В научной литературе термин «развитие» определяется как закономерный, объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения материальных и идеальных объектов. Одновременное наличие этих свойств отличает развитие от других изменений.
К основным законам развития личности относится:
- закон определяющего воздействия социальной среды на становление личности;
- закон зависимости индивидуальной жизнедеятельности, образа жизни от потребностей и интересов общества и личности;
- закон обратного воздействия личности на социальную среду;
- закон общения и обособления личности в обществе, коллективе.
Такие психологи как А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев [11c- 10] отмечают, что развитие личности совершается в течение всей жизни, но ее фундамент закладывается в период молодости. В связи с чем, к перечисленным законам развития личности следует добавить роль субъективного фактора — развитие формирующейся личности, к которым относится студенчество.
В период студенчества развитие личности происходит путем качественных изменений, ведущих к новому уровню целостности, то есть превращение студента в квалифицированного работника. Развитие предполагает изменение сущностных сил студента, преобразование сложившихся установок, ориентаций, мотивов поведения под влиянием изменяющихся общественных отношений.
Студенческий возраст - это становление и стабилизация характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и других. Более того, это период наиболее активного нравственного развития. Именно в студенческом возрасте усиливаются сознательные мотивы поведения, заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах средней школы - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой.
Особо ярко в студенческом возрасте заметно развитие моральных качеств, что имеет особое значение для будущих медицинских работников. Считается, что решающим условием становления квалифицированного врача является его психологическая подготовленность.
А.Ф. Билибин писал: «При врачевании должно использоваться не одно крыло (наука), а два крыла — наука и искусство. Для настоящего полета (врачевания) нужен взмах обоих крыльев. Без проникновения во внутренний мир больного человека, чему способствует искусство, врачевание неполноценно»[1]. Эту же мысль лапидарно выразил Б.Е. Вотчал: ««Знающий врач» и «хороший врач» — не синонимы».
Считается, что в психологическом плане успешность лечения зависит от двух факторов:
- от реакции больного на свою болезнь, от его оценки собственной болезни,
- от умения медиков привлечь больного на свою сторону.
Первый фактор естественно зависит от психологии больного. Согласно исследованиям В.М.Бехтерева развитие симптомов болезни, это не что иное, как рефлекторное преобразование энергии защитных сил организма на противодействие неадекватным раздражителям. В этой связи все ответные реакции формируются в процессе развития индивида в той или иной среде. При этом наследственность определяет лишь тип нервной системы (гибкость, пластичность), выражающийся в темпераменте.
Связь болезни и личности никогда не бывает однозначной. Он может держаться выше болезни, бороться с ней, не обращать на нее внимания, вытеснять ее, бежать из болезни, бравировать ею, считать ее позором, полностью покоряться болезни, становиться ее рабом и слугой, бояться болезни, любить болезнь, привыкать к болезни, искать в ней преимущества, трагически переживать болезнь, бравировать, диссимулировать, окрашивать болезнью все свое мировоззрение [2с.65].
Таким образом, отношение больного к болезни может быть разным: адекватным и неадекватным. Адекватное отношение к болезни отличается осознанием своего заболевания и признанием необходимости принятия мер к восстановлению здоровья. Такой больной проявляет активное партнерское участие в проведении лечения, что способствует скорейшему выздоровлению.
Неадекватное отношение к болезни чаще проявляется несколькими типами:
- тревожный — непрерывное беспокойство и мнительность;
- ипохондрический — сосредоточенный на субъективных ощущениях;
- меланхоличный — удрученность, неверие в выздоровление;
- неврастенический — реакция по типу раздражительной слабости;
- агрессивно-фобический — мнительность, основанная на маловероятных опасениях;
- сенситивный — озабоченность впечатлением, которое больной производит на окружающих;
- эгоцентрический — «уход» в болезнь;
- эйфорический — наигранное настроение;
- анозогностический — отбрасывание мыслей о болезни;
- эргопатический — уход от болезни в работу;
- параноический — уверенность, что болезнь — есть чей-то злой умысел;
- пренебрежительный — недооценка своего состояния и соответственное поведение (нарушение предписанного режима, физическое и психическое перенапряжение, игнорирование назначенного лечения и т.д.);
- утилитарный — стремление извлечь из болезни материальные и моральные выгоды (без серьезных оснований добиваются освобождения от военной службы, смягчения наказания за совершенное преступление и т.д.).
Даже при адекватном отношении к болезни длительность лечения, ситуация неопределенности и ожидания в совокупности с дефицитом информации и непрогнозируемым исходом, вызывают болезненные ощущения, заставляют больных концентрировать все внимание на собственных ощущениях, снижают психологическую устойчивость и вызывают страх. В свою очередь, целый спектр эмоционально-негативных переживаний отчаяние, безнадежность, депрессия, печаль. Русский терапевт М.Я.Мудров детализировал, что «одни люди заболевают от телесных причин, другие от душевных возмущений».
В этой ситуации находится больной, в эту ситуацию «входит» врач, чтобы, пусть временно, разделить ее с пациентом . Задача медицинского работника в первую очередь состоит в восполнении дефицита знаний о болезни, в объяснении сущности заболевания, процессе обследовании и лечении, т. е. привлечь больного к совместной борьбе с болезнью, нацелить его на выздоровление.
Таким образом, психологическая подготовленность врача, его умение нацелить больного на излечение является доминирующей по отношению к психологическому восприятию болезни самим пациентом. В связи с чем, задачей медика становится не только лечение, но и понимание его психологической сущности, состояния пациента с тем, чтобы снять травмирующее воздействие, порождающее душевное «возмущение», ибо его присутствие будет препятствовать и лечению любого недуга. Нужно переориентировать больного на мысли о выздоровлении, пробуждая веру в себя, в свой организм и его защитные силы независимо от этиологии заболевания.
Об этом знали еще врачи древности. Абуль Фараджа, сирийский врач в XIII веке говорил: «Нас трое — ты, болезнь и я. Если ты будешь с болезнью, вас будет двое, а я останусь один — вы меня одолеете. Если ты будешь со мной, нас будет двое, болезнь останется одна, мы одолеем ее». Сократ в свою очередь отмечал, что «нельзя лечить тело, не леча душу».
Парацельс особо выделял способность врача находить духовный контакт с пациентом. На основе этого контакта, по мнению мыслителя, строится весь лечебный процесс.
В настоящее время психологическую подготовленность врача связывают с такой наукой как медицинская деонтология. Сам термин «деонтология» происходит от двух греческих слов: «deon» - «должное» и «logos» - «учение» и был выведен в эпоху просвещения философом и правоведом И. Бентама в своей книге «Деонтология или наука о морали» [3, с. 226]. Первоначально ученье трактовалось как теория нравственности в целом.
Считается, что в медицину термин введен хирургом- онкологом Н.Н.Петровым. Ученый, в своей работе «Вопросы хирургической деонтологии», рассматривал «медицинскую деонтологию» как «учение о принципах поведения медицинского персонала не для достижения индивидуального благополучия и общепризнанной почтенности отдельных врачей и их сотрудников, но для максимального повышения суммы полезности лечения и максимального устранения вредных последствий неполноценной медицинской работы»[4].
Во многих современных источниках медицинская деонтология отожествляется с профессиональной этикой медика. Так, Большая медицинская энциклопедия дает следующее определение термину: «Деонтология – это совокупность этических норм выполнения медработниками своих профессиональных обязанностей». И.К. Касинский отмечает, что рассматривая те или иные аспекты деонтологии, мы постоянно сталкиваемся с вопросами профессиональной этики.
Под профессиональной этикой понимают принципыповедения в процессе профессиональной деятельности. Профессиональная этика медика является частью общей этики и представляет собой науку о нравственных началах в деятельности медиков, «совокупность принципов регулирования и норм поведения медиков, обусловленных особенностями их практической деятельности, положением и ролью в обществе». Предметом ее исследования является морально-нравственные аспекты медицины.
Требования к профессиональной этике медика заложил ещеГиппократ в своих трудах «Клятва», «Закон», «О врачах» и т.д., который говорил, что для эффективного выполнения предписанной обществом роли врач должен обладать не только квалификацией и опытом, но и определенными моральными устоями, способствующими установлению контакта с больным. Врач, дающий клятву Гиппократа, обещает быть человеколюбивым и готовым к оказанию деятельной помощи всякого звания людям и болезнями одержимым; он обязывается безотказно являться на зов и по совести помогать каждому страдающему Т. Парацельс писал: «Сила врача — в его сердце, работа его должна руководиться Богом и освещаться естественным светом и опытностью; величайшая основа лекарства — любовь» [1, с. 264 – 265].
В концепциях рабовладельческой формации (догиппократовский период) содержались основные предписания к поведению врача, отношению к больным, согласно которым врач должен был обладать высокими моральными и физическими качествами, быть сострадательным, терпеливым и спокойным, никогда не терять самообладания.
Этические нормы в медицине не утратили значения до настоящего времени. В таких странах как Франция, Германия, Италия, Швейцария и США существуют национальные этические кодексы. Принципы этики заложены в таких международных документах как: «Женевская декларация» (1948), «Женевская клятва», «Международный кодекс медицинской этики» (1949), «Хельсинско-Токийская декларация» (1964, 1975), «Сиднейская декларация» (1969), «Эдинбургская Декларация Всемирной Федерации по Медицинскому образованию» (1988).
Согласно Эдинбургской Декларации Всемирной Федерации по Медицинскому образованию каждый пациент должен иметь возможность встретить в лице врача человека, подготовленного в качестве внимательного слушателя, тщательного наблюдателя, эффективного клинициста, а также человека, обладающего высокой восприимчивостью в сфере общения.
списоК литератУры
- Басин. Е.Я. Искусство и эмпатия. – М.: Слово, 2010. – 294 с.
- Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: МГУ, 1982 – 200 с.
- Большая медицинская энциклопедия, т.7. - М., 1977. с. 109,
- Гуревич П.С. Психология личности, - Р-на\Д: Юнити-Дана,2009. – 560 с.
- Деонтология в медицине/ Под ред. Б. В. Петровского.Т.2.М., 1988.
- Ильенко Л.И., Коваль Г.С., Костамаров Д., Кубрин А.В., Пономарева Л.П., Шарапова О.В. Актуальные вопросы медицинской деонтологии при оказании помощи матерям и детям (Учебное пособие для системы последипломного образования) – Москва, 2011 г. – 51 с.
- Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. Психические особенности человека. – Л.: ЛГУ, 1960.
- Психология медицинского труда, курс лекций. – Краснодар: Ин-та им. Российского, 2003. – 282 с.
- Соловьева С.Л. Индивидуальные психологические особенности личности врача – СПб.: ГОУВПО, 2001. – 110 с.
- ТашлыковВ.А.Психология лечебногопроцесса.– Л:Медицина,1984.– 192 с.
- Формирование личностной готовности к профессиональной деятельности в условиях многоуровневого образовательного пространства // Психология и практика: Ежегодник РПО. - Т. 4, вып. 4. - Ярославль, 1998. - С. 254-258