.З в своей работе « «Казахский суд биев-уникальная судебная система» отмечал: « В условиях Казахстана авторитет и уважение бийского судопроизводства, давно исчезнувшего в пластах истории, стали проявлением мечты о реальном гуманизме всего общества, в том числе и ныне властвующих в нем слоев. Это парадоксально, но факт, говорящий о многом, о всеобщей ценности правосудия биев»[3,c.41]
Гласность как необходимое условие нормального функционирования кочевой демократии, свободное общественное мнение, отвечающее только требованиям исконных традиций и обычно-правовых норм, наконец, прочное утверждение принципа справедливости, стоящего выше всяких законов, — вот, наверное, те безусловные гарантии, которые обеспечивал суд биев, которому безоговорочно верили. Судебная тяжба начиналась там, куда люди приходили в поисках разрешения спора. А приходили они только к тем, чьему мнению доверяли. Это был истинный цвет народа, концентрирующий в себе всю кладезь народной мудрости и духовности.
Так например согласно короткой, но очень емкой и блестящей по содержанию записке о судебной реформе от 28 февраля 1864 года знаменитого ученого, путешественника, писателя, видного сына казахского народа Чокана Валиханова:
«Возведение в звание бия не обусловливалось у киргиз (во времена российской империи казахи назывались киргизами или киргиз-кайсаками) каким-либо формальным выбором со стороны народа и утверждением со стороны правящей народом власти; только глубокие познания в судебных обычаях, соединенные с ораторским искусством, давали киргизам это почетное звание[5].
Таким образом, выборы бия у казахов не сопровождались формальными действиями со стороны людей и назначением правящей властью, только глубокие знания и владение судьей ораторским искусством как средством доказывания и обоснования судебного решения давало право занять этот чин. Одним из самых влиятельных биев в казахской истории Толе би был из среды шаруа – самой бедной социальной группы. Но это не повлияло ему стать человеком , мнение котрого было важно для ханов и султанов.
Суды биев содержали много элементов демократии , таких как равенство перед законом , свободное слушание гражданских споров и уголовных дел.
Законы Тауке-хана дошли до нас лишь в виде отельных фрагментов и то – в записях русских чиновников. Тем не менее, даже среди этих немногочисленных (порядка тридцати) фрагментов значительная часть посвящена регламентации деятельности суда. Являясь, безусловно вершителями степного закона, в частности, за биями (равно как и за ханами) закреплялось само право творить, подтверждалось взимание пошлины «бийлик», регламентировалось количество свидетелей для разных дел, либо присяга (при отсутствии или недостаточном количестве свидетелей), право отвода судей обвиняемым и его причины, разрешалась баранта[6].
Из рукописей и устных источников дошедших до нас мы узнаем, что, что законы, что «Жеты Жаргы» являются сводом норм обычного права лишь отчасти, преимущественно же выступают именно как «позитивное право», как законы, установленные государственной властью. И, как представляется, в таком контексте включение в свод законов Тауке-хана положений о суде биев имеет еще большее значение: ханы признали полуофициальный суд биев частью официальной системы государственной власти!
Бийская судебная власть в кочевом казахском обществе представляла собой социальную группу людей в совершенстве изучивших и всесторонне осведомленных о нравах и обычаях народа, его идеологии, неписанных устоях, правилах и правовых нормах. Причем эти люди были выходцами из самой гущи народа, они своей мудростью, ораторским талантом блестяще разрешали все возникавшие индивидуальные и коллективные споры и заслуженно пользовались огромным уважением по всей степи.
В результате историко-правового анализа опыта деятельности суда биев, была раскрыта историческая сущность бийского правосудия, являющейся ценностной ориентацией в политике демократизации судебной власти в Казахском государстве. Рассмотренные институты биев представляли собой высокий уровень организации судоустройства и судопроизводства, и были ведущей формой власти в системе управления. Глубокое и всестороннее рассмотрение деятельности суда биев позволило выявить наиболее характерные черты, получившее название «Золотой век» правосудия: 1.Историческое значение суда биев в том, что он был своего рода эталоном правосудия. Судебная тяжба начиналась там, куда люди приходили в поисках разрешения спора. Это был истинный цвет народа, концентрирующий в себе всю кладезь народной мудрости и духовности.
- 2.Основная цель судебного процесса в казахском обществе - примирение спорящих или враждующих сторон перед народом. Казахи говорят: "Дау мұраты - бітім" (Цель спора - примирение).
- 3.Хранителями правовой культуры казахского народа были бии. Бии –выходцы из народа, главной сутью которых были человечность, порядочность, справедливость.
- 3.Бийское правосудие была значительной и по мнению С.З.Зиманова была «уникальной», она имела свои особенности, которых не было у других народов.
- формирование правовой культуры на принципах деятельности суда биев как социального института, выразившего концентрированную совокупность нравственных начал казахского общества.
Общекультурные ценности и опыты правосудия Биев помогут нам возродить нравственные начала в воспитании достойных судейских кадров, где основным принципом являются такие качества как: независимость, и беспристрастность, справедливость.
Список использованных источников:
- Мами К.А. «Суд биев –мировая ценность».Материалы международной научно- практической конференции-Астана 2001.
- 2.Алиев М.М. «Деятельность суда биев и казиев Казахстана//Суды и их роль в укреплении государственной независимости. Материалы международной научно-практической конференции-АСТАНА 2001.
- 3.Зиманов С. «Независимость судьи –фундаментальный принцип правосудия Суды и их роль в укреплении государственной независимоти.Материалы международной научно- практической конференции-Астана 2001.
- Зиманов С. Три законодателя и легенды века // Материалы международной научной конференции «Казахский суд биев - уникальная судебная система». 2008
- Валиханов Ч.Ч. Суд биев в древней народной форме / Казактын ата зандары: Кужаттар, деректер жэне зерттеулер -Древний мир права казахов: 10 томдык. / Багдарлама жетекшici: С.З. Зиманов.- Алматы: Жетi Жаргы,
- Рогов «Наследие суда биев –уникальный инструмент для дальнейшего развития судебной системы» С. 86-87.
- Алиев М.М. Актуальные вопросы судебно-правовой реформы Республики Казахстан: опыт суда биев и современность.