В обзорной статье раскрывается актуальность травматизма в современном мире, особенности организации работы травматологической службы в зарубежных странах, а также предпосылки и развитие сестринского дела в травматологии в Казахстане. Показаны особенности догоспитальной и госпитальной помощи в зарубежных странах. Определены выводы, касающиеся отличий организации казахстанской травматологической службы от зарубежных стран.
Введение.
В мире практически 50% смертности приходится в возрасте от 15 до 44 лет в результате травматизма. [1]
В Казахстане смертность от травм относится к основному классу причин смертности (11,3%), от которых ежегодно умирает в среднем 16 тысяч человек.
В Государственной программе развития здравоохранения Республики Казахстан "Денсаулық" на 2016 2019 годы подчеркивается, что травматизм является важнейшей проблемой в настоящее время для Казахстана. И «в структуре заболеваемости населения, временной нетрудоспособности и смертности занимают второе место, по первичному выходу на инвалидность третье место».
Актуальность темы травматизма, помимо социальноэкономической, медико-социальной и демографической стороны, также основана на реформировании системы здравоохранения в Республике Казахстан, предусматривающее модернизацию системы сестринского образования и внедрение новой модели сестринской службы в травматологических отделениях.
Хотя смертность и заболеваемость в Казахстане в результате травм не возрастает, а наоборот снижется, как это видно из статистики официального сайта МЗ РК в период с 2008 год по 2017 год, тем не менее большая часть пострадавших имеют не только физические страдания и недостатки, такие как потеря конечностей, повреждение спинного мозга, но и большие проблемы психического здоровья. В частности, это депрессия, беспокойство, острое стрессовое расстройство и посттравматическое стрессовое расстройство. [2,3]
Между тем, ряд исследований показали, что «медицинская помощь, оказанная квалифицированными медсестрами, не отличается от врачебной помощи». И более того, удовлетворенность пациентов качеством предоставляемых услуг выше там, где помощь оказывали медсестры, так как они предоставляли более исчерпывающую информацию и больше проявляли эмпатию. [4]
Международный опыт.
Многими исследованиями доказано, что оптимально функционирующая система травматологической помощи, состоящая из неотложной медицинской и стационарной помощи, снижает уровень смертности и инвалидности у пациентов с травмами. В связи с чем с 1970-х годов системы травматологической помощи были последовательно созданы в развитых странах. [5]
Догоспитальная помощь при травмах в развитых странах значительно улучшилась благодаря улучшению качества травматологических служб, укомплектованных вертолетными службами, которые хорошо оборудованы для различных видов неотложной медицинской помощи, созданию центров травматологии, работе в диспетчерских центрах и на машинах скорой помощи по протоколам и внедрению протокола о переливании крови. Все это повышает выживаемость пациента до его поступления в травматологический центр.
Взасчет системы дифференцированных травматологических центров различных уровней производится госпитальная сортировка. [6] Которая производится в зависимости от географии региона характера и тяжести повреждений и состоянием больного. [7]
Данные из Германии, Австралии, Англии, США подтверждают, что благодаря рационализации системы травматологических служб в виде оказания помощи в пределах региона, имеющего сети больниц, дают наилучшие результаты. [8]
Международной классификацией травматологических служб предусмотрено 5 уровней травматологической помощи, принятой в Канаде, Австралии и США. В России, Германии, Англии, Литве существуют три уровня травматологической помощи, по сути являющиеся аналогами 5 уровней. В Китае и Казахстане такой градации нет.
На 1 уровне (региональном или национальном лидирующем) оказывают высокотехнологичную и специализированную медицинскую помощь при травмах, который способен обеспечить полный уход от профилактики до реабилитации. Там оказывается круглосуточное медицинское наблюдение врачей общей практики, производится экстренная помощь, ортопедическая хирургия, нейрохирургия, анестезиология, радиология, терапия, пластическая хирургия, челюстнолицевая, педиатрическая и реанимационная помощь.
На 2 уровне (региональном) оказывают окончательную специализированную помощь всем пострадавшим пациентам, где производится круглосуточное наблюдение врачами общей практики, производится ортопедическая хирургия, нейрохирургия, анестезиология, неотложная медицинская помощь, радиология и интенсивная терапия. Для оказания кардиохирургии, гемодиализа или микрососудистой хирургии, пациенты могут быть направлены в травматологический центр 1 уровня.
На 3 уровне (региональном или городском) проводят реанимацию, хирургическое вмешательство, интенсивную терапию, неотложные операции и стабилизацию состояния пациентов. Круглосуточно оказывается наблюдение и помощь врачами неотложной медицинской помощи, общими хирургами и анестезиологами. Пациенты, нуждающиеся более сложном лечении переводятся в травматологический центр 1 или 2 уровня.
- уровень (городской) подразумевает транспортировку в травмоцентр 1 или 2 уровня, находящегося не более 30 минут езды. Обеспечивает расширенную жизненную поддержку травм (ATLS), производя стабилизацию и диагностику до перевода пациентов в травматологический центр более высокого уровня. Помощь оказывают имеющиеся медсестры и врачи, при наличии хирурги и интенсивную терапию. При необходимости пациента транспортируют в травматологический центр 1 или 2 уровня.
- уровень (районный или сельский) в случае отсутствия доступа к 1,2, или 3 уровню, либо первышения 30 минут езды оказывает неотложную помощь по ATLS для стабилизации состояния, включающее оказание базовой реанимационной помощи, травматологической или хирургической помощи. Предусматривается санитарная авиация для эвакуации в вышестоящие уровни. [9,10,11,12,13 ]
Анализируя опыт международных стран в оказании помощи при травмах, и особенности национального законодательства можно сделать следующие выводы.
Считаю, что в Казахстане не достаточно разработана правовая база основных нормативно правовых актов (НПА), регулирующая деятельность медицинских сестер, в том числе в травматологических отделениях.
Ярким отличительным признаком от рассмотренных стран является отсутствие сетей травматологических служб и уровней травмоцентров в Казахстане. В отдаленных местностях время госпитализации судя по всему затягивается, так как тяжело травмированный пациент должен быть доставлен в стационар, оказывающий как минимум специализированную помощь. Хотя уже делаются значительные шаги для развития таких сетей создание ТМСП на автодорогах республиканского значения, оснащение реанимобилями, развитие санитарной авиации, совершенствование законодательства в организации травматологической помощи.
Очень интересна модель травматологической службы в Германии и США, где команда травматологической бригады ведут пациента с момента реанимации и стабилизации состояния до реабилитации и проводят основную диагностику. В таком случае медицинские работники знают все нюансы в состоянии пациента, и таким образом обеспечивается качественная преемственность медицинской помощи и последовательность в лечении наличием лидера в команде.
Как видно из ряда исследований от квалификации, штатного расписания медицинских сестер, преемственности напрямую зависит жизнь и здоровье пациента в отделении травматологии. Казахстан сделал значительные реформы в системе организации здравоохранения и в данном направлении, которые начинают реализовываться в настоящее время. Сюда относится качество образования, регулирование нагрузки медсестер, разработка стандартов «Сестринского дела» и другое.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- WHO: INTERNATIONAL ASSOCIATION FOR THE SURGERY OF TRAUMA AND SURGICAL INTENSIVE-CARE: «Guidelines for essential trauma care.» 2010. URL: https://www.who.int/violence_injury_prevention/publications/services/en/guidelines_traumacare.pdf
- Hannah Kathleen Skinner, Emmylou Rahtz, Ania Korszun: «Interviews following physical trauma: A thematic analysis» //International Emergency Nursing». Jan. 2019. Vol. 42. P. 19-24 URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1755599X18301149;
- Lesley Gotlib Conn, Ashley Zwaiman, Tracey DasGupta, Brigette Hales, Aaron Watamaniuk, Avery B.Nathens: «Trauma patient discharge and care transition experiences: Identifying opportunities for quality improvement in trauma centres» // Injury. 2018. Vol. 49. №1. P. 97-103.
- Кашафутдинова Г.Т. Концептуальные подходы к совершенствованию сестринского дела в РК: дисс. ... д-р.мед.наук Алматы, 2014. 191 с.
- Hargestam M, Lindkvist M, Jacobsson M, Brulin C, Hultin M: «Trauma teams and time to early management during in situ trauma team training» //BMJ Open. 2016. №6(1). Р. 89-96.
- M. K. Harmsen, G. F. Giannakopoulos, M. T erra,E. S. M. de Lange de Klerk, F. W. Bloemers: «Ten year maturation period in a level-I trauma center, a cohort comparison study”// Eur J Trauma Emerg Surg. 2017. №43(5). Р. 685-690.
- Гончаров А.В., Самохвалов И.М., Суворов В.В., Маркевич В.Ю., Пичугин А.А., Петров А.Н. Проблемы этапного лечения пострадавших с тяжелыми сочетанными травмами в условиях региональной травмосистемы // Ж. Политравма. 2017. №2. - С. 91-96.
- Christopher G. Moran, Fiona Lecky, Omar Bouamra, Tom Lawrence, Antoinette Edwards, Maralyn Woodford, Keith Willett, Timothy J.Coats: «Changing the System Major Trauma Patients and Their Outcomes in the NHS (England) 2008-17» // E Clinical Medicine. 2018. Vol.2-3. P. 13-21.
- Trauma Association of Canada: «Trauma system accreditation guidelines.». 2011. 26 р.
- Jose M. Soto, Yilu Zhang, Jason H. Huang, and Dong-Xia Feng: «An overview of the American trauma system» // Chin J Traumatol. 2018. №21(2). Р. 77-79.
- Antonio Ernstberger, Michael Koller, 2 Florian Zeman, 2 Maximilian Kerschbaum, Franz Hilber, Eva Diepold, Julika Loss, Tanja Herbst, Michael Nerlich: “A trauma network with centralized and local health care structures: Evaluating the effectiveness of the first certified Trauma Network of the German Society of Trauma Surgery» // PLoS One. 2018. №13(3). Р. 297-305.
- L. McCullough, J. C. Haycock, D. P. Forward, C. G. Moran: «Major trauma networks in England» // BJA: British Journal of Anaesthesia. 2014. Vol. 113., №2. P. 202-206.
- Zi-Long Li, Ping Jin, Hai-HongYuan, Jie-Feng Xu, Yong-Jie Chen, Zheng-Quan Wang, ZheLi, Ya Fang, Xia-Di Yu: "Regional whole-course trauma care Experiences from a county-level hospital» // Chinese Journal of Traumatology. 2018. Vol. 21., №5. P. 250-255.