Проблема охраны здоровья матери и ребенка рассматривается как важная составная часть здравоохранения, имеющая первостепенное значение для формирования здорового поколения людей с самого раннего периода их жизни.
По данным Харсена Де Черни, В.П.Ивашкиной, П.Г. Брюсовой и др. известно, что анестетики и анестезия в целом влияют на состояние внутриутробного плода. Это влияние зависит от концентрации лекарственного вещества в крови матери и проницаемости плаценты. Само понятие «плацентарный барьер» должно восприниматься анестезиологом, как условное сравнение проницаемости плаценты с проницаемостью гематоэнцефалического барьера *1,3+. Поэтому, все вещества, вводимые беременной с целью получения анестезии, в том или ином количестве проникают в организм плода.
Скорость диффузии лекарственных веществ через плаценту определяется законом Фика, она тем выше, чем ниже их молекулярная масса, лучше растворимость в жирах, ниже степень ионизации и связывания белками *1,2+. Почти все лекарственные средства, применяемые для анестезии, имеют молекулярную массу менее 500, слабо ионизируются, хорошо растворяются в жирах и плохо связываются белками плазмы. Этим объясняется то, что они хорошо проникают через плаценту. Исключением являются мышечные релаксанты, поскольку они плохо растворяются в жирах и имеют высокую степень ионизации. Хотя ферментативная активность плода ниже, чем у взрослого, метаболизация введенных препаратов, в том числе местных анестетиков, происходит даже у недоношенного плода. Транспорт веществ через плаценту также зависит от pH крови по обе стороны от нее. pH крови на плодовой стороне плаценты в норме на 0,1-0,2 Ед. ниже, чем на материнской стороне. Дальнейшее снижение pH крови плода приводит к накоплению у него дополнительного количества препарата. Для препаратов, обладающих кислой реакцией (например, тиопентал), характерна обратная закономерность, т.е. они накапливаются преимущественно на материнской стороне плаценты *2,3+. О транспорте лекарственного препарата через плаценту можно судить по отношению его концентрации в крови пупочной вены к концентрации в венозной крови матери. О потреблении лекарственного препарата плодом можно судить по отношению его концентрации в крови пупочной артерии к концентрации в крови пупочной вены. Влияние на плод лекарственных препаратов, вводимых беременной, зависит от многих факторов: путь введения (внутримышечный, внутривенный, эпидуральный), доза, момент введения (до родов/во время родов, во время схваток/вне схваток), зрелость органов плода (мозга и печени). Так, если препарат вводят за несколько часов до родов или же однократно внутривенно во время схваток непосредственно перед родами (когда маточный кровоток максимально снижен), то его уровень в крови плода будет невысок. Действие лекарственных препаратов на плод можно оценить в ходе родов по результатам кардиотокографии и анализа КОС крови, полученной из кожи головки плода, а в послеродовом периоде - с помощью оценки по шкале Апгар или по результатам неврологического исследования новорожденного *1,2+.
Обезболивание родов остается актуальной проблемой в современном акушерстве. По данным А.А. Бунатяна, В.Д. Малышева современные методики анестезии в родах оказывают минимальное депрессивное действие на плод, хотя применяемые препараты хорошо проникают через плаценту. Интенсивные и болезненные схватки приводят к увеличению минутного объема дыхания до 300%. По сравнению с третьим триместром потребление кислорода увеличивается на 60%. При выраженной гипервентиляции PaCO2 может быть очень низким - меньше 20 мм рт.ст. Чрезмерная гипокапния, в свою очередь, может привести к компенсаторной гиповентиляции и преходящей гипоксемии матери и плода в перерывах между схватками *1,4+.
Исследования профессора Я.С.Полушина показывают, что фармакологические препараты, применяемые для анестезии и интенсивной терапии в акушерской практике, не должны оказывать отрицательного влияния на течение родового процесса и состояние плода. Известно, что обменная функция плаценты осуществляется на уровне межворсинчатого пространства и эндотелия ее капилляров. Вследствие этого плацента избирательно контролирует не только качественный состав веществ, проникающих в кровь плода, но и активно регулирует скорость их проникновения. Наркотические препараты, которые хорошо связываются с плазменными и клеточными белками, в значительно меньшем количестве проникают к плоду. Это необходимо учитывать у рожениц с гипопротеинемией и анемией. У них даже при введении обычных доз общих анестетиков несвязанная их фракция оказывается относительно высокой [4,5].
Основные сведения о влиянии препаратов для анестезии на моторику матки и плод приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Основные сведения о влиянии препаратов для анестезии на моторику матки и плода
Фармакологические средства |
Влияние на моторику матки |
Проникновение через плаценту |
Показания для применения и дозы |
Наркотические анальгетики: фентанил, морфин, промедол |
Угнетают |
медленное (4070%) |
применяют только после извлечения плода как компонент общей анестезии |
Ганглиоблокаторы: арфонад, бензогексоний, пентамин |
Усиливают |
не проникают |
применяют при гипертензии |
Гексенал, тиопентал натрия |
малые дозы не влияют |
быстрое |
часто используют для индукции в дозе 4-5 мг/кг МУ, рекомендуют сочетать с закисью азота |
Бензодиазепины |
не угнетают |
быстрое |
снимают психоэмоциональное напряжение; судороги, могут вызвать депрессию плода |
Дроперидол, аминазин |
в больших дозах угнетают |
медленное |
показаны при психоэмоциональном напряжении, при гипертензии; как компонент анестезии |
Закись азота |
не угнетает |
быстрое |
широко используют для анестезии |
Кетамин |
не угнетает |
быстрое |
широко используют для анестезии: в дозе 1 мг/кг МУ для индукции анестезии, 1,5-2 мг/кг мт после извлечения плода |
Миорелаксанты |
при быстром извлечении плода не влияют |
в обычных условиях не проникают |
для интубации трахеи мивакрон 0,1 мг/кг МУ |
Фторотан |
угнетает до атонии |
быстрое |
применяют при тетанусе матки, с лечебной целью, кратковременно |
По мнению Г.Г. Жданова, А.П.Зильбера. все ингаляционные анестетики и большинство внутривенных (тиопентал, кетамин, пропофол и бензодиазепины) свободно проходят через плаценту, их можно обнаружить в крови плода. Опиоиды (меперидин, фентанил, суфентанил, альфентанил, буторфанол и налбуфин) тоже легко проникают через плаценту. Морфин у рожениц не применяют, поскольку он угнетает дыхание новорожденных значительно сильнее, чем другие опиоиды. Молекулы миорелаксантов находятся в ионизированной форме, поэтому они плохо проникают через плаценту и не оказывают значимого влияния на плод. Препараты, в высокой степени связывающиеся с белками, плохо проникают через плаценту; таким образом, более низкое содержание бупивакаина в крови плода по сравнению с лидокаином объясняется, вероятно, более высоким сродством бупивакаина к белкам плазмы. Хлоропрокаин хуже всех местных анестетиков проникает через плаценту, потому что быстро расщепляется холинэстеразой плазмы матери. Большинство вспомогательных лекарственных препаратов тоже свободно проникает через плаценту. Эфедрин, ß-адреноблокаторы (лабетолол, эсмомлол), вазодилататоры, производные фенотиазина, Н··∣-и Н2-блокаторы, метоклопрамид поступают в организм плода. Атропин и скополамин свободно проникают через плаценту. Гликопирролат, представляющий собой четвертичное аммониевое соединение (т.е. ионизированное) лишь частично проходит через плаценту [1,3,6,7].
По данным С.П. Лысенкова, В.В. Мясниковой, В.В.Пономарева внутривенные анестетики действуют на маточно-плацентарный кровоток по-разному. Барбитураты вызывают умеренное дозозависимое снижение маточного кровотока, обусловленное гипотензивным действием. В то же время слишком низкая индукционная доза барбитуратов может вызвать более значительное снижение маточного кровотока, потому что в ответ на поверхностную анестезию активизируется симпатоадреналовая система. Кетамин не оказывает существенного влияния на маточно-плацентарное кровообращение; его гипертензивный эффект противодействует вазоконстрикции. Мидазолам и пропофол сопряжены с более высоким риском артериальной гипотонии, нежели тиопентал. Этомидат скорее всего не оказывает значимого действия на маточно-плацентарное кровообращение, но этот вопрос пока еще изучен недостаточно *7+.
Ингаляционные анестетики снижают артериальное давление (АД) и, следовательно, маточный кровоток. Вместе с тем в дозе < 1 МАК они не оказывают значимого влияния ни на АД, ни на маточный кровоток. Галотан и изофлюран могут вызывать дилатацию маточных артерий. Закись азота не оказывает значимого действия на маточный кровоток. Влияние регионарной анестезии на сократимость матки и течение родов носит сложный, противоречивый и преимущественно опосредованный характер. Прямой эффект возникает лишь при интоксикации местным анестетиком (например, при непреднамеренном внутрисосудистом введении) и состоит в тетании матки. Опосредованное влияние касается продолжительности родов и эффективности потуг. Существует традиционная точка зрения, согласно которой слишком раннее введение местного анестетика приводит к увеличению продолжительности родов, в то время как при введении местного анестетика после начала родов эффективность блокады невелика. Исследования показали, что эпидуральная и спинномозговая анестезия на уровне Th10-S5 не нарушают течение родов, если: 1) к моменту введения анестетика уже началась активная фаза родов; 2) к раствору местного анестетика не добавляют адреналин (это ограничение разделяется не всеми); 3) поддерживается нормальное АД, нет сдавления аорты и нижней полой вены. Кроме того, обусловленное регионарной анестезией ослабление сократительной активности матки достаточно просто устранить с помощью инфузии окситоцина. Не существует однозначного мнения о том, увеличивает ли регионарная анестезия частоту применения выходных акушерских щипцов. Регионарная анестезия устраняет позыв к потугам, удлиняя второй период родов. Считают, что спинномозговая и эпидуральная анестезия подавляет рефлекторный выброс эндогенного окситоцина в ответ на расширение нижнего отдела родового канала (рефлекс Фергюссона). При правильной психопрофилактической подготовке роженица может тужиться, не ощущая схваток, и необходимость применения щипцов возникает очень редко [2,4].
Плацента, получающая почти половину сердечного выброса плода, выполняет функцию газообмена. В результате фетальный легочный кровоток невелик, а большой и малый круги кровообращения функционируют не последовательно, как у взрослого человека, а параллельно. Почти половина хорошо оксигенированной крови из пупочной вены поступает непосредственно к сердцу через венозный проток, минуя печень. Оставшаяся часть кровотока от плаценты смешивается с кровью воротной вены (через воротный синус) и, пройдя через печень, поступает в сердце. Прохождение части крови через печень играет важную роль в метаболической деградации лекарственных препаратов и токсинов, находящихся в материнской крови *1,3+.
Уаким образом, метаболизм препарата и его экскреция завершают процесс распределения лекарственного вещества в организме плода. Печень плода способна метаболизировать лекарственные препараты и ряд других веществ, начиная со ІІ триместра, причем по мере прогрессирования беременности эта способность повышается. Интересно, что минимальная альвеолярная концентрация ингаляционных анестетиков снижена у беременных женщин приблизительно на треть. Причина не ясна, предполагают, что это связано с измененным уровнем гормонов и эндорфинов. Уранспорт лекарственного препарата определяется: его растворимостью в жирах, степенью ионизации препарата, плацентарным кровотоком, молекулярной массой препарата, плацентарным метаболизмом, связыванием с белками.
С учетом всего вышесказанного можно заключить, что при выборе анестезии необходимо учитывать следующие факторы: Во-первых, нужно учитывать скорость диффузии лекарственных веществ, поэтому жизнь пациента зависит от выбора анестезиолога. Выбор должен быть настолько точным, насколько анестетик не должен пройти через плаценту.
Во-вторых, учитывая pH крови, надо выбрать менее токсичный, безопасный анестетик, то есть быстро достичь хирургической стадии анестезии.
СПИСОК ЛИТЕРАТФРы
- «Неотложная помощь в акушерстве и гинекологии» под ред. В.Т. Ивашкина, П.Г. Брюсова. - М.: «Медицина», 2001г. - C. 109-112.
- «Интенсивная терапия. Реанимация. Первая помощь»// Фчебное пособие под ред. В.Д. Малышева. - М.: Медицина, 2000г. - 464 c.
- «Акушерство и гинекология »// Харсен Де Черни, 2009 г. - 607 c.
- «Анестезиология и реаниматология»// А.А. Бунатян, 2007 г. - C. 207-211 .
- «Руководство по анестезиологии и реаниматологии»// Под ред. профессора Я.С. Полушина. - СП-б.: 2004 г. - C. 150-152.
- «Реанимация и интенсивная терапия»//Г.Г.Жданов, А.П.Зильбер. - М.: «Академия», 2007г. - C.112-114
- «Неотложные состояния и анестезия в акушерстве»//С.П.Лысенков, В.В. Мясникова, В.В.Пономарев. -СП-б.: 2004г. - 302 c.