В статье рассматривается отечественный и мировой опыт по оказанию медицинской помощи женщинам с недержанием мочи. Подчеркивается необходимость как можно более углубленного и детального изучения оказания медицинской помощи. Влияние нарушения мочеиспускания на качество жизни, психологического и социального благополучия женщин.
Актуальность. Недержание мочи (НМ) является актуальной проблемой, наиболее высокое распространение отмечается среди женщин и имеет частоту 15-30%. Любые формы НМ резко снижают качество жизни, вынуждая женщин ограничивать свою социальную активность [1].
По данным социологических опросов симптомы недержания мочи, проявляющиеся единичными эпизодами или носящие регулярный характер, отмечают до 40% всех женщин. К сожалению, к врачу обращается лишь каждая десятая из таких женщин из-за чувства ложной стыдливости и неосведомленности о возможности эффективного лечения [2].
Все это свидетельствует о необходимости проведения исследования для разработки методических рекомендаций и предложений по повышению качества и улучшения медицинской помощи больным с нарушением мочеиспускания и недержанием мочи [3].
Недержание мочи (инконтиненция) - патологическое состояние, при котором происходит непроизвольное выделение мочи. Существует несколько типов недержания мочи [4].
Согласно классификации Международного общества по удержанию мочи (International Continence Society -ICS), стрессовое недержание мочи - это непроизвольное подтекание мочи при внезапном повышении внутрибрюшного давления и недостаточности сфинктерного аппарата уретры [5].
Ургентное недержание мочи характеризуется непроизвольным подтеканием мочи, связанным с непреодолимым сильным позывом на мочеиспускание. Такой позыв называют "повелительным" или "императивным". Подтекание мочи происходит практически внезапно, с очень коротким или даже отсутствием предшествующего позыва [6].
Анализ зарубежной и отечественной литературы, показывает превалирование стрессового недержания мочи у женщин. В данном случае под стрессом понимают не психоэмоциональное состояние человека, а внезапное повышение внутрибрюшного давления, возникающее при кашле, чихании, беге, быстрой ходьбе, физических нагрузках и т. д. Более подходящее и чаще применяемое на практике определение этого заболевания - недержание мочи при напряжении [7].
Факторы риска развития недержания мочи можно разделить на три группы: предрасполагающие, провоцирующие, акушерские и гинекологические.
К основным предрасполагающим факторам относятся: раса, наследственность и неврологические нарушения (травмы и заболевания центральной и периферической нервной системы). Провоцирующими факторами являются: возраст, сопутствующие заболевания, ожирение, курение и менопауза. Акушерские и гинекологические факторы - это беременность, роды, перенесенная эпизиотомия, инструментальное родовспоможение, крупный плод, перенесенные операции на органах таза, лучевая терапия и пролапс тазовых органов [8].
Для оценки выраженности стрессового недержания мочи применяют классификацию T. A. Stamey (1975):
- легкая степень - потеря мочи при кашле, чихании, тяжелой работе и физической нагрузке;
- средняя степень - потеря мочи при ходьбе, беге, резком вставании;
- тяжелая степень - потеря мочи в покое, без напряжения [5, 9].
Стрессовым недержанием мочи (СНМ) страдает от 10 до 35% женщин в возрасте 18-65 лет. Наиболее часто недержание мочи встречается у женщин активного трудоспособного возраста в 40-50 лет. Вероятность его развития выше у тех пациенток, которые во время беременности или в ближайшее время после родов отмечали хотя бы один эпизод подтекания мочи. У нерожавших женщин стрессовая инконтиненция встречается в 10 % случаев, у перенесших операцию кесарева сечения - в 15 %, у рожавших через естественные родовые пути - в 20 % случаев.
Заболеваемость увеличивается с возрастом. К 50 годам стрессовое недержание мочи встречается у 30 %, в возрасте старше 70 лет - у 40 % женщин [10].
Стрессовое недержание мочи - важная социальная проблема, ведущая к психоэмоциональным нарушениям и социальной дезадаптации. Многие женщины вынуждены из-за этого менять привычный образ жизни, ограничивать повседневную активность. Им приходится избегать общения и появления в общественных местах, чтобы не попасть в неловкое положение. Некоторые абсолютно неоправданно считают это нормальным возрастным проявлением, не требующим коррекции, другие не обращаются к врачу из-за стыдливости или отсутствия информации о возможности эффективного лечения [11].
Организация медицинской помощи больным с этим недугом оказывается путем лечения. В настоящее время имеется три основных метода лечения недержания мочи: немедикаментозный, медикаментозный и хирургический. Дня каждого из них есть определенные показания, и выбор оптимального подхода к лечению конкретного больного с недержанием мочи производит врач после тщательного обследования пациента. Хирургическое лечение применяется только при безуспешности консервативной терапии [12].
К немедикаментозному лечению недержания мочи относятся проведение тренировки мочевого пузыря, выполнение упражнений для тазовых мышц.
Методика тренировки мочевого пузыря включает три основных компонента: обучение, создание плана мочеиспусканий и его выполнение. Тренировка мочевого пузыря чаще всего проводится в сочетании с медикаментозным лечением. Ко времени окончания курса медикаментозной терапии, обычно продолжающейся 3 месяца, должен быть сформирован новый психологический стереотип мочеиспусканий. Прекращение приема препаратов вследствие этого не должно приводить к возобновлению учащения мочеиспускания и недержанию мочи. Тренировка мочевого пузыря назначается всем больным с расстройствами мочеиспускания [13,14].
В случае безрезультатного лечения, наиболее эффективным методом лечения женщин со СНМ II-III степени является хирургическое вмешательство.
По критерию восстановления континенции и продолжительности лечебного эффекта лучшие результаты дают два типа операций: открытая позадилонная кольпо- уретросуспензия по методу Берч и петлевая уретропексия синтетической лентой по принципу TVT [15-17].
Поскольку СНМ представляет медицинскую и социальную проблему, то оценка качества жизни (КЖ) женщин страдающих данным заболеванием приобретает особое значение [18].
На современном этапе развития медицины все более актуальной становится проблема не просто «выживания» больного, но и повышения качества его жизни как субъективной удовлетворенности уровнем своего функционирования в условиях болезни. Вполне оправданным является то, что понятие «качество жизни» положено в основу новой парадигмы понимания болезни и определения эффективности ее лечения. По определению ВОЗ, качество жизни — интегральная характеристика физического, психологического, эмоционального и социального функционирования больного, основанная на его субъективном восприятии [19]. Таким образом, при оценке эффективности реабилитации придается особое значение мнению самого больного, которое может не совпадать с точкой зрения врача и родственников [20]. Особенно остро стоит проблема социализации при данном заболевании, которые имеют четко выраженную медикосоциальную значимость [21].
Результаты клинико-эпидемиологических исследований показывают, что около 95,8% страдающих СНМ не удовлетворены качеством своей жизни [22]. В связи с этим особую клиническую значимость приобретает задача разработки мероприятий, прицельно направленных на улучшение качества жизни больных.
Оценка КЖ человека основывается на результатах анализа его ответов на ряд вопросов специальных анкет [23].
Наиболее часто используются следующие анкеты: Incontinence Quality of Life (I-QoL) [24], King's Health
Questionnaire [25], Incontinence Impact Questionnaire[26], Nottingham Health Profile [27],SF-36 [28], Sickness Impact Profile [29].
Три первых анкеты были специально разработаны для оценки КЖ пациентов, страдающих недержанием мочи, остальные - для оценки КЖ по общему состоянию пациентов [24,25,26].
Качество жизни больных с СНМ напрямую зависит от проблем, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни, и оценивается как значительно сниженное. Тем не менее хирургическое лечение данного недуга позволяет достичь положительного эффекта более чем в 90 % случаев [27].
Разработанные шкалы далеко не всегда отражают в полной мере состояние пациентов. В то же время у них имеются свои особенности течения заболеваемости и симптомокомплекс, характерный именно для этой категории больных. Оптимизацию жизни больных возможно осуществить путем детального изучения методов оказания медицинской помощи и внедрения в практику профилактических мероприятий.
Заключение. Таким образом, основным методом лечения недержания мочи при напряжении является хирургическая методика имплантации синтетической петли. Это малоинвазивная операция, не имеющая серьёзных противопоказаний, с низким уровнем осложнений, позволяет помочь большинству пациенток.
В настоящий момент проблема диагностики и лечения недержания мочи актуальна как никогда в связи с постепенным увеличением количества пациенток, страдающих данной патологией, привлечением общественного внимания к вопросам улучшения качества жизни женщин. В этой связи возрастает ответственность не только урологов, но и врачей ПМСП, которые должны обладать таким достаточным уровнем знаний, быть более осведомленными в смежных областях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Нечипоренко Н.А., Кажина М.В., Спас В.В. Урогинекология. Минск: Высшая школа, 2005. 204 с.
- Аполихина И.А. Распространенность и социальные аспекты недержания мочи у женщин // Акушерство и гинеко-логия. -
- № 5. С. 32-36.
- Добреньков В. И. Методы социологического исследования. М.: М.ИНФРА, 2011. 768 с.
- Лоран О. Недержание мочи у женщин // Врач. 2012. № 8. С. 13-15.
- Александров В. П. Стрессовое недержание мочи у женщин. СПб.: МАПО, 2016. 90 с.
- Радзинский В.Е., Дурандин Ю.М., Гагаев Ч.Г.[и др.] Перинеология. М.: Медицина, 2016. 330 с.
- Савицкий Г. А.Недержание мочи в связи с напряжением у женщин. СПб. : Элби-СПб., 2010. 124.c
- В.Е. Балан Применение поведенческой терапии при различных видах недержания мочи // Акушерство и гинекология. -
- №6. С. 64-67.
- Резолюция 5-й Всероссийской конференции «Расстройства мочеиспускания у женщин». М.: 2006. 6 с.
- Юнусов Ф.А., Гайгер Г., Микус Э. Организация медико-социальной реабилитации за рубежом. М.: 2014. 136 с.
- Пушкарь Д. Ю. Диагностика и результаты смешанных форм недержания мочи у женщин // Урология. 2015. №3. С. 22-26.
- Сметник В. П. Урогенитальные расстройства в пост менопаузе. М.: 1998. С. 3-5.
- Abrams P. Anderstanding Stress Urinary Incontinence. Lier: 2014. P. 37-40.
- Foldspang A., Mommsen S., Djurhuus J. C. // Ugeskr. Laeg. 2000. Vol. 162, №21. P. 3034-3037.
- Miles T. P., Palmer R. F., Espino D. V., et al. // J. erontol. A Biol. Sci. Med. Sci. 2011. Vol. 56, №1. P. 19-24.
- Ushiroyama Т., Ikeda A., Ueki M. // Maturitas. 2009. Vol. 33, №1. P. 127-132.
- Голубев С.А., Милый М.Н. // Мед. новости. 2010. №2. С. 23-27.
- Wolf C, Fischer A.// J. Publ. Hlth. Med. 2000. Vol. 22, №3. P. 427-434.
- Paczkowska A., Gr^tkiewicz-Tomczyk A., Friebe Z. // Urol. Pol. 2006. T.59., №1. Р.40-43.
- Ulmsten U., Henriksson L., Johnson P.[et al.] // Int. Urogynecol. J. 2006. Vol.1067. P. 81-86.
- Zbrzezniak M.T.// Przeg. Urol. 2011. T.1. Р.36-42.
- Пушкарь Д.Ю., Тевлин К.П. // Consilium medicum. 2011. T.3. №7. С.23-27.
- Chancellor M.B. // Rev. Urol. 2009. Vol.1. P.145-149.
- Griffith J.M.// Int. J. Technol. Asses Health Care. 1998. Vol.14. P.431-445.
- Swithibank L.V., Abrams P. // World. J. Urol. 1999. Vol. 2. P.225-229.