Государственный финансовый контроль является приоритетным и востребованным видом государственного контроля. По всей вероятности с этим связан неослабевающий научный интерес к проблемам обеспечения данной разновидности государственного контроля. В разные периоды истории, осложненные экономическими кризисами, проблемы государственного финансового контроля не теряли своей актуальности. Неудивительно, что до сих пор в науке не выработано его общепринятое определение.
Исследователи, как зарубежные, так и казахстанские, как правило, прежде всего, обращаются к директивному международно-правовому акту - Лимской декларации руководящих принципов контроля, принятой на IX Конгрессе Международной организации высших контрольных органов (INTOSAI), определяющей сущность контроля не как не самоцель, а неотъемлемую часть системы регулирования, которая должна вскрывать отклонения от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии с тем, чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, в отдельных случаях привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб, осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем [1, с.56-65].
В зависимости от политического режима и методов управления в государстве складываются контрольные отношения. Ученые фиксируют в своих трудах различные дефиниции определения понятия государственного контроля. Определения государственного финансового контроля, сформулированные в период социализма, отражают административно-командную реальность: Н.С.Малеин под финансовым контролем понимает «регулируемую правовыми нормами деятельность финансовых, кредитных и хозяйственных органов (организаций), направленную на обеспечение финансовой, бюджетной, налоговой, кредитной и кассовой дисциплины в процессе исполнения планов», которая заключается в проверке законности, обоснованности и рациональности денежных затрат [2, с.102]. Э.А. Вознесенским, рассматривавшим в частности, макроэкономические аспекты контроля, сформулировано следующее определение финансового контроля - это "деятельность государственных и общественных органов, состоящая в проверке обоснованности процессов формирования и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях соблюдения плановых пропорций в расширенном социалистическом производстве" [3, с.43]. Ю.А. Данилевский отмечает что: «финансовый контроль, являясь одной из важнейших функций и неотъемлемой составной частью общего механизма управления экономикой, производством, охватывает финансовые, кредитные и производственные показатели. В сферу контроля включаются производство, распределение, обращение и потребление товарно-материальных ценностей в денежном выражении»[4, с.14].
И если авторы изданий советского периода и эпохи перехода к рыночным отношениям рассматривают сущность государственного финансового контроля лишь в определенных аспектах, то современные источники дают его более полную характеристику. Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева и Л.Д. Андросова считают, что "финансовый контроль - контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, предприятий, учреждений, организаций) с применением особых методов. Он включает контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств, оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов" [5, с.103]. Е.Ю. Грачева считает, что «это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных органов и организаций, иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования»[6, с.11]. А.Н. Козырин под финансовым контролем понимает «осуществляемую с использованием специфических организационных форм и методов деятельность государственных органов, а в ряде случаев и негосударственных органов, наделенных законом соответствующими полномочиями в целях установления законности и достоверности финансовых операций, объективной оценки экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности и выявления новых резервов ее повышения, увеличения доходных поступлений в бюджет и сохранности государственной собственности»[7, с.48]. Л.H. Овсянников под государственным финансовым контролем предлагает понимать «реализацию права государства законными путями защищать свои финансовые интересы и финансовые интересы своих граждан»[8, с.51].
Определенный интерес представляет неординарность позиций ученых, отождествляющих и разграничивающих понятия «контроль» и «надзор». B.C. Чернявский, отождествляя, предлагает под финансовым контролем понимать «деятельность уполномоченных государством органов и организаций по надзору за законностью действий в процессе формирования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях осуществления эффективной финансовой политики и хозяйственной деятельности в обществе для обеспечения прав и свобод граждан» [9]. С.О. Шохин и Л.И. Воронина определяют государственный финансовый контроль как «многоаспектную, межотраслевую систему надзора наделенных контрольными функциями государственных и общественных органов за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, учреждений и организаций с целью объективной оценки экономической эффективности этой деятельности, определения законности и целесообразности хозяйственных и финансовых операций и выявления резервов доходов государственного бюджета»[10]. Несколько расширительно, как систему надзора, обосновал свою позицию И.А. Белобжецкий: "Под финансово- хозяйственным контролем следует понимать систему надзора наделенных контрольными функциями государственных и общественных органов за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, объединений, учреждений, организаций и других подразделений материального производства и непроизводственной сферы с целыо объек- тивно оценить экономическую эффективность этой деятельности, установить законность, достоверность и целесообразность хозяйственных и финансовых операций, сохранность социалистической собственности, выявить внутрихозяйственные резервы повышения эффективности производства и роста доходов государственного бюджета" [11, с.23].
Другая группа ученых проводит границу между рассматриваемыми понятиями. Н.М. Конин полагает, что надзор - это «другой организационно-правовой способ, отличный от контроля, обеспечения законности и государственной дисциплины в сфере административно-правового регулирования, представляет собой особую специфическую форму деятельности соответствующих государственных органов, также направленную на систематическое наблюдение и постоянный присмотр за деятельностью субъектов управленческих административно-правовых отношений с целью проверки соответствия их решений и действий нормам действующего законодательства»[12, с.116-117].
А.З. Дадашев и Д.Г. Черник достаточно исчерпывающе характеризуют институт государственного финансового контроля, полагая, что содержание и назначение финансового контроля "сводится к проверке финансовой деятельности хозяйствующих субъектов и субъектов отраслевого (ведомственного) и территориального управления. Объектом финансового контроля являются распределительные отношения на стадии образования и в процессе использования финансовых ресурсов, централизованных и децентрализованных денежных фондов. Финансовой проверке подвергаются стоимостные показатели. Финансовый контроль охватывает правильность формирования стоимостных показателей и финансовых результатов деятельности хозяйствующих субъектов, составления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов, расходования смет некоммерческими организациями, целевое использование бюджетных средств, полноту и своевременность налоговых платежей и налоговых отчислений" [13, с.34]. «Финансовый контроль сосредоточивает внимание на фактическом осуществлении финансовой, бюд- жетной, налоговой, кредитной, денежной политики, политике цен, вопросах развития валютно-финансового аспекта внешнеполитического курса и внешнеэкономических связей Российской Федерации,» - формулируя определение, П.В. Черноморд далее приходит к выводу, что в современных условиях значительно возрастает роль и значение высокопрофессионального финансово- экономического контроля за формированием и исполнением бюджетов, эффективным использованием финансовых ресурсов из всех ис- точников [14, с.4]. Н.Д. Погосян, исследуя признаки данного вида контроля, резюмирует: «контроль в сфере финансов можно определить как совокупность регулярных и непрерывных процессов, посредством которых их участники в легитимной форме обеспечивают эффективное функционирование государственного сектора, а также деятельность иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности»[15, с.109]. Каждая из приведенных дефиниций определения государственного финансового контроля способствует раскрытию сущности государственного финансового контроля как многопланового и многоаспектного явления.
Для более полного уяснения сущности государственного финансового контроля необходимо определение его основных принципов, изложенных в Лимской декларации ИНТОСАИ, - это законность, независимость, целесообразность, эффективность, объективность, компетентность и гласность. Следует иметь ввиду, что принципы тесно взаимосвязаны между собой и их разграничение в определенной степени условно.
Универсальный принцип законности трактуется, в частности, как соответствие деятельности по контролю законам и иным нормативно-правовым актам, а в более широком смысле – как совокупность взаимосвязанных социальных, политических и юридических требований и их реализация в жизни общества [16, с.34].
Независимость является основополагающим принципом в деятельности контрольных органов. В Лимской декларации подчеркивается, что учреждение высшего контрольного органа и необходимая степень его независимости должны быть заложены в Конституции, независимость членов высшего контрольного органа также должна быть гарантирована Конституцией. Независимость контроля обеспечивается не только закреплением статуса контрольных органов в Конституции, но и их финансовой самостоятельностью, а также длительными сроками полномочий руководителей и членов органов контроля.
Принцип целесообразности выражает, прежде всего, целевой характер выделения и использования бюджетных средств, а также соответствие поставленным целям. Названный принцип наиболее тесно взаимоувязан с принципами законности и эффективности. Цели расходования бюджетных средств всегда четко очерчены в нормах соответствующих нормативно-правовых актов, и немаловажное значение имеет соблюдение принципа законности в процессе реализации главной цели.
Наиболее сложным по структуре с учетом многоаспектности выражения является принцип эффективности, поскольку механизм его действия может быть представлен в разных ипостасях: правовой, социальной, экономической, технологической и т.п. Для нас наибольший интерес представляют результаты правового регулирования, когда проявляется эффективность содержания нормативно-правового акта (закона о республиканском бюджете и др.), и экономическая эффективность, предусматривающая оптимальное соотношение между затратами и полезным эффектом, исключение излишних затрат, сочетание «принципа минимальности», «принципа максимальности» и принципа использования внутренних резервов.
Принципы объективности и компетентности характеризуются двухсторонней связью, и имеют отношение к субъектам контроля – уполномоченным государственным органам и должностным лицам. Названные принципы предъявляют к контролерам требования, во-первых, неукоснительного соблюдения законодательства и стандартов ревизионной работы, и, во-вторых, профессионализма.
Принцип гласности накладывает на контролирующие органы обязанность поддерживать постоянную связь с общественностью, конструктивно используя для этого средства массовой информации, причем не только специальные бюллетени, но и популярные среди населения телеканалы, газеты и журналы.
Из названных основных, базовых принципов вытекают принципы, носящие прикладной характер. Как правило, наиважнейшим является принцип результативности, отражающий эффективность всего процесса государственного финансового контроля. На начальной же стадии ревизии немаловажное значение имеет соблюдение принципа четкости и логичности формулирования требований, составляющих содержание контроля. Принципы обоснованности и доказательности информационного содержания актов проверок и ревизий обеспечиваются неподкупностью субъектов контроля, уровнем их профессионализма, согласованности их действий.
Нельзя оставлять без внимания наряду с принципом законности и другие общеправовые начала в осуществлении государственного финансового контроля, к примеру, принцип презумпции невиновности. Только суд вправе от имени государства вынести вердикт о виновности лица в правонарушении, в том числе и финансовом преступлении. Обоснованности и объективности контролирующего органа содействуют принципы коллегиальности принятия решений и сочетания предварительного, текущего и последующего контроля в деятельности контролирующего органа.
Действия контролирующих органов должны быть направлены, наряду с решением вышеназванных задач государственного финансового контроля, на предупреждение вероятных финансовых нарушений - в этом проявляется принцип превентивности.
Государственный финансовый контроль только тогда достигает самой высокой и конструктивной точки своих достижений, когда все названные принципы соблюдаются в комплексе.
Исходя из концептуальных положений об определении понятия и принципов как руководящих идей контроля, представляется возможным сделать вывод о цели и сущности государственного финансового контроля: во-первых, это выявление нарушений в процедурах управления государственными средствами в деятельности по их формированию, распределению и использованию; во-вторых, обеспечение устранения выявленных нарушений посредством принятия корректирующих мер по итогам контроля; в-третьих, выполнение превентивной функции на базе анализа факторов, лежащих в основе выявленных нарушений.
Список использованных источников:
- Лимская декларация руководящих принципов контроля // Контролинг. №. 1.
- Малеин Н.С. Кредитно-расчетные правоотношения и финансовый контроль.- М., 1964.
- Вознесенский Э.А. Финансовый контроль в СССР.- М.: Юридическая литература.-
- Данилевский Ю.А. Проблемы государственного финансового контроля и аудита в условиях перехода к рыночной экономике.- М., 1993.
- Финансы: Денежное обращение. Кредит: Учебник / Под ред. Л.А. Дробозиной.- М: Финансы. ЮНИТИ,
- Грачева Е.Ю. Финансовая деятельность и финансовый контроль в системе социального управления // Финансовое право.- 2003, №
- Финансовое право. Учебник / Под ред. проф. О.Н.Горбуновой.- М.: Юристъ.
- Овсянников Л.H. Государственный финансовый контроль: кому он не нужен // Президентский контроль.- 1996, №
- Чернявский B.C. О состоянии государственного финансового контроля в современной России. Http:// counciI.gov.ru.
- Шохин С.О., Воронина Л.И. Бюджетно-финансовый контроль и аудит. Теория и практика применения в России. Научно-методическое пособие.- М.: Финансы и статистика,
- Белобжецкий И.А. Финансовый контроль и новый хозяйственный механизм.- М.: Финансы и статистика,
- Конин Н.М. Административное право России в вопросах и ответах: учебное пособие.- М.,
- Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России. Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М,
- Черноморд П.В. Финансовый контроль и учет в условиях перехода экономии к рыночным отношениям.- М.: ФИ ПК,
- Погосян Н.Д. Счетная палата Российской Федерации.- М.: Юрист,
- Клочков В.В. Требования законности: понятие, виды, генезис. Конституционная законность и прокурорский надзор. Сб.статей.- М.: Издание НИИ Генеральной прокуратуры Российской Федерации,