Мировой финансовый кризис, начавшийся в 2007 году оказал огромное влияние на развитие финансового сектора РК. Наряду с негативными изменениями, справоцированными кризисом, наблюдался и резкий скачок в уровне управления финансовым сектором, переход к новому качественному уровню мониторинга возможных рисков финансового секторе.
Основные перспективы развития финансового рынка разделим на несколько блоков по секторам рынка. Наиболее важную роль в функционировании финансового сектора РК, как в отношении ВВП, так и в части взаимосвязанности между собой секторов финансового рынка, играет банковский сектор РК. Основными проблемами, с которыми столкнулся банковский сектор РК являются: качество кредитного портфеля – банковский сектор характеризуется масштабными кредитными рисками, в результате которых доходность многих банков в период кризиса значительно снижается. Рост резервов по кредитному портфелю в целом сопоставим с динамикой ухудшения качества активов, однако в то же время сохраняется низкая склонность банков к признанию убытков; ликвидность – в целом к концу 2009 года показатели ликвидности банков второго уровня пришли в норму, и даже показали по заверениям регуляторов высокую ликвидность банковского сектора, однако необходимо отметить, что высокая ликвидность относится в основном к краткосрочным ресурсам банка[1]. Таким образом, банки не могут использовать резервы ликвидности в целях кредитования экономики, так как для кредитования нужны более «длинные» деньги.
Перспективными направлениями совершенствования банковского сектора РК является, в таком случае: повышение доходности, а значит и капитализации; повышение ликвидности; сокращение убытков по кредитному портфелю; повышение качества менеджмента.
В рамках указанных направлений обозначим способы повышения доходности банковского сектора: поддержание должного уровня достаточности собственных средств банка. В целях нормализации доходности банковского сектора считаем необходимым отказаться в ближайшем будущем от административного давления на ставки вознаграждения по банковским продуктам. Банки второго уровня являются коммерческими организациями, предлагающими свои услуги за определенную плату, плату стоимость которой должна устанавливаться рыночными методами здоровой конкуренцию. Хотя регулирование носит цель ограничить риски в банковской системе, новые требования вместе с действиями банков по увеличению доли внутреннего капитала способны отрицательно повлиять на доходность банковского сектора. Так как стремясь каким-то образом повысить доходы банка, менеджмент банков идет на принятие больших рисков чем ранее; в условиях кризиса экономики депозитные ресурсы для банковского сектора РК являются одним из основных фондирующих элементов. В связи с этим значительное внимание государственного регулирования направленно именно на данный сектор банковской деятельности – привлечение депозитов.
Что касается страхового сектора в настоящий момент наблюдается застой в секторе страхового рынка РК. Этому способствует несколько причин: 1) как указывается в подробном отчете Standard & Poor’s, казахстанская страховая отрасль еще недостаточно зрелая хотя бы потому, что порядка 3/4 ныне действующих страховщиков не прилагают действенных, профессиональных усилий к развитию своего бизнеса в этой стране на долговременной основе. Это проявляется, в значительной концентрации собираемых страховых премий в руках ведущих страховщиков страны. Слишком многие казахстанские страховщики стараются использовать разного рода юридические и бухгалтерские уловки для получения краткосрочной прибыли — даже ценой подрыва доверия к отрасли и нанесения вреда ее долгосрочной репутации. Растет число судебных дел, в которых страховщики оспаривают правомерность крупных, но, по всей видимости, обоснованных страховых требований. В стремлении повысить текущую прибыль хотя бы временно страховщики отказываются признавать вероятную полную стоимость заявленных, но не оплаченных убытков или истинную стоимость произошедших, но не заявленных убытков. Поэтому создается впечатление, что слишком многие лицензированные страховщики, работающие на этом молодом рынке, стремятся лишь к одному: использовать денежный поток от страховой деятельности для инвестиций. 2) Во многих случаях целью функционирования страховой компании является всего лишь обеспечение «налогового убежища» для корпоративных собственников и страховщиков. По оценке Standard & Poor’s, выполняемая страховыми компаниями функция «налоговых убежищ» в Казахстане весьма значительна. По сути дела крупные казахстанские корпорации и группы имеют возможность на законных основаниях избегать уплаты 20% (до 1 января 2009 года — 30%) налога на прибыль предприятий. Эта схема выглядит так: крупная компания платит завышенную «премию» кэптивной страховой компании, после чего искусственно раздутая прибыль от страховой деятельности этой компании облагается налогом по специальной единой ставке для страховщиков, составляющей 4% премий брутто. 3) Неустойчивость казахстанской экономики впервые годы после получения независимости позволяет сделать предположение о вынужденности такого рода структур: они обеспечивали компаниям-членам групп взаимную поддержку и создавали необходимую опору для развития коммерческого сектора и финансовых услуг в этой стране. Однако обстоятельства, которые в прошлые годы способствовали бурному развитию страховой отрасли, в настоящее время утратили свое значение.
Деструктивное воздействие налогового режима проявляется повсеместно и мешает формированию открытого страхового рынка, особенно наиболее прибыльных в Казахстане сегментов этого рынка — страхований коммерческих и промышленных рисков. Стремление избежать налогообложения заставляет многих представителей казахстанского корпоративного сектора направлять свои расходы на страхование в аффилированные, кэптивные страховые компании, независимо от их технической компетенции и качества услуг. 4) Чрезмерное использование кэптивных страховых услуг, с одной стороны, препятствует проникновению на рынок новых игроков, а с другой — способствует тому, что у самих страховщиков со временем вырабатывается излишняя самоуспокоенность, мешающая им оперативно реагировать на меняющиеся потребности рынка. Что касается сотрудников компаний, то зачастую они покупают полисы личного страхования (в частности, обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев) у тех же кэптивных страховщиков, обслуживающих их работодателей. 5) Это также затрудняет формирование динамичного рынка страхования, превращая его в ряд отдельных бизнес- блоков, среди которых преобладают кэптивные страховые. По этой же причине ежегодная величина клиентооборота между конкурирующими страховщиками невелика.
Анализ рынка ценных бумаг РК показал слабую развитость казахстанского фондового рынка. Активное функционирование рынка ценных бумаг в Казахстане является насущной необходимостью, без него трудно надеяться на оживление инвестиционной активности. В частности хотелось бы отметить рынок производных ценных бумаг, который является необходимой составляющей фондового рынка, позволяющей эффективно диверсифицировать риски, возникающие в финансовой деятельности. Мировая практика показывает, что рынок производных ценных бумаг является эффективным механизмом диверсификации рисков, а также мобилизации финансовых ресурсов, оптимального распределения средств в экономике страны. Руководство KASE прилагает значительные усилия для внедрения различных производных ценных бумаг, в частности были попытки ввода свопов на курсы различных валют, фьючерсов на золото, однако вследствие отсутствия реальных хеджеров на рынке, данные инструменты оставались невостребованными.Максимальные размеры торгов в год за 10- летний период не достигали 2,5 млрд. долларов США. Кроме того, в период с 2005 по 2007 годы включительно, рынок производных ценных бумаг в РК не функционировал. На данный момент производятся отдельные сделки на KASE с использованием производных инструментов, однако совокупные объемы сделок в 2008-2009 гг не превышают 0,1% от ВВП Казахстана. Конечно, с опытом полученным из мирового финансового кризиса, к ведущим мировым экономистам пришло и недоверие к данному инструменту, который как выяснилось способствовал необеспеченным оборотам «фиктивных» сделок на рынках. Данный инструмент способствовал тому огромному резонансу, который произвел текущий мировой финансовый кризис. Однако, по мнению автора, казахстанский фондовый рынок пока далек от того неэффективного использования данного инструмента, которое могло бы привести к каким-либо негативным последствиям. В нашем случае необходимо использовать потенциал производных инструментов как эффективного средства хеджирования и распределения рисков от сделок, в частности касающихся международных поставок. Крупнейшие казахстанские компании считают западные площадки основным источником осуществления операций с ценными бумагами ввиду низкой ликвидности инструментов казахстанского рынка и отсутствия должного законодательного регулирования рынка.
Сложившаяся в Казахстане структура экономики и экономических отношений ограничивала до сих пор развитие фондового рынка. Государство, создавая новые институты развития за счет бюджетных средств, ежегодно с 2002 года направляло на их капитализацию миллиарды долларов США. В результате Правительство Республики Казахстан само выступало главным инвестором своих национальных компаний и институтов развития, и у государственных компаний практически отсутствовала необходимость в хеджировании своих валютных рисков. Кроме того, организации малого и среднего бизнеса имели ограниченный потенциал и готовность для выхода на фондовый рынок. Решающее значение в распространении торговли производными ценными бумагами имеет наличие ликвидных рынков базовых активов с достаточной волатильностью цен.
Что касается пенсионных фондов, то мировой финансовый кризис значительно отразился на их деятельности. Отрицательная рентабельности пенсионных активов, выявленная в предшествующей главе, была вызвана убытками по ценным бумагам, приобретенные пенсионными фондами.
Пенсионные фонды всегда выделялись из общей массы институтов финансовой системы. Если, к примеру, банкам присуща функция медиатора (проводника) финансовых средств, то пенсионные фонды имели исключительно сберегательную функцию. В Казахстане пенсионная система конструировалась именно для этой цели – трансформация текущих доходов населения в будущие пенсионные выплаты. В этой связи существует необходимость дать краткую оценку текущей инфраструктуре пенсионных фондов для того, чтобы сами вкладчики смогли оценить тот объем мер, которые необходимо предпринять, чтобы достичь наибольшей эффективности такой системы. Не секрет, что залогом успеха любого пенсионного фонда является достижение положительной реальной доходности, т.е. доходности пенсионных активов, за вычетом инфляции за аналогичный период. Необходимо отметить, что проблема положительной реальной доходности не была навеяна текущими кризисными явлениями, т.к. она проявлялась как в период бурного роста, так и в периоды экономического спада. При этом среди отечественных экспертов понимание сути данной проблемы никогда не выходило за рамки загадки фондового рынка Казахстана. Действительно, в США долгосрочная реальная доходность пенсионных фондов составляла около 8% годовых, при среднем уровне инфляции около 3,7%. В еврозоне такие показатели достаточно схожи с США. Необходимо обратить внимание, что кризис в финансовой системе и выявленные дисбалансы стимулировали регулятора начать процедуру пересмотра концепции развития финансовой системы страны. Ожидается, что в недалеком будущем рост ссудного портфеля банков привяжут к депозитной базе, финансовый левередж банков будет ограничен, и банки должны будут создавать (в период роста) дополнительные динамические резервы. Изменения в банковской системе негативно влияют на доходность сектора, хотя некоторые из них способны положительно повлиять на уровень рисков в отрасли. В текущих рыночных условиях казахстанским банкам сложно поддерживать высокую доходность собственного капитала от операций, несмотря на сохранение высоких рисков. Соответственно следует ожидать ограниченную избыточную доходность сектора (в фазе быстрого роста), в среднем справедливая (истинная) стоимость казахстанских банков будет находиться вблизи балансовой стоимости собственного капитала. По этой причине автор считает, что акции большинства банков, значительно выросших за последнее время относительно своей балансовой стоимости, имеют ограниченный потенциал роста.
В условиях ограниченной ликвидности, государственные органы оказывают давление на банки по снижению процентных ставок по кредитам и в тоже время фактически запрещают повышать процентные ставки привлечения по депозитам (на фоне отраслевой проблемы дефицита внутреннего капитала в структуре пассивов банков). Практика административного давления на банковский сектор не нова. В соседней России, также как и в Казахстане, на банковский сектор оказывается прямое давление с целью понижения процентных ставок. Согласно последним заявлениям российские власти готовы даже отзывать лицензии у тех банков, которые не согласятся понижать процентные ставки по кредитам. Все это указывает на серьезность и явную неоднозначность проблемы. Однако в качестве базовой предпосылки можно сказать, что маржа должна покрывать уровень невозвратности кредитов, характерные для республики валютные издержки, издержки изменения законодательной базы, и после всего этого покрывать стоимость акционерного капитала. Лишь наличие избыточной стоимости вырисовывает ценность сектора и позволяет увеличить приток прямых и портфельных инвестиций. Административное давление на фоне быстрого роста активов банковского сектора уже оказало свое решающее негативное влияние на развитие сектора.
Казахстанские банки смогли сохранить показатель прибыльности ценой роста уровня рисков. Понижение риска вызовет сокращение рентабельности. Доказано, что фактор риска может оказывать значительно большее влияние на стоимость собственного капитала. Не удивительно, что чистым результатом в итоге стало сокращение справедливой стоимости банков. Рыночные и в особенности специфические риски банков могут быть понижены путем улучшения регулирования, совершенствования систем риск-менеджмента, а также в результате достижения рынком зрелости. Это действительно так, но действия казахстанских банков по выравниванию пассивной базы (сокращение внешних источников фондирования и повышение удельного веса внутренних обязательств) вызовут неминуемые дополнительные расходы уже в краткосрочном будущем. Борьба с этим главным дисбалансом вызовет падение ROE банковского сектора Казахстана на стадии быстрого роста и не позволит соответственно возрасти избыточной доходности. Банкам, так или иначе, придется повысить привлекательность инструментов привлечения внутреннего капитала.
Очевидно, что нормализация источников фондирования будет оставаться основной задачей банковского сектора в ближайшие годы [2]. Кажется закономерным, что банки, имея высокий уровень внешних долгов, повысили процентные ставки в борьбе за каждый доллар депозитов. Однако регулирующий орган выступил против подобной практики, мотивируя тем, что рынок не может оправдать этот рост при пониженных процентных ставках размещения. Хотя подобные действия, скорее, свидетельствуют о ненормальности текущего уровня ставок по кредитам, а не ставок по депозитам, мнение регулятора было принято банками. Таким образом, процесс восстановления будет более затянутым во времени, но при этом не менее дорогим. Несмотря на погашение внешних займов и положительную статистику понижения валового внешнего долга, банки справляются с задачами во многом благодаря стабилизационным займам со стороны государственных компаний и непосредственно самим государством. Государство перерастает в крупного собственника и кредитора банковской системы, а это значит, что даже в посткризисный период банкам придется резервировать часть средств для погашения этих стабилизационных займов, что будет также ограничивать кредитование.
При прочих равных условиях банковскому сектору Казахстана будет сложно вернуть свой показатель ROE на исторический уровень, несмотря на то, что (системные и специфические) риски значительно возросли. Данные утверждения верны для отрасли в целом, и отдельные банки могут показать результат «выше рынка», как это было, например, в прошлые годы. Тем не менее, отдельному банку сложно показывать хороший результат в неблагоприятных условиях, и предполагается, что со временем банки, работающие лучше, чем отрасль в целом, будут стремиться к схождению с общим трендом. Казахстанские банки выходят из кризиса уже совсем другими банками с другим уровнем риска и иной доходностью собственного капитала. В настоящее время отсутствуют причины для существенного роста рыночной стоимости собственного капитала значительно выше его балансовой величины. Тем не менее, по мнению автора, Казахстан постепенно становится стабильнее, тогда как регулирование – более эффективным. В будущем возможно, что уполномоченные органы пересмотрят свою политику и откажутся от административного давления на сектор, что должно положительно сказаться на банковском рынке.
Список использованных источников:
- 1.Доклад Председателя Правления Национального Банка РК Марченко Г.А. «Современные вызовы и перспективы развития финансового сектора Казахстана», г. Алматы, 25 сентября 2009 года.
- 2.План совместных действий Правительства, Национального Банка и Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009 – 2010 годы.