На созданной нами экспериментальной модели гемангиомы изучено действие магниевого стержня. Доказано, что магниевый стержень обладает выраженным тромбообразующим, склерозирующим свойствами.
Актуальность. В экспериментальной медицине известны примеры использования модели гемангиомы для клинической апробации фармакологических и физических средств воздействия на ангиоматозную ткань. Среди них следует отметить методику Г.Г.Сафиной [1], в которой автор использовала в качестве модели капиллярной гемангиомы сосудистый рисунок кожи бедра кроликов и установила пригодность сульфата бария для закрашивания гемангиом.
Материал и методы исследования. Нами была предложена совершенно новая модель гемангиомы, максимально приближенная к естественному клиническому состоянию данной опухоли [2]. Признанной моделью гемангиомы стали пещеристые тела полового члена собак-самцов, на которых апробировался общеизвестный метод склерозирующей терапии с применением 70% раствора этилового спирта, широко применяемого в клинической практике.
Анатомически пещеристые тела полового члена построены из многочисленных перекладин, состоящих из фибринозноэластических тяжей, а среди густого сплетения перекладин находятся пещеры, выстланные эндотелием и наполняемые кровью [2].
Нами был разработан сплав биогенных металлов на основе 95,0% магния и изготовлен металлический стержень, предлагаемый для склерозирующей терапии гемангиом. Методика склерозирующей терапии с применением металлического стержня на магниевой основе апробирована на экспериментальной модели гемангиомы.
На базе научно-образовательной лаборатории Казахского национального медицинского университета выполнен эксперимент на 15 беспородных собаках-самцах массой тела от 4 до 13 кг в возрасте от 2 до 5 лет, прошедших карантин и выбраковку в условиях ветеринарной лечебницы [3].
Обсуждение результатов. Объектом исследования являлись пещеристые тела полового члена как экспериментальная модель гемангиомы. Сформированы 2 группы собак: 7 животных первой группы выводились из опыта через 14 дней, 8 собак второй группы – через 28 дней.
Эксперимент проводился под общим обезболиванием. Для этого внутривенно вводился 2% рометар из расчета 0,1 мл/кг и внутримышечно калипсол из расчета 0,2 мл/кг веса животных. После наступления глубокого наркотического сна проводилось введение магния в половой член каждой собаке по разработанной нами методике.
Предварительно магниевую проволоку диаметром 1 мм разделили на отдельные стержни длиной 1,5 см с содержанием в нем 30 мг магния, один конец которых заострили для удобства введения в дальнейшем. Перед самым введением каждый стержень опускался в 10% раствор уксусной кислоты для снятия пленки на поверхности металла, образовавшейся путем окисления при соприкосновении с воздухом.
Кожа полового члена оттягивалась до самого корня. Затем в пещеристые тела на 1 см выше головки справа полностью вводился магниевый стержень. Незначительное кровотечение останавливалось посредством механической тампонады. Затем кожа спускалась на место, и все собаки переводились в виварий, где находились на обычной диете. Все животные находились в удовлетворительном состоянии в процессе всего эксперимента и в ходе наблюдения в течение 14 и 28 дней.
Через 14 дней 7 собак первой группы были выведены из опыта. Для этого вышеуказанным способом животные были доведены до состояния глубокого наркотического сна. Обследована нижняя треть полового члена, при этом в области введения магниевого стержня металлические проволоки не обнаружены, пальпаторно определялись участки органа однородной мягкоэластической консистенции. Нижняя треть полового члена собак была ампутирована.
Ампутированные части полового члена всех 7 собак были разделены на три части: центральную – место непосредственного расположения магниевого стержня, две боковые части – участки, пограничные с центральным. Подготовка этих фрагментов для дальнейшего гистологического исследования проводилась в условиях диагностического центра. По истечении 28 дней по вышеуказанной методике из эксперимента выводятся 8 собак второй группы.
Фрагменты ампутированного участка полового члена фиксировали в 10% нейтральном растворе формалина в течение недели, затем заливали в парафин. Блоки зафиксированного материала разрезали на микропрепараты. Окраску срезов производили гематоксилином, эозином и пикрофуксином по ван-Гизону. Просматривали в бинокулярном микроскопе DMLS с цифровой камерой Leica DFC-280 под увеличением 100,200, 1000 [4, 5, 6].
Морфологические исследования пещеристой ткани полового члена у практически здоровой собаки показали, что сосудистые полости (пещеры-каверны) отделены друг от друга межтрабекулярными перегородками, состоящими из фиброзноэластических тяжей с примесью гладких мышечных волокон. Сосудистые полости выстланы эндотелием и наполнены кровью (рисунок 1).
В первой группе подопытных животных после введения в пещеристую ткань полового члена металлического стержня на магниевой основе на 14-е сутки наблюдения в центральном участке, где непосредственно находился стержень, в покровном многослойном плоском эпителии отмечалась незначительная базальноклеточная гиперплазия.
В поверхностных слоях паракератоз, а в субэпителиальном слое зафиксирована очаговая умеренная лимфоплазмоцитарная инфильтрация (рисунок 2).
Рисунок 1 Строение пещеристых тел половго члена собак в норме; окраска гематоксилином-эозином; увеличение 100
Рисунок 2 – Пещеристое тело полового члена собаки через 14 дней после введения магниевого стержня; отек и скудная лимфогистиоцитарная и периваскулярная лимфоидная инфильтрация; окраска гематоксилин-эозином; увеличение 100
В участках полового члена, прилежащих к центральному, в многослойном плоском эпителии определяются акантоз, паракератоз, очаговая гипоплазия. В пещеристой ткани видно множество сосудистых полостей различного диаметра от резко расширенных до спавшихся, в некоторых встречаются эритроциты. Межтрабекулярные перегородки широкие, фиброзированы; имеются небольшие кровоизлияния.
Вокруг сосудов стромы периваскулярный отек, в просвете краевое стояние эритроцитов. В единичных пещерах встречаются мелкие пристеночные красные тромбы.
В центральном участке полового члена, куда был введен металлический стержень на магниевой основе, на 28-й день наблюдения отмечался многослойный плоский эпителий с умеренной базальноклеточной гиперплазией, паракератозом. Подлежащая соединительнотканная строма значительно фиброзирована, с утолщенными волокнами.
Пещеристая ткань состоит из круглых сосудистых полостей, разделенных утолщенными фиброзированными перегородками. В просвете отдельных полостей имеются пристеночные кальцинаты.
Заключение. Таким образом, результаты экспериментальных исследований показали, что применение металлических стержней на магниевой основе на экспериментальной модели гемангиомы приводит к выраженному склерозированию пещеристых тел полового члена подопытных животных. При этом на 14-е сутки после введения стержня в пещеристых телах наблюдалась картина неспецифического воспаления: фибриноидное набухание (гомогенные очаговые изменения), местами отек стромы, разрыхление соединительнотканных волокон. Отмечено множество сосудистых полостей различного диаметра от резко расширенных до спавшихся, в некоторых встречаются эритроциты. Межтрабекулярные перегородки широкие, фиброзированы; имеются небольшие кровоизлияния, а в большинстве пещер обнаружены формирующиеся и сформированные тромбы. На 28-й день после введения металлического стержня на магниевой основе в пещеристые тела полового члена собак-самцов отмечается фиброзированная соединительнотканная строма – в ней отмечается наличие большого количества фиброцитов и фибробластов, пещеристая ткань состоит из круглых сосудистых полостей, разделенных утолщенными фиброзированными перегородками. В просвете отдельных полостей имеются пристеночные кальцинаты, что свидетельствует о процессе склерозирования в пещеристых телах полового органа животных.
Литература
- Сафина Г.Г.Хирургическая татуировка капиллярных (плоских) гемангиом: Автореф. Дис. …канд.мед.наук. – Казань, 1982. – 17 с.
- Ермуханова Г.Т., Соловьев М.М., Супиев Т.К., Колычева Н.И., Галяпин А.С. Способ моделирования гемангиомы. Авторское свидетельство № 1638720 от 1.12.1990.
- Западнюк И.П., Западнюк В.И., Захария К.А. Лабораторные животные, их разведение, содержание и использование в эксперименте. – Киев: Вища школа, 1983. – 349 с.
- Общая патология человека: Руководство для врачей / Под ред. А.И.Струкова, В.В.Серова, Д.С.Саркисова: Т.2. – 2-е изд., перераб. и доп. – АМН СССР. – М.: Медицина, 1990. – 416 с.
- Патологоанатомическая диагностика опухолей человека: Т.1 / Под ред. Н.А.Краевского, А.В.Смольянникова, Д.С.Саркисова – 4е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1993. – 560 с.
- Берлов Г.А. Гистологическая диагностика важнейших опухолей человека (Практическая онкогистология). Минск, «Беларусь», 1970. 328 с.3