Мужской гипогонадизм (андрогенный дефицит у мужчин) и эректильная дисфункция входят в число актуальных проблем современного здравоохранения, с которой сталкиваются в своей практике не только андрологи, но и врачи любой специальности. По результатам современных исследований возрастает количество свидетельств того, что тестостерон у мужчин имеет ведущее значение не только в аспектах сексуального здоровья, но также в обеспечении мышечной и костной массы, эритропоэзе, метаболизме глюкозы и липидов; а эректильная дисфункция не только приводит к депрессии, снижению работоспособности и рождаемости, но зачастую служит маркером других распространенных заболеваний, таких как артериальная гипертензия, сахарный диабет, ожирение, дислипидемия *1+, [2], [5] .
Клинические проявления гипогонадизма (снижение полового влечения, ухудшение настроения, эректильная дисфункция, олигоспермия или азооспермия, снижение плотности костной ткани, регрессия вторичных половых признаков, потеря мышечной массы и мышечной силы, усталость) выражены слабо, и поэтому мужской гипогонадизм считается плохо диагностируемым заболеванием *4+. Что же касается эректильной дисфункции, то «деликатность» проблемы нарушений половой функции заставляет больных скрывать от врачей жалобы.
Опросник возрастных симптомов мужчин AMS (Aging Males Symptoms) - это очень простой и удобный метод, позволяющий выявить признаки андрогенного дефицита и оценить степень их выраженности; а Международный индекс эректильной функции (МИЭФ-5) предназначен для оценки способности достигать и поддерживать эрекцию, достаточную для совершения удовлетворительного полового акта.
Нами были проведены исследования с целью выявления распространения эректильной дисфункции и гипогонадизма в Казахстане, но в силу того, что население РК находится в различных климатических и социально-экономических условиях, было проведено анкетирование (с использованием вышеуказанных опросников) с последующим осмотром урологом и эндокринологом мужчин Северо-Казахстанской и Алматинской областей.
На основе бесповторной случайной выборки были сформированы группы, в которые вошли 2234 мужчины (736 из Алматинской и 1498 из Северо-Казахстанской областей) в возрасте от 21 года и старше.
Средние показатели частоты (стандартное отклонение - СО) гипогонадизма, характерные для Алматинской области, составили по нашим данным 22,8% (1,5%) (168/736), а для Северо-Казахстанской - 35,0% (1,2%) (525/1498) *3+, в среднем по обеим областям - 31,11% (1,0%) (695/2234).
По нашим данным, средние показатели распространения (СО) эректильной дисфункции в возрастных группах от 21 года до 89 лет в Алматинской области составили 61,3% (1,8%) (451/736), в Северо-Казахстанской - 49,5% (1,3%) (742/1498) *3+, по обеим областям - 53,40% (1,1%) (1193/2234).
Но эти группы составляют люди различного социального положения, возраста, различных профессий, без/с наличием заболеваний и т. д., что свидетельствует об общем распространении эректильной дисфункции и гипогонадизма среди населения.
В данной статье мы бы хотели отразить частоту андрогенного дефицита и эректильной дисфункции у мужчин, проживающих в Айыртауском районе Северо-Казахстанской области. Как известно Казахстан обладает одной из крупнейших в мире сырьевых баз урана, имеет в своих недрах, по разным оценкам, от 19 до 25% мировых запасов этого важнейшего стратегического сырья. Десятки месторождений и так называемых рудопроявлений урана сосредоточены в Северном Казахстане, в частности рудник № 12, месторождение Косачиное вблизи поселка Саумалколь Айыртауского района, функционировавшие до конца 90-ых годов прошлого столетия. Методом случайной выборки была сформирована группа мужчин, проживающих в поселке Саумалколь Айыртауского района Северо-Казахстанской области в течение длительного времени (n=42). Медиана возраста (интерквартильная широта) составила - 38 (от 29 до 51) лет. После проведенных анкетирования и осмотра специалистами, средние показатели частоты (СО) эректильной дисфункции составили 48% (7,7%) (20/42), гипогонадизма - 40% (7,6%) (17/42). Ф обследуемых был рассчитан индекс массы тела, медиана (интерквартильная широта) которого составила 24 (от 22 до 26,2).
В качестве контрольной была сформирована методом случайной выборки группа мужчин, проживающих в г. Петропавловске. Выборка производилась из группы мужчин соответствующего социального статуса (военные, сотрудники чрезвычайных служб), возраста - медиана (интерквартильная широта) составила 36,5 (от 27 до 53) лет, росто-весового показателя (индекс массы тела) - медиана (интерквартильная широта) составила 24,7 (от 22,9 до 26,3), (n=42). Средние показатели частоты (СО) эректильной дисфункции среди мужчин данной группы - 38% (7,5%) (16/42), андрогенного дефицита - 10% (4,6%) (4/42) (рисунок 1).
Из диаграммы 1 следует, что частота гипогонадизма у мужчин, проживающих в Айыртауском районе Северо-Казахстанской области в 4 раза больше, чем у мужчин, живущих в г. Петропавловске (p<0,05); проверка статистической значимости различий двух частот производилась с использованием критерия χ2 с поправкой Йеитса.
Уаким образом, полученные данные могут свидетельствовать о важной роли загрязненности радионуклидами окружающей среды в развитии андрогенной недостаточности у мужчин, что непременно необходимо учитывать при обследовании и сборе анамнеза у пациентов, проживающих в радиационно неблагоприятных районах, врачами общей практики, терапевтами, урологами-андрологами вне зависимости от причин обращения.
Выводы
- Эректильная дисфункция и гипогонадизм широко распространены, как у городского населения, так и среди сельских жителей.
- Частота андрогенной недостаточности у мужчин, проживающих в Айыртауском районе Северо-Казахстанской области, в 4 раза больше (p<0,05), чем среди городского населения г. Петропавловска, что, вероятно, имеет причинную связь с расположением урановых рудников в данной местности.
- Фчитывая большую роль пониженного уровня тестостерона в развитии многих заболеваний, врачам общей практики, терапевтам, урологам-андрологам необходимо принимать во внимание факт проживания пациента в радиационно неблагоприятных районах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Goldstein I. Int. J. Impot. Res. - 2000. - 12 (suppl. 4). - P. 147-151
- И. А. Уюзиков, С. Я. Калинченко, А. Г. Мартов, «Андрогенный дефицит и соматические заболевания у мужчин: есть ли патогенетические связи?» // Земский врач. - 2012. - №3. - С.12-14.
- М. Е. Зельцер, А. А. Хамзин, Р. А. Фролов, «К распространению эректильной дисфункции и гипогонадизма в Казахстане»// «Вестник эндокринологии». - 2012.
- Morales A. Rev. Endocr. Metab. Disorders. - 2005. - №6. - P. 85-92.
- Feldman H. A. et al. Impotence and its medical and psychosocial correlates: Results of the Massachusetts Male Aging Study. J Urol. - 1994. - P. 151:54.