Обзорная статья.
Остеопороз - системное заболевание скелета, для которого характерны снижение костной массы в единице объема, нарушение архитектоники костной структуры со снижением прочности костей и повышение риска переломов.
Кость - это наиболее эластичная и стабильная ткань в организме. В XVIII веке французский натуралист Duhamel, заметив отложение в кости красной краски, которую он добавлял в пищу собаке, сделал вывод, что часть кости удаляется и заменяется новой. В современном мире этот процесс трактуется как ремоделирование. Прошло более 100 лет, прежде чем пришли к выводу, что кость формируется и резорбируется остеобластами и остеокластами. [1] Основной функцией остеобластов является продукция костного матрикса и его минерализация. Остеокласт – первичная клетка, резорбирующая кость. Первым шагом в деградации кости является прикрепление остеокласта к минерализованной костной поверхности. Таким образом, остеобласты являются строителями костной архитектоники, остеокласты – разрушителями. [1,2,3]
Этиопатогенез. В процессе всей жизни в костях происходят процессы образования и разрушения. Максимум костной массы приобретается к 18-20 годам. Потеря ее начинается у женщин с 35, у мужчин - с 50 лет. В основе остеопороза нарушение внутрикостных механизмов - моделирования и ремоделирования. Постменопаузный остеопороз развивается в течение 15 лет после менопаузы. Сенильный остеопороз характерен для людей старше 75 лет.[4]
Вторичный остеопороз возникает на фоне глюкокортикоидной терапии, синдрома Кушинга, мальабсорбции, при нарушении питания, длительной иммобилизации, множественной миеломе.
Факторы риска.
При остеопорозе (ОП) нет характерной, в том числе ранней, клиники, кроме уже развившихся переломов.
Ведущие факторы риска
Определённые факторы, ассоциирующиеся с развитием ОП и обусловленными им переломами, различающиеся по уровню доказательности.
Уровень доказательности А
Предшествующие переломы и возраст относятся к предикторам переломов, вне зависимости от минеральной плотности костной ткани (МПК) [5].
Предшествующие переломы. Наличие предшествующих переломов в анамнезе, произошедших при минимальной травме, — наиболее значимый фактор риска ОП и остеопоротических переломов, имеющий даже большее значение, чем МПК [6]. Малотравматичными переломами считаются переломы, произошедшие спонтанно или при падении с высоты собственного роста или ниже, а также в ситуации, когда у пациента на рентгенограмме выявлен компрессионный перелом позвонка, независимо от того, выявляются симптомы компрессии или нет.
У людей с переломом любой локализации риск последующего перелома в 2,2 раза выше, чем без предшествующего перелома [7]. Для прогноза имеют значение количество и локализация переломов. Так, предшествующие переломы позвонков увеличивают риск последующих переломов более чем в 4 раза, а также становятся предикторами переломов других локализаций, в том числе шейки бедра. Наряду с этим переломы предплечья могут предшествовать переломам позвонков и бедра, а предыдущие переломы бедра увеличивают риск последующих переломов данной локализации [7,8].
возраст. Снижение МПК начинается с возраста 35–50 лет, но значимое увеличение риска ОП ассоциируется с возрастом 65 лет и старше [9]. Возраст 65 лет и старше следует учитывать как предиктор переломов костей [10]. Даже такой фактор, как низкая МПК, соотносится с возрастом. У 75-летнего человека с низкой МПК риск развития ОП достоверно выше, чем у 55-летнего с такой же МПК [10].
Низкая МПК. Низкая МПК — один из наиболее значимых факторов риска ОП [3,4]. Женщины имеют более высокий риск развития ОП. Это связано с особенностями гормонального статуса, а также с меньшими размерами костей и меньшей общей костной массой [3,4]. Кроме того, женщины теряют костную массу быстрее и в большем количестве в связи с менопаузой и большей продолжительностью жизни [5]. Наследственность (семейный анамнез остеопороза). У людей с семейным анамнезом остеопороза наблюдается более низкая МПК [6]. Считается, что это связано с низким пиком костной массы в таких семьях [7].
При этом семейный анамнез включает не только диагноз остеопороза, но и наличие кифоза и перелома при минимальной травме у родственников (матери [1], отца и сестер [2]) в возрасте после 45–50 лет [2, 9].
Масса тела. Низкая масса или низкий индекс массы тела (ИМТ) — индикатор низкой МПК [2] и предиктор переломов, в частности, шейки бедра [49]. Низким считается ИМТ<20 кг/м2, а низкой массой тела — менее 57 кг [3, 6]. Имеет значение и потеря массы тела более 10% от массы в возрасте старше 25 лет [4].
Гипогонадизм. К факторам, ассоциирующимся с развитием остеопороза, относится и дефицит половых гормонов как у женщин, так и у мужчин. Женщины с ранней (до 40–45 лет) менопаузой имеют более высокий риск остеопороза [2, 9]. Особенно высок риск остеопороза у женщин после хирургической менопаузы (гистерэктомия или овариэктомия) [9]. При этом использование гормонзаместительной терапии эстрогенами (применяемой не по поводу остеопороза) ассоциируется с более высоким уровнем МПК [2]. У пременопаузальных женщин фактор риска — аменорея более года [9].
Курение. Курение отнесено к значимым факторам риска развития остеопороза [3,4]. МПК у курильщиков в 1,5–2 раза ниже, чем у некурящих. Курящие женщины достоверно больше подвержены риску переломов бедра, чем некурящие [4].
потребление кальция. Доказано, что достаточное количество кальция, поступающего с пищей, уменьшает риск переломов [4,5]. Положительное воздействие на состояние костной ткани оказывает как дополнительное потребление кальция с продуктами питания, так и медикаментозная поддержка препаратами кальция.
Классификация остеопороза: (принята Президиумом Российской ассоциации по остеопорозу в 1997 г.)
А. Первичный остеопороз
- Постменопаузальный остеопороз (I тип).
- Сенильный остеопороз (II тип).
- Ювенильный остеопороз.
- Идиопатический остеопороз.
Б. Вторичный остеопороз
- Заболевания эндокринной системы
- Эндогенный гиперкортицизм (болезнь или синдром Иценко—Кушинга).
- Тиреотоксикоз.
- Гипогонадизм.
- Гиперпаратиреоз.
- Сахарный диабет (инсулинозависимый).
- Гипопитуитаризм, полигландулярная эндокринная недостаточность.
- Ревматические заболевания
- Ревматоидный артрит.
- Системная красная волчанка.
- Анкилозирующий спондилоартрит.
- Заболевания органов пищеварения
- Состояние после резекции желудка.
- Мальабсорбция.
- Хронические заболевания печени.
- Заболевания почек
- Хроническая почечная недостаточность.
- Почечный канальцевый ацидоз.
- Синдром Фанкони.
- Заболевания крови
- Миеломная болезнь.
- Талассемия.
- Системный мастоцитоз.
- Лейкозы и лимфомы.
- Другие заболевания и состояния
- Иммобилизация.
- Овариэктомия.
- Хронические обструктивные заболевания лёгких.
- Алкоголизм.
- Нервная анорексия.
- Нарушения питания.
- Трансплантация органов.
- Генетические нарушения
- Несовершенный остеогенез.
- Синдром Марфана.
- Синдром Элерса–Данло (несовершенный десмогенез).
- Гомоцистинурия и лизинурия.
- Медикаменты
- Глюкокортикоиды.
- Антиконвульсанты.
- Иммунодепрессанты.
- Агонисты гонадотропин-рилизинг гормона.
- Антациды, содержащие алюминий.
- Тиреоидные гормоны.
Клиника. Заболевание протекает с чередованием периодов обострения с ремиссией. При этом симптомы остеопороза можно разделить на две группы.
- Симптомы, не замечаемые самим пациентом. Снижение в росте, проявляющееся независимо от формы. Кифотическая деформация, ведущая к формированию характерных кожных складок на боковых поверхностях грудной клетки. Нарушение походки, которая становится неуверенной, шаркающей с широко расставленными стопами.
- Симптомы, беспокоящие пациента и существенно снижающие качество жизни. Боль в спине, пояснице и крестце в покое и при движении, отсутствие облегчения от приема нестероидных противовоспалительных препаратов. Чувство усталости в позвоночнике, заставляющее пациента часто ложиться в течение дня для отдыха. Возможны боли в суставах и отечность стоп.
диагностика. Заподозрить остеопороз позволяют клинические данные.
Рентгенологическая диагностика.
Со стороны позвоночника. При потере более 30\% костной ткани наблюдается снижение плотности кости с подчеркнутостью кортикальных контуров. Исчезает трабекулярный рисунок костей. Склероз замыкательных пластинок тел позвонков с ослаблением поперечной и усилением вертикальной исчерченности. “Вдавленные” переломы замыкательных пластинок тел позвонков - ранний симптом. Деформация тел позвонков по типу клиновидных или “рыбьих”. [10]
КТ точнее оценивает массу трабекулярной ткани и даже позволяет прогнозировать риск перелома.
Денситометрия позволяет выявлять потерю костной массы с точностью до 2-6%, подтверждает диагноз остеопороза, прогнозирует риск переломов.
Необходимые биохимические исследования. В крови: кальций, фосфор, щелочная фосфатаза. В моче: кальций, фосфор, оксипролин. Процесс костеобразования характеризует активность щелочной фосфатазы и остеокальцин, процесс костной резорбции - пиридинолин. [11]
лечение. Задачи:
- стабилизация и увеличение костной массы;
- устранение болевого синдрома, расширение объема двигательной активности и повышение качества жизни;
- профилактика переломов.
Патогенетическое лечение проводится препаратами следующих направлений: 1)стимуляторы костеобразования (гормон роста, препараты фтора, паратиреоидный гормон, анаболические стероиды); 2) блокаторы костной резорбции (кальцитонины, бисфосфонаты, эстрогены). Кроме того, используются метаболиты витамина D, остеохин.
Лечение требует большое терпение от пациента и врача, так как эффект от лечения отмечается спустя много месяцев.
При сильной боли в спине при остеопорозе, обусловленной свежими компрессионными переломами, показано постоянное ношение корсетов.
Наличие остеопороза накладывает специфику на лечение костных переломов. Возникающая низкая прочность кости ослабляет контакт с металлическими конструкциями, используемыми для лечения, способствует их миграции и переломам в месте окончания пластинок или ножек эндопротеза. Необходимо назначение препаратов, стимулирующих костеобразование. [11,12]
профилактика.
Активный образ жизни с адекватной физической нагрузкой (ходьба, плавание, гимнастика).ЗДОРОВЬЕ для всех: хронические заболевания. проблемы. решения Насыщенность с пищей кальция и фосфора в течение жизни, усиленная в периоды беременности и грудного вскармливания у женщин. Достаточное пребывание на солнце, в том числе в пожилом возрасте. Поддержка препаратами кальция и витамином D. [13,14]
Медикаментозное лечение
Различают три группы препаратов для терапии остеопороза:
- Средства с многоплановым действием на метаболизм костной ткани.
- Препараты кальция и витамин D, которые при клиническом остеопорозе целесообразно назначать в виде лекарственных средств. Это базовая терапия. Наиболее эффективной считается комбинация кальция (1000—1200 мг) и витамина D3 (700—800 ME /сутки).
- Флавоновые соединения (например, Остеохин) применяют длительно, из-за медленно нарастающего эффекта.
- Оссеино-гидроксиапатитный комплекс (белок оссеин и гидроксиапатит) не имеет противопоказаний, тормозит функциюостеокластов и стимулирует остеобласты.
- Средства, угнетающие резорбцию кости.
- Эстрогены при заместительной терапии в постменопаузе. В настоящее время применяют селективные эстроген-рецепторные модуляторы 2-го поколения (например, Ралоксифен). Они повышают минеральную плотность кости и предотвращают ее резорбцию. Препараты этой группы имеют противопоказания и назначаются после консультации гинеколога.
- Кальцитонин — гормон парафолликулярных С-клеток щитовидной железы. Основной эффект кальцитонина проявляется снижением содержания кальция в крови. Его выработку стимулирует гиперкальциемия. Биологическое действие гормона направлено на торможение резорбтивных процессов в костях. Противопоказан при беременности. Уменьшает синтез гастрина, соляной кислоты в желудке и угнетает панкреатическую секрецию. Однако в июле 2012 г появилось предостережение European Medicines Agency в отношении онкоопастности кальцитонина. Пока вопрос остается открытым.
- Бисфосфонаты. Действие бисфосфонатов проявляется замедлением минерализации кости и ингибированием резорбции (угнетение остеокластов). Первое поколение бисфосфонатов — это препараты клодроновой и этидроновой кислот (Этидронат), второе — производные памидроновой, тилудроновой и алендроновой кислот. Средства второго поколения токсичны в меньшей степени, более выраженно тормозят резорбцию и влияют на минерализацию кости в меньшей степени. Третья генерация — это Ибандро- нат и Золедронат, которые еще более выраженно подавляют остеокластическую резорбцию.
- Препараты стронция. Стронций химически сходен с кальцием и тоже накапливается в костях. Установлена антирезорбтивная активность стронция и его анаболическое влияние на скелет. Стронция ране- лат оказывает такое же влияние на клетки кости, как ионы кальция.
- Средства, стимулирующие костеобразование.
- Соли фтора. Их используют, в первую очередь, при старческом остеопорозе. Однако сегодня отношение к этой терапии не однозначно. Существуют сведения о возможности остеомаляции при длительной терапии этими препаратами.
- Соматотропный гормон. Используют ограниченно при старческом остеопорозе. Выражены противопоказания. [15]
В Казахстане на сегодняшний день наиболее доступным для лечения населения, страдающего остеопорозом, является препарат Остеомакс-70 комфорт (алендроновая кислота).
Алендронат является бисфосфонатом, который связывается с гидроксиапатитами кости, локализуется преимущественно в очагах резорбции костной ткани, особенно под остеокластами, и ингибирует осте- окластную костную резорбцию. Вследствие применения Остеомакса-70 комфорт происходит образование нормальной костной ткани с встраиванием лекарственного препарата в матрицу кости. Алендронат связывается с белками плазмы на 78%. После введения разовой внутривенной дозы 10 мг почечный клиренс алендроната составляет 71 мл/мин, а общий клиренс превышает 20 мл/мин. В течение 6 часов после внутривенного введения концентрация в плазме алендроната снижается более чем на 95%. Период полувыведения лекарственного препарата у человека составляет около 10 лет, что коррелирует с высвобождением лекарственного препарата из костной ткани. Применение алендроната приводит к постепенному приросту костной массы.
Остемакс-70 комфорт применяется по 1 таблетке 70 мг 1 раз в неделю, не менее чем за полчаса до первого приема пищи, напитков или приема внутрь других лекарственных препаратов, запивая стаканом кипяченой воды. Другие напитки, пища и некоторые другие лекарственные препараты могут снизить всасывание лекарственного продукта.
Рекомендации:
- остемакс-70 комфорт следует применять утром сразу после подъема с постели, запивая полным стаканом кипяченой воды (200 мл).
- таблетку следует проглотить целиком, нельзя разжевывать таблетку или допускать ее растворение во рту из-за риска возможного изъязвления слизистой ротовой полости и глотки.
- после проглатывания таблетки пациент не должен ложиться в течение 30 минут.
- продукт не следует принимать перед сном или перед тем как встать с постели после пробуждения.
Во время лечения пациентам следует употреблять необходимое количество кальция с пищей – принимать дополнительно препараты кальция и витамина D (особенно важно во время лечения глюкокортикостероидами). Рекомендуется также отказаться от курения и заниматься регулярно физической активностью.
список литературы
- Rodan GA, Rodan SB, Expression of the osteoblastic phenotype, In: Peek WA, ed. Bone and mineral research. Annual 2. Amsterdam: Elsevier; 1984:284 – 285.
- Nijweide PJ, Burger EH, Feyen JHM. Cells of bone: proliferation, differentiation and hormonal regulation. Physiol Rev 1986;66:855 – 886.
- Peck WA, Woods WL. The cells of bone. In: Riggs BL, Melton LJ III, eds. Osteoporosis: etiology, diagnosis, and management. New York: Raven Press; 1988:1 – 44.
- Vestergaard P. Discrepancies in bone mineral density and fracture risk in patients with type 1 and type 2 diabetes — a meta-analysis // Osteoporosis Int. — 2007. — № 18. — P. 427–444.
- Janghorbani M. Systematic review of tyre 1 and type 2 diabetes mellitus and risk of fractures // Am. J. Epidimiol. — 2007. — Vol. 166(5). — P. 495–505.
- Olmos M. et al. Systematic review and meta-analysis of observational studies on the prevalence of fractures in celiac disease // Dig. Liver Dis. — 2008. — Vol. 40(1). — P. 46–53.
- Siminoski K., Warshawski R.S., Jen H., Lee K. The accuracy of historical height loss for the detection of vertebral fractures in postmenopausal women //Osteoporos Int. — 2006. — № 17 (2). — P. 290–296.
- Siminoski K., Jiang G., Adachi J.D. et al. Accuracy of height loss during prospective monitoring for detection of incident vertebral fractures // Osteoporos. Int. — 2005. — № 16 (4). — P. 403–410.
- Prince R.L., Devine A., Dick I.M. The clinical utility of measured kyphosis as a predictor of the presence of vertebral deformities // Osteoporos. Int. — 2007. — № 18 (5). — P. 621–627.
- Institute for Clinical Systems Improvement (ICSI) Health Care Guideline: Diagnosis and Treatment of Osteoporosis. — 3rd edition. — July 2004. — www.icsi.org.
- ISCD positions, Journal of Clinical Densitometry (Volume 7. number 1. 2004).
- Official Positions of the International Society for Clinical Densitometry, © Copyright ISCD, October 2007, Supersedes all prior «Official Positions» publications.
- Рожинская Л.Я., Арапова С.Д., Дзеранова Л.К. и др. Результаты Российского многоцентрового исследования эффективности Бивалоса (Стронция Ранелата) у женщин с постменопаузальным остеопорозом // Остеопороз и остеопатии. — 2007. — № 3. — С. 25–30.
- Поворознюк В. В. Бисфосфонаты: роль ибандроновой кислоты в лечении постменопаузального остеопороза/Здоров'я Украïни. — 2007. — № 5(162) — С. 57-58.
- Беневоленская Л. И. Общие принципы профилактики и лечения остеопороза. Консилиум, 2000; 2:240-244.
- Беневоленская Л.И., Лесняк О.М. Остеопороз – 2010. 270 с. «ГЭОТАР-Медиа» Москва.