В последнее десятилетие осуществляется интенсивное внедрение инновационных разработок в разные сферы деятельности государства и общества. Глобализация и рост организованной преступности, посягательства на безопасность и стабильное развитие отдельных государств и мирового сообщества в целом, появление изощренных способов совершения противоправных деяний требуют использования новых методов и средств доказывания при производстве по уголовным делам.
Стремительное развитие современных технологий в сфере телекоммуникаций дает возможность преступникам безнаказанно совершать тяжкие и особо тяжкие деяния, получать сверхприбыли, однако для привлечения их к уголовной ответственности порой не представляется возможным собрать достаточную доказательную базу.
Практика противодействия транснациональной преступности требует не только совершенствования средств и методов борьбы с ней, но и создания новых процессуальных механизмов оказания правовой помощи по уголовным делам.
Анализ следственной и судебной практики показывает, что в настоящее время в системе средств и способов доказывания по уголовным делам успешно используются новые технические разработки.
Несмотря на правоприменительные трудности, в сфере уголовной юстиции накоплен немалый опыт применения аудио-, видеозаписи и других технических средств, позволяющих объективно и точно фиксировать весь процесс доказывания и доказательства по уголовному делу.
Научно-технический прогресс не стоит на месте, и уже сегодня ученые и законодатели прогнозируют перспективы скорейшего нормативного закрепления порядка использования таких новейших технических разработок, как видеоконференцсвязь (видеосвязь), тензометрическая платформа для оценки стрессового психофизического состояния человека, системы для ведения «электронных» уголовных дел, видеопротоколы, электронный судья и др.[1, с.132].
Актуальность внедрения в процессуальную деятельность органов предварительного расследования новых способов получения доказательств с использованием передовых технологий, в частности видеоконференцсвязи, уже не вызывает сомнений.
Именно поэтому основное внимание будет уделено использованию одной из современных технических разработок – видеоконференцсвязи в уголовном судопроизводстве.
Для такой архитектоники работы имеются следующие основания. Из вышеперечисленных современных ноу-хау данная техническая разработка уже нашла, пусть и не всестороннее, но все же нормативное закрепление в УПК РК, наработан правоприменительный опыт ее использования. Применительно к международному сотрудничеству по уголовным делам такое направление исследования по данной теме является, на наш взгляд, наиболее предпочтительным.
Практика показывает, что проблема использования видеоконференцсвязи в уголовном процессе имеет не только техническую, но и юридическую сторону. Вглубоком научном исследовании нуждаются правовые основы применения данной технологии, пределы допустимости и порядок ее использования в уголовном судопроизводстве, а также вопросы придания юридической силы сведениям, полученным посредством видеоконференцсвязи. Следовательно, необходимость научного и практического разрешения указанных вопросов, а также их недостаточная разработанность обусловливают актуальность, теоретическую и практическую значимость данной темы.
При этом проблемы применения видеоконференцсвязи в уголовном процессе рассматриваются через призму международного сотрудничества по уголовным делам. Такая методология исследования определяется следующими обстоятельствами.
В уголовно-процессуальном законодательстве на сегодняшний день отсутствуют правовые основы применения данной инновационной технологии в стадии досудебного производства, что, на наш взгляд, существенно сужает сферы применения и возможности указной разработки. Между тем запросы иностранных государств о правовой помощи по уголовным делам российские компетентные органы уже исполняют посредством видеоконференцсвязи на указанной стадии уголовного процесса.
Возрастает объем работы компетентных органов в сфере оказания правовой помощи по уголовным делам. Между тем исполнение запросов о правовой помощи по уголовным делам в традиционных процессуальных формах составляет от шести месяцев до двух лет, иногда и более [2].
Представляется, что правовая регламентация применения такой современной технологии, как видеоконференцсвязь (при наличии соответствующего оборудования и конкретных методических рекомендаций), позволит значительно сократить сроки исполнения запросов о правовой помощи по уголовным делам (до 1,5 – 3 часов), повысить качество их рассмотрения, существенно уменьшить финансовые затраты, а также решить ряд организационных вопросов. Практика показывает, что залогом успеха в работе правоохранительных органов является способность правильно и грамотно использовать имеющуюся правовую базу, а также развитие информационных и телекоммуникационных технологий [3, с.97].
В ряде государств уже созданы нормативно-правовые основы использования видеоконференцсвязи, а также накоплен немалый опыт ее применения в сфере уголовного судопроизводства (например, в Австрии, Белоруссии, Великобритании, Германии, Индии, Италии, Канаде, Новой Зеландии, США, Украине, Швеции, Финляндии, Эстонии) [4, с.5]. Очевидно, что изучение зарубежного опыта в данной области позволит значительно расширить сферу использования видеоконференцсвязи, наглядно продемонстрировать ее потенциал при производстве процессуальных действий.
Правовая регламентация применения в уголовном процессе такой инновационной разработки, как видеоконференцсвязь, начала меняться только в последние годы. Несмотря на то, что действующее уголовно-процессуальное законодательство содержит нормы, допускающие ее использование, они, однако, охватывают лишь стадию судебного производства, не определяют принципы, цели и механизмы применения данной телекоммуникационной технологии, а также критерии допустимости информации, полученной посредством видеоконференцсвязи, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу.
Между тем проблема применения инновационных технологий в уголовном процессе, в частности при оказании правовой помощи по уголовным делам, не получила в науке должного рассмотрения и разрешения.
Понятие «инновационные технологии» применительно к области уголовного судопроизводства - набор методов и средств, поддерживающих этапы реализации нововведения в обозначенной сфере.
Исходя из того, что к таким «новшествам» и «нововведениям» относят современные технические средства, которые нашли широкое применение на всех этапахуголовного судопроизводства, приведем их краткий обзор, проанализируем их виды и классификации.
В научных трудах и законотворческой работе к современным техническим средствам в сфере уголовного судопроизводства, имеющим явные перспективы, в том числе на скорейшее нормативное закрепление, как правило, относят полиграфы, видеоконференцсвязь (видеосвязь), стресс-детекторы по голосу, тензометрические платформы для оценки стрессового психофизического состояния человека, системы для ведения «электронных» уголовных дел, видеопротоколы, «электронных судей» и др.
Использование в практике уголовного судопроизводства технологии видеоконференцсвязи является одной из самых интересных и прогрессивных новаций в действующем уголовно-процессуальном законодательстве.
Широкое применение в досудебном производстве технических средств, закрепленных, таких как киносъемка, фотографирование, аудио- и видео- записи, подкреплено методическими рекомендациями.
Вместе с тем реализация последних новелл уголовно-процессуального закона в части использования видеоконференцсвязи, несмотря на уже наработанную правоприменительную практику (только на стадии судебного производства), имеет весьма скудное теоретическое, научное и методическое обеспечение. И это при том, что за последнюю практику использования видеоконференцсвязи данная технология модифицирована и стала более мобильной.
Указанная технология позволяет совершенствовать международное сотрудничество в сфере оказания правовой помощи по уголовным делам, значительно сокращать финансовые и временные затраты, обеспечивать исполнение принятых государством международных обязательств, что полностью соответствует нынешнему вектору государственной политики в среде международных отношений.
На основании семантического анализа понятия видеоконференцсвязи, нормативных документов ООН, Совета Европы и Международного уголовного суда, законодательства Российской Федерации и ряда иностранных государств (Австралии, Беларуси, Великобритании, Канады, Казахстана, Новой Зеландии, США, Украины и Эстонии), а также существующих научных трактовок данной дефиниции предлагаем собственное определение понятия видеоконференцсвязь [5,с.390].
Видеоконференцсвязь в уголовном судопроизводстве - интерактивное взаимодействие участников уголовного процесса, в ходе которого производится непрерывный и четкий обмен аудиовизуальной информацией, имеющей значение для уголовного дела, в режиме реального времени посредством обособленной телекоммуникационной сети.
Научные положения, обосновывающие необходимость определения в законе порядка и правил использования видеоконференцсвязи в уголовном процессе, прежде всего в досудебном производстве при проведении следственных действий (допроса, очной ставки, проверки показаний на месте, освидетельствования, следственного эксперимента, опознания).
Уголовно-процессуальное законодательство иностранных государств (Австрии, Великобритании, Индии, Новой Зеландии, США, Украины) содержит более четкие нормативные правила применения видеоконференцсвязи на всех стадиях уголовного процесса, и что опыт правовой регламентации использования данной технологии в этих странах может быть использован в законотворческой деятельности Республики Казахстан.
Необходимо интенсивное внедрение видеоконференцсвязи в сферу международного сотрудничества по уголовным делам, что обусловлено не только обязательствами, принятыми государством по международным договорам, но и подписанием документов международных организаций, носящих рекомендательный характер. В рамках международного сотрудничества предлагается также применять видеоконференцсвязь при разрешении вопросов о выдаче/передаче лица, содержащегосяпод стражей или отбывающего наказание, на время для производства процессуальных действий на территории запрашивающего государства, что позволит избежать фактической (реальной) необходимости выдачи/передачи таких лиц [6, с.24].
Информация, полученная посредством видеоконференцсвязи, в том числе в ходе исполнения запроса о правовой помощи по уголовным делам, будет иметь значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию, при обеспечении следующих требований: а) неукоснительное соблюдение национального законодательства, общепризнанных принципов и норм международного права, а также фундаментальных прав и свобод человека и гражданина в сфере уголовного судопроизводства; б) выполнение надлежащих правил производства и оформления процессуальных действий, в том числе в рамках оказания правовой помощи на основе международных договоров; в) использование оборудования, отвечающего установленным стандартам, а также обособленного канала связи, обеспечивающего непрерывную, качественную и конфиденциальную передачу информации, имеющую значение для уголовного дела.
В УПК Республики Казахстан нормативно закреплено дистанционное участие посредством видеоконференцсвязи в ходе судебного разбирательства апелляционной и кассационной инстанций.
Несмотря на различия национального законодательства, регламентирующего оказания правовой помощи по уголовным делам с использованием видеоконференцсвязи, либо противоположность политических интересов, наличие международных договоров, определяющих применение видеоконференцсвязи в сфере уголовного судопроизводства, способствует взаимодействию и консолидации усилий стран в разработке процессуальных механизмов использования такой технологии, а подчас – урегулированию возникающих правовых коллизий.
Литература
- Семенцов В.А. Новое следственное действие – проверка показаний на полиграфе // Российский юридический журнал. 2010. № 5. С. 132.
- Волеводз А.Г. Правовое регулирование новых направлений международного сотрудничества в сфере уголовного процесса. М.: ООО «Юрлитинформ», 2002. С. 390.
- Архипова Е.К. Применение видеоконферецсвязи в уголовном судопроизводстве России и зарубежных стран (сравнительно-правовое исследование): автореф. дис. … канд юрид. наук. М., 2013. 28с.
- Пути повышения взаимодействия правоохранительных органов приграничных государств в сфере международно-правового сотрудничества, в том числе с использованием современных средств телекоммуникаций. Материалы международной рабочей встречи с представителями правоохранительных органов Финляндии, Эстонии и Белоруссии //Изд-во Гименей. Псков. 2010. С. 97.
- Бастрыкин А. У нас много общих дел // Российская газета (Спецвыпуск) «Европейский союз». 9 июня 2011 г. № 5499
- Федюнин А.Е. Теоретические и прикладные проблемы использования технических средств в раскрытии и расследовании преступлений: дис. … д-ра юрид. наук. Саратов. 2007. С. 24.