«ДРУГИЕ ПО ЖИВОМУ СЛЕДУ ПРОЙДУТ ТВОЙ ПУТЬ ЗА ПЯДЬЮ ПЯДЬ…» РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ УДАРЦЕВА С.Ф. «УЧИТЕЛЯ И КОЛЛЕГИ. ИЗ ИСТОРИИ ЮРИДИЧЕСКОЙ МЫСЛИ КАЗАХСТАНА XX – НАЧАЛА XXI ВВ.: ОЧЕРКИ И ВОСПОМИНАНИЯ». – АЛМАТЫ: РАРИТЕТ, 2011. – 576 С.

Новая книга «Учителя и коллеги. Из истории юридической мысли Казахстана XX – начала XXI вв известного не только в Казахстане, но и в странах ближнего и дальнего зарубежья, историка права, доктора юридических наук, профессора Сергея Федоровича Ударцева – итог многолетней работы автора [1]. И в то же время она продолжает серию его работ по истории политической и правовой мысли, юридического образования и юридической науки Казахстана. В этой замечательной книге, состоящей из авторских очерков и воспоминаний, делается попытка дать емкую, сжатую оценку жизни и деятельности выдающихся казахстанских ученых-юристов, как М.Т. Баймаханов, Ю.Г. Басин, Л.В. Дюков, С.З. Зиманов, М.С. Нарикбаев, Г.С. Сапаргалиев, С.С. Сартаев, А.Н. Таукелев, С.У. Узбекулы и Н.А. Шайкенов.

Автор, словно бисер, рассыпал по страницам книги множество малоизвестных фактов из жизни выдающихся отечественных юристов- ученых, чьи имена ныне являются украшениями монографий, энциклопедий, учебников и иных изданий. Причем автор рисует героев своих очерков не со стороны, как это бывает в большинстве случаев, а находясь в их замечательной среде, в которой он сам формировался как исследователь, достигший ныне больших высот в науке. Примечательно, что С.Ф. Ударцев на протяжении многих лет работал с этими людьми, сыгравшими важную роль в развитии отечественного юридического образования и юридической науки, внесшими большой вклад в развитие политической и правовой теории в Казахстане. Основанная на личных воспоминаниях о выдающихся ученых- юристах Казахстана, убедительно документированная, написанная живо и ярко, чрезвычайно интересная книга, несомненно, привлечет внимание самой широкой аудитории.

При этом автор ставит своей целью дать читателю не только основные сведения о жизни и научном творчестве известных ученых, но и уделить главное внимание их идеям, профессиональной биографии, так или иначе связанных с развитием государства и права нашей страны. Сразу же важно отметить основной посыл книги – за любым научным творчеством всегда стоит биография его автора, творца, тесно связанной с судьбами его страны. И поэтому научный процесс, тем более в сферах политики и юриспруденции, не может быть сам по себе лишь абстрактно существующим набором идей и размышлений. Скорее наоборот, право, правовая политика и правовая жизнь общества, как и политика в целом, должны быть объектом не просто научных исследований, но и ответственности ученых-юристов, как составной части интеллигенции. Ведь, если «интеллигенция может оказывать влияние на власть, то она способна влиять и на то, чтобы в рассказах излагались основные события эпохи, и тем самым возвращать жизнь традициям, постоянно сопоставляя их с живыми традициями других народов» [2, с.112].

Поэтому подлинная история науки полна лишь жизнью исследователей с их поисками истины, их сомнениями, выбором, порой трагическим, перед лицом различных социальных процессов. Ведь, по существу, - это постоянный и непрерывный диалог ученого с обществом в целях его дальнейшего совершенствования, поиска новых форм социального общежития, в том числе и правового бытия.

Более того, в современных условиях, когда до сих не обозначены контуры не только будущего страны, но даже и ее настоящего, обращение к истории науки становится все более востребованным. Ведь история научной мысли позволяет оперировать знаниями не только о вкладе выдающихся мыслителей в науку, но и о структуре и организации научных знаний и формах научной деятельности, преемственности знаний, закономерностей смены научных направлений [3, с.5]. Поэтому никогда не следует забывать об историческом прошлом страны, и в то же время не надо замыкаться в каких-то его рамках, ведь и будущее требует самого серьезного осмысления всех его предвидимых перспектив в целях построения достойного будущего нашей страны. И единственной точкой отсчета для развивающегося общества в данном случае является лишь талант, в творческих способностях и животворящих идеях которого заключен вечный источник силы, вдохновляющий на исторические перемены.

Конечно, и современная историко-правовая эпоха, выступающая объектом исследования многих ученых-юристов, требует всемерного и глубинного аналитического осмысления ее процессов. Такая позиция очевидна и в свете того, что история права, как способ ее обдумывания и описания, обращенная также к изучению древних эпох, не приводит к потере актуальности их исследования. Ведь давность является не хронологическим изменением времени, а степенью участия, с которым мы сами способны пережить прошлое. Именно поэтому, как отмечает известный итальянский историк права Бруно Парадизи, существуют иногда отдаленные эпохи, которые нам чрезвычайно близки, и близкие времена, остающиеся для нас далекими [4, с.14-16].

В контексте вышесказанного очевидна актуальность книги С.Ф. Ударцева, содержащей очерки и воспоминания о выдающихся современных ученых-юристах нашей страны. В настоящее время отечественная юридическая наука, формируемая талантливыми учеными и специалистами, занимает достойное место в науковедении Казахстана. Нельзя познать современную юриспруденцию, не только не видя фундаментальных научных трудов выдающихся ученых-юристов – наших современников, но и не обращаясь к их биографии. «Чтобы знать историю, надо знать людей ее творивших мыслью и делом, осмысливавших ее итоги и тенденции, особенно историков и теоретиков, - говорит и сам автор рецензируемой книги С.Ф. Ударцев. - Без знания истории, прежде всего ближней, невозможно знание будущего, даже близкого» [1, с.11]. Поэтому важно подчеркнуть значение подобных изданий для молодых исследователей, которые должны иметь полное представление о своих предшественниках-учителях, об их вкладе в исследование проблем отечественной правовой науки.

В этой связи важно обратить внимание и на такой принципиальный момент, подмеченный выдающимся советским (российским) теоретиком права С.С. Алексеевым: «именно истинное положение правоведения и правоведов в том или ином обществе является показателем действительного состояния права и законности в данной стране. Стремится государственная власть «приручить» правоведов, втянуть их в свою машину властвования и сформировать податливую и щедро облагодетельствованную властью «придворную» юриспруденцию (первый вариант) или же государственная власть (второй вариант) поддерживает самостоятельность и независимость отечественного правоведения, поддерживает его как суверенную сферу социальной жизни, «терпит» любые его основательные разработки и неизменно считается с ним в практической жизни – именно это является безошибочным «индикатором» фактического положения в области права данной страны, его действительных возможностей и судьбы» [5, с.634].

Книга открывается очерком о крупнейшем теоретике права и государства, академике Баймаханове Мурате Таджимуратовиче, авторе многочисленных научных трудов, затрагивающих широкий спектр вопросов теории государства и права и хорошо известных за пределами Казахстана. Примечательно, что автором особо отмечается монография М.Т. Баймаханова «Противоречия в развитии правовой надстройки при социализме» (1972 г.), ставшая в определенной мере научной сенсацией в условиях всемерного подавления творческой мысли господствующей тоталитарной системой. «Книга Баймаханова, - отмечает С.Ф. Ударцев, - может быть отнесена к тем произведениям легальной научной литературы, которые готовили общественное сознание к возможным кризисным ситуациям и стимулировали работу мысли по разработке общих подходов к поиску вариантов выхода из подобных больших и маленьких кризисов, которые, казалось, еще были достаточно далеко в туманном будущем» [1, с.17-18].

Важно также отметить, что впоследствии академиком была выдвинута оригинальная концепция формирования правового государства как следствия постепенного исторического возрастания удельного веса правового начала, вытеснения им принудительного, насильственного этатистского начала. Широкую известность получили и фундаментальные коллективные монографии «Взаимодействие правового сознания с моралью и нравственностью в обществе переходного периода», «Становление правового государства и конституционный процесс в Республике Казахстан», «Функции государства в условиях современного мира»«Сочетание международно-правовых и внутригосударственных форм обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина», основным автором и главным редактором которых был М.Т. Баймаханов.

В очерке дается также сжатая характеристика деятельности М.Т. Баймаханова на посту Председателя первого в истории Казахстана Конституционного Суда, ставшего «одним из мощных двигателей на стадии становления независимого Казахстана, которые трансформировали государство в правовое и перемещали законодательство в сферу права» [1, с.34]. Как известно, под руководством М.Т. Баймаханова, Конституционный Суд провел процессы по ряду весьма сложнейших дел, включая дело по иску гражданки Т.Г. Квятковской к Центральной избирательной комиссии. В частности, решение Конституционного Суда о нелегитимности нормативных актов Центризбиркома, как отмечает С.Ф. Ударцев, одной «из вершин реализации конституционного права в казахстанской истории права и государства» [1, с.40].

Очень емко и выпукло показана в очерке педагогическая и общественная деятельность М.Т. Баймаханова. Дорогого стоят воспоминания самого автора книги о лекциях профессора М.Т. Баймаханова, интеллигентного, ответственного и смелого педагога, которому суждено было начать в годы застоя пробуждение сознания и творчества, бросая бесценные зерна знаний и света «на благодатную почву сознания своих учеников, студентов» [1, с.45]. По бесспорному мнению автора, академик Баймаханов М.Т. является общепризнанным лидером теоретических исследований вопросов развития современного государства и права. Это, действительно, талантливый, увлеченный и работоспособный ученый, гордость отечественной юридической науки и юридического образования.

Содержательным и интересным является и очерк, посвященный Юрию Григорьевичу Басину (1923-2004) - известному организатору высшего юридического образования в Казахстане, одному из создателей современной отечественной школы цивилистики и немногих отечественных ученых- юристов с мировым именем. Как известно, благодаря авторитету Ю.Г. Басина, в Алма-Ату в 1970-1980-х гг. приезжали практически все выдающиеся цивилисты бывшего СССР на различные научные мероприятия, на которых «присутствовали и воспитывались, как правило, не только цивилисты, но и представители других направлений юридической науки» [1, с.62]. При этом Ю.Г. Басин везде и всегда «проявлял себя как профессионал самого высокого класса, блестящий знаток гражданского права и практики его применения» [1, с.66]. Благодаря его личности, научным трудам, за последние десятилетия в Алматы формировался и сложился один из международных центров цивилистической науки стран СНГ. Поэтому всецело следует согласиться с выводом автора о том, что «Ю.Г. Басин с его учениками много сделал для того, чтобы Казахстан стал открытым современным обществом, для создания гражданско-правовой основы более активного включения страны в противоречивый, но объективный и неизбежный процесс глобализации экономики» [1, с.67].

По-человечески проникновенным и теплым получился и очерк о Леониде Васильевиче Дюкове (1912-2004), легендарном наставнике нескольких поколений ученых-юристов Казахстана, особенно в области теории и истории государства и права, более 60 лет проработавшим в отечественных вузах, и названным автором «учителем учителей». Примечательно, что Дюков Л.В., один из основателей юридического образования и юридической науки в Казахстане, долгие годы остававшийся живым символом и связью с истоками отечественной юриспруденции, был первым научным наставником будущих академиков – выдающихся ученых- юристов С.З. Зиманова и Г.С. Сапаргалиева.

Будучи блистательным историком государства и права, Дюков Л.В., конечно же, не мог не сформулировать свои собственные представления о природе и эволюции феномена государственности. Так, в частности, им была выдвинута оригинальная концепция эволюции государственной власти во всемирной истории как результата взаимодействия в системе власти двух начал человеческой природы – индивидуального (эгоистического) и социального (общечеловеческого), заслуживающая всемерного внимания не только ученых-юристов, но и представителей других общественных наук. Причем, по Дюкову, человечество обречено сделать выбор в пользу такого пути развития, которое обеспечивает мир, процветание человечества и гармонию двух сторон его природы – индивидуальной и общечеловеческой. И только это путь обеспечит «возвращение к идеалам божественных заповедей – то есть общечеловеческим нравственным и правовым ценностям. Реализация данной тенденции обусловит идеальное совмещение обеих сущностей человека – личной, переставшей к тому времени быть эгоистической, и его общественной сущности в лице мирового демократического государства» [1, с.99]. Поэтому, размышляя над выводами, сделанными Л.В. Дюковым из столь обширной исторической информации, собиравшейся им на протяжении долгих десятилетий, следует согласиться с мнением С.Ф. Ударцева о том, что оригинальная концепция Л.В. Дюкова вносит «определенную корректировку в представления об эволюции государства и права и может быть шагом к последующим исследованиям темы в намеченном направлении» [1, с.99].

По мнению автора очерка, Л.В. Дюков был живой связью времен, своим присутствием и суждениями укрепляя и углубляя корни сознания, помогая лучше понять и прочувствовать наше настоящее и приближающееся будущее, выделить в них главное и сокровенное. «В этом, видимо, - как отмечает С.Ф. Ударцев, - и заключается общественное значение и миссия мудрых старцев, без которых жизнь и ее понимание были бы иными, более лишенными элемента вечности» [1, с.100].

Таким же теплым по содержанию стал и очерк, посвященный легендарной, исторической фигуре казахстанской юриспруденции - первому доктору юридических наук из числа казахских ученых, первому академику АН Казахской ССР из юристов, патриарху отечественной юридической науки Салыку Зимановичу Зиманову (1921-2011). После недавней кончины академика С.З. Зиманова, возможно, последнего из сатпаевской плеяды великих ученых, продолжателя традиций передовых представителей казахского народа, в обществе идет процесс осмысления огромного жизненного пути, накопленного бесценного опыта, нашедшего в трудах и размышлениях выдающегося ученого, поистине яркой и самобытной личности.

В очерке раскрывается огромный вклад академика Зиманова, активного участника процесса формирования правовых и государственных основ суверенного Казахстана, обладавшего качествами несомненного лидера, политика, харизматической и творческой личности, в развитие юридической науки и юридического образования. Эти выдающиеся качества уже были проявлены молодым командиром Зимановым в годы Великой Отечественной войны, показавшим умение повести за собой воинов даже в самой критической, безвыходной ситуации, вызывая огонь на себя. Возможно, поэтому судьба Зиманова, достойно прошедшего через огненные испытания войны, «холод» эпохи сталинизма, «хрущевскую оттепель», «застой» 1970-х, романтику перестройки, разлом эпох, первые этапы формирования независимого Казахстана, так была щедра на победы. И везде, «где бы он ни находился, ни работал, - его место было в первых рядах, в рядах победителей» [1, с.158].

По мнению автора, деятельность Салыка Зимановича включает три основных блока, каждого из которых хватило бы и для полной самореализации человека, и для того, чтобы войти в историю: 1) военная биография, боевой путь от рядового до двадцатипятилетнего гвардии майора;

2) научная и педагогическая деятельность как ученого-юриста, профессора, академика, главы правовой науки Казахстана; 3) государственная деятельность как депутата, председателя различных комитетов законодательного органа и идеолога формирующегося национального государства [1, с.158].

В книге подчеркивается историческая роль академика Зиманова как лидера юридической науки Казахстана, функция которого «заключалась преимущественно в организации, стимулировании актуальных разработок, в активном участии в формировании стратегии развития теоретико- правовой казахстанской науки и современной прогрессивной ориентации в общих проблемах юристов-теоретиков Казахстана. Используя свой авторитет, он открывал «окна» в общественном сознании для свежего ветра мысли, для дискуссий, поиска решения новых проблем – правопонимания, социологии права, методов государственного управления» [1, с.134]. Как ученый-юрист академик Зиманов С.З., по мнению автора, отличался широким, синтетическим, междисциплинарным, порой философско-историко-правовым подходом. «Он менее многих других ученых старшего поколения привязан к классической юриспруденции, тяготеющей нередко к сужению права до законодательства для упрощения, формализации и «осязаемости» права и процесса его применения – к легизму, юридическому позитивизму и упрощенному нормативизму» [1, с.159].

Автором отмечается и особая роль С.З. Зиманова как наследника традиций широкого творческого правопонимания и правового саморегулирования Великой Степи, первым привлекшим внимание международной общественности к казахскому суду биев как уникальному историческому феномену. Огромна заслуга академика и в издании фундаментального десятитомного издания сборника материалов «Древний мир права казахов» (2004-2009 гг.), в которых раскрываются содержание и сущность казахского обычного права, как яркого образца кочевой цивилизации. Да и сам Салык Зиманович отмечал, что казахское право «Жарғы», воплотившее в себе многие ценностные черты и оптимумы человеческих мечтаний и человечности своей эпохи, «по праву может и должно занять достойное место в мире исторически значимых правовых систем» [6, с.18].

Автор, отдавая должное академику Зиманову за огромный творческий труд, за труды, внесшие существенный вклад в развитие казахстанской науки теории и истории государства и права, истории политической и правовой мысли, в теорию и практику конституционной политики и законодательства, отмечает и его особую миссию ученого-политика, берущего на себя смелость и обязанность давать советы и рекомендации представителям высшей власти в государстве.

В книге уделено особое внимание исследованиям академика Зиманова по истории, методологии и теории национально-государственного строительства, содействовавших «закладыванию фундаментальных блоков в научные концепции национально-государственного строительства и практику создания национального государства» [1, с.142-143]. По большому счету, отмечает С.Ф. Ударцев, академик Зиманов был идеологом национальной государственности, борцом за ее утверждение в Казахстане, формирования Республики Казахстан как суверенного демократического государства, равноправного субъекта мирового сообщества, развития казахской нации как основного государствообразующего социального элемента республики. И именно «Зиманову, его коллегам-депутатам и единомышленникам довелось начать практически реализовывать многие из тех идей, о которых только мечтали великие просветители и демократы Чокан Валиханов, Абай Кунанбаев, прогрессивные мыслители и деятели первой трети XX в. в Казахстане» [1, с.156].

Автором ярко показана и позиция С.З. Зиманова, выступившего с теоретическим обоснованием активной роли государства как защитника национальных интересов, экономической и экологической безопасности в связи с разработкой транснациональными компаниями недр Казахстана. Ведь еще задолго до мирового экономического кризиса, академик признавал неприемлемой концепцию минимизации роли государства в сфере экономики (и тем более полного устранения его из сферы экономики). Государство должно оставаться важнейшим регулятивным инструментом, организацией общенационального масштаба, т.к. только оно, а не частные лица, способно выражать и отстаивать национальные интересы – общие интересы всех граждан страны. «Такие коренные понятия, как «интересы народа», «интересы государства», «общественное благо», их обеспечение и защита, - по авторитетному мнению С.З. Зиманова, - пронизывают и составляют содержание и суть политики и деятельности государства Казахстан» [7, с.400]. Поэтому функциональная способность государства и эффективность его деятельности, в первую очередь, должны оцениваться по тому, насколько оно в рамках правового пространства и законности обеспечивает и защищает национальные интересы, благо всего народа Казахстана [7, с.401].

В книге дается высокая оценка и Максуту Султановичу Нарикбаеву, видному государственному и общественному деятелю, ученому, оказавшему заметное влияние на развитие правового и политического сознания казахстанского общества, формирование в стране новой политической культуры, основ политического плюрализма, традиций конструктивной оппозиции. Отмечается, что основное направление вектора его большого жизненного пути – служение независимому Казахстану, поддержка и продвижение реформ, проводимых Первым Президентом Республики Казахстан, всестороннее развитие независимого государства, его многонационального народа и казахской нации.

Раскрывая основные вехи государственной карьеры М.С. Нарикбаева в качестве Генерального Прокурора и Председателя Верховного Суда Республики Казахстан, автор отмечает, что значительный и разнообразный опыт его практической юридической работы оказался весьма востребованным на новом этапе развития Казахстана, когда страна нуждалась в коренных системных реформах. «М.С. Нарикбаеву досталась сложная задача, - отмечает автор, - наведение порядка в судопроизводстве и реформирование судебной системы в условиях глубоких изменений и реформ во всех сферах жизни общества» [1, с.177]. Именно под руководством М.С. Нарикбаева было сделано немало принципиальных шагов по реформированию и развитию судебной системы Казахстана, заложен фундамент для ее дальнейшего демократического развития, укрепления независимости и упрочения положения судебной власти в системе разделения единой государственной власти.

Содержательным и интересным получился и очерк, посвященный известному казахстанскому ученому-юристу, академику Гайрату Сапаргалиевичу Сапаргалиеву (1930-2010), вся трудовая деятельность (55 лет) которого прошла в сфере науки и образования. Главным направлением деятельности Г.С. Сапаргалиева, классика отечественной юридической науки, была многоплановая научная работа, которой, по существу, была посвящена вся его жизнь. Разноплановые и исключительно плодотворные научные изыскания академика охватывали вопросы истории государства и права Казахстана, включая период древнетюркского права; отдельные темы истории политической и правовой мысли Казахстана; проблемы конституционного и административного права, государственного управления и государственной службы. Примечательно, что выставка научных трудов академика Сапаргалиева, «представленная на конференции в КазНУ им. Аль- Фараби 23 июня 2010 г., свидетельствовала, что тот объем работы, который выполнил академик за полвека, сопоставим, наверное, с работой за многие годы крупного научно-исследовательского института» [1, с.244]. Тесно была связана с научной и педагогической работой Г.С. Сапаргалиева и его разнообразная и значительная по объему общественная деятельность.

Давая краткую, но предельно емкую характеристику основных работ академика Сапаргалиева, автор особо отмечает широту его взглядов. Ему были тесны рамки тех научных исследований, которые закрывались от окружающего мира своего рода каким-либо занавесом. Поэтому историю государства и права, политической и правовой мысли Казахстана Г.С. Сапаргалиев, как правило, рассматривал в контексте мировой истории и видел перспективу нашей страны как равноправного, сильного и конкурентоспособного государства, открытого для сотрудничества с ближним и дальним зарубежьем. В этом плане знаменательным является перевод и издание академиком, совместно с А.Н. Гаркавцом, выдающегося памятника права кипчаков XVI века «Төре бітігі. Кыпчакско-польская версия Армянского Судебника Мхитара Гоша и Армяно-кыпчакский Процессуальный кодекс 1519-1594 гг.». «Төре бітігі» стал, по мнению Г.С. Сапаргалиева, лучшей книгой в его жизни, т.к. он «почувствовал себя человеком, у которого за спиной тысячелетия, потому что воочию увидел непрерывность кыпчакской юридической традиции» [1, с.292].

По мнению С.Ф. Ударцева, книга «Төре бітігі» важна в научном, историческом, культурном плане, т.к. ставит новые проблемы глубинных исторических взаимных влияний в ходе исторического развития народов различных регионов и их правовых систем. «Познание истории эволюции права открывает новые грани Права как глобального явления. В этот процесс вносит свой вклад Книга «Төре бітігі» [1, с.267].

Мне, как конституционалисту, важно также отметить, что автором уделено самое пристальное внимание анализу научных работ Г.С. Сапаргалиева, посвященных вопросам теории и практики конституционного права, становления и развития отечественного конституционализма. С.Ф. Ударцев глубоко прав, отмечая, что академик Сапаргалиев фактически был ведущим официальным теоретиком современного конституционного права, одним из основных официальных идеологов современного Казахстана в общих вопросах конституционного права. Идеи и размышления академика «служили одной из составляющих концептуального основания конституционно-правовой реформы в республике на нескольких ее этапах» [1, с.266-288].

Самая высокая оценка дана и одному из современных виднейших ученых-юристов Казахстана – знаменитому академику Султану Сартаевичу Сартаеву, известность которого распространилась далеко за пределы Казахстана. И, как весьма точно отмечает автор, органически цельной в своей многогранности яркой личности, редкому, выдающемуся сыну своей эпохи, своего народа, много сделавшего «для того, чтобы казахский народ, народ Казахстана в целом заняли подобающее место в мировом сообществе» [1, с.295].

Характеризуя политические и правовые взгляды академика Сартаева, автор относит его к сторонникам либерализма, национальной правовой государственности, президентской республики с умеренной демократией. В частности необходимо отметить, что когда в конце советского периода только начиналось обсуждение проблем реформы политической системы страны, С.С. Сартаевым были активно поддержаны идеи правового государства и разделения властей. Нет сомнения в том, что выступления и статьи депутата Сартаева С.С. в Верховном Совете республики, его авторитет сыграли определяющую роль в обосновании президентской формы правления в Казахстане. Именно ему поручено было представить законопроект «Об учреждении поста Президента Казахской ССР» на сессии Верховного Совета республики 24 апреля 1990 г. «Этот эпизод, потребовавший мужества, воли и решительности не только Н.А. Назарбаева, но и С.С. Сартаева, - по мнению автора, – одно из звездных мгновений их судеб, повлиявших на историю республики» [1, с.327]. Навсегда останется в истории политической жизни страны и другой яркий исторический доклад депутата Сартаева С.С. на заседании Верховного Совета по проекту Конституционного закона «О государственной независимости Республики Казахстан» (16 декабря 1991 г.), оформившего долгожданную независимость нашей страны.

Автор, затрагивая лишь некоторые из многочисленных граней жизни и творчества академика Сартаева, справедливо отмечает, что влияние его творчества и деятельности выходит далеко за сферу юридической науки и практики. Его дела и мысли вливаются в полноводную и широкую реку творчества выдающихся деятелей и мыслителей народа, впадающую в океан сознания и преобразовательной деятельности человечества. Поэтому осмысление деятельности и творчества С.С. Сартаева, их исторического значения еще предстоит в будущем [1, с.345].

Конечно же, С.Ф. Ударцев, как «первый и единственный аспирант» Айдарата Нурекелевича Таукелева (1927-2003), ярко критической личности, одного из основателей отечественной школы теории и истории государства и права, истории политических и правовых учений, не мог не посвятить один из очерков своему учителю. Бесспорна важная роль А.Н. Таукелева в развитии академической и научной школы преподавания и исследования проблем истории казахской политической и правовой мысли, истории государства и права Казахстана. Он внес значительный вклад в исследование и пропаганду исторического развития идей единства и свободы казахского народа. А.Н. Таукелев своими историческими работами «открывал глубокие традиции свободомыслия казахской политической мысли и тем самым просвещал, готовил современное политическое сознание к предстоящей перестройке, эпохе становления политического и идеологического плюрализма, формирования критического сознания и к предстоящему в недалеком будущем созданию суверенного государства» - отмечает автор [1, с.380].

Учитывая, что рецепты к лечению переходного общества, лежат, прежде всего, в этическом измерении, важно отметить, что А.Н. Таукелев, как кристально честный человек, много сделал в переломное для страны время «для утверждения духа честности, правды и справедливости в сфере юридического образования Казахстана, создания условий для его развития в последующий период» [1, с.361]. «И главное, - как пишет С.Ф. Ударцев, - по мере сил и возможностей Айдарат Нурекелевич в процессе всей жизни и в своем творчестве, при всей своей скромности и интеллигентности, хранил, пропагандировал, развивал идеи человеческого достоинства, уважения к человеку, нации и человечеству, отстаивал ценности свободы, справедливости и права, пропагандировал идеи естественного права» [1, с.387].

Большой интерес представляет и очерк, посвященный известному историку права Сакену Узбековичу Узбекулы (1951-2009), основные труды которого были посвящены различным вопросам истории государства и права Казахстана, отечественной общественно-политической и политико-правовой мысли. По мнению автора, С.У. Узбекулы оставил заметный след в истории научных исследований конца XX – начала XXI вв., внес весомый вклад в изучение некоторых «белых пятен» казахской политической и правовой мысли, в активизацию научных исследований по теории и истории государства на казахском языке. В этой связи необходимо отметить и об особом вкладе С.У. Узбекулы в становление и формирование концепции казахской кочевой цивилизации, уходящей своими корнями в глубокую древность. По мнению ученого, право кочевой цивилизации казахов представляет собой оригинальное историко-правовое явление, аналогов которому нет в мировой истории.

Раскрываются в очерке и противоречивые черты неординарной личности С.У. Узбекулы. Порой, действительно, «ему не хватало гибкости, терпимости, уважения к иному мнению, обычных для профессорской среды», уживались в нем одновременно и глубокий национал-патриотизм, и искренний интернационализм [1, с.396-397].

В книге дана высокая оценка жизни и деятельности Нагашбая Амангалеевича Шайкенова (1947-2000), одной из самых ярких и неординарных фигур в истории реформ постсоветского Казахстана, «уникального феномена периода радикальной трансформации общества». По мнению автора, Н.А. Шайкенов смог многопланово себя проявить, реализовать многие свои представления и идеи в ходе неоднозначной правовой реформы в условиях переломного периода истории нашего государства, что «возможно объясняет некоторую противоречивость его личности и воззрений» [1, с.427]. Поэтому следует всецело согласиться с оценкой выдающего российского ученого-юриста С.С. Алексеева об «избранности» Н.А. Шайкенова и авторской обобщающей оценкой о нем, как избранным противоречивой, переходной исторической эпохи в качестве выдающегося юриста, мыслителя, яркой личности, оставившей «заметный след в истории казахстанской юриспруденции, в конституционной и правовой реформе в более широком смысле, в развитии юридического образования, в становлении суверенного государства» [1, с.427].

Импонирует и авторская оценка мировоззрения Н.А. Шайкенова, и в частности, особенностей его правового мышления и правопонимания. Так, оценивая правореформаторскую деятельность героя очерка, автор, на мой взгляд, справедливо отмечает, что видимо «Шайкенова, как реформатора, привлекала и увлекала сила законодательства как средства быстрого и эффективного реформирования общества, его институтов и унификации общественных отношений. В связи с этим, возможно, несколько недооценивались механизмы общественной саморегуляции, менее эффективные в краткосрочной перспективе и более медленные, что имеет значение в ходе быстрых и масштабных реформ «сверху». Позднее же, возможно, могут включаться «более сложные правовые механизмы регулирования общественной жизни и подправляют то, что следует подправить» [1, с.419-420].

В качестве приложения к книге включены статьи, посвященные выдающимся советским правоведам С.Я. Булатову и С.Л. Фуксу, работавшим в Казахстане, память о которых, «влияние их на многих из тех, кому посвящены основные очерки в настоящей книге, - по мнению ее автора, - были значительными». В небольшом очерке «Письма С.Я. Булатова М.Н. Гернету (1947-1948)» автором дается сжатая характеристика жизни и деятельности выдающегося российского историка-юриста Михаила Николаевича Гернета (1874-1953) и Сергея Яковлевича Булатова (1898- 1965), который был и остается одной из ярких легенд юридического факультета КазНУ им. аль-Фараби. Публикуются также их письма друг другу как «свидетельство теплых человеческих отношений двух выдающихся ученых и педагогов XX в., принадлежавшим к разным поколениям» [1, с.436].

Примечательно и приложение, посвященное фундаментальному исследованию «Очерки истории государства и права казахов в XVIII и первой половине XIX в.» Савелия Львовича Фукса (1900-1976), выдающегося советского ученого, одним из первых поставивших проблему кочевого государства, до сих пор недостаточно изученного явления государственности. Автором отмечается, что С.Л. Фукс, один из основателей исторической науки государства и права Казахстана, открыл для себя и всего человечества новый пласт истории – преимущественно кочевого государства казахов и неизведанный мир обычного права их кочевой цивилизации. Его докторская диссертация «Очерки истории государства и права казахов в XVIII и первой половине XIX в.» (защищенная в 1948 г.), в свое время высоко оцененная специалистами, не потеряла актуальности и в настоящее время, и, по мнению автора, может послужить «дополнительным материалом для создания современной научной концепции государства и права кочевого общества, поможет понять их особенности, эволюцию, осмыслить их место в истории» [1, с.441].

Как известно, судьба рукописи этой основной работы С.Л. Фукса долгое время была неизвестной, и только в 2003 г. известным казахстанским историком права Ш.В. Тлепиной эта рукопись, запрещенная в какой-то период, была обнаружена в архиве Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. С.Ф. Ударцев и Н.О. Дулатбеков отмечают, что для официальной идеологии и цензуры легче было закрыть и запретить это исследование, которое, по сути, было окном в историю и глубины природы права, чем попытаться объяснить открытое и увиденное, тем более в условиях шатающейся, неустойчивой официальной идеологии, но отрицательно относящейся к обычному праву в принципе.

Ведь примитивность понимания истории обычного права, упрощение природы и истории права и государства в официальной советской теории и истории права и государства сталкивались в работе С.Л. Фукса с целым космосом обычного казахского права, неизвестным и необъяснимым с позиций официальной идеологии, его безграничными по формам и времени проявлениями, уходящими в необозримые дали истории. Грандиозная панорама истории обычного права как явления непосредственно производного от общества, связанного с его самоорганизацией, саморегуляцией, отражающая правовую культуру и древние обычаи народа, явно противоречила примитивным и догматическим официальным суждениям об этой сфере явлений [1, с.444].

Издательство «Раритет», издавшее книгу С.Ф. Ударцева при спонсорской помощи юридической фирмы GRATA, сделало прекрасный подарок всем казахстанцам, познакомив их с замечательными учеными- правоведами, истинными патриотами страны. Нет сомнения в том, что подобные издания способствуют становлению и кристаллизации институтов правовой государственности, формированию демократического правового мышления и высокой правовой культуры казахстанцев.

Новаторский замысел всей работы и успешное его претворение в жизнь дают достаточно оснований для того, чтобы считать рецензируемое издание как весьма плодотворную попытку взглянуть на вопросы развития отечественной правовой науки свежим взглядом и в широкой социально- правовой перспективе. Более того, по существу, в нем излагается и история становления и развития современной правовой системы Казахстана. Основной лейтмотив книги – только в напряженном и созидательном труде не только ученых-юристов, но и всего общества, - достойное будущее нашей страны. Доказательством тому служит и сама книга С.Ф. Ударцева, способная внести большой вклад в обоснование высокой роли права, юридической науки и правоведов в жизни общества.

Достоинством очерков и воспоминаний является и то, что в них представлены уникальные историко-биографические материалы, основу которого составили также документы личного архива автора. Важно отметить, что книга, основанная на большом количестве исторических, монографических и иных материалов, может быть полезна как первоисточник и дополнительный материал для спецкурсов по истории политической и правовой мысли Казахстана XX – начала XXI вв.

Особые слова благодарности необходимо выразить автору рецензируемой книги Сергею Федоровичу Ударцеву, яркому и талантливейшему ученому, внесшему весомый вклад в развитие казахстанской правовой науки, подготовившему труд, весьма нужный и полезный для дальнейшего развития не только юридической науки, но и отечественной библиографии. Учитывая, что работ подобного рода в Казахстане еще не было, а потребность в таких изданиях достаточно велика, книга С.Ф. Ударцева самым серьезным образом восполняет существенный пробел в библиографических описаниях современных научных работ по юриспруденции.

Автором рецензируемой книги практически создается новый жанр в отечественной юриспруденции. И такой своеобразный опыт, не имеющий аналогов на правовом пространстве СНГ, можно расценивать как один из наиболее значительных шагов автора на пути к созданию не только биографических очерков о выдающихся казахстанских ученых-юристах, но и полноценной биобиблиографии в сфере юриспруденции.

Надеемся, что книга будет полезной не только для изучающих историю отечественной правовой науки, но и практических работников правоохранительной системы и иных государственных органов. Она адресована, по большому счету, самому широкому кругу читателей, кому небезразличны судьбы государственно-правового развития нашей страны.

 

Список использованных источников: 

  1. Ударцев С.Ф. Учителя и коллеги. Из истории юридической мысли Казахстана XX – начала XXI вв.: Очерки и воспоминания. – Алматы: Раритет, 2011. – 576 с.
  2. Дискуссия Поля Рикёра с российскими исследователями // Поль Рикёр. Герменевтика. Этика. Политика. Московские лекции и интервью. – М.: АО «Камi», Издательский центр «ACADEMIA», 1995. - С.92-112.
  3. Дуйсенов Э.Э., Нурдинова Ж.Т. Из истории политико-правовой мысли Казахстана (вторая половина XXXXI вв.). – Алматы, 2010. – 352 с.
  4. Цит. по книге: Темнов Е.И. Рецензия на статью Парадизи Б. История современного права и возрождение юридической науки // Общественные науки за рубежом. Реферативный журнал. Серия 4. Государство и право. - М., 1978. - №2. - С.14-16.
  5. Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. – М.: Издательство НОРМА, 2001. – 752 с.
  6. Зиманов С.З. Казахский суд биев – уникальная судебная система. – Алматы: Атамұра, – 224 с.
  7. Зиманов С.З. Государство и контракты в сфере нефтяных операций // Зиманов Салык. Полное собрание сочинений. 10 томов. – Алматы: «Медиа-корпорация «Заң», 2009. IX том. - С.340-429.
Год: 2012
Город: Алматы
Категория: Юриспруденция
loading...