Отмечается, что постарение населения Республики Казахстан (РК) меняет область профессиональной деятельности врачей- стоматологов, где повышение качества оказания стоматологической помощи и повышение качества жизни людей пожилого и старческого возраста является одними из приоритетных задач. Явление постарения населения в современных условиях является серьезной медико-социальной проблемой всего мира, в том числе и в Республике Казахстан (РК). По прогнозам экспертов ВОЗ, к 2018 году доля старших возрастных групп составит 20%, а к 2055 году она может возрасти до 40% -55% от всего населения [1]. В РК в настоящее время прогрессирует увеличение абсолютной численности доли лиц пожилого и старческого возраста.
Актуальность. С годами наблюдаются изменения структур и функций всех органов и систем макроорганизма, в том числе и полости рта. С организацией в 1983 г. «Международной ассоциации по геронтологии» (IAG) стало применяться понятие «геронтостоматология», наука о зубоврачевании людей, имеющих значительный возраст, рассматривается в первую очередь как отдельную дисциплину стоматологии, а не специальная часть геронтологии [2]. По мнению ряда научных исследователей, при организации стратегии стоматологического обслуживания населения следует исходить из приоритетов, определяемых демографической ситуацией и ее развитием, эпидемиологически обоснованной потребностью в стоматологической помощи, а также ее эффективностью. При этом следует учитывать отношение пожилых лиц к состоянию своих зубов и полости рта, уход за ними, пониженный интерес к жизни, их отношение к стоматологическому обслуживанию, страх перед оплатой за оказанное лечебное мероприятие [3, 4]. Большинство эпидемиологических обследований, проводимые за рубежом, выявили неудовлетворительное состояние полости рта у лиц старших возрастных групп.
Рассмотрим наиболее часто встречающиеся патологические процессы, затрагивающие зубочелюстную систему.
- Кариес - с этим заболеванием рано или поздно встречается каждый человек. На начальной стадии на эмалевом слое можно рассмотреть светлые или темные пятна. Затем, вследствие деятельности микроорганизмов, происходит разрушение твердых тканей, затрагивая все более глубокие слои зуба.
- Гингивит - это воспаление десны, без нарушения зубодесневого соединения. Проявляется припухлостью, кровоточивостью и болезненностью мягких тканей. Отсутствие лечения приводит к пародонтиту.
- Пародонтит - это воспалительно-дистрофический процесс в пародонте, считается самым распространенным и коварным заболеванием. Заболевание начинается практически бессимптомно, с прогрессированием, человек испытывает боль, зуд и дискомфорт, что в итоге приводит к потере зубов.
- Пародонтоз - это дистрофический процесс, где происходит поражение околозубных тканей без выраженного воспаления. Симптомами недуга являются образование твердых под- и наддесневых отложений, обнажение шеек зубов, подвижность зубов. Пародонтоз приводит к утрате зубов, снижению высоты прикуса, что влияет на изменения в височнонижнечелюстном суставе.
Особое внимание следует уделить внедрению, обучению гигиене полости рта и её контролю в раннем детском возрасте и на этапах взросления ребенка. Только оптимизация и интенсификация гигиены полости рта позволит разрешить проблемы кариеса уже во взрослом возрасте, как кариозной болезни и гингивита, как стартовой площадки пародонтита, поскольку зубной налет и зубная бляшка отрицательно влияют и на твердые ткани зуба, и на ткани пародонта. Из этого следует необходимость профилактики стоматологических заболеваний общепризнанной, поэтому всем пациентам, первично обратившимся в стоматологическую поликлинику, необходимо проводить активную разъяснительную работу по выполнению ими тщательной гигиены полости рта с использованием профилактических средств, рассказывать о ведущей роли микробного фактора в возникновении и развитии воспалительных заболеваний пародонта. Обращать особое внимание на качество ухода за полостью рта, протезами, показывать различные способы и методы ухода за полостью рта, сбалансированное питание, консультация врача стоматолога 1 раз в год.
Первое место среди стоматологических изменений выступает утрата зубов с последующими функциональными нарушениями. Данные исследований показали, что от 21,4 % до 64,2% обследованных были с полной потерей зубов [5]. От 33 % до 50 % обследованных сталкивались с проблемами пережевывания пищи, от 15 до 30,8 % испытывали дискомфорт и не были удовлетворены состоянием полости рта [6]. По другим данным, более 62 % пожилых людей имели один или более патологических симптомов в полости рта, до 30% - чувствовали в некоторой степени социальную изолированность из-за состояния полости рта [7]. Около 15% обследованных с сохранившимися зубами требовалась срочная стоматологическая помощь. От 69 % до 90% пациентов нуждались в пародонтологическом лечении, от 29% до 81,8% - в удалении зубов, по поводу заболевания пародонта [8]. И только от 26 % до 37 % нуждались в лечении зубов, пораженных кариозным процессом, однако чаще всего - в пломбировании только одной полости [9].
По данным литературы, количество случаев нетрудоспособности лиц пожилого возраста на стоматологическом приёме составляет 0,04% от общего числа обращений (средняя продолжительность больничного листа - 9,85 дней). Основную долю в этом составляла нетрудоспособность по причине одонтогенных осложнений (75,0% всех случаев нетрудоспособности, средняя продолжительность нетрудоспособности - 4,02 дня) [10].
Как правило, важнейшей целью сохранения здоровья любых групп населения и прежде всего лиц пожилого возраста является сохранение или восстановление жевательного аппарата, обеспечивающего пережевывание пищи и функционирование всей пищеварительной системы. Что в свою очередь, является профилактикой серьезных соматических заболеваний и прежде всего заболеваний желудочного-кишечного тракта. В связи с этим улучшение ортопедической стоматологической помощи лицам пожилого и старческого возраста - является наиболее актуальной задачей на сегодняшний день [11] в стоматологии.
По литературным данным разных авторов, лечение зубов у лиц пожилого возраста имеет особенности, что связано с изменениями строения зуба в целом и степенью минерализации твердых тканей [12]. Это формирует необходимость в специальном подходе в диагностике, лечении и профилактике кариозных поражений в этой возрастной категории [17]. Этиология кариеса связана с воздействием кариесогенных микроорганизмов, не зависимо от возраста. Однако их действию в пожилом возрасте помогает избежать высокая степень минерализации эмали. Вместе с тем, и у пожилых лиц эмаль подвержена поражению [18].
Возрастные морфофункциональные изменения касаются и самих зубов. Одним из основных внешних признаков старения является изменение окраски эмали от белого цвета с синеватым или желтоватым оттенком к желтокоричневому. Такое явление объясняют образованием значительного количества вторичного дентина, уменьшением слоя эмали и изменениями со стороны пульпы. Окраска зависит также от степени проникновения красящих элементов из слюны и пищи в органические вещества эмали [13].
Наиболее распространенные функциональные нарушения зубочелюстной системы возникают вследствие стираемости зубов.
Стираемость зубов - явление физиологическое, характеризующееся тремя основными признаками: возрастное явление, равномерность и сохранение зубами функциональной полноценности. С возрастом стираются, прежде всего, окклюзионные поверхности зубов, приводя к уменьшению высоты анатомических коронок. Стираются и контактные поверхности, и зубная дуга укорачивается [14]. Повышенная стираемость приводит к деформированию формы зубов, где коронки изменяют свою форму, острые края травмируют слизистую оболочку языка, губ, щек [15]. Снижение высоты прикуса влияют на изменения в височнонижнечелюстном суставе, образуя складки в углах рта, в результате чего проявляется в виде "старческого" выражения лица.
Гиперестезия зубов является распространенным явлением в пожилом возрасте [4]. Чувствительные ткани зубов в обычных условиях изолированы от внешней среды. Когда же эти ткани обнажаются, дентин подвергается болевой чувствительности при воздействии физических и химических факторов.
Чаще, чем у молодых, у лицпожилого возраставстречаются клиновидные дефекты, хотя их этиология не связана с возрастом. Происхождение клиновидного дефекта связывают с предшествующим изменением органической субстанции твердых тканей зубов. Несмотря на это, нельзя исключать механический фактор как один из источников стирания эмали [14]. Наблюдается чашеобразная убыль эмали и дентина на вестибулярной поверхности передних зубов. При образовании таких дефектов, помимо механических факторов, основную роль играет воздействие на эмаль пищевых кислот, лекарственных препаратов и производственных факторов [16].
При потере зубов, а также и при их наличииотмечается снижение высоты альвеолярного гребня, что сопровождается перестройкой височно-нижнечелюстного сустава.
С увеличением возраста нуждаемость в использовании различных протезов, особенно съемных, увеличивается. Основным видом необходимого ортопедического лечения лицам пожилого и старческого возраста является съемное зубное протезирование (частичные съемные, бюгельные и полные съемные зубные протезы) [11, 19]. Потеря зубов, изменение слизистой оболочки полости рта, плохие съемные протезы в сочетании с хроническими общесоматическими заболеваниями существенно снижают адаптационные возможности организма [20], а так же качество жизни лиц пожилого и старческого возраста [21 Установлено, что состояние зубных рядов и функции жевания, зависит от пола, возраста, места и социальных условий проживания пожилых.
У лиц пожилого возраста по градации ВОЗ, стоматологическое здоровье ухудшается по сравнению с предыдущим годом; у сельских жителей, по сравнению с городскими; у мужчин, по сравнению с женщинами; у пенсионеров, находящихся в учреждениях социальной защиты, по сравнению с пенсионерами, проживающими в домашних условиях. При этом уровень стоматологической помощи недостаточен во всех группах пожилых, но наименьший - в сельских учреждениях социальной защиты (20,7%).
Установлены статистически значимые прямые и обратные корреляционные связи между индексом состояния стоматологической помощи и показателями состояния зубных рядов («К», «П», «У», числом сохранившихся и интактных зубов) и жевательной функции [3].
Заключение. Таким образом, в связи с современной демографической ситуацией в настоящее время, состояние стоматологического здоровья населения старших возрастных групп и уровень различных видов стоматологической помощи приводит к нарастанию социально-экономических и медицинских проблем и требует проведения структурных преобразований в здравоохранении, направленных на увеличение объемов и доступности стоматологической помощи пожилым. Основные стоматологические заболевания могут не настигнуть пациента при правильном уходе за полостью рта, обучение гигиене полости рта следует прививать с раннего детского возраста. Профессиональная гигиена полости рта, оптимальное питание, осмотр у врача стоматолога с минимальной посещаемостью раз в год, в значительной мере позволяет сократить заболеваемость полости рта в пожилом возрасте.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Haighton C. The Do-Well study: protocol for a randomised controlled trial, economic and qualitative process evaluations of domiciliary welfare rights advice for socio-economically disadvantaged older people recruited via primary health care // BMC Public Health. - 2012. Vol.12, №1. - Р. 382-388.
- Алимский А.В. Геронтостоматология (эпидемиологические, социальные и организационные аспекты). - М.: 2012. - 146 с.
- В.В. Самсонов Актуальные вопросы геронтостоматоло-гии в России на современном этапе // Успехи геронтологии. - 2013. - Т. 26, №3. - С. 540-543.
- Иорданишвили А.К. Стомалгии у людей пожилого и старческого возраста: диагностика, классификация и оценка эффективности лечения // Институт стоматологии. - 2013. - №2(59). - С. 50-53.
- Chen X. Length of tooth survival in older adults with complex medical, functional and dental backgrounds // J Am Dent Assoc. - 2012. - Vol.143, №6. - Р. 566-578.
- Locker D. Oral health and quality of life // Oral. HealthPrev. Dent. - 2004. - №2, Suppl. 1. - P. 247-253.
- K. Divaris Loss of natural dentition: multi-level effects among a geriatric population // Gerodontology. - 2012. - Vol. 29, №2. - Р. 192199.
- Shah N. Impact of socio-demographic variables, oral hygiene practices and oral habits on periodontal health status of Indian elderly: a community-based study // Indian J Dent Res. - 2003. - Vol. 14, № 4. - Р. 289-297
- Saunders R.H. Jr. Dental caries in older adults // Dent Clin North Am. - 2005. - Vol. 49, №2. - Р. 293-308.
- Иванова Е.В. Совершенствование оказания терапевтической стоматологи- ческой помощи лицам пожилого и старческого возраста в современных условиях: автореф. дис. ... канд. мед. наук - М., 2009. - 24 с.
- Баркан И.Ю. Повышение эффективности ортопедического лечения больных при полном отсутствии зубов и сложных анатомических условиях на нижней челюсти посредством модифицированной конструкции протеза: автореф. дис. ... канд. мед. наук - Омск, 2005. - 44 с.
- Глушнюк Е.П. Повышение эффективности эндодонтической обработки зубов лиц пожилого и старческого возраста: автореф. Дисс. ... канд. мед. наук - М., 2010. - 22 с.
- Виллерсхаузен-Ценхен Б. Изменения тканей ротовой полости в пожилом возрасте // Клиническая стоматология. - 2000. - №3. С. 58-63.
- М.Л. Заксон Практическая геронтостоматология и гериатрия. - Киев: Здоровье, 1993. - 248 с.
- Пак А.Н. Повышенное истирание зубов у людей старшей возрастной группы // Стоматология. - 1991. - №3. - С. 13-15.
- Петрикас А.Ж. Что такое эндодонт? // Клиническая стоматология. - 1997. - №1. - С. 10-11.
- R. Srivastava Prevalence of dental caries and periodontal diseases, and their association with socio-demographic risk factors among older persons in Delhi, India: a community-based study // Southeast Asian J Trop Med Public Health. - 2013. - Vol. 44, №3. - Р. 523-533.
- Lussi A. Validity of diagnostic and treatment decisions of fissure caries // Caries research. - 1991. - Vol. 25, №4. - P. 296-303.
- Филиппова Е.В. Заболевания слизистой оболочки полости рта, губ и языка у людей пожилого и старческого возраста // Пародонтология. - 2013. - Т. 18, №2. - С. 69-72
- Леонтьев В.К. Здоровые зубы и качество жизни // Труды съезда СтАР. - М.: 1999. - С. 60-66.