Конец 2011 и начало 2012 года были ознаменованы двумя очень важными историческими событиями: 20-летием Независимости Республики Казахстан и 100-летием со дня рождения выдающегося государственного и общественного деятеля страны Динмухамеда Ахметовича Кунаева. Отрадно подчеркнуть, что университет, в котором я работаю, носит имя этого выдающегося человека.
20-летний возраст независимого Казахстана позволяет нам в определенной степени проанализировать пути развития независимого государства в различных отраслях общественно-политической жизни. Меня, как преподавателя по дисциплине «История государства и права зарубежных стран» интересуют вопросы, связанные с этим предметом. Многие десятилетия на юридических факультетах в вузах страны изучают предмет «История государства и права зарубежных стран», или «Всеобщая история государства и права». С аналогичными названиями выходили и учебники для студентов и преподавателей вузов. Но никогда и никто не задумывался до определенного времени, справедливо ли такое название дисциплины, где на первом месте находится государство, а на втором – право. Такая расстановка не совсем корректна. Так право, как социальное явление, возникло на много тысячелетий раньше, чем институт государства, да и по объему изучения этих институтов в учебной программе, право занимает большую часть всей юриспруденции. О модификации названия дисциплины высказываются российские ученые-юристы. В частности, профессор Графский Владимир Георгиевич. И даже вышел учебник по его редакцией «История права и государства зарубежных стран» в 2003 году в издательстве «Норма» (г. Москва). Кроме указанного мной профессора Графского В. Г. зачинателями этого новшества в модификации названия «Всеобщей истории государства и права зарубежных стран» на «Всеобщую историю права и государства» были авторы курса теории права и государства в Российской федерации. В связи с этим вполне понятной и оправданной становится модификация названия учебной дисциплины. Учитывая эти обстоятельства в Республике Казахстан необходимо переименовать дисциплину «История государства и права зарубежных стран» на «Историю права и государства зарубежных стран».
Наряду с этим, требуют модификации названия дисциплин, где право и государство присутствуют в названии предмета. Очевидно, что любое новшество, самое незначительное, наталкивается на многие препятствия различного рода. Тем не менее, нашей науке надо брать самое передовое и лучшее из достигнутого. Поэтому, нам необходимо преодолеть старые устоявшиеся понятия, сломать скорлупу стереотипных суждений, заняться модификацией названия и перешагнуть через любые стереотипные барьеры. Это даст возможность нашему народу и государству уверенно шагнуть в завтрашнее будущее.
В этой связи можно услышать возражения, что такая модификация дисциплины совершенно не изменит содержательной части предмета. Это, безусловно, правильно, но наша цель и задача в модификации названия даже и в том, чтобы дисциплина в своем модифицированном виде отражала действительный ход истории, где право, безусловно, занимает первостепенное место по отношению к государственности.
Наряду с изложенной проблемой хочется ваше внимание обратить на некоторые вопросы исторического развития права и государства Республики Казахстан и особенно историю образования и развития казахов как самостоятельного этноса. А также историю возникновения и развития народов, живших и живущих вблизи современной границы Казахстана. Эти вопросы наиболее внятно, правдиво и хорошо изложены в работах Л.Н. Гумилева. Основная проблема в историографии казахов, да и других тюркских народов, заключается в том, что официальная история неоднократно переписывалась в угоду конъюнктурных соображений русских и российских правителей. Зачинателем лжеистории являлся Владимир Мономах. Особое рвение в этом вопросе проявил Петр Первый. Сильно искажена была история тюркских народов представителями римской католической церкви. Да и вообще, историки западноевропейских государств, за исключением единиц, не отличались правдивым и честным изложением действительного хода исторических событий, произошедших на евроазиатском континенте. Особой правдивостью не отличалась и советская историография. Поэтому изучение работ Л.Н. Гумилева прольет ясный свет в определенной степени на действительный ход исторических событий, произошедших на территории Республики Казахстан. В связи с этим хочется предложить вашему вниманию краткие сведения об этом выдающемся и честном ученом, историке и географе.
Лев Николаевич Гумилев – русский советский ученый, историк, энтомолог, доктор исторических и географических наук, поэт, переводчик с фарси. Основоположник пассионарной теории этногенеза. Родился 1 октября 1912 г. в Царском Селе, умер 15 июня 1992 года в Санкт-Петербурге. Сын поэтов Николая Гумилева и Анны Ахматовой. Воспитывался в детстве у бабушки в имении Слепнево Бежецкого уезда Тверской губернии. С 1917 по 1929 годы жил в. г. Бежецке. С 1930 - в Ленинграде. В 1930-34 годах работал в экспедициях на Саянах, на Памире, в Крыму. С 1934 года учился на историческом факультете Ленинградского университета. В 1935 году исключен из университета и арестован, но через некоторое время освобожден. В 1937 г. восстановлен в ЛГУ. В начале 1938 года арестован, будучи студентом ЛГУ, и осужден на пять лет. Срок отбывал в Норильлаге, работая техником – геологом в медно - никилевой шахте. По отбытии срока оставлен в Норильске без права выезда. Осенью 1944 года добровольно вступил в Советскую армию., воевал рядовым в 1386 зенитно- артиллерийском полку (Зенап) , входившем в 31-ю зенитно-артиллерийскую дивизию на Первом Белорусском фронте. Закончил войну в Берлине.
В 1945 году демобилизован, восстановлен в ЛГУ, который окончил в 1946 году и поступил в аспирантуру Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР, откуда исключен с мотивировкой «в связи с несоответствием филологической подготовки избранной специальности». 28 декабря 1948 года защитил в ЛГУ диссертацию кандидата исторических наук, принят научным сотрудником в Музей этнографии народов СССР.
7 ноября 1949 года арестован, осужден Особым совещанием на 10 лет, которые отбывал сначала в лагере особого назначения в Чурбай-Нура около Караганды, затем в лагере у Междуреченска в Кемеровской области, в Саянах. В 1956 году реабилитирован по причине отсутствия состава преступления.
С 1956 года работал библиотекарем в Эрмитаже. В 1961 году защитил докторскую диссертацию по истории «Древние тюрки», а в 1974 году - докторскую диссертацию по географии «Этногенез и биосфера земли». До выхода на пенсию в 1986 году работал в Научно – исследовательском институте географии при Ленинградском государственном университете.
Умер 15 июня 1992 года в Санкт-Петербурге, отпет в церкви Вознесения Христова у Варшавского вокзала. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
В 2005 году в Казани в связи с днями Санкт-Петербурга и празднованием тысячелетия Казани Льву Гумилеву был поставлен памятник. По личной инициативе Президента РК Нурсултана Назарбаева в 1996 году в столице Астане именем Гумилева назван один из ведущих вузов страны – Евразийский Национальный университет имени Л.Н. Гумилева.
Лев Гумилев предложил комплекс оригинальных методов изучения этногенеза, заключающихся в параллельном изучении исторических сведений о климате, геологии и географии вмещающего ландшафта и археологических и культурных источников. Основу его исследовательского багажа составила оригинальная пассионарная теория этногенеза, с помощью которой он пытался объяснить закономерности исторического процесса.
В собственных исследованиях Гумилев придерживался идей, близких к евразийству. Например, масштабы монголо-татарского ига считал сильно преувеличенными. По его мнению, для русско-монгольских отношений был характерен, скорее симбиоз, а серьезные столкновения были связаны, в основном, с ордынскими мусульманами, более радикальными, чем остальные монголы. Китай у него предстает не мирным оплотом цивилизации, борющимся с захватчиками, а хищным агрессором. То же самое он говорит о Европе: критика европоцентризма занимает в его трудах большое место. Древних (до ХIX века) и современных русских он считал разными этносами.
Как было изложено, в собственных исследованиях Л. Гумилев придерживался идей евразийства. Горячо и широкомасштабно поддержал эту идею Гумилева и наш президент Нурсултан Абишевич Назарбаев. Первый кирпич в здании евразийства, благодаря усилиям нашего президента, сегодня уже заложен в виде Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России. Думается, что и в дальнейшем идеи Гумилева восторжествуют благодаря правильно выверенной, взвешенной и грамотной политике нашего президента Нурсултана Абишевича Назарбаева.
Нам, гражданам Республики Казахстан, необходимо постоянное и тщательное изучение работ Л. Гумилева. Такое изучение его работ необходимо нам для того, чтобы дальше развиваться как самостоятельный этнос (казах). Нам, казахам, необходимо хорошо знать наше прошлое для того, чтобы объективно оценивать современные существующие реалии и тщательно прогнозировать движение нашего этноса в будущее.
В этой связи желательно бы Министерству образования в учебные процессы школ, средних и высших учебных заведений включить спецкурс «Гумилеведение». Включение спецкурса в учебные программы даст возможность гражданам нашего государства, особенно молодежи, воспитываться в духе патриотизма и любви к своей родине.
Сегодня, когда ценностные ориентиры общества и личности модифицированы, зачастую искажены, как воздух необходимо своевременное и патриотическое воспитание молодого поколения, ориентация молодежи на духовные ценности, моральные устои, выработанные нашими предками, существующие много веков и апробированные в различных, подчас сложных и непредсказуемых обстоятельствах.