«Нет согласия - нет единения, нет единения - нет благополучия». АбаЙ.
1 марта 1995 года исторический день - день создания Ассамблеи народа Казахстана. Сама идея создания была озвучена Президентом Казахстана еще в 1992 году. Именно тогда, в начале 90-х годов прошлого века, переосмыслив многое заново в нашей истории, во имя сохранения главного нашего достояния — дружбы народов — на 1-м форуме народов Казахстана в 1992 г. Президентом Республики Казахстан Н.А.Назарбаевым была высказана идея о необходимости перевода этого форума на постоянную основу. А 1 марта 1995 г. на общественно-политической арене республики появился новый институт в области национальной политики — Ассамблея народов Казахстана [1].
Деятельность Ассамблеи народа Казахстана направлена на реализацию государственной национальной политики, обеспечение общественнополитической стабильности в республике и повышение эффективности взаимодействия государственных и гражданских институтов общества в сфере межэтнических отношений.
Казахстанская модель межэтнического и межконфессионального взаимодействия в условиях страны, в которой проживают представители более 130 этносов, — это, вне всякого сомнения, значимое достижение, как руководства государства, так и всего казахстанского общества. Сейчас мир сталкивается с очень серьезными межнациональными, межкультурными конфликтами. В Европе и США наблюдается кризис мультикультурализма, противоречия между коренными жителями и эмигрантами перешли в стадию открытого конфликта, и ситуация в дальнейшем будет лишь усугубляться, поскольку в эмигрантской среде формируется новое поколение людей, родившихся в западных странах и имеющих гражданство этих стран, но так и не сумевших адаптироваться в общество и воспринимающих окружающую среду как враждебную.
На этом негативном фоне в разы возрастает актуальность изучения позитивного казахстанского опыта построения межнационального диалога. Ведь если сами межнациональные конфликты хорошо изучены в научной литературе, то позитивный опыт формирования эффективной модели согласия и толерантности еще только должен получить глубокое научное осмысление, чтобы в дальнейшем быть адаптирован к условиям других полиэтнических государств. И это объясняет высокую актуальность изучения деятельности Ассамблеи народа Казахстана.
Создание Ассамблеи народа Казахстана способствовало формированию действенных механизмов и законодательных актов для регулирования межнациональных отношений в Республике Казахстан.
О значимости роли, которая отводилась АНК в политической и общественной системе Казахстана, говорит уже тот факт, что во главе этой структуры встал Первый президент РК – Н.А. Назарбаев. С первых дней создания Ассамблея народа Казахстана получила широкие полномочия для решения целого комплекса задач: содействие в разработке и реализации государственной национальной политики; содействие формированию казахстанского патриотизма; развитие государственного языка и других языков народа Казахстана; совершенствование региональной политики в межэтнической сфере; участие в разработке и реализации планов и мероприятий в области демографии и миграции; пропаганда казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия в стране и за рубежом; осуществление просветительской и издательской деятельности, направленной на достижение межэтнического согласия; осуществление мониторинга состояния межэтнических отношений, в том числе в области применения государственного языка и других языков народа Казахстана; участие в общественно-политической экспертизе законопроектов по вопросам государственной национальной политики; поддержка казахской диаспоры в зарубежных странах в вопросах сохранения и развития родного языка, культуры и национальных традиций, укрепления ее связей с исторической Родиной [2].
В 2007 году Ассамблея обрела статус конституционного органа, получила конституционное гарантированное парламентское представительство - право избирать в Мажилис Парламента РК девять депутатов. Закон «Об Ассамблее народа Казахстана» от 20 октября 2008 года законодательно обеспечил нормативно-правовое регулирование деятельности и структуры Ассамблеи, ее роль и место в общественно-политической системе страны, реализацию конституционного парламентского представительства.
В мае 2010 года был сделан важный шаг в направлении формирования единой казахстанской нации как гражданской общности - принятие Доктрины национального единства «исходя из стремления к созданию равных возможностей и достойных условий жизни для всех граждан Казахстана, признания Всеобщей декларации прав человека, осознания ответственности за судьбу нации, созидания и укрепления национальной государственности на исконной казахской земле и других основополагающих принципов, изложенных в Декларации о государственном суверенитете, Конституционном законе о государственной Независимости и в Конституции Республики Казахстан»[3]. Основной задачей этого документа является формирование условий, при которых представители всех этносов и народностей, проживающих в Казахстане, смогут преодолеть в своем сознании доминант идеи национальной принадлежности и ощутить себя представителями единого целого, которое 159 можно определить как казахстанская нация. При этом формирование общегражданской казахстанской идентичности не должно умалять значения национального самосознания и социокультурных ценностей казахов и других народов Казахстана. Эти задачи определяют структуру Доктрины, основанную на трех принципах:
- одна страна - одна судьба,
- равные возможности,
- развитие национального духа.
Таким образом, на протяжении всех лет независимости нормативноправовое обеспечение межэтнических и межконфессиональных отношений являлось важнейшим направления национальной политики Республики Казахстан.
Государство создает вектор развития, выстраивает схему, механизмы его реализации, но каждодневная работа, взаимодействие на местах, решение текущих, ситуативных проблем, невозможно без участия институтов гражданского общества. И в этом смысле Ассамблея выступает в роли коммуникатора, который соединяет общество и власть в рамках важнейшего направления — проблемы межнациональных отношений.
В результате ощущение внутреннего равенства, отсутствие разделения на главную и второстепенную нации позволяют эффективно воспроизводить в Казахстане механизмы межконфессионального согласия, в том числе, на уровне семьи, поскольку молодежь проходит весь цикл воспитания в обстановке, когда абсолютно исключены проявления нетерпимости и ксенофобии, а, напротив, толерантное отношение к представителям других конфессий и этносов абсолютно естественно.
Но приверженность Казахстана идеям межэтнического и межконфессионального согласия находит отражение не только на внутристрановом уровне. Многие инициативы и предложения Астаны обращены к мировому сообществу. Ярким примером такого подхода является инициатива Президента Казахстана о проведении Съезда лидеров мировых и традиционных религий, призванного развивать диалог между цивилизациями и конфессиями.
Казахстанская земля уже пять раз становилась местом проведения Съездов. V съезд состоялся 10 июня 2015 года во Дворце Мира и согласия, в юбилейный год - год, объявленным Президентом Республики Казахстан Н.А.Назарбаевым 18 апреля 2014 года на XXI сессии Ассамблеи - Годом Ассамблеи народа Казахстана.
Итоги состоявшихся съездов очень впечатляющи. Всего за несколько лет Съезд лидеров мировых и традиционных религий превратился в авторитетную диалоговую площадку для обсуждения глобальных проблем межконфессионального диалога.
На 22-й сессии Ассамблеи народа Казахстана Президент предложил отмечать 1 марта - День благодарности. «Было бы справедливым день образования Ассамблеи народа Казахстана, у нас он 1 марта, можно другое число, - ежегодно отмечать, как День благодарности всех этносов друг другу и казахам, проявившим милосердие, принявшим этих людей, как родных», - сказал Назарбаев. Президент отметил, что введение такой традиции еще более сблизило бы казахстанцев и этот день мог бы стать ярким праздником милосердия и любви [4]. 14 января 2016 г. Главой государства был подписан Указ о внесении изменения и дополнения в Указ Президента Республики Казахстан от 20 января 1998 года «О профессиональных и иных праздниках в Республике Казахстан», согласно которому 1 марта объявлен Днём благодарности.
Таким образом, Ассамблея народа Казахстана — это результат уникального политического новаторства Казахстана. Сегодня опыт ее работы становится привлекательным и полезным для многих стран мира. Сегодня Конституция и Ассамблея народа Казахстана не просто ровесники. Это две великие ценности, ставшие фундаментом стабильности, модернизации и процветания. Доверие, традиции, транспарентность, толерантность, — это именно те принципы, которые легли в основу нашего многонационального процветающего государства. В основу политики государства в межэтнической сфере положен принцип «Единство в многообразии».
Литература
- Нурадил Г.Н. Строительство новой модели управления для создания прочного мира // Казахстан-Спектр. — 2006. — № 2 (36). — С. 3943.
- За мир и согласие в нашем общем доме. Выступление Назарбаева Н.А. на I сессии Ассамблеи народов Казахстана. 24 марта 1995 г.// Политика мира и согласия. – Астана: Елорда, 2007.- С.283.
- Национальное единство – наш стратегический выбор. Выступление Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева на XV сессии Ассамблеи народа Казахстана (Астана, 26 октября 2009 г.) Электронный ресурс] URL: www.akorda.kz .
- Мәңгілік Ел: одна страна, одна судьба. Выступление Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева на XXII сессии Ассамблеи народа Казахстана (Астана, 23 апреля 2015 г.). Электронный ресурс] URL: www.akorda.kz .