Статья посвящена вопросам уровня образования в условиях креативной экономики. Креативная экономика — экономика идей, которые могут быть созданы креативным классом. Показано, что сфера образования в большей мере должна быть направлена на формирование креативного класса, способного зарабатывать на новых идеях. Отсутствие креативного класса — основная причина кризиса экономики. Креативность больше всего процветает в уникальной социальной среде — в среде, достаточно стабильной для непрерывной работы, но которой свойственны также разнообразие и широта мышления. Авторами проведен сравнительный анализ состояния и креативного потенциала образования г. Караганды на основе результатов опроса молодежи. Они считают, что позиция данной аудитории в наибольшей степени отражает готовность города к формированию креативной предпринимательской среды как части инновационной экономики. Исследование основано на применении таких статистических методов, как группировка, бесповторная серийная выборка. В статье выявлены основные проблемы и факторы развития креативных специалистов. Сделан вывод о том, что креативная экономика будет существовать в том случае, если будет креативное образование. Результаты проведенного исследования могут быть использованы при разработке программы развития высшего образования в стране.
Представленное исследование рассматривает один из аспектов формирования креативной экономики, в частности, оценку ее возможностей в восприятии молодых профессионалов. Изучение проблем и ресурсов креативной деятельности как ведущего сектора постиндустриальной экономики является актуальной темой для Казахстана. Переход республики от сырьевого хозяйствования к новым типам создания стоимости выступает приоритетом государственного развития, объектом дискуссии в научных кругах и направлением поиска в реальном бизнесе. По убеждению авторов, именно от вовлеченности молодого поколения в новые виды экономической деятельности в значительной мере зависит, состоится ли в республике инновационная экономика.
В ходе изучения оценки состояния условий развития креативной среды в г. Караганде и ресурсов для формирования деятельности креативного бизнеса были изучены в том числе и состояние, и креативный потенциал образования. Основой сравнительного анализа послужили материалы опроса студентов. Авторы считают, что позиция данной аудитории в наибольшей степени отражает готовность города к формированию креативной предпринимательской среды как части инновационной экономики.
В исследовании участвовали студенты очного отделения, опрос проводился методом бесповтор- ной серийной выборки. Опрошено 147 человек, что при объеме генеральной совокупности (студентов очного отделения) 6400 чел. позволяет достичь 95 % уровня достоверности при 8 % ошибки выборки. Из вопросов анкетирования для сравнительного анализа выбраны вопросы двух различных блоков. В первом блоке респондентам предлагалось оценить уровень развития в городе ряда социальноэкономических факторов, которые являются условием для зарождения креативных практик. Респонденты ответили на вопрос: «Оцените уровень развития образования в городе» по традиционной пятибалльной шкале от «неудовлетворительно» до «отлично». В следующем блоке, рассматривающем потенциал формирования креативной среды, оценивалось развитие либерального образования.
Почему именно либеральное образование?
Систему либерального образования отличает индивидуальный план обучения, предоставляющий студентам максимально возможную свободу выбора, совмещающий широту дисциплинарного охвата с глубиной изучения предмета, что так необходимо для развития креативного потенциала. Методология либерального образования базируется на представлении образования как творческого процесса.
Главной целью либерального образования является развитие неповторимой индивидуальности каждого человека. Обучение малыми группами, междисциплинарный подход, диалогическая форма проведения занятий, программный принцип построения учебного плана, самостоятельное формирование студентом плана его обучения — таковы особенности либерального образования [1].
Оценка образования креативного фактора проводилась по аналогичной шкале, что необходимо при сравнении текущей удовлетворенностью студентов и восприятием образования как инвестиционного фактора, позволяющего реализовать себя в новом, креативном предпринимательстве. Уровни оценки и разрывы в восприятии позволяют проблематизировать развитие образования как фактора экономического развития города.
Рассмотрим полученные результаты (см. табл.).
Таблица Сравнительный анализ оценок молодежи сферы образования
Образование |
|||||
Респонденты |
очень плохо |
неудовлетворительно |
удовлетворительно |
хорошо |
отлично |
Всего, чел., в т.ч. |
6 ¯¯ |
15 |
57 |
54 |
11 |
- юноши |
4 |
11 |
32 |
32 |
8 |
- девушки |
2 |
4 |
25 |
22 |
3 |
Либеральное образование |
|||||
очень плохо |
неудовлетворительно |
удовлетворительно |
хорошо |
отлично |
|
Всего, чел., в т.ч. |
14 ¯¯ |
37 |
52 |
32 |
6 |
- юноши |
11 |
20 |
35 |
17 |
4 |
- девушки |
3 |
17 |
17 |
15 |
2 |
Из таблицы видно, что молодежь оценивает образование больше всего на «удовлетворительно» — 57 чел., и «хорошо» — 54 чел. Если юноши разделились одинаково по 32 человека в ответах на «хорошо» и «удовлетворительно», то в ответах девушек преобладают удовлетворительные оценки (рис. 1).
По либеральному образованию картина еще плачевнее. Оценки распределились на «удовлетворительно» — 52 чел. и «неудовлетворительно» — 37. Причем если девушки теперь разделились одинаково по 17 человек на «удовлетворительно» и «неудовлетворительно», то количество юношей преобладает в удовлетворительных оценках.
Кроме того, из рисунка 2 следует, что юноши преобладают в негативных оценках, что равно 80 %.
Из рисунка 3 следует, что, в целом, в оценках состояния образования у молодежи преобладают оценки «удовлетворительно» и «хорошо». В оценках либеральности у юношей и девушек присутствуют оценки «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».
Из рисунка 4 наглядно видно, что большинство юношей либеральность в образовании оценивают на «удовлетворительно». Состояние же сферы образования оценено на «хорошо» и «удовлетворительно».
Большинство девушек, напротив, состояние образования оценивают на «удовлетворительно» и «хорошо» (рис. 5). В оценке креативности образования количество разделились оценок поровну между «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».
Таким образом, полученные результаты ярко демонстрируют существующую проблему в сфере образования. Как утверждает Р.Флорида, креативность зависит от среды, которая ее поддерживает, — широкого спектра социальных, культурных и экономических стимулов. Следовательно, ее формирование непосредственно связано с возникновением новых условий труда, образа жизни, форм общения и окружения, что, в свою очередь, стимулирует творчество. Такая творческая во всех отношениях среда имеет большое значение для развития креативности в области высоких технологий, а также проистекающих из нее коммерческих инноваций и материальных благ [2].
Способны ли наши педагоги создавать на занятиях креативную среду? Для этого необходимо их самих развивать, а не привлекать к видам работ, не связанным с их профессиональными обязанностями. Важное значение для повышения качества учебного процесса имеет соблюдение в образовательных учреждениях проектируемого Закона РК «О статусе педагога» [3]. Положения этого Закона должны касаться не только школьных, но и вузовских педагогов.
Процесс становления креативных индустрий в Казахстане сегодня идет быстрее, чем меняются и развиваются образовательные программы для представителей отрасли. Современным креативным индустриям не хватает профессионалов, способных к стратегическому развитию инновационных
идей и проектов и их успешной коммерческой реализации в быстро меняющихся условиях глобального рынка.
Может ли креативная экономика развиваться за счет традиционных знаний и накопленного опыта в области образования? Способны ли казахстанские вузы выпускать профессионалов для работы в новой динамичной креативной среде? Каких навыков не хватает казахстанским профессионалам, работающим в сфере инновационной экономики?
Заслуживают внимания факторы, необходимые при подготовке специалистов в области креативной экономики, предложенные Джеральдом Лидстонам, директором Института креативного и культурного предпринимательства:
- развитие креативного контента;
- развитие людей, которые могут управлять политикой, стратегией, инфраструктурой в современных условиях;
- развитие людей, управляющих креативными проектами;
- развитие людей, которые могут производить креативный контент [4].
Креативность больше всего процветает в уникальной социальной среде — в среде, достаточно стабильной для непрерывной работы, но которой свойственны также разнообразие и широта мышления, стимулирующие креативность во всех ее провокационных проявлениях.
Дин Саймонтон выделяет четыре ключевые характеристики времени и места, где креативность процветает лучше всего: «профильная деятельность, интеллектуальная восприимчивость, этническое разнообразие и политическая открытость».Однако мы считаем, что ключевая движущая сила современной экономики — это не знания, а креативность (качество, позволяющее нам создавать на основе этих знаний полезные новые формы). Безусловно, человек занимается творческой деятельностью с незапамятных времен, во многих случаях получая поразительные результаты. Однако в настоящее время креативность выходит на первый план, вокруг нее формируется вся экономическая инфраструктура.
Высокие технологии и креативная составляющая, распространившиеся на разные сферы жизни общества, становятся движущими силами экономического роста. Ресурсы креативной экономики — человеческие таланты. Креативный сектор может генерировать рабочие места. Этот сектор экономики является самым быстрорастущим в мире. Креативная экономика более устойчива. Креативность — на стыке между искусством и технологиями. Чем более креативная работа, тем меньше вероятности, что человека заменят роботы. Одна из отличительных черт креативной экономики — уникальность для определенного места. Повторить опыт другого места — практически невозможно. У каждого города и региона путь свой.
Увеличение населения в ближайшие 20 лет приведет к тому, что многие профессии исчезнут. По данным Deloitte, сократится 74 % рабочих мест в сфере логистики и 56 % — в производстве. Творческие же профессии станут более востребованы.
Что нужно, чтобы креативная экономика развивалась?
Необходимо вводить креативные формы образования с первых лет обучения в школе, постепенно переходя на систему высшего образования, создавая кооперации и объединения между представителями сообщества в целом, преподавателями, работодателями. В экономике, где все легко скопировать, первое преимущество — умение креативно мыслить.
Таким образом, креативная экономика будет в том случае, если будет креативное образование. Креативное образование будет развиваться, если будут креативные педагоги. Креативные педагоги будут в том случае, если они будут постоянно повышать свою квалификацию, заниматься изучением инновационных технологий, проходить стажировки.
Список литературы
- Что такое либеральное образование? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://artesliberales.spbu.ru/admissions /why_smolny/FAQ/chto-takoe-liberalnoe-obrazovanie.
- Флорида Р. Креативный класс. Люди, которые создают будущее / Р.Флорида. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. — С . 40.
- Закон о статусе педагогов в Казахстане будет утверждён в 2019 году [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://inbusiness.kz/ru/last/zakon-o-statuse-pedagogov-v-kazahstane-budet-utverzhden-v-2.
- Сазонова Е. Зачем Казахстану креативная экономика, или кого не заменят роботами? [Электронный ресурс] / Е. Сазонова. — Режим доступа: https://the-steppe.com/news/razvitie/2017-11-29/zachem-kazahstanu-kreativnaya-ekonomika-ili- kogo-ne-zamenyat-robotami.